Занятия с подростками
11–13 лет
АНТИСТРЕСС
|
Продолжение. Начало см. в № 20, 21, 22/2005
ЗАНЯТИЕ 6.
CТРЕСС И КОНФЛИКТЫ
Цель. Развитие представлений о
житейских конфликтах между людьми, о связи
конфликтных ситуаций со стрессовыми
переживаниями; формирование навыков
конструктивного разрешения конфликтных
ситуаций.
Оборудование. Мяч, плакаты с
определениями понятий «конфликт» («конфликт —
столкновение противоположно направленных целей,
интересов, позиций, мнений или взглядов»),
«компромисс» («Компромисс — это соглашение на
основе взаимных уступок»), плакат
«Беспроигрышный метод решения споров» (см. текст
занятия).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После ритуала приветствия обсуждается
домашнее задание. Ведущий спрашивает, удалось ли
кому-то из участников сознательно вызвать у себя
чувство уверенности в ситуации, когда они были не
уверены в себе.
Упражнение «Круг с закрытыми глазами»
Участники собираются плотной группой в центре
аудитории. По команде ведущего все закрывают
глаза и, не произнося вслух ни одного слова,
пытаются выстроиться в круг. Через несколько
минут по команде ведущего все открывают глаза и
обсуждают, что получилось, какие были трудности,
что помогало в работе.
Можно предложить выстроиться в квадрат и
треугольник. Если участников слишком много,
можно разбить их на группы.
Упражнение «Вверх по радуге»
Ведущий обращает внимание участников на то, что
очень часто источником стресса в повседневной
жизни является конфликт. Предлагается обсудить,
какие чувства, эмоции, состояния испытывают люди
во время ссоры, конфликта. Обобщив высказывания
участников, ведущий делает акцент на таких
эмоциях и состояниях, как гнев, злость, страх,
раздражение, разочарование, беспомощность и т.п.
Это те негативные эмоции и состояния, которые
часто сопутствуют стрессу. Ведущий напоминает,
что стресс — это реакция психологической
адаптации к сложным, экстремальным
обстоятельствам. Обсудить, что является сложным
и экстремальным в ситуации конфликта. В
высказываниях участников подчеркнуть:
разногласия, столкновение, разлад, вражда,
невозможность действовать сообща и т.п.
Напомнить, что длительный стресс может нанести
значительный вред человеку. Подвести учащихся к
пониманию того, что необходимо научиться
конструктивно решать конфликты.
«Аукцион идей» по теме «Конфликт»
Участникам, разделенным на две группы, по
очереди (как на аукционе) предлагается высказать
свое мнение на заданную тему или ответить на
конкретный вопрос, но при этом на высказывание
дается ограниченное время (3–5 секунд). При
затянувшейся паузе учитель может начать счет
вслух: «Раз! Два! Три! Время!»
Обобщая высказывания участников, ведущий дает
определение: «Конфликт — столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов». Текст определения
помещается на доску или в центр круга.
Участники обсуждают, возможно ли в жизни
полностью избежать конфликтов; если между
друзьями возникает конфликт, значит ли это, что
дружбе пришел конец.
Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы
участники поняли: конфликты являются
неотъемлемой частью повседневной жизни людей.
При кажущейся на первый взгляд негативной
окраске, конфликты часто приводят к созиданию
нового, более совершенного способа
взаимодействия. Участникам предлагается найти
доказательства или опровергнуть утверждение «В
споре рождается истина».
Основная часть
Участники делятся на 5 групп. Каждая группа
получает описание житейского конфликта и
задание найти такое его решение, чтобы оно
максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации
1) В семье двое детей-школьников. Чтобы не
опаздывать на первый урок, надо встать в 8 часов
утра, в течение получаса умыться, позавтракать,
собрать портфель и выйти из дому. У детей
постоянно возникают конфликты, кому первым идти
в ванную (никто не хочет вставать на 10 минут
раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго
ребенка).
