ДНЕВНИК БОЛЬШОЙ ИГРЫ
Cogito ergo sum (мыслю,
следовательно, существую) — сказал французский
философ Декарт. Да, но я живу, только пока
чувствую. Именно так. Что означает в нашем
богатом и могучем языке «существую» и что
означает «живу»? Намечается ощутимое различие в
полноте состояний. «Существовать» — как-то
тускловато, рутинно, вяло, монотонно. По
обязанности, что ли. «Жить» — куда веселее,
полнозвучнее, гуще, непредсказуемее.
Бестелесность и уплощенность образов и
понятий, которыми насыщено обучение городских
детей, является сегодня почти нормой восприятия
пространства. В восприятии времени также
доминируют не естественные ритмы Вселенной, а
циферблат — причем все чаще не круговой со
стрелкой, отдаленно напоминающий солнечные часы,
а с «бегущей строчкой» готовых электронных цифр.
Каким образом ребенку проникнуть в живописные
закоулочки русского языка, если ничего
объемного, выпуклого, что в том языке есть, в его
жизни почти не встречается? Отсюда и предметы в
школе уплощаются, либо насыщаются «самобытными»
образами собственного изготовления, вне
культурной традиции. Сегодня географу, биологу,
историку, да и литератору воистину не дано
предугадать, как отзовется их слово в душах
ребят.
Компьютер и видео городскому человечку
школьного возраста заменяют лес, двор, общение и
в конечном счете жизненный опыт. И обычный ответ
на вопрос «ты читал эту книгу?» — «нет, не читал, я
смотрел...». Он, она, они — СМОТРЕЛИ кино по этой
книге. Хорошо, если версию, сделанную на языке
подлинника.
Как понять, не представляя, как представить, не
соприкоснувшись на опыте с тем, что требуется
представить? Как вести диалог, если за словами не
стоит глубинная многозначность их смыслов?
Что является критерием истинности услышанного
слова? Вживленность слова в собственный опыт,
слова прожитого, пережитого, прочувствованного.
Сегодня необходимы специальные
психолого-педагогические усилия для создания
среды, в которой современные городские дети
смогли бы получить опыт чувствования природы,
природы как Мира, и познакомиться с
традиционными отражениями образов этого мира в
культуре.
ПЕРЕЖИВШИЕ
СТРЕСС
Этот замечательный класс свалился мне на
голову почти в буквальном смысле слова. Верно,
завязался узелок на нити судьбы, вернувшей меня в
собственное детство.
Шестой «З», как и все шестые классы в нашей школе,
должен был обрести нового классного
руководителя, поскольку именно на этом уровне
формировалась средняя ступень: дети сдавали
экзамены и поступали (или не поступали) в
гимназию. Если поступали — начиналась жизнь
«ботаников», из которой можно было выбраться
обратно в детство, только нахватав неположенное
количество троек в четверти. Если не поступали —
как правило, огорчались, огорчали родителей и
учились как могли в «общаге», рискуя попасть в
класс коррекции в случае чрезмерного количества
двоек.
Шестой «З» состоял из человечков, весьма успешно
учившихся первые пять лет, но невозможным
образом срезавшихся на вступительных экзаменах
в гимназию. Во всяком случае, большинство из них
было из числа не справившихся с
соревновательно-отборочным стрессом. Сами
понимаете: полно обманутых ожиданий. «Хорошисту»
или даже «отличнику» получить «неуд» — каково
это?
Никто не пытался разобраться в причинах такого
обвала. Младшая школа считала, что дети
перенервничали, старшая — что младшая плохо
учит. И пока шли дебаты на тему о базовом
компоненте и здоровьесберегающей педагогике, 6-й
«З» замаячил на моем педагогическом горизонте.
Видимо, ветра были попутными, и мы встретились —
я и мои ненаглядные «зюшки».
Я подумала еще в июне, что надо прожить грядущие
года четыре так, чтобы было что вспомнить на
старости лет, и не только мне. Высокие слова и
помыслы здесь ни при чем абсолютно, мне достался
общеобразовательный класс из потенциальных
гимназистов с обманутыми ожиданиями. Чего
доброго, они начнут каждую четверть заканчивать
на «4» и «5» и сдавать экзамены в гимназию, в лицей,
в институт...
