Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Как помочь ребенку,
когда он учится читать

Психологический аспект

Окончание. Начало см. в № 4/2007

«Стереоскопический эффект» в обучении (в том числе и в обучении чтению) проявляется тогда, когда материал, который мы отдаем ребенку, обращен одновременно к обоим полушариям мозга. В прошлый раз, обсуждая самое начало процесса (введение букв), мы смотрели фрагменты, построенные на образной интерпретации, и решили, что нужны также игры с обращением к букве как абстрактному символу, но при этом по-прежнему с сильной эмоциональной составляющей. «Двуполушарный» подход в начальный период формирования механизмов чтения особенно актуален.

Можно ввести на этом этапе серию игр с пазлами: ребенок сможет играть с элементами буквы, собирать букву, конструировать ее. Нужно только, чтобы сюжетный контекст игры каждый раз был другим, чтобы присутствовал и работал на нашу задачу цвет (который мы не сможем сейчас увидеть), чтобы менялись персонажи, сохранялся живой, эмоциональный диалог с ребенком... (Курсивный текст в наших фрагментах — это комментарий для «взрослого».)

ФРАГМЕНТ ТРЕТИЙ

Один из пазлов лишний — он не подходит. А остальные вам вместе с ребенком предстоит правильно врисовать в новую букву. Такой необычной и продолжительной игры с образом буквы достаточно, чтобы она прочно запомнилась. Кроме того, такой тип упражнений полезен для развития наблюдательности, пространственного восприятия и моторных навыков, связанных с мелкими мышцами руки.

Ты умеешь играть с пазлами? Это что-то вроде мозаики. Смотри, наш мышонок совсем растерялся: не знает, как сложить эту букву, а без нее никак не может! Ты догадался, почему? А как ему помочь? С чего бы начать?

Подобным образом можно играть с любой буквой. А можно по отношению к ряду букв использовать, например, чудесное свойство зеркальной симметрии. Смотрите, как это может быть...

ФРАГМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ

В этой «упражнялочке» ребенок еще раз сталкивается со свойством симметрии. Не случайно выбраны буквы, которые можно разделить на две симметричные половинки. В качестве образца предложена самая простая по форме — буква О. Выберите теперь еще одну букву и помогите ей исполнить свое желание, а малыш пусть понаблюдает за вами. Ну а дальше его очередь. Скорее всего, он уже узнал возле зеркал половинки знакомых ему букв.

Хорошо и то, что уже сейчас у ребенка начнут закладываться представления о зеркальной симметрии, пусть и на уровне подсознания.

Помнишь историю про букву К, которая однажды отразилась в зеркале? Какая новая буква тогда получилась? А вот на этой страничке живут половинки букв. Но им очень хочется стать целыми буквами! Для этого им тоже нужны зеркала. Смотри, как здорово всё получилось у буквы О! А другим буквам очень нужна твоя помощь. Хорошо, когда можешь помочь!

Существуют, конечно же, десятки других способов поиграть с буквой — так, чтобы она сразу запомнилась и затем всегда была непроизвольно узнаваема в процессе чтения. Многие из этих способов вы найдете в том самом «Новом букваре», о котором я начинала рассказывать в прошлый раз.

Кстати, слогового чтения в этой книге нет: от образа буквы ребенок переходит непосредственно к образам слов: благодаря специальным приемам, он учится схватывать взглядом, понимать, прочитывать слово полностью. Есть несколько причин отказаться от этапа слогового чтения, и самая существенная из них носит психологический характер. Мы ведь хотим включить ребенка в процесс чтения через ярчайшее обращение к его чувствам, к эмоциональной сфере, а слоги сами по себе не несут эмоционального начала и не помогут нам удержать лучик непроизвольного внимания малыша. Он легко может погаснуть. Буквы сами по себе — тоже всего лишь значки, но, в отличие от слогов, их несложно оживить с помощью нашей фантазии, превратить в персонажей, ввести в сюжетное действие. Буквы-персонажи живут потом и в словах...

Читать слоги неинтересно, и в этом смысле вредно: мы отдаляемся от главной цели — помочь ребенку полюбить читать. Можно сформулировать нашу цель и иначе — сформировать психологическую готовность и мотивацию к чтению, суть от этого не меняется: выключение эмоций в данном случае — это шаг назад. Возможно, к нулевой отметке, а возможно, и к отрицательной. Методический алгоритм обучения чтению должен выстраиваться в зависимости от психологической задачи. Она всегда первична.

