ИГРЫ В «ТИГРЫ»
Работа с подростками по снижению
агрессивности
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.
А. Барто
Ох уж эти агрессивные
подростки, вспыльчивые, неспокойные, вечно
недовольные и грубые. Ну как можно хотеть с
такими работать? Никогда не знаешь, что он сейчас
выкинет. Нет чтобы быть белым и пушистым, самому
приходить к психологу на занятия и в состоянии
позитивного самоосознавания уходить с занятия
домой!
А если вокруг ни одного белого и пушистого, что
делать? С кем работать-то? Вот тут под руку и
попадают вспыльчивые и неспокойные. Не отмыли их
вовремя, не расчесали, не пригладили, вот и прячут
они свой истинный цвет за темными полосами.
Как же работать с деструктивно-агрессивными
детьми?
– Дайте понять подросткам, что вы находитесь
вместе с ними и вам неприятно агрессивное
поведение.
– Попробуйте определить, является ли
агрессивность внутренним состоянием подростка,
или она вызвана внешним фактором (вашим
поведением, поведением другого человека или
какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного
подростка или помочь ему разрядить агрессивные
эмоции доступными способами, например через игры
или специальные упражнения.
– Поскольку злость – нормальная и необходимая
каждому человеку эмоция, научите подростков
выражать свои чувства приемлемыми способами (как
невербально, так и вербально). Своим примером
показывайте способы адекватного реагирования.
– Используйте агрессию, возникшую в результате
конфликта в группе, для первого шага к пониманию
ее причины. Предложите подросткам исследовать
свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.
–
Используйте любой конфликт как сценарий, раздав
подросткам роли, проигрывая его и придумывая
различные варианты позитивного решения.
– Постарайтесь принять подростков с самого
начала такими, какие они есть, со всей их
агрессией. Помните, что больше всего они
нуждаются во внимании, любви и заботе. Через
взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите
светлые стороны подростка. Напротив, агрессия
ведет только к изоляции или ответной агрессии.
Очень выгодной с точки зрения работы с
агрессивными подростками является арт-терапия.
Это связано с такими ее достоинствами, как полное
отсутствие дискриминации по какому бы то ни было
признаку; возможность невербального общения, так
как часто подростки из неблагополучных семей
недостаточно хорошо владеют речью; возможность
актуализации латентных ролей и состояний, тех
форм поведения, которые находятся в
«вытесненном» виде либо слабо проявлены у
подростка в повседневной жизни; возможность
свободного самовыражения и самопознания и
многое другое.
Эффективно организовать работу по снижению
агрессивности и модификации поведения помогут
игры и упражнения, целью которых является
проявление, переживание и отыгрывание агрессии.
Вообще говоря, такие игры должны содержать в себе
элементы моделирования, конструирования,
трасформации.
Для подобных игр вам понадобятся следующие материалы:
краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки,
клей, ножницы, газеты и журналы (для коллажей),
магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные
инструменты, костюмы (элементы костюмов), краски
для тела или грим, парики, зеркало и др. Хотелось
бы к классическому арт-набору добавить некоторые
материалы, которые представляют особый интерес с
точки зрения работы с агрессивными подростками.
Проволока
Свойства: жесткая, гнется, наматывается,
пружинит.
Это
один из самых любимых материалов агрессивных
подростков. Проволока отражает их состояние:
жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и
разгибая проволоку, подростки управляют своим
внутренним стальным стержнем. Трансформируя
проволоку и создавая из нее различные
скульптуры, они изменяются сами. Скульптура
перестает быть опасным куском проволоки или
сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую
минуту. Скульптурой любуются, ее фотографируют,
ей хотят украсить помещение или подарить
кому-нибудь. Возможно, работая с этим материалом,
они выходят из-за «колючей проволоки»?
Глина, соленое тесто, пластилин
Свойства: пластичность, гибкость, мягкость,
возможность трансформации.
Из этих трех материалов лучшим, конечно,
является глина. Вообще, создание чего-то
цельного, крепкого из мягкой «грязи», как говорят
подростки, является сильной метафорой
укрепления «Я», избавления от «лишнего»,
закаливания. То, что было «грязью», превращается
в кувшин, маску, кружку, скульптуру и т.п.
Кроме того, на этапе лепки глину можно рвать,
кромсать, резать, ломать изделия, а потом все
начинать сначала, создавая желаемый образ. Глина
помогает утилизировать злость, гнев, негативизм
и другие агрессивные чувства.
Воздушные шары
Свойства: легкость, объемность, тягучесть.
Шары хороши своей многофункциональностью.
Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка
в каждом подростке, возрождая ощущения
праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень
много игр с шарами на снятие напряжения,
в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии
замечательный строительный материал, который с
помощью широкого скотча превращается и в замок, и
в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о
способности воздушных шаров громко лопаться. Это
действие очень способствует снижению
агрессивности. (попробуйте надуть и сделать так,
чтобы лопнули 10 шаров подряд, и поймете!) Можно,
конечно, давить ногой металлические банки от
колы, сдавливать руками надутые бумажные мешки,
бить стекла палкой и т.п., но шары как-то
безопаснее.
Одноразовая посуда, пустые пластиковые
бутылки
Свойства: объемность, ломкость,
разнообразность форматов, возможность
наполнения, звучание.
Этот материал может использоваться как
строительный при создании индивидуальных и
групповых инсталляций, скульптур и др. Посуду
можно облеплять пластилином и расписывать
красками, заполнять содержанием, из бумажных
тарелок делать маски и многое другое. Кроме
этого, из одноразовой посуды получаются
интересные костюмы. Из пустых пластиковых
бутылок можно создать замечательные музыкальные
инструменты, наполняя их различным содержимым, а
также скульптуры.
Старые журналы, газеты и плакаты
Свойства:
объемность, красочность или бесцветность,
горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв
и слов; кроме того, их можно рвать.
Журналы и газеты – первые помощники при работе
с агрессивными подростками. Самое простое
упражнение – рвать газеты и журналы всеми
возможными способами (руками, зубами, ногами и
др). Незаменимы они при работе с подростками,
которые имеют низкий рефлексивный уровень,
которым сложно понять себя и разобраться со
своими состояниями и чувствами. Из журналов и
газет можно взять все то, что сложно выразить
словами, то, что так хорошо иллюстрирует
состояние агрессивного подростка. Затем
вырезать и скомпоновать под поставленную
психологом задачу. Подростки очень любят
коллажи. Коллаж, как ничто другое, отражает их
внутреннюю задачу: разрушить до основания
конструкты взрослых и построить что-то новое,
свое, отличающееся от реальности.
Из газет и журналов легко конструируются
костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные
газеты могут стать основой папье-маше, из
которого затем будет лепиться маска или любой
другой объект.
Ткани
Свойства: пластичность, прочность
(тонкость).
Ткань может быть использована самая
разнообразная: от обрезков до старых штор. С
помощью ткани легко организовать пространство,
разделив кабинет на зоны. Из ткани можно
изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать,
резать и затем работать с лоскутами (вязка из
лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко
используется при изготовлении кукол-марионеток,
служит декорацией.
Агрессивным подросткам особенно нравятся игры
с лоскутами, «художественное разрывание» или
«художественное разрезание» ткани. Но
наибольший интерес представляют
игры-манипуляции под тканью, позволяющие
почувствовать как свои, так и чужие границы, а
также позволяющие пережить депривацию и
научиться справляться с ней.
Грим или краски для лица
Свойства: яркость, большая палитра цветов,
легкость нанесения и удаления.
Грим позволяет усилить эмоциональное
состояние злости или гнева через гримирование
лица, через создание на лице маски злости, гнева,
обиды, раздражения и последующего проигрывания.
Таким образом проигрываются и другие состояния,
противоположные агрессивным. Зеркало поможет
увидеть изменения, эффект снятия агрессивных
состояний. При работе в парах можно с помощью
грима отразить на лице партнера его наиболее
часто переживаемые эмоции, что помогает
подростку осознать, каким видят его другие в
моменты гнева и злости или в минуты радости.
Сам процесс смывания с лица маски злости
является отличной метафорой удаления излишней
агрессивности. В такие моменты с подростком
необходимо проводить обсуждение, например: «Что
ты чувствуешь, когда количество красной и черной
краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется
твое состояние, настроение?», «Что в такой момент
хочется сделать более всего?».
Использование этих материалов в вашей работе
поможет организовать для агрессивных подростков
занятия, которые не только научат их
конструктивному поведению, но и откроют в них
творцов и созидателей.
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Громко и тихо
(модификация упражнения К. Фопеля)
Материалы: карандаши или мелки, бумага,
магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких,
энергичных музыкальных фрагментов.
Подросткам предлагается прослушать спокойные
музыкальные фрагменты, а затем представить и
изобразить на листе бумаги с помощью карандашей
несколько вещей, относящихся к понятию
«спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с
громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к
каким вещам, к каким событиям могут иметь
отношение эти звуки. Нарисовать несколько
ассоциаций.
Обсуждение:
– Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?
– Когда и где ты бываешь беспокойным, громким,
агрессивным?
– Что должно произойти, чтобы одно состояние
поменялось на другое?
– Какие чувства вызывали у тебя спокойные
музыкальные фрагменты, а какие – громкие,
неспокойные?
– Какая музыка может успокоить тебя, какая
вызвать агрессию и напряжение?
– Сравните две ваши работы. Что в них общего?
Чем они отличаются?
2. Отношение к миру
Материалы: бумага, фломастеры или карандаши.