Что, если не заниматься реализацией детских
(честнее сказать — родительских) карьерных
замыслов, а вместо этого на всю глубину и с
размахом прожить школьные годы в настоящем
детстве? Что, если...
СКУДОСТЬ ОПЫТА
Во мне по сию пору жива память моих детских
открытий, изумлений и восторгов. К сказкам
отношусь чрезвычайно серьезно, книги люблю
больше, чем кино. И не мыслю жизни без дороги и
путешествий.
Но, учительствуя, я столкнулась с тяжелой
проблемой — «нам не дано предугадать, как слово
наше отзовется...». Причем тому виной не избыток
детской фантазии, а скудость опыта элементарного
чувствования мира — на уровне «мокро–сухо»,
«горячо–холодно», что есть «ветер», «солнце»,
«дождь», «дерево» — и так до бесконечности.
Но ведь это означает, что учитель, этим опытом
обладающий, обращается к детям на языке, мало что
значащем для его аудитории. Аудитория не может
услышать того, что сообщает учитель: нет этого в
ощущениях. Слова — шелуха наших чувств, в них нет
ничего, за что может зацепиться ассоциация.
Образу неоткуда родиться. А уж если он и появится
на свет божий — то такой уродище!
Термин «интерактив» — скользкий и туманный.
Определяется как «возможность контакта с
объектом изучения». Какого именно контакта? Одни
считают — это компьютерные программы. Дитятко
нажимает кнопочки и воздействует на процесс
явления информации на экране. Другие полагают,
что это непосредственные чувственные
манипуляции с предметом: взяли в руки, потрогали,
принюхались, попробовали на вкус (если можно),
посмотрели под микроскопом, понаблюдали и
сравнили, как объект ведет себя сегодня, как вел
вчера...
Мне ближе второй подход. Возможно потому, что я не
из компьютеризированного поколения, и этот
агрегат в моем понимании — только хорошая
домашняя типография.
Но возвращаюсь к «языку общения»: я много раз
попадала в ловушку — детские глаза внимательно
следят за моим рассказом и становятся все
туманнее и вежливее. Дети редко шумели, если было
непонятно, но в какой-то момент я чувствовала, что
все мое краснобайство — коту под хвост: дети НЕ
СЛЫШАТ и НЕ ВИДЯТ, о чем я тут распинаюсь.
К моему немалому удивлению, класс коррекции
зачастую воспринимал тот же учебный материал
глубже, чем отобранные гимназисты: сказывался
опыт жизни дворово-улично-дачно-деревенских
ватаг. На том же основании, вероятно, биологию в
четвертых-пятых классах хорошо знали те, кто
занимал нишу педагогически запущенных детей. Они
располагали опытом чувствования и наблюдения
жизни вне стен квартиры, они попробовали ее «на
вкус».
Голод на чувства — серьезная вещь. Читая в
детстве Жюля Верна и Майн Рида, так хотелось
почувствовать, что такое «соленый ветер»,
«бешеный галоп», «костер в ночи». Вероятно, нет
ничего больнее и уродливее, чем чисто
теоретическая любовь к миру.
В ОСОБОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Шестой «З» явился 1 сентября во всем
великолепии нескольких десятков выдающихся
личностей. Как всегда, на моем учительском столе
был насыпан курган из букетов — тризна по лету.
«Дамы и господа, леди и джентльмены!
Здравствуйте-садитесь!» — эта ритуальная форма
приветствия не изменилась за все годы нашего
романа. И они улыбнулись и сели.
И понеслось...
К этому времени у меня уже была команда
единомышленников: студентка РГГУ, студент МПГУ,
замечательные шалопаи из 8-х классов.
Единомышленники были одновременно моими
коллегами по многочисленным экспедициям и
незаменимыми создателями великого множества
ролевых игр.
Кабинет, которому предстояло стать домом для
шестиклашек, мы оформили заранее.