Еще в букварный период у «взрослого», решившего, что он учит читать, нередко возникают странные «симптомы», которые со временем могут усилиться. «Взрослый» начинает совершать ошибку за ошибкой, в послебукварный период их количество растет... Ему нужна помощь школьного психолога, консультация. Давайте некоторые, хотя бы лежащие на поверхности вещи попробуем объяснить ему вместе. Чего мы с вами не успели сказать ему в прошлый раз? Что можем посоветовать сейчас?

Совет первый. Не дозируйте чтение ребенка — ни по объему, ни по времени.

Не просите (не задавайте) читать по полстранички дважды в день или по пятнадцать минут перед сном — не вызывайте у ребенка ассоциаций с таблетками и горчичниками: невкусно, неприятно, зато полезно. Очень плохо для решения нашей задачи, если ребенок во время чтения переводит взгляд с книжной страницы на стрелки часов или косится на уголок страницы, где напечатан ее номер («сколько осталось?!»). Чтение ребенка должно быть свободным от любых регламентов.

Совет второй. Не сидите рядом с целью послушать, «хорошо или нет».

Другими словами, уберите из жизни ребенка дозированное чтение вслух при контролирующем слушателе. Это не только звучит так ужасно — это ужасно само по себе, приносит сиюминутный результат и существенный вред в будущем. Самое удивительное, что в глубине души почти каждый взрослый понимает, что трудно, практически невозможно полюбить то, к чему тебя в той или иной форме принуждают, что психика человека, а ребенка в особенности, сопротивляется всему обязательному, — и все же по странной (впрочем, такой ли уж странной?) инерции не может отказаться от почти рефлекторного желания «усадить» ребенка за чтение. Это лишает надежды. Добровольность не дает нам гарантий, но оставляет надежду, что ребенок (сейчас или со временем) будет читать.

Совет третий. Не просите ребенка читать одно и то же несколько раз подряд.

Даже два раза — уже слишком. Необходима как воздух новизна. В самом деле, почему так уж важно, чтобы именно этот конкретный «кусочек» текста ребенок прочел как можно лучше? Любой другой текст состоит ведь из тех же самых тридцати трех букв, и если малыш не слишком порадовал вас, читая о котенке, скажите ему что-нибудь вроде: «Уже почти хорошо. Но я совсем забыл: ведь ты гораздо больше любишь собак! Здесь есть замечательная история о собаке!» И если даже в этот раз о собаке он будет читать так же неуверенно и медленно, как пять минут назад о котенке, скажите, что уже лучше: «Вот видишь, лучше! Что еще ты любишь? Кораблики? Давай о корабликах!..» Я говорю условно, конечно. Возможно, в девять лет он уже любит читать о звездах шоу-бизнеса, или о великих спортсменах, или о путешественниках. А может быть, о компьютерах. Тогда ищите книги (или популярные статьи!) о том, что интересно именно вашему ребенку.

Слишком часто детям приходится читать то, что выбирают для них взрослые, другими словами — то, что должно быть интересно ребенку, по мнению «взрослого». Как часто это мнение оказывается справедливым? Как показывает практика, редко. Но именно на этапе формирования механизмов чтения особенно важно читать то, что не просто интересно, а захватывающе интересно. Поэтому, пока ребенок еще только учится читать, предлагайте ему для чтения только новые тексты. Исключением могут стать лишь рассказы и сказки, которые сам ребенок настолько любит, что готов их перечитывать, и вы знаете на триста процентов, что ему нравится это делать. Кстати, таким образом вы гораздо эффективней решите и другую задачу, помимо приобщения к чтению: техника, скорость чтения на новых текстах набирается намного быстрее. Нужна тренировка, а не натаскивание. Грань достаточно тонкая, и немыслимо важно для результата удержаться на ней. Тренировка возможна в игре и сочетается с извлечением удовольствия, а натаскивание нет.

Получается, мы с вами перешли уже от того, чего не следует делать, к тому, что делать крайне желательно. Отсюда...

