Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИГРЫ В «ТИГРЫ»

Работа с подростками по снижению агрессивности

Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.

А. Барто

Ох уж эти агрессивные подростки, вспыльчивые, неспокойные, вечно недовольные и грубые. Ну как можно хотеть с такими работать? Никогда не знаешь, что он сейчас выкинет. Нет чтобы быть белым и пушистым, самому приходить к психологу на занятия и в состоянии позитивного самоосознавания уходить с занятия домой!

А если вокруг ни одного белого и пушистого, что делать? С кем работать-то? Вот тут под руку и попадают вспыльчивые и неспокойные. Не отмыли их вовремя, не расчесали, не пригладили, вот и прячут они свой истинный цвет за темными полосами.

Как же работать с деструктивно-агрессивными детьми?

– Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно агрессивное поведение.

– Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием подростка, или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами, например через игры или специальные упражнения.

– Поскольку злость – нормальная и необходимая каждому человеку эмоция, научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как невербально, так и вербально). Своим примером показывайте способы адекватного реагирования.

– Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта в группе, для первого шага к пониманию ее причины. Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.

– Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.

– Постарайтесь принять подростков с самого начала такими, какие они есть, со всей их агрессией. Помните, что больше всего они нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

Очень выгодной с точки зрения работы с агрессивными подростками является арт-терапия. Это связано с такими ее достоинствами, как полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку; возможность невербального общения, так как часто подростки из неблагополучных семей недостаточно хорошо владеют речью; возможность актуализации латентных ролей и состояний, тех форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены у подростка в повседневной жизни; возможность свободного самовыражения и самопознания и многое другое.

Эффективно организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения помогут игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и отыгрывание агрессии. Вообще говоря, такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трасформации.

Для подобных игр вам понадобятся следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты и журналы (для коллажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы (элементы костюмов), краски для тела или грим, парики, зеркало и др. Хотелось бы к классическому арт-набору добавить некоторые материалы, которые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.

Проволока

Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Проволока отражает их состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?

Глина, соленое тесто, пластилин

Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.

Из этих трех материалов лучшим, конечно, является глина. Вообще, создание чего-то цельного, крепкого из мягкой «грязи», как говорят подростки, является сильной метафорой укрепления «Я», избавления от «лишнего», закаливания. То, что было «грязью», превращается в кувшин, маску, кружку, скульптуру и т.п.

Кроме того, на этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. Глина помогает утилизировать злость, гнев, негативизм и другие агрессивные чувства.

Воздушные шары

Свойства: легкость, объемность, тягучесть.

Шары хороши своей многофункциональностью. Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка в каждом подростке, возрождая ощущения праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень много игр с шарами на снятие напряжения, в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии замечательный строительный материал, который с помощью широкого скотча превращается и в замок, и в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о способности воздушных шаров громко лопаться. Это действие очень способствует снижению агрессивности. (попробуйте надуть и сделать так, чтобы лопнули 10 шаров подряд, и поймете!) Можно, конечно, давить ногой металлические банки от колы, сдавливать руками надутые бумажные мешки, бить стекла палкой и т.п., но шары как-то безопаснее.

Одноразовая посуда, пустые пластиковые бутылки

Свойства: объемность, ломкость, разнообразность форматов, возможность наполнения, звучание.

Этот материал может использоваться как строительный при создании индивидуальных и групповых инсталляций, скульптур и др. Посуду можно облеплять пластилином и расписывать красками, заполнять содержанием, из бумажных тарелок делать маски и многое другое. Кроме этого, из одноразовой посуды получаются интересные костюмы. Из пустых пластиковых бутылок можно создать замечательные музыкальные инструменты, наполняя их различным содержимым, а также скульптуры.

Старые журналы, газеты и плакаты

Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.

Журналы и газеты – первые помощники при работе с агрессивными подростками. Самое простое упражнение – рвать газеты и журналы всеми возможными способами (руками, зубами, ногами и др). Незаменимы они при работе с подростками, которые имеют низкий рефлексивный уровень, которым сложно понять себя и разобраться со своими состояниями и чувствами. Из журналов и газет можно взять все то, что сложно выразить словами, то, что так хорошо иллюстрирует состояние агрессивного подростка. Затем вырезать и скомпоновать под поставленную психологом задачу. Подростки очень любят коллажи. Коллаж, как ничто другое, отражает их внутреннюю задачу: разрушить до основания конструкты взрослых и построить что-то новое, свое, отличающееся от реальности.

Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.

Ткани

Свойства: пластичность, прочность (тонкость).

Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.

Агрессивным подросткам особенно нравятся игры с лоскутами, «художественное разрывание» или «художественное разрезание» ткани. Но наибольший интерес представляют игры-манипуляции под тканью, позволяющие почувствовать как свои, так и чужие границы, а также позволяющие пережить депривацию и научиться справляться с ней.

Грим или краски для лица

Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления.

Грим позволяет усилить эмоциональное состояние злости или гнева через гримирование лица, через создание на лице маски злости, гнева, обиды, раздражения и последующего проигрывания. Таким образом проигрываются и другие состояния, противоположные агрессивным. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия агрессивных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.

Сам процесс смывания с лица маски злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?».

Использование этих материалов в вашей работе поможет организовать для агрессивных подростков занятия, которые не только научат их конструктивному поведению, но и откроют в них творцов и созидателей.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Громко и тихо

(модификация упражнения К. Фопеля)

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих) и громких, энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисовать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

– Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

– Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

– Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

– Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие – громкие, неспокойные?

– Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

– Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

2. Отношение к миру

Материалы: бумага, фломастеры или карандаши.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг напротив друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий рассказывает о том, что существует такое правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, а бываем неспокойны, тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведем себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нем, прочувствуйте его».

Теперь один из пары (кто начинает первым, решает ведущий) с помощью карандашей выражает свое состояние на бумаге. Задача второго – прочувствовать состояние партнера и отреагировать его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участники меняются ролями и берут второй, чистый лист. Теперь свое актуализированное состояние начинает рисовать другой участник, а его партнер, используя карандаши, отражает его (5 минут).

Обсуждение:

– Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

– Какое состояние вы рисовали на бумаге и как на него реагировал ваш партнер?

– Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего состояния?

– Давайте постараемся понять, почему на разные состояния мы реагировали так, а не иначе?

– Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?

3. Пара противоположностей

Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т.п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «ирис» или бечевка.

Ведущий. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «агрессивный – доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана – это «Я агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.

Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити (тонкой веревки) и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.

Надев «костюм» на себя, подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.

Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди. А теперь — как агрессивные. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

Обсуждение:

– Что было самым сложным в этой работе?

– Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

– Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?

– Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

– Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?

4. Самоценность

Материалы: бумага, карандаши, стулья.

Ведущий. Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас надо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».

Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них написать имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.

А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди, и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.

У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья так, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, озвучивать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача – ощутить свою ценность.

Обсуждение:

– Что такое самоценность?

– Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие от других к тебе, и почему?

– Опиши свои чувства, когда ты сидел на стуле и слушал, что говорили о твоей ценности разные люди?

Данное упражнение можно провести в группе. Тогда подросток может выбрать из группы тех, кто сыграет значимых людей и будет говорить о его ценности.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск

Продолжение следует