Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ДНЕВНИК БОЛЬШОЙ ИГРЫ

Психолого-педагогические заметки

Продолжение. См. № 1/ 2004

Прежде чем идти в лес, мы обсудили, что же мы там будем делать?
Схема прозрачная: мы хотим, чтобы лесные земли стали нашими. Мы хотим их освоить — без этого они нашими не станут. Что значит «освоить»? Прежде всего — изучить: какие деревья здесь растут, куда ведут тропинки, где найти дрова, как не вымокнуть в дождь, как спрятаться от ветра, как определить стороны горизонта — и многое другое. Потом — поселиться на землях.
Что значит «поселиться»? Поселиться — построить дом, очаг... Конечно, дом мы можем построить только понарошку. А вот очаг сделаем по-настоящему, надо только научиться разводить огонь. Это стало непременным условием игры — уметь развести огонь на своей территории. Очаг — тепло, защита, приготовление пищи, совместная трапеза около него... Так было испокон веков.
И уж если поселились мы на этих землях, надо следить, как они живут, как себя чувствуют, как меняет их время. Ну и конечно, дом должен быть ухоженным, очаг — чистым.

ОСВОЕНИЕ БЛИЖНИХ ЗЕМЕЛЬ

Главная задача: ощутить ритм естественных изменений пространства леса по сезонам: ход времени, проявляющийся в уменьшении длины светового дня, постепенном понижении температуры, ландшафтных изменениях; разобраться в состоянии погоды — дождь, ветер, снег, туман, солнце.
Содержание: дети делятся на племена лесных людей. Каждое племя получает свои земли. Распределение угодий проводится с учетом ландшафта — пруд, болотце, холмики, березняк, ельник.
Ребята знакомятся с космогоническими мифами разных народов и их символикой, ведут наблюдения за деревьями. Зависимость от топливных ресурсов, от характера местности помогает школьникам воспринять представления древних о дереве как основе жизни и миропорядка. Через опыт лесной жизни — к осмыслению образа Древа Мирового.
Медведь — образ тотемного животного.

Племя Елей обитало в ельнике на берегу пруда и стремилось обозначить пруд как принадлежащий только ему. Племя Берез обосновалось в березняке, но впоследствии переименовало себя в племя Холмов, так как у них действительно был холмик — метра три высотой. Племя Дубов обитало в районе большого дуба на краю заболоченного участка.
У Елей была смола, у Берез — береста, у Дубов — хворост из соседнего с болотом сосняка. Начался обмен топливом, ревность к границам, поиски инженерных усовершенствований кострища и так далее. Но, помимо разведения огня, были и другие серьезные задачи: наблюдение за погодой и растениями. От равноденствия день пошел на убыль. А листва — в желтизну. Пространство менялось — каждый раз было иным.
Сентябрь выдался в том году великолепно разнообразным — вплоть до того, что под равноденствие на час выпал снег. Именно в пятницу. Природа помогала нам изо всех сил. На пятничные выходы приходились то ливни, то внезапное потепление с мягким южным ветром, то град... Октябрь принял вахту и продолжал радовать. Дети выяснили, что разжигание костра — дело драматичное. За те полтора часа, что мы проводили в лесу, иногда это не удавалось сделать. Сухое горючее и туристические хитрости исключались — только спички, береста, щепки. Правда, потом дети получили бумагу для растопки.

ДЕРЕВО

К октябрю дети уже понимали, что Дерево — очень важно в лесу и в жизни. Оно держит на себе весь мир. И оно очень похоже на человека.
Корни уходят глубоко под землю, в мрак и тайну, в Нижний мир. Они держатся за землю очень крепко. Корни — ноги, ступни.
Ствол — его можно потрогать, залезть на него, взять с него кору или смолу для растопки. Он — реальный и крепкий. Стройный ствол — как наше туловище.
Крона, ветви — вытянутые руки, макушка — голова. Как кариатида, дерево держит на себе небо, отделяя его от земли. В ветвях живут птицы, ветра, звезды...
Однажды в Никитском ботаническом саду я стояла именно под таким деревом — невероятно огромным старым платаном. Была ночь, в ветвях платана сияли звезды, макушка терялась в глубинах Вселенной. По нему можно было бы уйти в небо. И это не было метафорой — это было живое чувство.
Древо Мировое — ось Вселенной. Его образ можно найти почти в любой культуре. Даже там, где сами носители культуры давно живут вне леса.
Дерево — первый персонаж леса. Оно и понятно — без него лес несостоятелен.
Заповеди, которые дети усвоили (и далее на протяжении школьной жизни им не изменяли): дерево — живое, как и мы, нельзя жечь живое дерево, найди мертвое и сухое; не втыкай в дерево нож и топор; не ломай зря ветки.
И вот каждое племя на своей земле нашло Главное Дерево, оно давало знание о сторонах горизонта и было неким сакральным центром племени.

