Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

А БУКВЫ ЗАПОМНЯТСЯ САМИ…

Как помочь ребенку, когда он учится читать:
психологический аспект

Цикл статей о методике Ольги Соболевой продолжается сегодня рассказом автора о приемах психологической адаптации ребенка в процессе обучения чтению.

Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую обычно от них тщательно скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград. Что это за преграды и почему мы так часто воздвигаем их, мешая ребенку? Скорее всего из-за мощного влияния стереотипов, которые довлеют над взрослым человеком, принявшим на себя труд учить ребенка чтению. Этот взрослый человек, как правило, сам оказывается в сложной и даже стрессовой ситуации и чаще всего выбирает протоптанную тропу. На этой тропе формируют и отрабатывают навыки чтения, подсчитывают количество слов, прочитанных за минуту, и составляют списки книг для внеклассного чтения. Другими словами, не желая того, делают все возможное, чтобы появилась, а затем и выросла в размерах преграда из трех плохо отделимых друг от друга составляющих: не умею, не люблю, не хочу. Взрослый перед этим тройным препятствием испытывает растерянность. Он очень хочет вместе с ребенком его преодолеть… и усиливает нажим. Потому что других способов он не знает. Кто этот «взрослый»? К сожалению, не только родители, но и в огромном своем большинстве учителя.

Чтобы помочь ребенку, нужно сначала помочь загнанному в угол собственной неосведомленностью взрослому. Школьный психолог в этой ситуации незаменим: у него есть реальная возможность опереться на свой авторитет в области детской психологии и научить «взрослого» не делать некоторых привычных вещей и делать другие, непривычные, зато очень приятные и полезные. Но прежде нужно решить для себя — чего мы хотим? Каковы приоритеты? Будем исходить из того, что овладение техникой чтения — всего лишь вопрос времени, это придет, раньше или позже, но убрать барьер перед процессом чтения, однажды возникший в раннем детстве, чрезвычайно трудно, а порой невозможно. Так что давайте помогать в главном — формировать психологическую готовность к чтению, предупреждать комплексы, воспитывать, а точнее — возбуждать любовь к чтению. И давайте подумаем, что мы можем сказать об этом нашему «взрослому» — при условии, что «время беседы» чрезвычайно ограничено.

В обучении чтению существует два ключевых периода — начало и середина пути. Они очень существенно различаются по психологическим основаниям, поэтому и наш разговор мы условно разделим на половинки. Но есть одна вещь, одинаково важная на всем протяжении пути, — это настрой. От него зависит так много, что об этом стоило бы написать отдельную книгу, а у нас всего пара абзацев, и тем не менее… Обычно четко разыгрывается один из двух сценариев (в некоторых случаях их безуспешно пытаются объединить). Первый: дается ложная установка на то, что читать — это необходимый труд и нужно стараться. Второй: дается установка, что читать очень интересно. Без подкрепления реальностью процесса эта установка воспринимается ребенком как заведомо неверная: «взрослый» в огромном количестве случаев вкладывает в слово «интересно» свой, взрослый смысл. Так что не стоит говорить ребенку, что читать интересно, лучше попробуем учить его так, чтобы он сам сказал нам об этом. Ведь мы не убеждаем его, что мороженое вкусное, в этом нет необходимости…

Что касается первой установки (трудно! нужно стараться!), то она практически несовместима с пробуждением в ребенке желания читать — это лежит на поверхности. Кроме того, такая установка ведет к «зажимам», мешает расслабиться, и ребенок лишается тем самым такой чудесной вещи, как непроизвольность чтения. На всех этапах обучения чтению произвольная и непроизвольная составляющие работают у ребенка в определенном соотношении, и степень овладения чтением (способностью читать) в каждый данный момент определяется этим соотношением: чем быстрее непроизвольность начнет преобладать, тем быстрее ребенок перестанет учиться читать и начнет читать.

Как обеспечить максимальное включение непроизвольности в процессе формирования механизмов чтения? Прежде всего — за счет ярчайшей установки на доступность: не просто легко, а совсем легко. Но не только это. Крайне желательно, чтобы ребенок воспринял занятия чтением как нечто приятное и при этом… не слишком важное. Если он будет все время думать, что от чтения зависит что-то очень важное в жизни, не исключено, что зажим усилится. Это относится не ко всем детям, но к большинству: степень важности того, что ты делаешь, напрягает, мешает выполнить это успешно, ухудшает результат.

Что еще может способствовать непроизвольности чтения? Необходимо избежать изолированности связанных с ним действий, сделать так, чтобы работа над навыками чтения стала лишь частью многогранного творческого процесса, насыщенного впечатлениями и эмоционально яркого. Учить ребенка в определенный отрезок времени чему-то одному — непростительная трата дорогого времени его детства, а с чтением именно так зачастую и происходит. В действительности, «показывая буквы», можно учить одновременно множеству разных вещей и, что гораздо важнее, — развивать ум, образное мышление, воображение и фантазию, чувство цвета, языковое чутье, орфографическую интуицию и еще много всего, в том числе различные виды памяти — зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную; ассоциативную и логическую.

