КОВЕР МИРА
Профилактика конфликтных ситуаций
и работа с ними
СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ
Начало см. в № 40, 41/2004
Cегодня нам предстоит
убедиться, что умение выслушать и услышать то,
что хочет сказать нам собеседник, — одно из
определяющих условий неконфликтных отношений.
Вы, безусловно, неоднократно замечали, что в
процессе общения отвлекаетесь на свои мысли,
сравнивая и сопоставляя то, что вам говорят, с
собственным опытом и взглядами. Возникли
ассоциации — и вот вы уже потеряли основную
мысль собеседника. А может, уже задумались над
тем, что ответить, как продолжить тему, — и вам
приходится просить его повторить сказанное.
Такая ситуация возможна и в профессиональном
общении: во время тренингового занятия или на
педагогическом совете, при общении с ребятами
или с коллегами.
Чтобы таких ситуаций в нашей деятельности было
меньше, существует ряд психологических приемов.
ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Невербальные
Прежде всего, это «Безмолвное слушание» —
выжидающая поза, наклоненная к собеседнику
голова, внимательное выражение лица, кивание
головой в знак готовности слушать дальше,
«угу-поддакивания». Его можно использовать во
время любого разговора. Этот прием незаменим в
общении с человеком, нуждающимся в одобрении и
поддержке, в том, чтобы его выслушали, дали
выговориться. Но понятно, что любому собеседнику
внимание слушателя очень важно.
Можно провести небольшое упражнение на
отработку данного приема.
Упражнение
Инструкция. Разбейтесь на пары и сядьте
так, чтобы вам было удобно разговаривать друг с
другом. Теперь один из вас будет рассказывать
какую-нибудь небольшую историю из жизни, а второй
— использовать прием безмолвного слушания.
Анализ
• Мешало или помогало вам поведение партнера
по общению?
Скорее всего, если участники действительно
старались отработать прием, а не пошутить и
спародировать его, вы не столкнетесь с
утверждением, что безмолвное слушание осложняет
процесс общения.
Еще один невербальный прием «Отзеркаливание» —
точное воспроизведение позы, мимики, интонации и
других невербальных проявлений собеседника с
целью лучше почувствовать его состояние и
повлиять на это состояние собеседника. Данный
прием имеет отношение к такому понятию, как эмпатия.
С одной стороны, это познание человеком
внутреннего мира других людей (вчувствование). С
другой стороны, это эмоциональная отзывчивость
человека на переживания другого. Не зря говорят:
«Чужая душа — потемки». То же можно сказать и про
состояние, чувства других людей. Но владение этим
приемом позволяет прочувствовать состояние
собеседника, что, в свою очередь, помогает
выстраивать диалог, идя от собеседника.
Для отработки данного приема предлагаем сделать
следующее.
Примеры карточек с возможными
уточняющими вопросами
Директор школы опять
сделал мне вчера замечание в присутствии всех, а
я — уважаемый учитель в школе и работаю не первый
год, и мне не надо объяснять, в чем мои
обязанности. Надоело мне, пора это все
заканчивать. |
— Какое именно замечание
сделал директор? — А в чем именно заключаются
ваши обязанности?
— Что вы имеете в виду, говоря «все это»
заканчивать? |
Почему все девчонки в
классе передразнивают меня? Вроде я никого не
обижаю, даю списывать! Меня все это бесит! Так и
хочется что-нибудь эдакое им сделать. |
— Как и кто именно тебя
передразнивает?
— Как часто это происходит?
— Что именно тебе хочется сделать? |
Упражнение
Инструкция. Вам необходимо разбиться на пары.
Найдите в комнате (классе, аудитории) место, где
бы вам никто не мешал и было удобно двигаться.
Решите, кто в паре будет участником № 1, а кто — №
2. Когда начнет играть музыка, все участники под №
1 будут отслеживать свое внутреннее состояние,
максимально его конкретизируют, а затем
постараются передать в своих движениях. В это
время участник № 2 в каждой паре стремится
максимально подстроиться под движения партнера,
повторить их и понять свои ощущения от этих
движений. После этого участники сообщают друг
другу о своих впечатлениях и ощущениях и
меняются ролями.
Анализ
• Какие ощущения возникли в ходе упражнения?
