Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2005


НОВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ

P.P. ГАЛИЯХМЕТОВ, Н.В. МАРТЫНЦОВА,
К.А. ПОПЛАВСКАЯ, И.И. УЛИТИН

СОРЕВНОВАНИЕ КЛАССОВ,
СВОБОДНЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Методическое пособие для кураторов

Продолжение. См. № 4/2004

Часть 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОБРАЩЕНИЕ К КУРАТОРУ КЛАССА

Уважаемый куратор!

Ваш класс принял решение участвовать в соревновании и взял на себя ответственность быть некурящим. Вы ознакомились с правилами и принципами соревнования. Пытаясь предугадать ваши вопросы к организаторам соревнования, мы предлагаем некоторую информацию и методы работы. Данные материалы, как и соревнование в целом, — лишь определенное пространство, где ребята и вы сами можете проявить свое творчество и инициативу и таким образом помочь своему классу дойти до конца соревнования и, главное, сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Предлагаемая схема взаимодействия «класс — куратор — координатор — оргкомитет соревнования» позволит нам вместе преодолевать возникающие трудности, использовать опыт каждого. Мы ждем от вас вопросов, идей, предложений и инициативы.
Кроме того, будет проводиться множество конкурсов, которые мы называем поддерживающими мероприятиями. Их цель состоит в том, чтобы поддерживать мотивацию ребят на участие в соревновании. Они позволяют в игровой форме искать, обсуждать информацию о здоровом образе жизни и вреде курения, а также активно проявлять себя в разных сферах. При этом главным критерием оценки этих конкурсов является их позитивная направленность — на здоровый образ жизни и активную жизненную позицию. Позвольте ребятам проявить себя, самостоятельно творить, осуществлять свои идеи, просто поддерживайте их в этом.

С уважением,
организаторы соревнования

О принципах

Эти основные положения имеют принципиальное значение для соревнования. Реализуются принципы — реализуются цели соревнования.
Принцип 1. Ответственность учащихся, а не учителя. Через обсуждение своего участия в соревновании, через подписание обязательства происходит процедура передачи ответственности от взрослых непосредственным участникам соревнования. При этом важно помнить, что ответственность может быть взята ребятами только в том случае, если взрослые (куратор, координатор и др.) готовы с ней расстаться и расстаются на самом деле. Если же учащиеся вашего класса не взяли на себя ответственность за свое участие в соревновании, за свое некурение, то они, скорее всего, не дойдут до конца соревнования — они могут просто забыть вовремя оформить промежуточный бланк-отчет за месяц. И не следует напоминать им об этом — это их ответственность.
Вам (куратору, координатору) необходимо четко определить, за что именно вы отвечаете. Скорее всего, за передачу информации, проведение занятий, обсуждение проблемных ситуаций, оказание помощи и поддержки, когда к вам за этим обращаются, но точно не отвечаете за некурение ребят, за их участие в соревновании.
Принцип 2. Доверие. Куратору не нужно контролировать выполнение правил соревнования, его задача — оказывать поддержку. Это совершенно другая позиция. Мы доверяем мудрости ребенка, его опыту. Мы даем ему возможность совершать ошибки. (как иначе он может научиться ответственности?)
Принцип 3. Открытость. Вытекает из доверия и невозможна без доверия. Появляется возможность заявлять о трудностях, говорить о проблеме, просить о помощи. Если что-то не так, об этом можно сказать любому — будь то учитель или ребенок.
Принцип 4. Активность. Есть возможность проявить себя, быть активным, заявить о своих интересах. На наш взгляд, именно это во многом позволяет ребятам оставаться некурящими. И кроме того, их занятость, активное участие в различных мероприятиях, то есть здоровый досуг, сами по себе становятся альтернативой курению.
Жизнь любого класса основывается на определенных принципах. Иногда они схожи с теми, что предлагаем мы, иногда совсем другие. Нам нравятся именно эти (ответственность, доверие, открытость, активность), потому что они являются и принципами партнерских демократических взаимоотношений. Ребенок перестает быть объектом наших воздействий, а становится равноправной личностью, умеющей уважать как других, так и себя.
Мы любим наших детей, но почему-то нам трудно их уважать, уважать их мнение, их действия, их опыт. Приходится этому учиться.
Опыт соревнований прошлых лет показал, что большинство возникающих трудностей являются или техническими, например передача информации, или связаны с реализацией принципов.
Если вы почувствовали, что есть трудность, вспомните о принципах соревнования. Открытость и доверие предполагают, что вы можете об этих трудностях сказать нам, организаторам, и мы вместе их преодолеем.

