Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские собрания
в начальной школе

Продолжение. См.45/2004

Родительские собрания и участие в них — неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Сколько не говори об этом, вопросы все равно остаются. Этой злободневной теме посвящена книга Натальи Дереклеевой «Родительские собрания. Начальная школа», которая в скором времени выйдет в издательстве «Вако».
Предлагаем вашему вниманию отрывок из рукописи книги — разработки четырех родительских собраний: их тематика тесно связана с психологией.
Если вас заинтересует материал книги, по вопросам о ее приобретении можно обратиться по тел.:
(095) 746-07-36, 507-33-42;
e-mail: sale@vaco.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

Задачи собрания
1. Познакомить родителей младших школьников с такими понятиями, как «аффект», «стресс».
2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Форма собрания: занятия в школе родительского авторитета.
Возраст учащихся: 3–4-й класс.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ

Анкетирование детей и родителей.

Сочинения учащихся
Темы могут быть разными:
– Самый трудный день в моей жизни.
– Мои маленькие радости.
– Обида, которую не могу забыть.
– Что мне не нравится в школе.

Рисунки детей по теме родительского собрания
Учащимся предлагается нарисовать различные эмоции и при этом связать их с чем-то определенным. Например, «радость» — поход в зоопарк, «грусть» — двойка в школе.

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.
Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Анализ анкет родителей и учащихся.

Просмотр видеоматериалов
Родители смотрят видеофильм о школьных праздниках в классе. Их задача: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребенка в праздниках. Обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники доктора Костылева "Костамед". Стоматологические клиники Перми предлагают Вам такие услуги, как профилактика, лечение зубов, хирургия, исправление прикуса и др. по выгодным ценам. Узнать подробнее о клинике, цены и контакты, а также получить онлайн-консультацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.kostamed.ru/.

Обсуждение выставки рисунков
Анализ классным руководителем или школьным психологом отдельных рисунков учащихся по теме собрания.

Выступление психолога
Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функций внутренних органов. (Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе.)
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Например, ужас — переживается как скованность движений, позы, речи. Радость — человек теряется, не зная что сказать.
Причины аффекта:
1. Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).
2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
Последствия аффекта:
1. Меняются внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием (доминанта).
2. Человек «теряет голову». Все поступки неразумны, или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не допускал.
3. Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие.
Для эмоционального стресса характерны:

неспособность человека справляться с задачей, усваивать информацию;
снижение объема и концентрации внимания;
усиление отвлекаемости;
невозможность сосредоточиться;
ухудшение памяти;
увеличение ошибок и неправильных решений;
мышление становится спутанным;
рост напряжения, беспокойства, тревоги;
появление болезненной мнительности;
ухудшение сна;
депрессия или эмоциональные взрывы.

Французский психолог Г. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса:
1. Реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.
2. Этап стабилизации — параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.
3. Если стрессовая ситуация продолжается, наступает стадия истощения.

Практикум для родителей
Родители делятся на две группы: первая группа разрабатывает возможные пути и способы выхода ребенка из состояния аффекта; вторая – придумывает приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
После выполнения задания необходимо организовать обсуждение и детально обговорить каждый прием или способ.

Подведение итогов собрания
Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.

Наталья ДЕРЕКЛЕЕВА

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



• Эмоционален ли ваш ребенок?
• Умеет ли ваш ребенок радоваться?
• В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
• Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?
• Каким образом вы это делаете?
• Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?
• В каких случаях он это делает?
• Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
• Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?
• Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?
• Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

 

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ



• Умеешь ли ты радоваться?
• Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?
• Можешь ли ты порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?
• Как часто ты грустишь?
• Что может стать причиной грусти?
• Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?
• Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?
• Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?
• Тебе бывает страшно на уроках?
• В каких случаях с тобой такое бывает?
• Ты боишься говорить своим родителям, что ты получил(а) плохую отметку?
• Тебя наказывают за плохие результаты в школе?