Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2005


НОВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ

P.P. ГАЛИЯХМЕТОВ, Н.В. МАРТЫНЦОВА,
К.А. ПОПЛАВСКАЯ, И.И. УЛИТИН

СОРЕВНОВАНИЕ КЛАССОВ,
СВОБОДНЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Методическое пособие для кураторов

Пособие является руководством по проведению соревнования и содержит методически разработанные занятия по профилактике курения в школе.
Составлено на основе опыта проведения «Smokefreeclass competition» в Финляндии

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие состоит из трех частей. Первая часть посвящена непосредственно соревнованию, его истории и правилам. Вторая состоит из методических рекомендаций по проведению занятий (встреч), посвященных профилактике курения. Третья содержит блок приложений, к которым можно постоянно обращаться в ходе работы (небольшие справочные данные, практические рекомендации).

Часть 1. МОЛОДЕЖЬ И КУРЕНИЕ

Курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься как проблема. Основные усилия, предпринимаемые сегодня, направлены на профилактику алкоголизма и наркомании — химических зависимостей, приносящих человеку и обществу более ощутимый вред. Однако профилактика курения не менее важна, так как людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых единицы (а может, и нет вовсе). При этом курить обычно начинают раньше, а механизмы вовлечения в табакокурение те же, что и при алкоголизме и наркомании.

ПОЧЕМУ МОЛОДЫЕ НАЧИНАЮТ КУРИТЬ?
Курение молодого человека можно охарактеризовать как часть его образа и стиля жизни. Одна из главных причин подросткового курения — стремление «быть как все». Подростки могут считать, что курить модно, что это поднимает престиж среди сверстников, плюс к этому курение является самым простым способом установить контакт. Экспресс-опрос учащихся 6–11-х классов школ города Санкт-Петербурга дал следующую картину: если в 5–7-х классах курят единицы, то в 9–11-х — подавляющее большинство учащихся. Наиболее распространено курение среди девушек.
Подобная картина наблюдается и в других странах Европы. В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6–7-х классов, так как именно в этом возрасте в результате сильного социального давления у подростков происходит взрыв интереса к курению.

КАК ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ НАЧАТЬ КУРИТЬ?
Когда молодому человеку предлагают закурить, его решение основывается на различных факторах. Один их важнейших — страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет понять причины принятия собственных решений и найти альтернативу.
К сожалению, часто выбор подростка ему не принадлежит, но он этого не осознает.

Статья опубликована при поддержке салона красоты "Арт-Бьюти". Салон красоты Спб предлагает Вам такие услуги, как лечение волос, окрашивание, ламинирование, стрижки и укладки, маникюр и педикюр, покрытие гель-лаком, процедуры по лицу и телу, а также массаж. Доступные цены, работает без выходных. Узнать подробнее о салоне и услугах, посмотреть акции и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://art-beauty-spb.ru/.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОРЕВНОВАНИЕ КЛАССОВ,
СВОБОДНЫХ ОТ КУРЕНИЯ
?
Соревнование организуется для учащихся 6-х и 7-х классов.
Цели соревнования
— Предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения.
— Развивать умение принимать собственные решения и сопротивляться социальному давлению.
— Помогать молодым людям видеть преимущества некурения.
Организуя соревнование, мы стремимся предупредить или отсрочить начало курения и препятствовать регулярному употреблению табака, создать положительное представление о некурении среди молодежи, подчеркнуть, что здоровый образ жизни важен и ценен.
Цели достигаются с помощью создания положительного социального опыта (опыт доверительных демократических отношений в группе), оказания социальной поддержки и развития самоконтроля. Учащиеся сами оценивают свою конкурентоспособность во время всего соревнования и поддерживают других до конца соревнования. Благодаря активному включению в обучение участники осознают причины, которые побудили их начать курить, употреблять алкоголь, наркотики, учатся осуществлять собственный выбор, ощущают себя полноправными членами общества.

Система поддерживающих мероприятий направлена на реализацию идеи создания некурящего общества. Таким образом, молодой человек получает опыт участия в создании здорового окружения и чувствует, что общество хочет использовать положительные ресурсы молодых. Молодой человек не только является объектом кампаний за здоровый образ жизни, но и равноправным участником, имеющим возможность влиять на принятие решений.
Такие результаты становятся возможными благодаря принципам, по которым построен и реализуется проект.
Ответственность. Ответственность ученика, а не учителя.
Доверие. Куратор (учитель) не контролирует, а поддерживает.
Открытость. Трудности не скрываются, а разрешаются.
Реализация данных принципов позволяет подросткам: взять на себя ответственность за свое здоровье, за свою жизнь; иметь свободу выбора (курить — не курить) при полной осведомленности; приобрести опыт построения демократических взаимоотношений; осознать механизмы преодоления трудностей, разрешения проблем. И тем самым противостоять причинам табакокурения.