Все это может происходить параллельно и при этом очень естественно. Естественность обучения — необходимое условие, с ним связано и другое, очень важное, — активное обращение к правому полушарию как ведущему в этом возрасте. Через метафору мы сможем отдать ребенку, без малейшего для него напряжения, тридцать три мелких, абстрактных, поначалу лишенных всякого смысла значка, и он усвоит их с первого предъявления — благодаря образам, которыми эти значки станут для него. Превратив графические символы в конкретные образы, построенные на эмоционально окрашенных ассоциациях, мы тем самым избавим ребенка от необходимости механического запоминания, не работающего ни на эмоции, ни на правое полушарие, ни на столь желанную для нас и ребенка непроизвольность.

Итак, не будем давать ребенку установку на то, чтобы он выучил буквы, не будем просить его запомнить и научиться. Он просто будет вместе с нами смотреть, слушать, представлять, играть, проживать какие-то ситуации и образы, разгадывать загадки, раскрашивать картинки, а буквы… буквы запомнятся сами, почти незаметно для нашего малыша. Откуда возьмутся вдруг эти образы-буквы, с которыми мы будем играть? Их может придумать кто угодно, но может и не придумывать, а отыскать в книге, о которой поговорим чуть позже, через несколько строк…

Чтение похоже на волшебство. По крайней мере, будет полезно для дела, если ребенок воспримет это именно так. Поможем ему задуматься: как получается, что взгляд сам собою скользит по похожим строчкам — и целые миры возникают в нас, и мы видим, представляем, переживаем, понимаем тысячи разных вещей? Учите волшебству, а не механическому процессу, берите ребенка за руку и приглашайте вслед за собой в неизведанное, а не рассказывайте о слиянии согласных и гласных. Не смешивайте чтение с лингвистической теорией и фонетическим анализом. Тогда быстрее и эффективнее заработают необходимые механизмы. Само собой разумеется, что этому должны способствовать разнообразные психотехники, приемы, задания, которые в совокупности создадут игровой контекст обучения. Естественнее игры нет ничего для ребенка. Эмоции, игра, естественность, метафора… Как видим, все связано.

Что еще нужно? Отпустить ребенка, оставаясь рядом с ним. Как можно глубже спрятать почти инстинктивное желание проверить навыки и проконтролировать результат. Лучше вообще на какое-то время забыть о результате. Для большинства взрослых людей это трудно, как трудно «не думать о белой обезьяне». Но вот парадокс! Чем быстрее это удастся, чем полнее мы сможем сосредоточиться на самом процессе, не думая о том, ради чего, тем быстрее будет достигнут желанный результат.

Какую бы аналогию сейчас привести? Представьте, что вы плывете. Можно делать это так: вот цель — и вы гребете к ней изо всех сил, быстрей и быстрей, и достигаете в конце концов. И это всё. А можно увидеть цель, осознать ее — и тут же от нее отключиться и наслаждаться самим плаванием, ощущая каждое движение плеч, рук и пальцев, чувствуя, как прохладная вода касается их, как проходит между пальцами… Но что это? Вы вдруг замечаете, что цель уже давно позади, а вы плывете дальше... Важен не только результат, гораздо важнее — что будет происходить в головке ребенка, пока он будет к этому результату идти, о чем он будет думать, что чувствовать, как будет развиваться его мозг, психика и эмоциональная сфера, что в нем изменится… Перестав тревожиться о результате, легче избавиться от привычки демонстрировать ребенку функцию контроля, которую «взрослый» обычно себе приписывает. Договоримся: ребенок читает, чтобы узнать, о чем написано в книге, а не для того чтобы совершенствовать какие-то там навыки. Разница — как между небом и землей.

Итак, мы с вами объяснили все это «взрослому». Но это не снимает проблемы, потому что сколько бы лекций мы ему ни прочли, какие бы установки ни задали, их не хватит «на все случаи жизни», они начнут стираться очень быстро — после первой же «тройки», которую получит ребенок, после первого текста, читая который он нарушит ожидания «взрослого». Как быть? Мы с моими соавторами написали «Новый букварь для дошкольников и первоклассников»: он сделан так, что не только взрослый «держит за ручку» ребенка, но и его, взрослого, тоже «держат за руку», пока ребенок не научится читать: каждая «упражнялочка» в букваре снабжена методическим и психологическим комментарием. Больше того, книга «устроена» так, что этот комментарий оказывается не где-то в конце, а рядом с этой «упражнялочкой»: мы решили, что так надежнее. Поэтому на каждом развороте есть детское и взрослое поле. Вокруг детского поля словно насыпан горошек: из него выложены рамки, и в них заключено все то, что мы хотим в данный момент показать малышу. Это его книжка. А за пределами рамок, во взрослом поле — наши пояснения и советы для «взрослого». Так что он все время сможет ощущать тыл за своей спиной и не испугается той свободы, которая дается в этой книге ребенку: в самом деле, какое же ассоциирование или разгадывание метафор без полной добровольности?