Подростки делятся на пары и садятся за стол
друг напротив друга. На столе между ними лежат
два листа бумаги и карандаши.
Ведущий рассказывает о том, что существует
такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты
относишься к миру». Предлагается подумать о
своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем
спокойны, а бываем неспокойны, тревожны; бываем
добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны;
бываем внимательны друг к другу, а иногда ведем
себя разрушительно и оскорбительно.
Остановитесь на одном из состояний, которое
особенно актуально для вас. Подумайте о нем,
прочувствуйте его».
Теперь один из пары (кто начинает первым, решает
ведущий) с помощью карандашей выражает свое
состояние на бумаге. Задача второго –
прочувствовать состояние партнера и
отреагировать его с помощью карандашей на том же
листе бумаги (5 минут). Затем участники меняются
ролями и берут второй, чистый лист. Теперь свое
актуализированное состояние начинает рисовать
другой участник, а его партнер, используя
карандаши, отражает его (5 минут).
Обсуждение:
– Когда вы размышляли о своих состояниях, что
пришло вам в голову?
– Какое состояние вы рисовали на бумаге и как
на него реагировал ваш партнер?
– Какие цвета, формы и символы вы использовали
для передачи своего состояния?
– Давайте постараемся понять, почему на разные
состояния мы реагировали так, а не иначе?
– Если меняется наше состояние, как изменяется
мир вокруг нас?
3. Пара противоположностей
Материалы: музыкальные инструменты; запись
музыкальных фрагментов, противоположных по
тональности; магнитофон; ватман (на каждого
участника); журналы; ножницы; клей;
изобразительные материалы (карандаши,
фломастеры, мелки и т.п.); плотная
хлопчатобумажная нить типа «ирис» или бечевка.
Ведущий. Весь мир состоит из
противоположностей – черное и белое; день и ночь;
добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно
противоположностей. Давайте остановимся на паре
«агрессивный – доброжелательный». Перед вами
листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая
друг другу, приложите лист к стене и обведите
свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и
продублируйте свой силуэт с другой стороны. Одна
сторона ватмана – это «Я агрессивный», другая –
«Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж)
и изобразительные материалы, заполните ваш
силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее
выразить эти противоположности в себе.
Для
того чтобы готовую работу можно было примерить
на себя как часть костюма, отрежьте необходимую
длину нити (тонкой веревки) и прикрепите ее в
верхней части силуэта. Теперь при желании вы
можете оказаться в костюме доброжелательности
или агрессивности, стоит только перевернуть
силуэт.
Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным
инструментам, выберите те из них, с помощью
которых можно выразить одну и другую
противоположности. Так же можно использовать
подготовленные музыкальные фрагменты.
Походите в «костюме» одной и другой своей
стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются
доброжелательные люди. А теперь — как
агрессивные. Какие движения совершают руки, ноги,
что меняется в лице, походке?
Затем проходит презентация
противоположностей: каждый подросток, примеряя
одну из сторон, рассказывает о том, чем он
заполнил силуэт, почему использовал те или иные
цвета и символы; озвучивает противоположности
музыкальными инструментами и демонстрирует
характерные движения или рассказывает о них.
Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.
Обсуждение:
– Что было самым сложным в этой работе?
– Для чего миру так необходимы
противоположности и что они дают нам?
– Что происходит с человеком, если в нем есть
только одна сторона, если он только
доброжелательный или только агрессивный?
– Есть ли цвета или символы, объединяющие обе
стороны?
– Как агрессивному научиться быть
доброжелательным и наоборот?
4. Самоценность
Материалы: бумага, карандаши, стулья.
Ведущий. Каждый из нас представляет собой
ценность. Мы отличаемся друг от друга своей
индивидуальностью, личными достижениями, целями
и многим другим. О своей ценности мы узнаем от
других людей. Сейчас надо будет взять лист бумаги
и в центре нарисовать круг, в котором написать
букву «Я».
Теперь
вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько
кружочков, сколько захочешь, а в них написать
имена тех людей, которые говорили тебе о твоей
индивидуальности и ценности. От каждого кружочка
к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого
разные цвета, чтобы передать свои чувства.
А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили
все эти люди, и кратко напиши рядом со стрелками,
направленными от них.
У тебя получилась карта самоценности. Давай
оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул,
который будет стоять в центре класса. Вокруг мы
поставим стулья так, как нарисованы кружочки на
твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти
стулья, озвучивать написанное тобой имя и
говорить фразу, идущую к тебе от этого человека.
Слушай внимательно. Твоя задача – ощутить свою
ценность.
Обсуждение:
– Что такое самоценность?
– Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие
от других к тебе, и почему?
– Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и
слушал, что говорили о твоей ценности разные
люди?
Данное упражнение можно провести в группе.
Тогда подросток может выбрать из группы тех, кто
сыграет значимых людей и будет говорить о его
ценности.
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
Продолжение следует
|