КАК ВОЗНИКЛО СОРЕВНОВАНИЕ
Соревнование появилось в Финляндии в 1989/90 учебном году. В 2002/2003 году в соревновании также участвовали регионы пятнадцати стран Европы: Германии, Испании, Италии, Франции, Дании, Великобритании, Голландии, Австрии, Бельгии, Греции, Португалии, Люксембурга, Исландии, Швейцарии, Швеции. Соревнование имеет небольшие отличия в разных странах. В каждой стране присуждаются свои национальные призы, и, помимо них, разыгрывается один международный приз.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОРЕВНОВАНИЕ?
Начало соревнования
Чтобы принять ответственное решение об участии в соревновании, необходимо понять его цели, принципы, правила, оценить свое собственное желание и силы. Трудности всегда будут, и, если все готовы с ними справляться, успех обеспечен. Для участия в соревновании необходимо желание сотрудничать и учиться. Нас много, и мы способны помочь друг другу, если будем действовать сообща.
Решая участвовать в соревновании, каждый учащийся должен осознавать свою ответственность и ответственность класса за принимаемое решение оставаться некурящим в течение полугода.
Соревнование и его правила объясняются классу, после этого проводится обсуждение возможных трудных ситуаций, и класс может выработать свои правила (на основе правил соревнования) о том, что они будут делать, как поступать в конкретных сложных ситуациях. Правила могут быть оформлены на стенде.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КЛАССА
Готовность и способность к участию в соревновании, то есть конкурентоспособность класса, выясняется совместно с учащимися класса.
Заранее обсуждается и согласуется отношение к тем, кто во время соревнования попробует курить. Из-за одного случая курения, например, можно дать «желтую карточку», а ситуацию обсудить в классе. Желательно, чтобы учащиеся могли открыто рассказать о своей попытке. Рассказ о курении может стать учебной ситуацией, если причины разбирают вместе с учеником (или совместно в классе), не обвиняя его. Куратор будет в дальнейшем поддерживать учащегося в его решении оставаться некурящим. И самое главное — следует помнить, что класс соревнуется прежде всего сам с собой.

СОВМЕСТНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
Учащиеся подписывают обязательство, которое может быть вывешено на информационный стенд школы или класса. Так учащиеся публично обязуются участвовать в соревновании.
Каждый учащийся также подписывает персональное обязательство, которое затем подписывают и родители. Таким образом, родителям передается информация о соревновании, и они обязуются поддерживать учащегося во время соревнования. Этот момент — хорошая возможность привлечь родителей как к проблеме курения, так и к сотрудничеству вообще.
Важно уделить процедуре подписания обязательств достаточное внимание, поскольку серьезное отношение, организованная процедура, торжественность момента придадут серьезность процессу, а значит, и данному слову — не курить. Если в конце учебного года ребята не могут вспомнить, какой документ они подписывали (для многих это первый документ в их жизни), то, видимо, он не был для них значимым. Значит, и данное слово — так... фикция.
«Бумажная волокита» — это только внешняя, неосмысленная сторона этого соревнования. Да, можно подписывать бумаги, можно подписать ежемесячные бланки на год вперед... Но ответьте, пожалуйста, для чего вы выполняете эту работу, что является для вас самым значимым? Дойти до финиша? Выиграть приз? Быть не хуже другого класса или учителя? Или дать учащимся возможность узнать что-то, может быть, в чем-то ошибиться, но зато однозначно осознать, что за свое здоровье, за свой успех они отвечают сами.

КУРАТОР ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СУДЬЕЙ, А ПОДДЕРЖИВАЮЩИМ ЛИЦОМ
Занятия в рамках соревнования проводятся не за партами, а в кругу. Это способствует формированию атмосферы равноправия и доверия.
С учащимися заранее согласуется, что ответственность за ход соревнования несет весь класс и лично каждый учащийся. Каждый индивидуально принимает решение о том, справится ли он. Каждый участник сам отвечает за передачу честной информации организаторам соревнования.
Куратор в ходе соревнования не может принять на себя роль судьи или следователя, он выступает как поддерживающее лицо, предоставляя учащимся возможность самим нести ответственность. Лишняя опека или наблюдение могут вызвать у участника раздражение и стремление избежать контроля над его жизнью. Излишнее контролирование не дает возможности развиваться самостоятельности и умению принимать на себя ответственность за свою жизнь, за свое здоровье. Оно вызывает, особенно у подростков, желание сделать наоборот, «выйти из-под контроля». Чем жестче контроль, тем сильнее обратные стремления. Много лет наша система пыталась бороться с курением жесткими методами — увы, это не помогло.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА
Вместе с учащимися создаются правила взаимодействия во время соревнования и рассматриваются проблемные ситуации, связанные с участием в конкурсе. Каждый ученик поддерживает своего одноклассника и убеждает его продолжать соревнование. В классе обсуждается, чем отличается убеждение одноклассника от наставления. Убедить можно в процессе беседы, обсуждения пользы некурения, и, таким образом, этот процесс становится значительной частью соревнования. Во время соревнования нельзя обвинять другого во лжи, даже если есть подозрение в том, что ученик закурил. Учащимся необходимо сознавать, что физическое или психологическое давление не допускается.
Также участники могут, например, записывать в дневник или на стенд те ситуации, в которых они почувствовали, что было бы заманчиво покурить, и как они справились с такими ситуациями. Если ученик курил регулярно до начала соревнования, но решил бросить, поддерживающее лицо оказывает ему помощь и поддержку в этом стремлении. Учащийся может попросить помощь в лечении от никотиновой зависимости у психолога школы или в районном психологическом центре.

