Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИГРЫ В «ТИГРЫ»

Работа с подростками по снижению агрессивности

Продолжение. Начало см. в № 21/2006

ИГРЫ С ШАРАМИ

Скульптуры

(создание и разрушение)

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможностей.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы (по 3–5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

1. Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии...). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах).

3. К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер — где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

4. «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

5. «Битва с монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп — используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

6. Обсуждение (в кругу):

— Что вы сейчас чувствуете?

— Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?

— Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живет монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

— Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать?

Музыка шаров

Цель: содействие отреагированию агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары (4–5 на группу из 16 человек); музыкальные инструменты — треугольник, колокольчик и барабан.

1. Участники становятся в круг. На всех — 4 воздушных шара. Желающие (или по команде ведущего) берут в руки треугольник, колокольчик и барабан. Желательно, чтобы подростки с инструментами стояли в разных частях круга.

2. По команде ведущего участники начинают перебрасывать воздушные шары в произвольном порядке. Задача подростков с музыкальными инструментами — внимательно следить за шарами и каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождать звуком своего инструмента. Инструменты должны побывать в руках каждого подростка.

3. Обсуждение.

Музыка шаров-2

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, пищалки для воздушных шаров, любые музыкальные инструменты, магнитофон и записи различных музыкальных фрагментов (на выбор подростков).

1. Участникам предлагается надуть свой воздушный шар и попытаться, выпуская из него воздух, издавать различные звуки. Около пяти минут необходимо дать для репетиции «оркестра воздушных шаров». Тем, у кого совсем не получается «играть» на воздушном шаре, можно предложить воспользоваться пищалкой (свистки, которые надеваются на надутый воздушный шар, часто продаются в наборах воздушных шаров). Такой пищалкой тоже необходимо потренироваться управлять, иначе шар будет издавать однообразный резкий звук.

2. Ведущий разбивает группу на пары и предлагает в парах сыграть на шарах какой-нибудь известный музыкальный фрагмент.

3. Ведущий делит группу на подгруппы по 4–5 человек и предлагает двум-трем подросткам отложить свои шары и воспользоваться музыкальными инструментами. Остальные продолжают играть на шарах. Необходимо создать мелодию подгруппы, совместив звуки шаров и музыкальных инструментов. Готовые мелодии прослушиваются другими подгруппами.

4. Ведущий предлагает группе какой-нибудь музыкальный фрагмент (на выбор подростков). Сначала фрагмент просто прослушивается. Он не должен быть очень длинным. Затем фрагмент включается повторно, и по сигналу ведущего подростки должны «включиться» в мелодию своим «оркестром воздушных шаров». Необходимо разъяснить подросткам, что задача музыки шаров — усилить некоторые моменты музыкального фрагмента, а не забить его. Важно внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где, на их взгляд, это необходимо.

5. Ведущий предлагает подросткам придумать другие способы извлечения звука из шаров и продемонстрировать их.

6. Обсуждение.

Битвы на шарах

Цель: отреагирование агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас; мел.

1. Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр.

2. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

3. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

4. Обсуждение.

Разминки с шарами

Цель: сплочение команды.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200 г); магнитофон; веселые музыкальные фрагменты.

1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку) начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удерживать шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда при сигнале «первая скорость» подростки двигаются очень медленно, а при сигнале «пятая» — очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующий шаг: всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его надо будет передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и пр. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить ее, предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева — коленками.

3. Группа делится на две подгруппы-команды. Каждая подгруппа получает один надутый воздушный шар и одноразовый пластмассовый стаканчик. Участники каждой подгруппы выстраиваются в параллельные шеренги. Впереди каждой шеренги на расстоянии трех метров стоит стул. В руках у первого в шеренге подростка шар и стаканчик. По сигналу ведущего необходимо положить шар на стаканчик и как можно быстрее, не уронив шара и не помогая себе руками, только балансируя, обежать вокруг стула и передать шар в стакане следующему участнику. Если шар упадет и коснется пола, участник начинает движение сначала. Побеждает та подгруппа, участники которой быстрее и точнее справятся с испытанием.

4. Обсуждение.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ

Взгляд на мир (фоторепортаж)

Цель: анализ своих состояний и чувств.

Материалы: очки различной формы, с разными по цвету стеклами (розовые, черные, красные, прозрачные); фотоаппарат; пленка; альбом.

1. Ведущий. Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждую пару и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы «Смотреть на мир через розовые очки» или «Видеть мир через темные стекла»? Что они могут значить?

2. Ведущий. Эти очки ты возьмешь с собой. Также тебе понадобится фотоаппарат и пленка (цифровой фотоаппарат). До следующей встречи ты сделаешь фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь посмотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделай хотя бы по одному снимку.

3. Готовые фотографии размещаются в альбом. К фотографии можно сделать рамку под цвет очков, через которые подросток увидел мир, придумать название.

4. Презентация фоторепортажа и обсуждение:

— Каким ты увидел мир через розовые очки? Через черные? Прозрачные?

— Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему?

— В каких жизненных ситуациях какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь?

— Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь — смотреть через «розовые», а потом через «прозрачные» или сначала через «черные», а потом через «зеленые»? Что ему для этого нужно?

— Бывает ли такое, что кто-то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки? Если захочешь, сделай несколько таких снимков к следующей встрече.

Метафорический автопортрет

Цель: актуализация и выражение чувств (в том числе связанных с самоотношением), исследование и укрепление Я-концепции.

1. Подросткам предлагается сделать ряд снимков по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.), то я был бы…»

Ассоциативные снимки могут отражать различные состояния: злости, обиды, гнева, радости, счастья. Например: Я-агрессивный — нападающее животное, отражающее мое состояние; Я-счастливый — яркое солнышко.

2. Затем в центре листа ватмана подросток располагает свою реальную фотографию, а вокруг нее — ассоциативные снимки.

3. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства и мысли.

Еще один групповой вариант: каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы — по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет, и затем поместить в центр фотографию участника.

Галерея образов

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей.

Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.

1. Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.

2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку, перевоплотиться в желаемый образ.

3. Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе — деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.

4. На следующем занятии, когда снимки напечатаны, — рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.

У ведущего могут быть заранее подготовлены карточки с ролями, отражающими различные эмоциональные состояния. Тогда подросткам предлагается «слепой» выбор и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли, противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на карточке не должна называться «Радость» или «Гнев». Это должны быть какие-то хорошо известные подросткам герои: Терминатор, Крейзи Фрогг, Человек-металл («Люди икс»), Гарри Поттер.

Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа также очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, негативного самоотношения.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск

Окончание следует