Методы и формы работы

Материалы, предлагаемые в данном пособии, предполагают максимальное использование наиболее эффективных форм обучения: обсуждение в группах («мозговой штурм»), обучение практикой действия (ролевые игры) и овладение ролью обучающего.
Обсуждения в классе, подача материала и различные мероприятия проходят более организованно, когда участники принимают, помнят и соблюдают правила. Установленные правила помогают детям и взрослым осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями.
Вот некоторые из полезных правил, которые можно привнести в свою жизнь.
1. Правило одного микрофона. Это означает — смотреть на говорящего и не перебивать его. Можно использовать ключ или другой символ, который держит говорящий. Ключ передается следующему, в то время как прочие хранят молчание.
2. Правило активной позиции. Следует поощрять стремление учащихся высказывать свои мысли. Каждый ученик в классе важен, и каждый должен иметь свободу высказаться. Дайте учащимся почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны.
3. Право на молчание. К участию в обсуждении и других формах работы необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда ему это крайне неприятно.
4. Не оценивать и не критиковать. Открытость в высказываниях наступит лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо оценивать людей лишь на основе изложенных ими мнений. Необходимо дать учащимся понять, что бывают обидные замечания. Обсудите в группе: как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что очень легко обидеть другого, можно этого даже не заметить. В жизни важно быть внимательными друг к другу.
5. Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
Хорошо, если куратор не предлагает готовые правила работы, а дает ребятам возможность самим создать эти правила, основываясь на их собственном опыте общения с другими людьми. Можно спросить: что делает и чего не делает тот человек (друг, подруга), которому вы можете раскрыть любую свою тайну, с кем вы чувствуете себя безопасно.
Если они не предложат каких-то важных правил, вы можете не беспокоиться, эти правила им придется ввести. Рано или поздно они столкнутся в своей работе с тем, что быть открытым и доверяющим небезопасно. В такой ситуации скажите им: «Кажется, стало небезопасно. или мы нарушили наши правила работы, или в них чего-то недостает».
Занятия в рамках соревнования проводятся в тренинговой форме. Мы считаем, что именно данная форма занятий позволяет соблюдать принципы соревнования и максимально отвечает его духу. Необходимо заметить, что в ходе занятия участники, включая куратора, находятся не за партами, а в общем кругу. Это способствует формированию атмосферы равноправия и доверия.

Занятия по профилактике

Занятие 1. ВВОДНОЕ

Цель: введение в проблему и знакомство с целью и принципами соревнования.

Этапы Содержание Примечания
Вводное слово
куратора класса
Все мы хотим, чтобы наша жизнь была яркой, красочной и интересной. Кто-то прикладывает к этому определенные усилия, кто-то нет. Но возможности для этого есть всегда. И нам представилась возможность разнообразить нашу жизнь в классе. О чем идет речь, мы с вами узнаем чуть позже.  
Группо-
образование
Упражнение «Коллективный счет». Инструкция. Сейчас мы с вами будем считать, но немного необычным способом. Когда я скажу «один», то со своего стула поднимется один человек, когда я скажу «два» — поднимутся двое и т.д., пока не встанут все. Есть несколько условий: нельзя договариваться между собой, нельзя подниматься по очереди, каждый должен подняться хотя бы один раз. Если встает больше или меньше человек, чем сказано, то мы начинаем все сначала.