2) На одной из перемен все учащиеся школы бегут в
столовую на завтрак, поэтому там часто возникают
конфликты из-за того, что не все успевают поесть.
3) Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед
предпочитает тишину в доме, по этому поводу у вас
с ним часто возникают конфликты.
4) Каждый день к концу уроков в классе
становится довольно грязно. Никто не хочет
убрать мусор, так как каждый считает, что если он
лично не сорил, то и убирать не обязан. По поводу
чистоты в классе постоянно возникают конфликты.
5) Перед сном ты просматриваешь любимые журналы.
Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не
можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за
этого у тебя происходят конфликты с родителями.
Через 5–7 минут группы представляют свои
варианты решения конфликтов. Подводя итоги,
ведущий подчеркивает, что большинство житейских
конфликтов можно решить на основе компромисса,
то есть таким образом, что каждая сторона идет на
частичные уступки для общего удобства. Дается
определение понятию «компромисс», которое также
помещается на доску или в центр круга:
«Компромисс — это соглашение на основе взаимных
уступок».
Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс
возможен, если обе стороны проявляют стремление
разрешить конфликт мирным путем, в противном
случае конфликт может привести к разрыву
отношений, к ссоре.
Следует сказать участникам: для того чтобы
конструктивно решать конфликты или не допускать
их развития, в серьезных областях взаимодействия
людей созданы различные правила. Предложить
подумать, какие существуют правила на случай
конфликтов между: пешеходами и водителями
(правила дорожного движения); покупателями и
продавцами (правила торговли); работодателями и
работниками (должностные инструкции) и т.п. Еще
раз обратить внимание, что существует множество
правил и инструкций, регламентирующих решение
спорных вопросов, касающихся производственных
отношений, отношений собственности, других
правовых вопросов.
Подчеркнуть, что правила решения житейских
конфликтов между близкими людьми
(родственниками или друзьями) тоже существуют.
«Беспроигрышный метод решения споров»
1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело,
какова причина разногласий.
2. Постарайтесь найти максимальное количество
вариантов решения конфликта.
3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот,
что максимально соответствует интересам всех
сторон конфликта, договоритесь действовать в
соответствии с ним.
4. Обязательно следуйте достигнутым
договоренностям.
5. Обсудите, что вы предпримете, если дела
пойдут не так, как вы хотели.
Эти правила помещаются рядом с определениями
конфликта и компромисса.
Заключительная часть
Участникам предлагается привести примеры
типичных житейских конфликтов и попробовать
решить их на основе предложенного метода.
Примеры могут быть такими: ты хочешь поехать к
другу, а родители возражают; друг зовет тебя
пойти гулять, а ты хочешь посмотреть интересный
фильм; сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты
очень спешишь на занятия в спортивной секции. По
завершении обсудить, что было самым трудным и
почему. Обобщая высказывания участников, еще раз
напомнить, что житейский конфликт не приведет к
серьезной ссоре, если будет решаться на основе
компромисса.
Домашнее задание
Обсудить с родителями «Беспроигрышный метод
решения споров» и опробовать его на практике.
ЗАНЯТИЕ 7.
CТРЕСС И ЦЕЙТНОТ
Цель. Формировать представления о
причинно-следственной связи между острой
нехваткой времени и стрессовыми переживаниями;
развивать навыки рационального планирования
собственных нагрузок с целью профилактики
стресса при цейтноте.
Оборудование. Бланки «Моя неделя» (лист
А4 разделен семью вертикальными линиями на
равные части по дням недели и тремя
горизонтальными: утро, день, вечер), цветные
карандаши или фломастеры красного, желтого и
зеленого цвета — по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После ритуала приветствия обсуждается
домашнее задание: ведущий спрашивает, удалось ли
кому-то из участников использовать
«Беспроигрышный метод решения споров» на
практике и что из этого вышло.
Упражнение «Шестерка»
Участники
встают в круг и по очереди считают. Тот, кому
достается число 6, число, делящееся на 6, или число,
содержащее цифру 6, должен не называть его, а
вместо этого хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибется,
выбывает из игры.
