ИНДОКТРИНАЦИЯ,
или
Как контролируют наше сознание
О том, что сознание человека
можно контролировать, хорошо известно всем, но
как работает механизм этого контроля? Ответ на
данный вопрос не может быть простым, однако он
существует. Индоктринация — один из
инструментов установления контроля сознания.
Этот термин практически не используется в
отечественной психологии, о нем изредка
вспоминают, лишь когда речь заходит о борьбе с
тоталитарными сектами.
Но только ли секты и деструктивные религиозные
культы стремятся установить контроль над нашим
сознанием? Разве не занимаются этим образование
и другие легальные общественные институты и
организации? Как видим, эти вопросы мы с полным
правом можем отнести к риторическим.
Постановка проблемы
Почему
существует национализм? Почему не прекращаются
войны и сотни тысяч людей с готовностью
сражаются не на жизнь, а на смерть за абстрактные
идеи, придуманные не ими? Почему люди готовы
слепо доверять лидерам? Почему они оказываются
способными воевать и погибать «за Родину», «за
фюрера», «за идеалы демократии» или за
мифический «единый халифат»?
Почему одни художники ищут свою собственную
дорогу в искусстве, а другие стремятся встать под
знамена уже признанных течений и с гордостью
именуют себя «гиперреалистами» или «куртуазными
маньеристами»?
Почему одни ученые в одиночку сражаются за
истину, а другие с увлечением следуют в фарватере
чужих идей, постоянно подчеркивая при этом, что
принадлежат к определенной научной школе?
Как и почему честолюбивые политики
объединяются в партии?
Как работает механизм интеграции подростков в
группы, которые взрослыми квалифицируются как
неформальные?
Почему множество людей становятся страстными
служителями тех или иных культов и усердно
потребляют «опиум для народа»? Почему люди
оказываются в сетях тоталитарных сект?
Почему многие наши сограждане так страдают от
отсутствия «новой русской идеи»? И кому
действительно нужна «новая русская идея»?
Эти явления на первый взгляд кажутся
разнородными и никак не связанными между собой,
однако связь между ними существует. Человек
остается человеком, кем бы он ни был и чем бы ни
занимался. Внешнее разнообразие сфер приложения
его усилий на самом деле имеет одну и ту же
природу. В основе этих, столь непохожих внешне,
явлений лежит универсальная готовность человека
некритически воспринимать чужие идеи, именуемая
индоктринацией.
Что такое индоктринация
Корень слова «индоктринация» — «доктрина» (от
лат. doctrina — учение, научная или философская
теория, система, руководящий принцип). Приставка
«ин», вероятно, относится к числу более поздних
англоязычных наслоений — «in» в данном случае
можно перевести как «в». Образно говоря, речь
идет о некоем пребывании «внутри» каких-либо
доктрин.
Термин «индоктринация» в отечественной
психологии практически не используется. Изредка
встречается он в иностранных книгах, посвященных
борьбе с вовлечением людей в тоталитарные секты.
При этом само понятие «индоктринация»
охватывает значительно более широкий спектр
явлений, характеризующих мышление и поведение
человека в самых разных жизненных ситуациях.
Ему можно дать следующее определение: индоктринация
— некритическое принятие личностью чужих идей
(доктрин). Подчеркну, что речь идет о
психическом явлении, характеризующем особое
состояние психики, специфический механизм и
одновременно процесс идентификации личности с
группой через принятие групповых ценностей, идей
или доктрин.
Явление индоктринации впервые было подмечено
этологами, специализирующимися на проблемах
человеческого поведения. Представления о
механизмах индоктринации развиты в трудах
многих ученых (Дж. Палмер, Л. Палмер, Ф. Солтер, И.
Эйбл-Эйбесфельдт и др.). По моим наблюдениям, для
большинства специалистов характерно несколько
суженное представление об индоктринации — как
негативном явлении, тесно связанном с
установлением деструктивного контроля над
сознанием личности, осуществляемого этически
осуждаемыми методами (обман, угроза, принуждение
и др.). С таким представлением об индоктринации мы
сталкиваемся в большинстве работ, посвященных
проблемам: «тоталитарного мышления» (Р. Лифтон);
«реформирования мышления» (М. Сингер);
«деструктивного контроля сознания» (Л.
Фестингер, С. Хассен и др.); «принудительного
убеждения» (Э. Шайн) и др.
Мне представляется очевидным, что такая
трактовка индоктринации неоправданно сужает ее
смысловое поле и не отражает действительного
положения вещей. Потому и обсуждение этой
проблемы в данном ключе недостаточно
продуктивно.
Во-первых — необходимо отказаться от явной
негативной окраски этого явления и признать, что
индоктринация — это не всегда плохо.
Периодически человеку жизненно важно
некритически принимать те или иные доктрины. Так,
например, в детстве мы некритически усваиваем
массу идей, и наши первые шаги в культуру
осуществляются через индоктринацию.
