Родительские собрания
в начальной школе
Родительские
собрания и участие в них — неотъемлемая часть
профессиональной жизни школьного психолога.
Сколько не говори об этом, вопросы все равно
остаются. Этой злободневной теме посвящена книга
Натальи Дереклеевой «Родительские собрания.
Начальная школа», которая в скором времени
выйдет в издательстве «Вако».
Предлагаем вашему вниманию отрывок из рукописи
книги — разработки четырех родительских
собраний: их тематика тесно связана с
психологией.
Если вас заинтересует материал книги, по
вопросам о ее приобретении можно обратиться по
тел.:
(095) 746-07-36, 507-33-42; e-mail: sale@vaco.ru
НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ — РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Задачи собрания
1. Формировать у родителей учащихся
ответственное отношение к воспитанию
дружелюбия, доброжелательного отношения к людям.
2. Предложить практические рекомендации по
воспитанию у ребенка доброжелательности.
Форма собрания: форум.
Подготовительная работа к собранию
1. Родительский комитет изготавливает красочный
лозунг с темой собрания.
2. В зале развешиваются портреты героев
мультфильмов и книг, которые являют собой пример
дружбы, скажем, Кот Леопольд и мышата, Чебурашка и
Крокодил Гена, Волк и Заяц и т.д.
3. Учащиеся делятся на группы и придумывают
рисунки-проекты на тему «Дружба».
4. Родители готовят воспоминания о школьной
дружбе, истории, связанные со школой и своими
лучшими друзьями.
5. Родительский комитет и учащиеся делают
пригласительные билеты для участия в форуме. Их
содержание может быть таким:
Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом.
Мы ждем вас и надеемся на встречу!
6. К собранию готовятся концертные номера —
сюрпризы.
7. Классный руководитель готовит для родителей
советы по воспитанию у детей дружелюбия,
традиций и обычаев в семье, связанных с
воспитанием таких качеств, как дружба и
товарищество.
8. В ходе собрания используется проектор под
названием «Волшебный экран». С его помощью на
экран проецируются вопросы учащихся своим
родителям о дружбе и товариществе. Эти вопросы
ребята придумывают сами, но при этом классный
руководитель помогает им определить самые
насущные проблемы в дружбе, выраженные в вопросе
к родителям.
9. Учащиеся и родители рассаживаются в зале
необычным образом: стулья поставлены полукругом,
родители и дети сидят напротив друг друга.
Литература для подготовки к родительскому
собранию
1. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
М., 2000.
3. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М.,
2000.
ХОД СОБРАНИЯ
Слово классного руководителя
Добрый вечер, папы и мамы, дети и родители,
добрый вечер, друзья! Сегодня мы дадим
возможность маленьким и взрослым обсудить свои
проблемы, задать вопросы и посвятить их
короткому, но очень значительному слову в жизни
человека — слову «д-р-у-ж-б-а».
Звучит песня в исполнении В. Высоцкого из
кинофильма «Вертикаль».
Вопросы учащимся и родителям
(дети и родители отвечают по цепочке):
• Кого мы можем назвать другом?
• Какой он, ваш друг?
• Каким настоящий друг не может быть?
• Каким должен быть человек, чтобы он мог иметь
друзей?
Концертный номер «Маленькая страна».
Конкурс «Дружба в жизни родителей и в жизни
их детей»
Родители и дети каждой семьи рассказывают о
друзьях, но при этом дети рассказывают о тех
людях, которые являются друзьями родителей, а
родители — о друзьях своих детей.
Танец дружбы детей и родителей. Малый и большой
круг.
Волшебный экран
Вопросы детей родителям и родителей детям.
Вопросы готовятся заранее и обсуждаются
совместно с родительским комитетом. Они задаются
анонимно, и отвечать на них могут все родители.
Вопросы могут быть примерно такими:
• Можно ли без разрешения родителей приглашать
друзей в свой дом?
• Можно ли о друзьях говорить плохо?
• Если друг совершил плохой поступок, можно ли об
этом говорить другим людям?
• Можно ли дружить с человеком, если он не
нравится твоим близким?
• Можно ли прощать другу его ошибки?
• Можно ли ссориться с друзьями и обижаться, если
они правы?