СПОСОБ КОНТРОЛЯ
В классе согласуется способ, с помощью которого будет осуществляться ежемесячный контроль. Его могут проводить: ответственное лицо вместе с учащимися класса, специально для этого назначенные ученики, организатор недели некурения. Контроль может представлять собой открытую дискуссию или анонимный опрос (участники, не указывая имени, записывают на листок бумаги свою конкурентоспособность). В результате анонимного опроса между открытыми дискуссиями могут обнаружиться ситуации, о которых не все могут честно рассказать.
Для расчета возможности участия в соревновании, а также для сбора мнений о ходе соревнования можно использовать схему в виде отрезка прямой линии. Один конец соответствует полному некурению класса, другой — полной неспособности участвовать в соревновании. Учащиеся определяют свое положение на отрезке, используя для изображения бумагу или доску, или выстраиваются вдоль прямой линии на полу. То, что класс остался некурящим, можно вместе отпраздновать способом, выбранным ранее.
Желательно, чтобы куратор класса во время соревнования помогал ученикам и доверял им самим нести ответственность. Если в классе не проводятся дополнительные мероприятия и занятия, мотивация и активность учащихся могут снизиться. Наиболее сильная мотивация участия в соревновании возникнет в том случае, если ребята будут иметь возможность проявить свою активность, самостоятельность, творчество.
Для школьного класса предусматривается возможность обсуждать и принимать решение о конкурентоспособности в тех ситуациях, когда, например, кто-нибудь из школы стал свидетелем курения учащегося или родители какого-либо ученика сообщили в школу о курении. Если один из учеников закурил, с ним необходимо побеседовать, но очень тактично, не обвиняя и не унижая виновного. Следует выяснить причины происшедшего и, если учащийся захочет, помочь ему. Если он захотел выйти из соревнования, важно не ставить на нем с этого момента крест, а продолжать подключать к различным мероприятиям, оказывать ему поддержку.

Окончание соревнования
По окончании соревнования проводится лотерея и церемония вручения призов, на которой присутствуют представители каждого класса и кураторы.
Все классы, оставшиеся некурящими в течение всего времени соревнования классов, свободных от курения, награждаются сертификатами участия.
Даже если классу не повезло в лотерее, учащиеся класса победили себя и смогли нести ответственность за свое решение. Соревнование заканчивается, но некурение постоянно приносит свои плоды.
А умение проигрывать — тоже очень важный жизненный навык.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

В начале соревнования учащимся открыто рассказывается о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Возможные проблемные ситуации соревнования и трудность некурения в определенных ситуациях можно заранее разобрать, например, с помощьюы ролевой игры (спектакля). Юмор, смех могут облегчить разбор трудной темы. Ряд регулярных занятий, предложенных во второй части пособия, также помогут вам. В особенно трудных ситуациях можно обращаться к школьному психологу или координатору.

ОБВИНЕНИЕ
Если класс не может участвовать в соревновании или вынужден прекратить участие из-за курения одного или нескольких учащихся, остальные могут обвинить их в этом. Напомним, что целью соревнования не является наказание виновных. Такие ситуации следует разбирать на общих дискуссиях класса и использовать как учебные.

НЕЧЕСТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Иногда учащиеся скрывают свое курение от других с целью получения приза или из-за боязни наказания. Целью соревнования является развитие таких качеств, как честность и ответственность.