Совет четвертый. Следите за «планкой»! Чтобы перед ребенком всякий раз оказывался текст, до которого он реально способен дотянуться, пусть даже «поднявшись на цыпочки». Но все равно — не настаивайте на том, чтобы даже самые маленькие и легкие тексты непременно прочитывались до конца за один раз. Позволяйте ребенку остановиться в любой момент, даже прервавшись посреди предложения. Просто отложите чтение, оставьте книжку на виду и попытайтесь дождаться того момента, когда ребенок сам о ней вспомнит.

Совет пятый. Не просите слишком часто «пересказать прочитанное». Как специальное задание это плохо работает. А вот если вы сумеете косвенно мотивировать его к пересказу, это будет действительно полезно. «Поболтайте» с ним о том, что прочли. Поделитесь своими впечатлениями и помогите поделиться ему. Главное, что нам сейчас нужно, — не обучение формальным навыкам пересказа, а раскрепощение детской речи, которому как нельзя более способствует пробуждение желания говорить по поводу прочитанного. Эффект от занятий чтением в этом случае будет намного выше.

Совет последний, за неимением места для продолжения... Избегайте серьезности! К сожалению, форма, в которую, как правило, облекается процесс обучения чтению, сама страдает излишней серьезностью, несмотря на некоторые внешние атрибуты игры и занимательности. Их явно недостаточно. А «взрослому», когда он старается учить весело, очень часто не хватает искренности, и ребенок чувствует его озабоченность, его сверхсерьезное отношение к тому, что и как он читает. Нужно изменить для ребенка эту ситуацию и создать другую, в которой он сможет позволить себе быть легкомысленным и беззаботным, чтобы однажды из самой глубины его сознания поднялось столь необходимое нам «хочу» — хочу читать! И чтобы этого «хочу» хватило ему на всю жизнь. Что же делать, если «взрослый» за свою жизнь успел разувериться в том, что такое возможно? Слишком велик соблазн в этом месте привести ему цитату из книги Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Бонара, академика»:

« — Нельзя учиться, забавляясь.

— Учиться можно, только забавляясь, — ответил я.

— Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

С этими словами как нельзя лучше перекликается и высказывание Леонардо да Винчи:

«Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усвоить то, что она поглощает».

Так и хочется после этих цитат пожелать ребенку, когда он откроет свой «учебник по чтению» или новую книжку: «Приятного аппетита!» Все это на самом деле абсолютно прозрачно и действительно лежит на поверхности, но нашему «взрослому» свойственно прислушиваться к великим, так что цитаты все-таки стоит ему привести.

Хочу оставить вам на память и для занятий с детьми совсем маленький текст: он уже не из «Букваря», а из нашей новой книги для внеклассного чтения («Счёт идет на сказки»). Можно отдать этот текст ребенку и в шесть, и в восемь лет...

Радужные шарики

Димке уже шесть. Он большой! У него есть Коля, Генка, Витюша, Никита и Шурик. Это его друзья. Они любят играть с машинками и самолетами, а Димка любит... пускать мыльные пузыри.

Подуешь в колечко — и прямо в воздухе, будто из ничего, появляется легкий радужный шарик. И летит! Можно смотреть...

Димка смотрел, и ему казалось, что радужные шарики хотят куда-то долететь, а у них не получается. Шарики исчезали один за другим, словно таяли. Димка снова дул, и снова летели шарики...

А однажды Димка нашел колокольчики! Он покачал их в руке и наполнил радужные шарики радужным звоном.

— Динь-дон! Динь! Динь! — звук был то синим, то едва зеленым, то солнечным.

Димке казалось, что это звенят его шарики и что это помогает им лететь.

Ночью Димка вышел в сад. Пусть его шарики повстречаются сегодня в небе с какой-нибудь звездочкой. Он осторожно подул на колечко и медленно покачал колокольчиком...

Шарики, звезды и мечты летали в небе всю ночь.

Ольга СОБОЛЕВА,
автор УМК по русскому языку
для начальной школы

В статье использованы
рисунки художника Т.В. Галановой
к «Новому букварю для дошкольников
и первоклассников»
(под ред. О.Л. Соболевой. — М.: Дрофа-плюс, 2007).
Подробнее об адаптивной методике
О.Л. Соболевой
см. на сайте www.metodika.ru