Во-вторых — стоит принять принцип, что данное
явление не стоит рассматривать только в
«черно-белом» варианте, в категориях —
«хорошо-плохо». Индоктринация — это не хорошо и
не плохо, она просто есть, и о ней надо знать и
помнить. Ее надо непременно учитывать как
специфическую черту, характеризующую мышление и
поведение человека.
В-третьих — индоктринация далеко не всегда
итог действия этически осуждаемых методов:
запугивания, принуждения или обмана. Она может
быть продуктом весьма мягкого воздействия на
личность и даже осознаваться человеком как его
собственный выбор. Причем последнее характерно
не только для конформистов, но и для
высококреативных и даже внешне социально
автономных людей.
Условие выживания
Вполне убедительной представляется гипотеза
специалистов по эволюционной психологии,
согласно которой индоктринация в сообществах Homo
sapiens возникла в ходе эволюции. Одним из
важнейших факторов интенсивной энцефализации
(развития головного мозга) Homo sapiens были
межгрупповые конфликты и соперничество. Они и
привели к порождению у нашего вида особых,
сложных когнитивных атрибутов. Одним из таких
атрибутов является стремление к идентификации
личности с группой.
Возникающее у человека при определенных
условиях некритическое отношение к чужим идеям и
доктринам, именуемое индоктринацией, является
его крайним вариантом. Данная особенность
естественна для человека и необходима как одно
из условий выживания, при этом она таит в себе ряд
потенциальных опасностей, о которых следует
знать и помнить.
Примечательно, что, несмотря на весьма широкое
распространение практики группообразования и
выстраивания иерархий доминирования в мире
животных, индоктринация специфична только для
вида Homo sapiens. Несмотря на наличие
многочисленных разнородных альянсов,
создаваемых животными, способность к
критическому либо некритическому восприятию
чужих идей — исключительно человеческая
способность. Она свойственна людям в силу
существования речи и сознания.
Культурный импринтинг
Термин «импринтинг» в научный обиход ввел
нобелевский лауреат, австрийский этолог Конрад
Лоренц. Наблюдая за птенцами гусей и уток, он
обнаружил эффект особой фиксации любого
движущегося объекта (человека, собаки, кошки и
др.) птенцами, только что вылупившимися из яйца. В
дальнейшем птенцы начинают следовать за этим
объектом, относясь к нему как к матери.
Термин «культурный импринтинг» условен, он
предполагает аналогичное запечатление образцов,
но на другом уровне. В данном контексте под ним
следует понимать тот вариант индоктринации,
который проявляется у человека в момент
становления сознания.
Речь идет об особых, сенситивных периодах
детства, когда у людей начинает формироваться
групповая верность, и таким образом они
становятся очень резистентными к формированию
альтернативной верности в последующей жизни.
Культурный импринтинг не предполагает насилия.
Он требует всего лишь минимального воздействия
инициирующего стимула в течение сенситивного
периода. Усваивая те или иные истины в раннем
возрасте, человек часто на долгие годы остается
их последователем.
Наиболее яркий пример культурного импринтинга
— прочные аффилиативные связи, обычно
возникающие внутри семьи. Известно, что даже
усыновленный ребенок, развиваясь в семье
приемных родителей, именно их будет считать
настоящими родителями. Последующее (возможное)
знакомство с биологическими родителями способно
привести этого ребенка к мощному когнитивному
диссонансу, а возможно, и к серьезному
психологическому кризису. Очевидно и вполне
естественно, что родовая аффилиация может
формироваться в манере, подобной импринтингу. Но
возникает законный вопрос — может ли таким же
образом формироваться верность более крупным
группам?
На данный вопрос, несмотря на возражения ряда
этологов (Ф. Солтер и др.), я бы ответил
утвердительно. Иллюстрацией индоктринации,
возникшей в результате культурного импринтинга,
может быть воспитание в духе определенных
социально-культурных традиций. Речь идет об
особых традициях, в рамках которых обычно
протекает воспитание личности: идеологических,
этнических, религиозных, сословных и других.
Например, дети, родившиеся и воспитывающиеся
среди взрослых, исповедующих ту или иную религию,
принявших ту или иную идеологию, присваивают
догматы этой религии или идеологии. Причем
происходит это чаще всего без принуждения,
обмана и насилия. «Агентами влияния» в данном
случае выступают самые близкие люди, благодаря
которым ребенок входит в культуру.
Всем памятен пример советского времени, когда
дети, вырастая, постепенно, помимо своей воли,
усваивали постулаты коммунистической идеологии.
Аналогичные явления можно наблюдать в процессе
формирования этнической, социальной и даже
профессиональной идентичности, где механизм
культурного импринтинга интенсивно работает на
ниве индоктринации.
Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук,
профессор МПГУ
|