Упражнение «90 градусов». Инструкция. Ребята, постройтесь, пожалуйста, в одну ровную линию лицом ко мне. Спасибо. Ваша задача: по моей команде (я буду хлопать в ладоши) повернуться всем одновременно на 90 градусов. Важно соблюдать некоторые условия: во время выполнения этого задания вам нельзя разговаривать друг с другом и жестикулировать. Итак, повернитесь все одновременно, не договариваясь, на 90 градусов.

Упражнение «Два стула». Инструкция. Вы плыли на корабле, и ваш корабль потерпел крушение. Вы из последних сил добрались до маленького острова, который состоит из этих двух стульев. Ваша задача: уместиться на этом острове всем классом так, чтобы каждому хватило места. На это у вас есть 30 секунд, в противном случае ваш остров накроет морской волной и он уйдет под воду.

Упражнения позволяют
настроить класс на положительное эмоциональное взаимодействие.
Ролевое моделирование
на тему: «Молодежные проблемы»
Ход игры. Из группы выбираются один или два добровольца, которые при помощи группы называют проблемы современной молодежи. Куратор при необходимости может записать их на листе ватмана. Названные проблемы будут олицетворять «актеры», выбранные этими добровольцами. Все исполнители ролей встают лицом в круг. Добровольцы, посовещавшись, наделяют каждую из проблем одной фразой — некой характеристикой этой проблемы. Важно, чтобы фраза была максимально емкой. Затем добровольцы встают в центр круга и слушают поочередно фразы, которые произносят «актеры». Потом добровольцев спрашивают, как они себя сейчас чувствуют? Почему? Затем их просят расставить проблемы в шеренгу по мере возрастания значимости для них. После этого добровольцев просят сказать каждой из проблем по одной заключительной фразе и попрощаться.
• Ребята, поделитесь впечатлениями о том, что вы сейчас увидели.
• В таком ли порядке для себя вы расставили бы эти проблемы?
• Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы разрешить эти проблемы?
Выход на проблему табакокурения среди подростков и молодежи.
Если участники по каким-либо причинам
не называют
в качестве проблемы
курение, то акцентируйте внимание детей на этой
проблеме.
Непосредственно этой проблемой мы будем
заниматься
в период
соревнования.
Рассказ
о соревновании
Рассказ куратора о соревновании, о принципах соревнования, правилах участия, результатах. Если дети решили принять участие в этом соревновании, сформулируйте вместе с ними правила, обсудите возможные проблемы и постройте совместно с детьми стратегию их разрешения. По возможности, выделите в классном уголке место, где вместе с детьми вы будете освещать весь ход соревнования. Как проводится соревнование,
см. в «Школьном психологе»,
4/2005.

Занятие 2. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Вторая встреча в рамках соревнования посвящена оформлению официальных документов, подтверждающих участие класса в нем. Каждый класс-участник получает пакет документов:
• обязательство класса;
• личное обязательство;
• письма родителям;
• бланки ежемесячного подтверждения участия.
Класс считается участвующим в соревновании, если он передаст заявку и обязательство в указанные сроки.
Необходимо обратить внимание детей на то, что участие в соревновании является ответственным шагом в жизни класса и предполагает определенные обязанности. Напомните детям, что ответственность за участие класса в соревновании лежит на них и подпись под обязательствами предполагает соблюдение классом всех правил соревнования.
После подписания необходимой документации желательно оставшееся время уделить проработке вопроса ответственности — как личной, так и перед всем классом:
• Что такое ответственность?
• Для чего она необходима в жизни человека?
• Часто ли мы бываем ответственными?
• За что мы несем ответственность?

Занятие 3. МИФЫ О КУРЕНИИ

Цель: познакомить учащихся с реальными фактами и «мифическими» представлениями, помочь им научиться различать их.