Ведущий напоминает участникам, что очень часто
в жизни школьника возникают такие ситуации,
когда одно дело еще не закончено, а необходимо
уже браться за другое, когда не успеваешь сделать
уроки, выполнить какие-то обязанности по дому,
когда времени словно не хватает. Ведущий
предлагает участникам вспомнить подобные
ситуации, которые происходили с ними. Следует
обсудить чувства человека, оказавшегося в
цейтноте. Подводя итог обсуждения, ведущий
говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он
сначала все-таки пытается успеть сделать все
(иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает
момент, когда он чувствует бессилие, наступает
апатия, все валится из рук и ничего не хочется
делать. О чем говорят такие эмоции и состояния?
Исследования показали, что нехватка времени
является одной из основных причин стресса у
школьников.
Основная часть
Ведущий предлагает участникам подумать, можно
ли совершенно исключить из жизни ситуации
цейтнота. В высказываниях участников
подчеркивается, что невозможно полностью
избежать ситуаций цейтнота, однако можно
попытаться свести их к минимуму. Необходимо
обсудить, какие способы придуманы людьми для
этого. Ведущий должен подвести участников к
мысли о том, что наличие плана, расписания или
графика предстоящей работы помогает
предотвратить цейтнот и стресс, с ним связанный.
Участникам предлагается подумать, что имеется в
школе для того, чтобы избежать цейтнота. В
высказываниях подчеркнуть: режим дня, расписание
уроков, план работы на четверть (неделю, год),
график дежурств и т.п.
Можно обсудить: чем вызвана необходимость
режима дня в школе? Как связан режим дня школы с
режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь
расписание уроков на предстоящий день (неделю),
почему? Можно ли так же распланировать свои
внешкольные дела (предложить высказаться тем,
кто посещает какие-либо внешкольные учреждения;
выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки
заранее с учетом своей дополнительной нагрузки,
удобно ли это)?
На бланках «Моя рабочая неделя» участники,
глядя в свои дневники, закрашивают дни недели и
время суток цветными карандашами (фломастерами):
красным цветом то время, которое совпадает с
большой нагрузкой, желтым — со средней
нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями
(эта работа начинается на занятии, а завершается
дома). Цвет покажет рациональность распределения
сил участников в течение недели и каждого дня.
По окончании работы желающие демонстрируют
свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для
данного участника может возникнуть опасность
стресса, связанного с цейтнотом (там, где много
красного цвета), и предлагает, как можно этого
избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты:
• планировать предстоящие дела, чтобы ничего
не забыть и не столкнуться с внезапной
необходимостью что-то срочно доделывать в
последний момент;
• делать уроки заранее, чтобы разгрузить те
дни, когда есть внешкольные занятия;
• не браться за несколько дел одновременно.
Следует обратить особое внимание, что, планируя
свои дела, необходимо учитывать время для отдыха.
Заключительная часть
Ведущий напоминает участникам, что они уже
знакомы с некоторыми способами саморегуляции.
Существуют также методы быстрого восстановления
сил и мобилизации ресурсов, например массаж
активных точек. После этого ведущий знакомит
участников с некоторыми приемами такого массажа:
— массаж мочек ушей;
— надавливание большим пальцем на точку между
нижней губой и подбородком;
— массаж переносицы и области «третьего
глаза».
Домашнее задание
Обсудить с родителями, как лучше распределить
свои силы в течение недели с учетом школьных и
внешкольных дел; попробовать использовать
массаж активных точек для мобилизации сил.
ЗАНЯТИЕ 8.
CТРЕСС И ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Цель. Развитие представлений о связи
стресса с неординарными переживаниями,
формирование стремления к социально приемлемым
формам удовлетворения потребности в острых
ощущениях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После ритуала приветствия обсуждается
домашнее задание.
Упражнение «Нос-пол-потолок»
Ведущий показывает на нос, пол или потолок и
называет эти предметы, однако одновременно
называет и показывает разные предметы: например,
говорит «пол», а показывает на потолок.
