ДНЕВНИК БОЛЬШОЙ ИГРЫ
Психолого-педагогические заметки
Продолжение. См. № 1/ 2004
Прежде чем идти в лес, мы
обсудили, что же мы там будем делать?
Схема прозрачная: мы хотим, чтобы лесные земли
стали нашими. Мы хотим их освоить — без этого они
нашими не станут. Что значит «освоить»? Прежде
всего — изучить: какие деревья здесь растут, куда
ведут тропинки, где найти дрова, как не вымокнуть
в дождь, как спрятаться от ветра, как определить
стороны горизонта — и многое другое. Потом —
поселиться на землях.
Что значит «поселиться»? Поселиться — построить
дом, очаг... Конечно, дом мы можем построить только
понарошку. А вот очаг сделаем по-настоящему, надо
только научиться разводить огонь. Это стало
непременным условием игры — уметь развести
огонь на своей территории. Очаг — тепло, защита,
приготовление пищи, совместная трапеза около
него... Так было испокон веков.
И уж если поселились мы на этих землях, надо
следить, как они живут, как себя чувствуют, как
меняет их время. Ну и конечно, дом должен быть
ухоженным, очаг — чистым.
ОСВОЕНИЕ БЛИЖНИХ ЗЕМЕЛЬ
Главная
задача: ощутить ритм естественных изменений
пространства леса по сезонам: ход времени,
проявляющийся в уменьшении длины светового дня,
постепенном понижении температуры, ландшафтных
изменениях; разобраться в состоянии погоды —
дождь, ветер, снег, туман, солнце.
Содержание: дети делятся на племена
лесных людей. Каждое племя получает свои земли.
Распределение угодий проводится с учетом
ландшафта — пруд, болотце, холмики, березняк,
ельник.
Ребята знакомятся с космогоническими мифами
разных народов и их символикой, ведут наблюдения
за деревьями. Зависимость от топливных ресурсов,
от характера местности помогает школьникам
воспринять представления древних о дереве как
основе жизни и миропорядка. Через опыт лесной
жизни — к осмыслению образа Древа Мирового.
Медведь — образ тотемного животного.
Племя Елей обитало в ельнике на берегу пруда и
стремилось обозначить пруд как принадлежащий
только ему. Племя Берез обосновалось в березняке,
но впоследствии переименовало себя в племя
Холмов, так как у них действительно был холмик —
метра три высотой. Племя Дубов обитало в районе
большого дуба на краю заболоченного участка.
У Елей была смола, у Берез — береста, у Дубов —
хворост из соседнего с болотом сосняка. Начался
обмен топливом, ревность к границам, поиски
инженерных усовершенствований кострища и так
далее. Но, помимо разведения огня, были и другие
серьезные задачи: наблюдение за погодой и
растениями. От равноденствия день пошел на убыль.
А листва — в желтизну. Пространство менялось —
каждый раз было иным.
Сентябрь выдался в том году великолепно
разнообразным — вплоть до того, что под
равноденствие на час выпал снег. Именно в
пятницу. Природа помогала нам изо всех сил. На
пятничные выходы приходились то ливни, то
внезапное потепление с мягким южным ветром, то
град... Октябрь принял вахту и продолжал радовать.
Дети выяснили, что разжигание костра — дело
драматичное. За те полтора часа, что мы проводили
в лесу, иногда это не удавалось сделать. Сухое
горючее и туристические хитрости исключались —
только спички, береста, щепки. Правда, потом дети
получили бумагу для растопки.
ДЕРЕВО
К октябрю дети уже понимали, что Дерево — очень
важно в лесу и в жизни. Оно держит на себе весь
мир. И оно очень похоже на человека.
Корни уходят глубоко под землю, в мрак и тайну, в
Нижний мир. Они держатся за землю очень крепко.
Корни — ноги, ступни.
Ствол — его можно потрогать, залезть на него,
взять с него кору или смолу для растопки. Он —
реальный и крепкий. Стройный ствол — как наше
туловище.
Крона, ветви — вытянутые руки, макушка — голова.
Как кариатида, дерево держит на себе небо,
отделяя его от земли. В ветвях живут птицы, ветра,
звезды...
Однажды в Никитском ботаническом саду я стояла
именно под таким деревом — невероятно огромным
старым платаном. Была ночь, в ветвях платана
сияли звезды, макушка терялась в глубинах
Вселенной. По нему можно было бы уйти в небо. И это
не было метафорой — это было живое чувство.
Древо Мировое — ось Вселенной. Его образ можно
найти почти в любой культуре. Даже там, где сами
носители культуры давно живут вне леса.
Дерево — первый персонаж леса. Оно и понятно —
без него лес несостоятелен.
Заповеди, которые дети усвоили (и далее на
протяжении школьной жизни им не изменяли): дерево
— живое, как и мы, нельзя жечь живое дерево, найди
мертвое и сухое; не втыкай в дерево нож и топор; не
ломай зря ветки.