Этапы Содержание Примечания
Вводное
слово
Человек имеет определенные представления обо всем, что существует в мире, включая себя самого. Все представления — результат собственного поиска, анализа внешней информации и сопоставления того и другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными или ложными. Курение становится возможным прежде всего благодаря мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле? Картина мира ребенка еще формируется, она подвержена влиянию внешних факторов, она восприимчива к информации, особенно поступающей от авторитетных людей (взрослые, друзья, кумиры и т.д.). Подростку важно быть принимаемым, ему важно, чтобы с ним считались.  
Упражнение
«Коробочка»
Инструкция. Ведущий кладет цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в нее нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке. Соображения о том, что может там находиться, передаются с помощью мимики, жестов, движений, без слов. Далее следует обсуждение: почему ребята вели себя так, а не иначе, чем руководствовались в своем поведении? Трудно ли было не заглядывать в коробочку? Подготовить
до начала
занятия.
  Нашим поведением движет любопытство, волевое чувство или разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или «против» чего-либо, в том числе курения или некурения. Но для того чтобы принять какое-то решение, нужно собрать определенную информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту — любопытство, с другой стороны — разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться oт этого объекта, все хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны — воля.  
Упражнение «Любопытство, воля, разум» Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа — любопытство, 2-я — воля, 3-я — разум. «Воля» встает в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» — слева, также в линию. Задача «воли» — выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону: «попробуй закурить», разум — на свою: «не пробуй ни в коем случае». (На это дается 10 минут.)
«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение — переходит на чью либо сторону.
• Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?
• Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?
• На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?
• Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их искать и приводить?
Внимательно следите за тем, чтобы дети выслушивали
все аргументы.
и говорили, не перебивая друг друга. Куратору необходимо
в процессе игры внимательно слушать все те аргументы, которые предлагает любопытство, поскольку
в дальнейшей работе вы будете к этому
возвращаться.
Мифы
о курении
Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что курение — опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство питается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что курить можно бросить в любую минуту, и т.д.  
Миф 1. Курение помогает расслабиться. • Переключает внимание на хорошо знакомые действия.
• В кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость победы, но реальная проблема остается.
Совместно
с детьми
составьте
список мифов
и приведите
для них
максимальное количество контраргументов.
Совместно
с детьми
составьте
список мифов
и приведите
для них
максимальное количество контраргументов.
Миф 2.
Проще войти в группу, завязать разговор.
• Кто говорил, что человек не войдет в группу, если не курит? Вы действительно приобретаете «ключик», который позволяет стать членом группы, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие «ключики», например алкоголь...
Миф 3. Курение приносит свободу. • А как насчет материальной зависимости?
• И почему так трудно бросить, если ты свободен?
Миф 4. Курение — не зависимость: брошу, если захочу. • Зачем же выпускают пластыри от курения, жвачки? Почему-то появились врачи, помогающие бросить курить.
Миф 5. Тот, кто курит, — взрослый. • Это значит, что некурящие взрослые — дети?
Миф 6. Курение не приносит большого вреда. Родители курят — и ничего. • Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
Домашнее задание Сочинение на тему «Суд над сигаретой». Выбрать лучшее сочинение из класса на городской конкурс

Занятие 4. ЦЕННОСТИ, ПРАВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цель: сформировать осознанное отношение к понятиям ответственность ценность право.

Этапы Содержание Примечания
Вводное слово На предыдущей встрече мы с вами говорили о том, что участие в соревновании — весьма ответственный шаг в жизни класса и каждого из нас. Давайте еще раз остановимся на вопросе ответственности.  
Дискуссия • Кто такой ответственный человек?
• Какие качества присущи ответственному человеку?
• Образ ответственного человека. Попробуйте вывести совместно с детьми алгоритм ответственности:
— осознание проблемной ситуации;
— принятие этого на себя;
— осознание последствий и того, что я буду делать с этими последствиями.
Например: я опоздал в школу, потому что я поздно встал. Поэтому меня ждет...
Дискуссию можно проводить
в микрогруппах
по 5—6 чел.
в течение 15 мин., далее провести
общее обсуждение.
Ведущий фиксирует общие выводы
на ватмане.
Мозговой
штурм
«Наши
ценности»
Попросите детей продолжить следующую фразу: «Для меня самое ценное — это...» Попробуйте вместе с детьми методом мозгового штурма определить существующие ценности: здоровье, независимость, отношения, переживания и ощущения, ценность личности, жизненных достижений, материальные ценности и т.д.  
Упражнение «Потери»