Статья опубликована при поддержке официального сайта аппаратов "Биофон". "Уро-Биофон", "Фтизио-Биофон", "Норма-Флор", "Эврик", а также "Уро-Биофон" ЭКСТРА класса. Хламидиоз, цистит, простатит, герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, вагинальный кандидоз лечение, отзывы клиник и пациентов. Узнать подробнее, посмотреть каталог продукции и сделать заказ онлайн Вы сможете на сайте, который располагается на сайте: http://www.biofon.ru/.

Это не учебник в обычном смысле слова, а развернутый и предельно разноообразный сценарий обучения чтению. Эффективно использовать его может и школьный психолог — на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, имеющими проблемы, связанные с чтением. Пересказать этот сценарий в статье нереально, зато можно показать один-два фрагмента. Два слова перед этим. В книге сотни цветных иллюстраций, они отдают ребенку все богатство красок, способных вызвать положительные эмоции. Здесь же рисунки окажутся черно-белыми, так что остается надеяться на ваше воображение. Комментарий для «взрослого» мы дадим сейчас курсивом. Что еще? Вначале все задания «взрослый» читает ребенку вслух, так что они тоже за пределами детского поля.

ФРАГМЕНТ ПЕРВЫЙ

Будем играть с буквой! В ее образе есть существенные черты, которые ребенок и должен усвоить. Чтобы заострить на них внимание, несущественные будем изменять!

Попросите малыша понарошку дотронуться до этих букв — по очереди. Только не книжную страницу потрогать, а именно буквы — из веревочки, из кирпичиков, из листочков, из сухих веточек, даже из воды. Пусть малыш мысленно ощупает их. Ведь форму предмета можно воспринять не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает сейчас в головку ребенка по разным каналам восприятия: работают зрительный и тактильный. В следующий раз попробуем включить и канал, связанный с обонянием…

Буквы бывают из всего! Смотри! Из чего, по-твоему, эти буквы?
Попробуй сам так поиграть! Что тебе пригодится для игры? Ниточки? Палочки? Камешки? А может, бусинки или пуговицы? Выбирай!

Это одна из многочисленных «упражнялочек», которые в процессе работы с буквой обеспечивают обращение к различным каналам восприятия. Но вводится каждая новая буква через сказку: с нее начинается любой раздел букваря. Сказка открывает почти неограниченные возможности для создания метафорического контекста и ассоциативной интерпретации буквы, а сказочная логика позволяет сохранить достоверность учебной информации, избежав наукообразности. И что совсем хорошо — сказка запускает антистрессовый механизм, «встроенный» в наш букварь, порог утомляемости существенно отодвигается… Вы уже догадались, что именно сказку мы выбрали в качестве второго фрагмента?

ФРАГМЕНТ ВТОРОЙ

Сейчас нам предстоит отдать ребенку новую букву, и сказка опять поможет. Прочтите ее малышу как самую обычную сказку — как читали ему «Репку» или «Красную Шапочку». Не заостряйте внимания на учебном моменте. Всё, что нам нужно, произойдет само собой. Хотелось бы только, чтобы сами вы успели заметить: в сказке обыгран графический образ буквы, сказочный образ и абстрактные значки как бы совместились, наложились друг на друга. Вы не забыли, что сначала картинка, а потом уже сама сказка? Когда будете ее читать, вернитесь к картинке…

О том, почему буква У не смогла подразнить дерево, вы, наверно, догадались: ведь в слове «дерево» этой буквы нет. Образ дерева нужен нам сейчас просто как ассоциативная зацепка: его гораздо легче запомнить, чем абстрактный значок с уголком.

Жила-была буква, которая любила дразниться. «У-у-у!» — говорила она всем, кто попадался ей навстречу: улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: «У-у-у!» Так и стала она буквой У. А однажды она увидела дерево. По привычке ей очень захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему?
Тут все заметили, что это дерево и буква У очень похожи. Наверно, это приятно — быть похожей на дерево. Во всяком случае букве У после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала «У-у-у-у-у!»

На фоне активной игры с образами полезны и другие игры — построенные на работе с буквой как абстрактной формой-начертанием. Если для задания такого типа придумать сюжетный ход, эмоциональная мотивация появится. Тогда будут задействованы одновременно оба полушария мозга, и заработает в полную силу «учебный стереоскоп». Нужно бы показать его в действии…

Ольга СОБОЛЕВА,
автор УМК по русскому языку
для начальной школы

 

Окончание следует

В статье использованы
рисунки художника Т.В. Галановой
к «Новому букварю для дошкольников
и первоклассников»
(под ред. О.Л. Соболевой. — М.: Дрофа-плюс, 2007).
Подробнее об адаптивной методике
О.Л. Соболевой
см. на сайте www.metodika.ru