• Получилось ли почувствовать состояние
человека?
• Что помогало? Мешало?
Для упражнения лучше выбрать спокойную, но
достаточно ритмичную музыку.
К такому упражнению группа должна быть готова:
участники не просто знакомы, но уже и доверяют
друг другу. Настройте участников на чувствование
себя и другого человека, расскажите о важности
умения это делать. Спросите, что значит «понимать
состояние другого».
Вербальные
«Уточняющие вопросы» — обращение к
собеседнику с просьбой дополнить, разъяснить
что-то из того, что он говорил, чтобы точнее
понять его. Он позволяет избежать интерпретаций
и помогает как слушающему, так и говорящему до
конца понять друг друга.
Упражнение
Инструкция. Мне необходима пара участников.
Итак, одному из вас я дам карточку, на которой
написана некая ситуация, ее нужно озвучить.
Второй участник, используя прием уточнений,
попытается полностью прояснить ситуацию.
Анализ
• Каким образом прием уточнения помог вам?
• С какими сложностями вы столкнулись?
При использовании данного приема зачастую
возникает ряд ошибок. Самая распространенная из
них — развитие идеи и домысливание слов
собеседника собственными размышлениями на эту
тему. Так, например, на высказывание: «Мой сын
ужасно себя ведет» – уточняющим будет вопрос:
«Как вы понимаете слова «ужасно себя ведет?» (а не
«Что вы планируете делать с этим?»). Будьте
внимательны при отработке и использовании
уточнений.
Следующий прием «Парафраз» —
перефразирование и возвращение собеседнику
основной мысли его высказывания с целью
выяснения, правильно ли вы его поняли. Чаще всего
начинается со слов: «Правильно ли я тебя понял,
что...»
Это центральный и один из самых сложных приемов
эффективной коммуникации, требующий
скрупулезной отработки.
Упражнение
Инструкция. Разделитесь, пожалуйста, на две
команды. В течение 10 минут вы будете размышлять
на тему «Легализация наркотических веществ в
России». При этом задача первой команды —
сформулировать аргументы в защиту легализации, а
задача второй — опровергнуть эти аргументы.
После того как участники сформулировали свою
точку зрения, они садятся в две линии друг
напротив друга.
Начинается конференция по проблеме «Наркотики в
России». Участникам необходимо выяснить мнение
друг друга — выслушать и добиться понимания
своих тезисов. Первый участник произносит один
из аргументов своей команды. Первый участник из
другой команды, используя прием парафраза,
добивается того, чтобы оратор согласился: «Да, ты
меня правильно понял». Затем сам произносит свой
аргумент, а второй участник из противоположной
команды тренируется использовать прием
парафраза. И так до тех пор, пока все участники
конференции не выскажутся.
Анализ
• Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
• Что оказалось самым сложным?
• Что помогало во время беседы?
Конечно, ведущему необходимо постоянно
отслеживать верность использования парафраза и
вносить коррективы, но только в том случае, если
участник уже сам не находит для этого ресурсов.
Можно провести ряд упражнений на комплексную
отработку навыков хорошего слушания.
Упражнение
Инструкция. Кто хотел бы попробовать себя в
роли ведущего группы?
Твоя задача сейчас, используя все знания о
приемах эффективного слушания, в течение 20 минут
управлять принятием группового решения на тему
«Что появилось раньше: курица или яйцо?».
Анализ
Вопросы «ведущему»:
• Какие чувства возникли в процессе
упражнения?
• Попробуй проанализировать и оценить,
насколько тебе удалось использовать приемы
хорошего слушания? Как это отразилось на
принятии решения группой?
• Что оказалось сложным? Что удалось лучше и
легче?
Вопросы группе:
• Какие чувства вызвало такое ведение процесса
принятия решения?
• Что позволяло чувствовать себя комфортно?
Что мешало, создавало напряжение?
• Что можно пожелать «ведущему» и всем
участникам по использованию приемов
эффективного слушания?
Заметим, что в процессе упражнения участникам
необходимо прийти к общему решению по указанной
проблеме (тему, кстати, вы можете взять любую,
например какую-то актуальную для вашего класса
или коллектива). Это значит, что решение
принимается каждым, а не по принципу большинства.
|