 

 

 

 

 

Вопросы

Инструкция. У каждого человека есть свои ценности. Ценности — это то, что люди ценят и берегут. Напишите на трех листочках 3 ценности, связанные с вашим телом, с материальным миром, ценности общения (конкретные люди или понятия). Вы их храните и оберегаете. Но как вы думаете: существует ли в жизни что-то, что может отнять у нас наши ценности? Можем ли мы потерять эти ценности из-за своего поведения?
Ведущий отбирает у участников сначала один листочек («ценность»), потом второй и, наконец, третий и прячет их. По окончании упражнения «ценности» обязательно возвращаются участникам.
• Как вы себя чувствовали, когда у вас отняли все ценности?
• А когда их вернули обратно?
• А какие ценности теряет человек, который начинает курить?
Человек — ценность для себя и для окружающих.
Листочки
(по три на каждого ученика) приготовьте заранее.
Беседа
о правах
Человек ценен еще и тем, что имеет определенные права. Что такое права? А обязанности? Чего у человека больше — прав или обязанностей? Какие права имеете вы? Они такие же, как и у ваших друзей, или другие? Кто дает вам права? Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Всегда ли мы соблюдаем права другого? Что нам мешает их соблюдать? Продолжите высказывание: «Я имею право... а это значит...» (о каждом праве отдельно). Листочки
на каждого
участника, ручки
и бланки
Конвенция
о правах некурящих
Порассуждайте с детьми о том, какие права существуют у некурящих людей. Данная работа
будет подготовкой к городскому конкурсу

Занятие 5. ЧТО ВЛИЯЕТ НА МОЙ ВЫБОР?

Цель. Познакомить учащихся с воздействиями, которые они испытывают с разных сторон. Понять, что и кто влияет на наши решения в жизни.

Этапы Содержание Примечания
Вводное слово куратора Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же часто зависят наши решения, попробовать разобраться в том, почему некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым — противостоим. Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека? Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш выбор?
— Друзья (сверстники, знакомые).
— Семья (родители, другие родственники).
— Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.).
— Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении).
— Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение).
Влияющих сил много, важно уделить достаточно внимания каждой
из них.
Влияние друзей Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья, — соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки-курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурильщик нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство друзей курят. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями. Однако рано или поздно друзья, которые убеждают вас курить, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное решение, которое может быть уважаемо окружающими. Большинство курильщиков признают, что курение — плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку курение — значит навязать ему плохую привычку. Ситуация особенно трудна, если ваши друзья не воспринимают вашу попытку не курить серьезно. В благоприятной ситуации ваши курящие друзья поощряют и помогают вам оставаться некурящим, уважая ваше решение. В любом случае, вы можете часто оказываться в ситуациях, где вы должны знать, как сказать «нет». Вы можете говорить «нет», даже если вам предлагает сигарету ваш друг. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя различными способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все.  
Ролевая игра
«Влияние сверстников»