СОЛНЦЕ

Солнце с очень большой буквы. Что оно такое, дети почувствовали достаточно скоро: если его не было, чаще всего лил дождь. Так что осеннее скупое солнечное тепло — это была радость: сухие дрова, быстрый костер, легкая работа. Осенью Солнце не щедрое. В сентябре оно серебряное, в октябре, если и появляется, то тускло-золотое, в ноябре о нем, как правило, только мечтаешь. Оно уже и не греет в ноябре.
Все это мы с детьми прочувствовали и прожили. Так что темы «Вращение земли вокруг Солнца», «Угол падения солнечных лучей», «Длина светового дня» обсуждались на уроках географии со знанием дела. Но не географическая успешность была целью. Пространство менялось — этим дирижировало Солнце. Ритмы жизни запускаются светом.

ВЕТЕР

Ветер — это очень серьезно, если вы не защищены стенами и крышей дома. Нам с детьми посчастливилось «почувствовать щекой» ветер холодный и мокрый, режущий, шквалистый, нежный и теплый, полный дождя, низовой, бросающийся опавшими листьями, и высокий, в кронах деревьев... Десятки разных ветров промчались над землями маленьких племен. Характер ветра во многом зависел от того, с какой стороны горизонта он пришел.

Когда день стал совсем коротким и в наши пятничные выходы сумерки наступали слишком быстро, пришло время посиделок в классе. Собственно, так и было всегда с поздней осени — ранней зимы: в темное время года человеческая жизнь меняет ритм, другие работы и иные заботы. Лучше дома, в тепле, под защитой стен.

ПРАЗДНИК МЕДВЕДЯ

Лес — это такое странное место, которое не назовешь домом сразу. Какой же это дом, если ты его не знаешь? Лес — дом для деревьев и зверей, для птиц, мошек... И у леса есть свои хозяева. В нашем лесу всем заправлял Медведь. Его роль играл старшеклассник, и роль ему нравилась. Медведь — начальник, патрон, живое божество! Он самый мудрый в лесу, потому что умеет прожить в одиночку там, где человеку этому еще надо научиться. Медведь знает все про лес, умеет строить свой дом-берлогу. И очень похож на человека.
Короче говоря, этот требовательный хозяин принял присягу на верность от наших лесных племен и всю игру следил за исполнением правил и законов лесной жизни. Карал сурово, сердить его боялись. Но вот незадача — зимой медведь ложился спать. И мы придумали праздник — укладывание медведя спать.
В тот первый год игры, когда снег лег на всю зиму и стало ясно, что уже до весны не растает, я сказала на уроке географии, что в наших полевых дневниках надо сделать запись: «День, когда снег лег навсегда». Мне хором ответили, что весной он растает. Да, но до весны надо дожить и проверить это, если мы уж взялись изучать такую сложную тему, как «время». И, поверьте, мы не ведаем, все ли из тех, кого мы знаем, увидят весну. Печально, но для кого-то нынешний снег на самом деле лег навсегда.
А после этого дня, когда снег утвердил зиму в ее правах, наш медведь закапризничал, стал ворчливым и потребовал уложить его спать.
Этот праздник мы начали у костров племен. Было угощение, пляска вокруг костра, нашли берлогу, в которую уложили медведя и закидали снегом. И ушли домой. По дороге из леса один из «лесных людей» спросил:
— А Медведь все еще в берлоге?
Я ответила, что Медведь — да, в берлоге. А тот, кто играет его роль, — ушел домой.
— Как это? Так не бывает...
— Очень даже бывает. Медведь спит в берлоге, а Коля, который играет его роль, пошел делать уроки.
Подумав некоторое время, спрашивающий кивнул:
– Конечно, все просто. Медведь спит, а Коля ушел.
Больше никто никогда не спрашивал, где правда, а где вымысел, — игровая реальность сомнений ни у кого не вызывала. И Медведь несколько лет подряд великолепнейшим образом справлял свой праздник. И праздник этот каждый раз наполнялся новыми подробностями, становился сочнее и ярче, и относились к нему с мягкой иронией. Но об этом еще расскажем.
В первый раз, уложив Медведя, дети задали закономерный вопрос: если главный хозяин уснул, кто будет присматривать за лесом и помогать нам жить в нем? И сделали из снега Белую Птицу, которая должна была заступить на этот важный пост.

Татьяна ЗУБКОВА