ТРУДНОСТЬ КОНТРОЛЯ
Куратору не нужно постоянно контролировать конкурентоспособность класса, да это и невозможно в то время, когда все расходятся по домам. Но учеников класса с начала соревнования следует мотивировать нести ответственность за себя и за свой класс.
Контроль за ходом соревнования реализуется через постоянное взаимодействие учащихся, куратора, координатора; проведение регулярных встреч, занятий, посвященных некурению; составление ежемесячных отчетов и обеспечение поддержки для преодоления возникающих трудностей.
Реализуя принцип доверия в данном проекте, признается невозможность достижения 100%-ной гарантии некурения. (Возможно, что среди классов-победителей будет учащийся, который курил в течение полугода.) Однако цели, которые достигаются данным проектом, значительно превышают негативные последствия возможных неконтролируемых ситуаций (например, типичная ситуация «курить модно» просто переворачивается в «модно не курить»).

КОГДА КУРЯТ В СЕМЬЕ УЧЕНИКА
Курящие родители и другие близкие родственники показывают отрицательный пример молодому человеку. Явно негативное отношение родителей к курению ребенка уменьшает влияние примера. Рекомендуется извещать родителей о соревновании, так как они обычно бывают довольны тем, что их ребенок обещает не курить. Родители также будут поддерживать ученика. Соревнование может вызвать дома дискуссию о курении и таким образом развивать взаимопонимание и доверие детей и родителей.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КЛАССЕ
Полугодичное соревнование является продолжительным проектом, который включает в себя различные этапы. Обычно в начале соревнования к нему относятся с энтузиазмом, мечтают о победе и планируют дальнейшие шаги, при этом некурение представляется легкой задачей. Зачастую во второй половине соревнования интерес к проекту ослабевает. Ребята становятся менее активными, устают, иногда даже возникают ссоры и нездоровая конкуренция между классами. Поэтому классу необходима поддержка на протяжении всего соревнования со стороны куратора. Вначале учащиеся сами могут обсуждать возможности своего успеха в соревновании и заранее обдумывать его разные этапы. Они могут, например, анонимно записывать испытанные ими проблемы и совместно обсуждать возможные решения.
Атмосферу класса можно улучшить путем проведения совместных акций против курения (поддерживающие мероприятия).
В ходе соревнования могут возникать проблемы взаимоотношений (всех уровней). Необходимо осознавать, что эти проблемы не возникли неожиданно, просто соревнование выявило те скрытые тенденции, которые, возможно, уже существовали. И теперь у класса, школы появляется уникальная возможность справиться с имеющимися трудностями. Как это сделать?
Прежде всего, то, что это стало явным, осознаваемым — половина решения проблемы. Обсудите в классе возникшие трудности. Старайтесь озвучить все мнения. (Если внешне все стихло, это не всегда означает, что проблема исчезла.)
Можно также привлечь специалистов — психологов, которые смогут вам помочь.
Начиная вашу работу, обсудите правила взаимодействия, это поможет создать открытую, доверительную атмосферу.

Предлагаем игру о правилах

В нашей жизни мы очень ценим друзей. К ним мы обращаемся за помощью, поддержкой. Обсудите, чем друзья завоевывают наше расположение.
Наглядным может быть такой образ друга:
Настоящий друг — это тот, у кого: большие уши — он слышит(!) все, что мы ему говорим, все понимает; большие глаза — он внимательно наблюдает за нашими переживаниями; маленький рот — он никому не расскажет наши секреты без нашего разрешения; большие руки — он сможет поддержать нас, если нам станет трудно.

НЕКУРЕНИЕ – ЗАДАЧА ШКОЛЫ И ОКРУЖЕНИЯ РЕБЕНКА
Создание некурящей школы — определенное направление деятельности, которая включает в себя все функции, поддерживающие некурение и создающие его предпосылки в школе и на улице. Некурение в школе — это не только некурящие учащиеся, но также и учителя, персонал школы, родители и все взрослые, проводящие свободное время с детьми. Для достижения результатов необходимо иметь представление об общей цели, правильный подход к работе (создание системы) и наличие различных стратегий вне школы. Это, например, поддержка ребенка окружающими в его стремлении к некурению, ответственность продавцов табачных изделий, организация различных услуг, поддерживающих отказ от курения, социальная помощь, положительные модели и поддержка средств массовой информации.
Для создания более целостной системы создания некурящей школы необходимо всем задумываться над вопросами:
• Как в школе относятся к курению?
• Как в школе относятся к профилактике курения?
• Как поступают в различных ситуациях, связанных с курением?
• Как наблюдается и оценивается курение учащихся?
• Как можно разумно связать профилактику курения с обучением в школе здоровому образу жизни?

ИДЕИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ КУРЕНИЯ
В профилактике курения молодой человек должен быть активно действующим лицом, а не пассивным объектом. Профилактика курения может быть включена в различные уроки: химии, биологии, литературы и т.д. «Идеи не для ленивых», представленные в Приложении 1, предназначены для использования при организации тематических дней или недель. Но лучший источник идей — это сами учащиеся и учителя, знающие своих учеников. Здесь не может быть никаких ограничений. Придумывайте и реализуйте новые идеи!

Продолжение следует