И вот каждое племя на своей земле нашло Главное
Дерево, оно давало знание о сторонах горизонта и
было неким сакральным центром племени.
СОЛНЦЕ
Солнце с очень большой буквы. Что оно такое,
дети почувствовали
достаточно скоро: если его не было, чаще всего лил
дождь. Так что осеннее скупое солнечное тепло —
это была радость: сухие дрова, быстрый костер,
легкая работа. Осенью Солнце не щедрое. В
сентябре оно серебряное, в октябре, если и
появляется, то тускло-золотое, в ноябре о нем, как
правило, только мечтаешь. Оно уже и не греет в
ноябре.
Все это мы с детьми прочувствовали и прожили. Так
что темы «Вращение земли вокруг Солнца», «Угол
падения солнечных лучей», «Длина светового дня»
обсуждались на уроках географии со знанием дела.
Но не географическая успешность была целью.
Пространство менялось — этим дирижировало
Солнце. Ритмы жизни запускаются светом.
ВЕТЕР
Ветер — это очень серьезно, если вы не защищены
стенами и крышей дома. Нам с детьми
посчастливилось «почувствовать щекой» ветер
холодный и мокрый, режущий, шквалистый, нежный и
теплый, полный дождя, низовой, бросающийся
опавшими листьями, и высокий, в кронах деревьев...
Десятки разных ветров промчались над землями
маленьких племен. Характер ветра во многом
зависел от того, с какой стороны горизонта он
пришел.
Когда день стал совсем коротким и в наши
пятничные выходы сумерки наступали слишком
быстро, пришло время посиделок в классе.
Собственно, так и было всегда с поздней осени —
ранней зимы: в темное время года человеческая
жизнь меняет ритм, другие работы и иные заботы.
Лучше дома, в тепле, под защитой стен.
ПРАЗДНИК МЕДВЕДЯ
Лес — это такое странное место, которое не
назовешь домом сразу. Какой же это дом, если ты
его не знаешь? Лес — дом для деревьев и зверей,
для птиц, мошек... И у леса есть свои хозяева. В
нашем лесу всем заправлял Медведь. Его роль играл
старшеклассник, и роль ему нравилась. Медведь —
начальник, патрон, живое божество! Он самый
мудрый в лесу, потому что умеет прожить в
одиночку там, где человеку этому еще надо
научиться. Медведь знает все про лес, умеет
строить свой дом-берлогу. И очень похож на
человека.
Короче говоря, этот требовательный хозяин принял
присягу на верность от наших лесных племен и всю
игру следил за исполнением правил и законов
лесной жизни. Карал сурово, сердить его боялись.
Но вот незадача — зимой медведь ложился спать. И
мы придумали праздник — укладывание медведя
спать.
В тот первый год игры, когда снег лег на всю зиму и
стало ясно, что уже до весны не растает, я сказала
на уроке географии, что в наших полевых дневниках
надо сделать запись: «День, когда снег лег
навсегда». Мне хором ответили, что весной он
растает. Да, но до весны надо дожить и проверить
это, если мы уж взялись изучать такую сложную
тему, как «время». И, поверьте, мы не ведаем, все ли
из тех, кого мы знаем, увидят весну. Печально, но
для кого-то нынешний снег на самом деле лег
навсегда.
А после этого дня, когда снег утвердил зиму в ее
правах, наш медведь закапризничал, стал
ворчливым и потребовал уложить его спать.
Этот праздник мы начали у костров племен. Было
угощение, пляска вокруг костра, нашли берлогу, в
которую уложили медведя и закидали снегом. И ушли
домой. По дороге из леса один из «лесных людей»
спросил:
— А Медведь все еще в берлоге?
Я ответила, что Медведь — да, в берлоге. А тот, кто
играет его роль, — ушел домой.
— Как это? Так не бывает...
— Очень даже бывает. Медведь спит в берлоге, а
Коля, который играет его роль, пошел делать уроки.
Подумав некоторое время, спрашивающий кивнул:
– Конечно, все просто. Медведь спит, а Коля ушел.
Больше никто никогда не спрашивал, где правда, а
где вымысел, — игровая реальность сомнений ни у
кого не вызывала. И Медведь несколько лет подряд
великолепнейшим образом справлял свой праздник.
И праздник этот каждый раз наполнялся новыми
подробностями, становился сочнее и ярче, и
относились к нему с мягкой иронией. Но об этом еще
расскажем.
В первый раз, уложив Медведя, дети задали
закономерный вопрос: если главный хозяин уснул,
кто будет присматривать за лесом и помогать нам
жить в нем? И сделали из снега Белую Птицу,
которая должна была заступить на этот важный
пост.
Татьяна ЗУБКОВА
|