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

1. На вечеринку, где все курят, приходит один человек, который не курит. Как может разворачиваться такая ситуация? Добавьте в ситуацию новый элемент: приходят еще несколько человек, которые не курят. И теперь становится поровну курящих и некурящих. Что будет происходить теперь? (Распределите роли и проиграйте такую ситуацию.)
2. Разделите класс на две команды. Выберите капитана одной из них и попросите покинуть класс, снабдив предварительно следующей инструкцией: «Когда ты вновь войдешь в класс, представь себе, что находишься на вечеринке с друзьями. Недавно ты решил бросить курить. Попытайся не закурить, когда вернешься в класс». После того как выбранный учащийся покинет класс, сообщите его команде, что действие происходит на вечеринке: все собравшиеся — заядлые курильщики, которые должны приложить максимум усилий и не дать капитану «отколоться» от их компании. Задача же второй команды — послать представителей на вечеринку. Они некурящие и должны постараться убедить капитана не курить.
• Кто и какую тактику использовал при убеждении партнера в игре?
• Что они оба при этом чувствовали?
• Как сверстники влияют на решения друг друга?
• Почему важно противостоять такому влиянию?
• Какие были эффективные способы отказа от курения?
Попробуйте
в классе
проиграть ситуацию группового давления.
He забывайте
о том, что это — игра, пусть идет своим чередом,
не управляйте ею.
Влияние семьи Семья — имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья — источник наших взглядов, ценностей, традиций. Возможно, эту тему можно так подробно не затрагивать, соблюдая этические моменты. Но упомянуть о влиянии на выбор семьи можно.  
Влияние кумиров Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями, и со спортом, и с профессией. Мы видим, например, что среди поклонников рока чаще встречаются курильщики, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока — курильщики. Конечно, подростки курят не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с курением, пример звезд провоцирует их поклонников. Но есть и другие фигуры в музыкальной жизни, усилия которых направлены на то, чтобы не подавать поклонникам дурных примеров. Спортивный мир — мир особый, там курение не приветствуется. Профессиональные спортсмены курят реже, чем люди, не занимающиеся спортом. Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение — это такой же выбор. Вы можете сами выбрать — курить или нет. Но польза для имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. «Имидж ничто — здоровье все».
• Как могут кумиры влиять на наш выбор?
• Что вы думаете о различных образах жизни или молодежных субкультурах?
• Какие из них связаны с курением, а какие — нет? Почему это так?
Если в вашем классе удаются ролевые игры
на изучение влияния,
ищите,
придумывайте. Можно
воспользоваться книгой «Игры: обучение,
тренинг, досуг» (под ред. Петрусин-
ского В.Г.
М., 1994).
Влияние рекламы Во многих странах реклама табака запрещена. Однако это мало меняет картину. Всем знакомы плакаты с изображением курящих красавцев-ковбоев на фоне диких гор или человека, легко находящего с помощью сигареты общий язык с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые символизируют свободу, независимость и приключения, воздействуя таким образом на потенциальных потребителей. Но действительно ли вам необходимо курить, для того чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях? Вы действительно полагаете, что курение делает вас бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка полюбит вас за то, что вы будете курить? Статистика сообщает, что в некоторых странах курение стало более распространенным среди молодых женщин, чем среди мужчин. Это объясняют тем, что таким образом слабый пол хочет продемонстрировать свою свободу и независимость. Действительно ли курение — фактор равенства полов?  
Обобщение Существует несколько способов оказывать влияние на человека:
• расхваливание высоких качеств продукта
• массовый подход: «Все пьют этот напиток!»
• обращение к снобам: «Для самых богатых и известных!»
• личное обращение: «Попробуй, и тебе понравится!»
• сексуальная привлекательность: «Что пьют красивые, очень красивые люди, когда испытывают жажду?»
• сравнение: «Жиллет — лучше для мужчины нет!»
• обещание хорошего настроения: «В предвкушении праздника!»
• курение как символ взросления: «Понимание приходит с опытом»
 
Игра
«Создание рекламы»
1. Придумайте рекламный сюжет, рассказывающий о курении. Это может быть рекламный ролик для телевидения или радио, объявление для журнала, рекламный щит, буклет, листовка.
2. Представление рекламы.
3. После представления ответьте на вопросы:
• К кому вы обращались в своей рекламе?
• К каким чувствам обращается эта реклама?
• Почему в рекламе используется только часть информации о продукте?
• Почему «не работает» реклама здорового образа жизни?
• Почему на рекламу табака в мире тратится огромная сумма денег (около 2 млрд евро)?
Подойдите
к предложенной игре с юмором, здесь можно най-ти много интересных вариантов. Если вы остановитесь после второго шага (представление рекламы), данная игра скорее вредна,
чем полезна.
  Попробуйте создать рекламу здорового образа жизни. Представьте ее другим классам. Проведите свой школьный конкурс на лучшую рекламу здорового образа жизни. Надо обязательно объявить внутришкольный конкурс на создание рекламы здорового образа жизни.