• Можно ли считать папу и маму друзьями?
• Нужно ли в дружбе подчиняться?
Совместное исполнение песни «Ты да я, да мы с
тобой...»
Слово классного руководителя
Как вы думаете, почему частенько родители и
дети ссорятся?
Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети
не понимают, что родители устали на работе, что
они раздражены своими тяжелыми заботами и
проблемами, и не догадываются помочь им,
успокоить.
Родителям некогда вникать в проблемы и интересы
ребенка, они не понимают, что для детей игра — это
серьезно и важно. И родители начинают
«воспитывать», требовать, приказывать, а детям не
хочется слушать нотации. И оказываются родители
с детьми по разные стороны баррикад, перестают
понимать друг друга, перестают быть друзьями.
Разыгрывание ситуаций
Учитель готовит заранее несколько конвертов с
ситуациями. Он приглашает родителей и детей из
одной семьи разыграть ситуацию, которая лежит в
конверте.
Ситуация 1
У Тани есть подружка Света. Свете купили красивую
кофточку. Тане хочется такую же. Мама говорит, что
можно купить что-нибудь другое, но Таня
обижается, злится на маму.
Ситуация 2
Коля давно хотел попросить у Сережи альбом с
марками, но Сережины родители запрещают
что-нибудь из домашних предметов давать другим.
Сереже не нравится, что родители не разрешают
дать альбом другу.
Ситуация 3
Саша пригласила друзей на день рождения, ребята
вели себя не очень хорошо. Родители решили...
Слово классного руководителя
Может ли быть настоящая дружба такой, которую
мы с вами увидели в сценках родителей и детей.
Нет. А какой она может быть?
Сочинения учащихся о дружбе
Давайте учиться жить так, чтобы всем было хорошо
под одной крышей. Не лучше ли объединиться,
понять друг друга и радоваться добру и согласию?
А чтобы это получилось, постарайтесь следовать
некоторым советам для родителей и детей.
Советы для родителей
Советы для родителей и детей сворачиваются в
свиток, перевязываются лентой и вручаются каждой
семье — взрослым и детям.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе
В конкурсе участвуют команда родителей и команда
детей. Каждая команда получает пакет с
разрезанными пословицами и поговорками. Они
должны собрать их в предложения.
Концертная программа
Исполнение песни «Взрослые и дети».
Поэтический конкурс
Учащимся и родителям предлагается в отведенное
время написать стихи о дружбе. В это время звучит
песня «Ты да я, да мы с тобой».
В конце собрания ребята и родители вместе
фотографируются. В руках они держат плакаты с
получившимися стихами.
Наталья ДЕРЕКЛЕЕВА
(Продолжение следует)
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Учите своего ребенка дружить с другими
детьми, не обрекайте его на одиночество.
2. Любой ребенок — отличник или двоечник,
подвижный или медлительный, атлет или рохля —
может быть другом вашему ребенку и поэтому
заслуживает уважения с вашей стороны.
3. Цените друзей своего ребенка не с позиции
возможностей его родителей, а с позиции его
отношения к вашему ребенку. Всякая ценность
человека в нем самом.
4. Собственным отношением к друзьям учите своего
ребенка ценить друзей.
5. Старайтесь показать своему ребенку
достоинства его друзей, а не недостатки.
6. Хвалите своего ребенка за проявление его
достоинств в дружбе.
7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом,
общайтесь с ними.
8. Помните, что дружба детства, которая будет
поддержана вами, возможно, станет опорой вашего
ребенка во взрослой жизни.
9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и
не искать выгоды от дружбы.
10. Учитесь быть своему ребенку другом.
11. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как
друзьям, не шантажируйте его ими.
12. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать
друзьям приятное.
14. Не допускайте предательства ребенка по
отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает
большую.
СОВЕТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Доверяйте своим родителям — они самые
близкие вам люди, они могут помочь вам, дать
хороший совет.
2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах,
горестях.
3. Делитесь своими радостями.
4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
6. Не огорчайте их и не обижайтесь на них
понапрасну.
7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте
о них.
8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о
друзьях детства.
9. Демонстрируйте родителям достоинства своих
друзей, а не недостатки.
10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих
друзей. |