Участники, глядя на ведущего, должны показать то,
что он называет, а не то, на что он показывает. По
мере выполнения упражнения ведущий ускоряет
темп. Когда упражнение закончено, он спрашивает,
менялись ли ощущения участников по мере
ускорения темпа. Он обращает их внимание на
усилившуюся остроту ощущений и предлагает
обсудить понятие «острые ощущения». В чем их
привлекательность? Подчеркнуть, что острые
ощущения сопровождаются приливом сил, азартом,
дают возможность испытать себя и т.п.
Ведущий задает вопрос: «Что люди делают, чтобы
испытать острые ощущения?»
Ведущему на заметку. В высказываниях
участников могут прозвучать мысли об алкоголе,
наркотиках, травмоопасном поведении и т.п. Эти
высказывания надо принять безоценочно, но при
этом привести примеры, показывающие, что люди,
понимая свою потребность в острых ощущениях,
создали культурные формы ее удовлетворения:
экстремальные виды спорта, творчество,
путешествия и т.п.
Основная часть
Участникам предлагается сравнить переживание
острых ощущений и переживание стресса (можно
привести такие примеры, как катание на
аттракционах, просмотр «ужастиков» и волнение
накануне контрольной работы или ответственного
выступления). Подводя итог, ведущий подчеркивает
мобилизующий потенциал стресса и острых
ощущений. Острые ощущения схожи с «приятной»
частью стресса — приливом сил, азартом (об этой
стороне стресса говорилось на третьем занятии).
Ведущий сообщает, что полное отсутствие
стресса в жизни человека так же вредно для него,
как и сильный стресс. Следует предложить
участникам подумать, почему (возникновение
скуки, утрата интереса и т.п.). Напомнить ситуации,
когда подросткам бывает нечего делать,
подчеркнуть, что именно в подобных случаях
ребята чаще всего совершают необдуманные
поступки, приводящие к проблемам. Предложить
участникам привести примеры таких ситуаций,
подчеркнуть их негативные последствия.
Обобщая высказывания участников, ведущий
показывает, что, испытывая потребность в стрессе,
люди сами его зачастую провоцируют, забывая о
том, что позитивный потенциал стресса (прилив
сил, обострение внимания) очень непродолжителен,
а за ним следует разрушительная фаза (резкая
усталость, притупление внимания, страх, паника).
Например: при просмотре «ужастика» ты
испытываешь удовольствие, а ночью тебе снится
страшный сон; ты не можешь оторваться от игры на
компьютере, а потом не в состоянии
сконцентрировать внимание на уроках. Ведущий
предлагает участникам привести собственные
примеры, когда проявляются две стороны стресса:
положительная и разрушительная.
Подводя итог, ведущий обращает внимание на
примеры рискованного, неосторожного поведения и
подчеркивает, что оно рано или поздно приводит к
негативным последствиям. Так, человек в
состоянии азарта начинает какое-то действие, а
потом, сталкиваясь с реальной опасностью,
впадает в панику (отрицательная сторона стресса)
и теряет силы.
Ведущему на заметку. Желательно, чтобы
участники сами сделали вывод об опасности тяги к
острым ощущениям, о негативных последствиях
неосмотрительного поведения. Это позволит
избежать назидательности.
Заключительная часть
Участникам предлагается привести примеры того,
как можно удовлетворить потребность в острых
ощущениях, не подвергая себя риску столкнуться с
негативными последствиями стресса, и обсудить,
как могут помочь занятия спортом почувствовать
азарт, творчество — способствовать приливу сил,
а путешествия и общение с интересными людьми —
удовлетворить потребность в ярких переживаниях.
Упражнения «Цвет моего настроения» (см.
№ 20) и «Вверх по радуге» (№ 21)
Домашнее задание
участникам предлагается в течение недели
наблюдать, в каких ситуациях они испытывали
острые ощущения и когда сталкивались с их
негативными последствиями.
Ритуал прощания.
Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»
|