Пространство, в котором будет проходить наше
совместное время, должно быть особым. Особость
его начинается с материальной — интерьерной —
стороны. Над доской-фризом расположились древние
символы — солнце, гром, земля, вода и луна,
птица-феникс, утка-конь, конь. В центре —
зодиакальное созвездие месяца, его символика,
его древнее славянское название. На стендах —
коллажи, посвященные текущему месяцу:
современное название — заголовок, фотомонтаж —
образная (цветовая) характеристика, немного
текстов — что в этом месяце было важного для
человека, его названия у других народов, его
главные праздники и даты.
Помимо плоскостного материала, который будет
присутствовать в кабинете постоянно и меняться
каждый месяц, мы сделали выставочную экспозицию
только для наших «зюшек» — «Бабушкин сундучок».
Эта инсталляция помещалась в огромном аквариуме,
вмонтированном в специальную стойку, служившую
стенкой моей подсобки. Таких аквариумов было
всего четыре — два на 200 л и еще два поменьше. В
них делались палеонтологические, геологические
и даже археологические выставки. Мы решили, что
«Бабушкин сундучок» будет открываться только
для своих.
Что в нем было? Старье, если говорить честно.
Часть его можно назвать антикварной, часть —
данью ностальгии по собственному детству. Куски
тканей, нечаянно застрявшие в закоулках шкафов с
довоенных времен, вязаные кружева с подзоров,
куклы 50-х, перьевые обычнейшие ручки и чернильницы,
монетки – двушки и пятаки, трешки и копеечки, а
также дореволюционные купюры, чайные жестянки,
театральные веера, почтовые открытки и старинные
фото, мамины бусы, прабабушкины рукоделия,
школьные тетради с оценками и бог знает какая еще
старина и рухлядь...
В подсобке поселились черепахи Фрося и Чеперяха
— тоже только для своих. Еще там образовался
чайник, чайный стол и масса всякого полезного и
приятного хлама. А из чего же еще прикажете
«расти стихам»?
В аквариуме поселилось «другое время», в
подсобке — две представительницы иной
цивилизации. Интерьер дополняли очень старые и
очень настоящие кадушки из тверской деревни.
СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
На родительском собрании я просила разрешения
на проведение эксперимента у родителей. Суть его
проста — мы будем изучать время и пространство, а
точнее — лес. Каждую пятницу в один и тот же час
мы будем уходить на опушку нашего лесопарка —
это в одной минуте ходьбы от школьного крыльца.
Каждую пятницу мы будем наблюдать, что же
происходит с лесом, как он живет и меняется. Наша
прогулка должна состояться в любую погоду.
Помимо наблюдений, будет теоретическая часть —
семинар, на котором мы будем знакомиться с тем,
как представляли время наши предки, как мыслили
его другие народы. Какие праздники были самыми
важными в году. Как люди объясняли мир, их
окружавший.
Вечная смена лесных одежд, бег солнечного года по
космическому кругу и московская осень — все
увязано ритмом дня и ночи в бесконечную цепь.
Родители согласились. Наши приключения начались.
Конечно, в лес пошли далеко не все — компьютер,
телевизор, учеба, улица. Масса сложностей в жизни
человека одиннадцати лет!
Но особенно мешали болячки. Ох уж эти болячки
школьной поры! Мамы и бабушки, такие любящие,
такие заботливые, — как правило, главный
источник этих бед. Можете ли вы заболеть, если вам
предстоит посещение, например, футбольного матча
с участием любимой команды или концерта вашей
обожаемой группы? Бред — как можно! А если вас
ждет контрольная или вы не сделали домашнюю
работу в ...дцатый раз? Самое время. Но это —
простой сценарий. Сложнее, когда мама или бабушка
контролируют ваше здоровье как незаменимые
ангелы-хранители. Вот тут-то вы поболеете, а они
вас от души полечат. Какое там «превозмочь»,
«потерпеть». Вам еще и подскажут, как сильно и
нехорошо вы болеете и как вас надо непременно до
конца вылечить.
Я не преувеличиваю: это плод наблюдений 12 лет
учительствования. И в моем чудесном 6-м «З» были
такие люди. Стремление болеть — следствие
некоего перекоса в семейных отношениях. Но об
этом родителям не скажешь.
Татьяна ЗУБКОВА
Продолжение следует
|