Занятия с подростками
11–13 лет
АНТИСТРЕСС
|
Продолжение. Начало см. в № 20, 21/2005
ЗАНЯТИЕ 5.
СТРЕСС И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Цель. Развитие убеждений в
преимуществах уверенного поведения перед
грубым, понимания, что грубость не является
признаком силы; развитие навыков уверенного
поведения. Формирование представлений о связи
стресса со способами поведения. Формирование
умения дифференцировать проявления уверенности,
неуверенности, грубости в повседневном
поведении людей.
Оборудование. Мяч, три мягкие игрушки
(см. текст занятия), листы ватмана, фломастеры,
«Сравнительная таблица» (см. текст занятия).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После ритуала приветствия обсуждается
домашнее задание. Ведущий спрашивает,
использовал ли кто-нибудь из участников
упражнения «Напряжение-расслабление», «Вверх по
радуге» или «Место покоя» для регулирования
своего состояния, получилось ли это. Важно еще
раз напомнить, что данные упражнения нуждаются в
тренировке.
Упражнение «Напряжение-расслабление»
Ведущий предлагает участникам представить, что
они смотрят фильм, но звук выключен. Задается
вопрос, по каким признакам они поймут, что герой
ведет себя уверенно или неуверенно. Участники
должны назвать признаки уверенного (открытый
взгляд, раскованная поза, плавные жесты...) и
неуверенного (скованность, взгляд в пол,
постукивание пальцами по столу...) поведения.
Далее ведущий просит описать грубое поведение.
Затем можно предложить представить, что они
слушают радиопередачу на иностранном языке без
перевода. Как понять, говорит ли человек
уверенно, неуверенно или грубо? В ходе обсуждения
признаки уверенного поведения фиксируются на
ватмане. Следует спросить участников, какие
чувства вызвал бы у них уверенный герой, какие –
неуверенный, а какие – грубый? С кем бы им было
приятнее общаться? В форме свободной беседы
обсуждается, кто чаще всего ведет себя грубо.
Необходимо подвести участников к мысли, что
грубость обычно прикрывает слабость и
неуверенность. Кроме того, она неэффективна, на
проявления грубой силы рано или поздно находится
еще большая сила. С грубым человеком стараются не
иметь общих дел и т.п.
Ведущему на заметку. Часто подростки
утверждают, что им нравятся грубые люди. Следует
иметь в виду, что подобные утверждения чаще всего
обусловлены подростковым негативизмом и носят
демонстративный характер, а иногда прикрывают
собственную уязвимость подростков. В этом случае
следует спросить участников, доверили бы они
грубому человеку заботу о своей младшей сестре
или старой бабушке.
Основная часть
Ведущий представляет участникам трех
персонажей (это могут быть мягкие игрушки с
нагрудными визитными карточками: «Уверенный»,
«Неуверенный», «Грубый»). От имени этих
персонажей участникам предлагается
продемонстрировать поведение в нескольких
ситуациях:
1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок,
тогда ты учителю и говоришь...
2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру,
а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда
ты им говоришь...
3. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь,
которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь...
Каждая ситуация обсуждается в такой
последовательности: участник берет в руки
игрушку (например, персонаж «Грубый») и после
описания первой ситуации произносит несколько
реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается
от лица учителя. Затем следующий участник берет в
руки другой персонаж и данная ситуация
повторяется. Задача ведущего — реакцией своего
персонажа подвести участников к пониманию
преимуществ уверенного поведения.
После завершения необходимо обсудить, как
ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные.
После обсуждения ведущий предлагает участникам
ознакомиться со «Сравнительной таблицей».
Три участника по очереди зачитывают признаки
неуверенного, грубого и уверенного поведения.
Далее проводится сравнение
«взгляд-поза-жесты-голос-речь» неуверенного,
грубого, уверенного человека. Затем участники
самостоятельно разыгрывают вторую и третью
ситуации, опираясь на таблицу.
Сравнительная таблица
|
Неуверенный
человек |
Грубый человек |
Уверенный
человек |
Взгляд |
Отводит глаза,
избегает прямого взгляда |
Взгляд вызывающий,
иногда исподлобья или свысока |
Взгляд прямой,
заинтересованный |
Поза |
Плечи опущены,
старается занимать меньше места, сидит на краю
стула |
Плечи развернуты,
локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает
много места |
Поза естественная,
ответствующая обстановке |
Жесты |
Жесты мелкие,
суетливые или замедленные, как бы незавершенные,
может что-то перебирать пальцами |
Жесты резкие,
размашистые, как бы преувеличенные. |
Жесты спокойные,
плавные, нет лишних, неоправданных движений |
Голос |
Голос тихий, интонации
«детские» |
В тесной комнате может
что-то разбить или пролить |
Голос спокойный,
интонации доброжелательные |
Особенности
речи |
Просит, заискивает,
старается разжалобить |
Голос нарочито
громкий, интонации грубые |
Высказывает серьезные
аргументы, приводит факты |
По завершении упражнения обсуждается,
какая тактика была самой эффективной и почему:
грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего
не приносит успеха, неуверенность ставит
человека в полную зависимость от других и тоже
часто приводит к поражению, уверенность же
вызывает у окружающих доверие и уважение и
поэтому является наиболее эффективной
поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о
преимуществах уверенного поведения.
Участники, сидя в кругу и передавая друг другу
мяч, завершают фразу: «Обычно я чувствую
неуверенность, когда...» В высказываниях
подчеркнуть: незнакомая обстановка, отсутствие
поддержки окружающих, неопределенность
перспективы развития событий; обсудить ощущения
человека, испытывающего неуверенность, способы,
которые используют участники, чтобы успокоиться
и обрести уверенность, как могут окружающие
помочь неуверенному человеку и т.п.
Далее таким же образом участники называют
ситуации, когда они чувствуют уверенность,
завершая фразу: «Я чувствую себя уверенно,
когда...» В высказываниях подчеркнуть: знакомая
обстановка, поддержка окружающих, наличие
информации о возможном развитии событий,
успешного опыта собственных действий в схожих
обстоятельствах или возможности получить
помощь, необходимую информацию, понимание
окружающих т.п.
Необходимо подвести участников к пониманию,
что уверенность приобретается с расширением
жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще
всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь
другим, оказать поддержку тому, кто в ней
нуждается.
Заключительная часть
Участники
обсуждают, кто чаще переживает стресс, уверенный,
неуверенный или грубый человек? Почему?
(Неуверенный часто испытывает страх, грубый –
злость или гнев).
Ведущий напоминает участникам, что человек
может сознательно контролировать свое
состояние. Так, если попытаться вести себя
уверенно, можно и почувствовать себя уверенно.
Ведущий предлагает участникам еще раз
посмотреть на ватман, на котором записаны
признаки уверенного поведения, или на
«Сравнительную таблицу» и попытаться принять
позу уверенного человека, пройтись как уверенный
человек. Ведущий также может предложить
участникам различные ситуации, кидая им по
очереди мяч, и попросить их высказаться уверенно.
Ситуации:
– тебе нужно попросить учительницу, чтобы она
разрешила переписать контрольную;
– тебе нужно отпроситься с урока;
– в магазине ты хочешь попросить продавца
заменить товар;
– ты хочешь попросить старшего брата пустить
тебя поиграть в компьютер и др.
Участники могут сами предложить типичные
ситуации.
Домашнее задание
Обсудить с родителями: является ли грубость
признаком силы и почему. Попробовать сознательно
вести себя уверенно в ситуациях, когда
уверенности не чувствуешь.
Ритуал прощания.
Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»
|