Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские собрания
в начальной школе

Родительские собрания и участие в них — неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Сколько не говори об этом, вопросы все равно остаются. Этой злободневной теме посвящена книга Натальи Дереклеевой «Родительские собрания. Начальная школа», которая в скором времени выйдет в издательстве «Вако».
Предлагаем вашему вниманию отрывок из рукописи книги — разработки четырех родительских собраний: их тематика тесно связана с психологией.
Если вас заинтересует материал книги, по вопросам о ее приобретении можно обратиться по тел.:
(095) 746-07-36, 507-33-42;
e-mail: sale@vaco.ru

НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ — РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Задачи собрания
1. Формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию дружелюбия, доброжелательного отношения к людям.
2. Предложить практические рекомендации по воспитанию у ребенка доброжелательности.
Форма собрания: форум.
Подготовительная работа к собранию
1. Родительский комитет изготавливает красочный лозунг с темой собрания.
2. В зале развешиваются портреты героев мультфильмов и книг, которые являют собой пример дружбы, скажем, Кот Леопольд и мышата, Чебурашка и Крокодил Гена, Волк и Заяц и т.д.
3. Учащиеся делятся на группы и придумывают рисунки-проекты на тему «Дружба».
4. Родители готовят воспоминания о школьной дружбе, истории, связанные со школой и своими лучшими друзьями.
5. Родительский комитет и учащиеся делают пригласительные билеты для участия в форуме. Их содержание может быть таким:

Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом.
Мы ждем вас и надеемся на встречу!

6. К собранию готовятся концертные номера — сюрпризы.
7. Классный руководитель готовит для родителей советы по воспитанию у детей дружелюбия, традиций и обычаев в семье, связанных с воспитанием таких качеств, как дружба и товарищество.
8. В ходе собрания используется проектор под названием «Волшебный экран». С его помощью на экран проецируются вопросы учащихся своим родителям о дружбе и товариществе. Эти вопросы ребята придумывают сами, но при этом классный руководитель помогает им определить самые насущные проблемы в дружбе, выраженные в вопросе к родителям.
9. Учащиеся и родители рассаживаются в зале необычным образом: стулья поставлены полукругом, родители и дети сидят напротив друг друга.

Литература для подготовки к родительскому собранию
1. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
3. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М., 2000.

 

ХОД СОБРАНИЯ

Слово классного руководителя
Добрый вечер, папы и мамы, дети и родители, добрый вечер, друзья! Сегодня мы дадим возможность маленьким и взрослым обсудить свои проблемы, задать вопросы и посвятить их короткому, но очень значительному слову в жизни человека — слову «д-р-у-ж-б-а».
Звучит песня в исполнении В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».

Вопросы учащимся и родителям
(дети и родители отвечают по цепочке):
• Кого мы можем назвать другом?
• Какой он, ваш друг?
• Каким настоящий друг не может быть?
• Каким должен быть человек, чтобы он мог иметь друзей?

Концертный номер «Маленькая страна».

Конкурс «Дружба в жизни родителей и в жизни их детей»
Родители и дети каждой семьи рассказывают о друзьях, но при этом дети рассказывают о тех людях, которые являются друзьями родителей, а родители — о друзьях своих детей.
Танец дружбы детей и родителей. Малый и большой круг.

Волшебный экран
Вопросы детей родителям и родителей детям.
Вопросы готовятся заранее и обсуждаются совместно с родительским комитетом. Они задаются анонимно, и отвечать на них могут все родители. Вопросы могут быть примерно такими:
• Можно ли без разрешения родителей приглашать друзей в свой дом?
• Можно ли о друзьях говорить плохо?
• Если друг совершил плохой поступок, можно ли об этом говорить другим людям?
• Можно ли дружить с человеком, если он не нравится твоим близким?
• Можно ли прощать другу его ошибки?
• Можно ли ссориться с друзьями и обижаться, если они правы?
• Можно ли считать папу и маму друзьями?
• Нужно ли в дружбе подчиняться?

Совместное исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой...»

Слово классного руководителя
Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?
Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не догадываются помочь им, успокоить.
Родителям некогда вникать в проблемы и интересы ребенка, они не понимают, что для детей игра — это серьезно и важно. И родители начинают «воспитывать», требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И оказываются родители с детьми по разные стороны баррикад, перестают понимать друг друга, перестают быть друзьями.

Разыгрывание ситуаций

Учитель готовит заранее несколько конвертов с ситуациями. Он приглашает родителей и детей из одной семьи разыграть ситуацию, которая лежит в конверте.
Ситуация 1
У Тани есть подружка Света. Свете купили красивую кофточку. Тане хочется такую же. Мама говорит, что можно купить что-нибудь другое, но Таня обижается, злится на маму.
Ситуация 2
Коля давно хотел попросить у Сережи альбом с марками, но Сережины родители запрещают что-нибудь из домашних предметов давать другим. Сереже не нравится, что родители не разрешают дать альбом другу.
Ситуация 3
Саша пригласила друзей на день рождения, ребята вели себя не очень хорошо. Родители решили...

Слово классного руководителя
Может ли быть настоящая дружба такой, которую мы с вами увидели в сценках родителей и детей. Нет. А какой она может быть?

Сочинения учащихся о дружбе
Давайте учиться жить так, чтобы всем было хорошо под одной крышей. Не лучше ли объединиться, понять друг друга и радоваться добру и согласию? А чтобы это получилось, постарайтесь следовать некоторым советам для родителей и детей.

Советы для родителей
Советы для родителей и детей сворачиваются в свиток, перевязываются лентой и вручаются каждой семье — взрослым и детям.

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе
В конкурсе участвуют команда родителей и команда детей. Каждая команда получает пакет с разрезанными пословицами и поговорками. Они должны собрать их в предложения.

Концертная программа
Исполнение песни «Взрослые и дети».

Поэтический конкурс
Учащимся и родителям предлагается в отведенное время написать стихи о дружбе. В это время звучит песня «Ты да я, да мы с тобой».
В конце собрания ребята и родители вместе фотографируются. В руках они держат плакаты с получившимися стихами.

Наталья ДЕРЕКЛЕЕВА

(Продолжение следует)

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
2. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
3. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
4. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
5. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
6. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
7. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
8. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
10. Учитесь быть своему ребенку другом.
11. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
12. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
13. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
14. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

СОВЕТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ



1. Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
3. Делитесь своими радостями.
4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
6. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.
10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.