Особая миссия
Тренинг для старшеклассников
Данный тренинг был составлен
как часть (два заключительных занятия)
тренинговой программы для иногородних
студентов-первокурсников профессионального
лицея, проживающих в общежитии. Программа
состоит из десяти занятий-встреч, которые
проводятся один раз в неделю. Можно использовать
для занятий со старшеклассниками, пришедшими из
разных школ.
Цель тренинга: создать условия для
закрепления коллективных взаимоотношений,
которые возникли на тренинге и были перенесены в
обычную жизнь, предпринять попытку поднять
группу на более высокий уровень сотрудничества и
взаимопонимания.
Предполагаемый психологический результат:
приобретение и проживание опыта коллективного
принятия решения и ответственности за принятое
решение, ощущения защищенности и принадлежности
к группе.
Описание сюжетной канвы, игровой результат,
тип сюжета. Тип сюжета – метафорический.
Группе людей, присутствующих на тренинге,
суждено выполнить особую миссию по спасению
человеческих душ. Они должны пройти испытания,
чтобы миссия была успешно выполнена и
человеческие души спасены (для зачина тренинга
использовалось упражнение И.В. Вачкова
«Пристанище для души»).
Время на проведение тренинга и обсуждение:
4–5 часов (включая обсуждение).
Размер группы: 12 человек.
Возможное продолжение тренинга в
деятельности психолога и педагогов
(воспитателей): совместное обсуждение уровня
сформированности социальных навыков,
своеобразия личностных особенностей, построения
дальнейшей индивидуальной и групповой работы по
развитию личности участников в зависимости от
результата тренинга.
Сценарий 9-го занятия
Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! Ха! Хо!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По
команде ведущего они высоко прыгают вверх три
раза. Во время первого прыжка громко кричат:
«Хи!», второго — «Ха!», третьего — «Хо!».
Получается забавное приветствие друг другу: «Хи!
Ха! Хо!» После этого все хлопают в ладоши.
Упражнение «Копилка хороших новостей»
Каждый участник говорит о том, что хорошего
произошло в его жизни за неделю.
(Источник — книга «Психогимнастика в
тренинге», авторы Н. Хрящева, С. Макшанов, Е.
Сидоренко.)
Разминка
Упражнение «Глаза в глаза»
Ведущий говорит о том, что в обычной жизни
зачастую люди довольствуются поверхностными,
неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь
увидеть, что чувствует, переживает другой, после
чего предлагает участникам занятия в течение 3–5
минут смотреть в глаза другим, стараясь
установить контакт с каждым членом группы. По
окончании ведущий спрашивает о чувствах,
испытанных во время упражнения, кому и почему
было трудно установить зрительный контакт.
Это упражнение помогает установить более
глубокий и доверительный контакт между
участниками группы и диагностировать свое
умение спокойно, без напряжения смотреть в глаза
собеседнику.
Первоначально такая диагностика была
проведена на первом занятии в аналогичном
упражнении «Спокойное присутствие и ассоциации»
(было предложено Н. Козловым в тренинге «Первый
шаг — базовый тренинг»).
Упражнение «Кто Я?»
К спинам игроков прикрепляются карточки с
именами известных людей, знаменитостей (игрокам,
которым прикрепляют карточки, их новые имена
неизвестны). Они ходят, задавая другим игрокам
вопросы, чтобы выяснить, кто они и как их зовут.
Возможны вопросы типа: «Я жив?», «Была ли я
известна своей красотой?», «Ты знаешь меня?» и т.д.
Когда игрок выяснит свою «личность», он садится
на стул.
Упражнение направлено на достижение
участниками чувства раскрепощенности (источник
— сайт детского лагеря «Зеркальный», раздел
«Игры на знакомство»).
Упражнение «Вопрос соседу справа»
Ведущий задает вопросы участникам, но отвечать
должен тот, кто находится от того, кого
спрашивают, справа. (Из книги «Психогимнастика в
тренинге».)
Основная часть
Упражнение «Пристанище для души»
Это упражнение является зачином на все
дальнейшие и следующее занятие (авторская
разработка И.В. Вачкова. «Школьный психолог», №
40/2000).
Ведущий. Сегодня мы с вами немного
пофантазируем. Попробуем представить себя
героями следующей фантастической истории.
Много-много лет назад, задолго до появления на
Земле человека, из далекого космоса на нашу
планету попали минералы, состоящие из необычного
вещества. Такого вещества на Земле никогда не
было. У него имелось неожиданное и страшное
свойство: один раз в десятки тысяч лет эти
минералы начинали испускать особое излучение,
действовавшее в течение трех лет. Это излучение
было разрушительным только для одного типа
материи — для человеческих тел. Они рассыпались
на отдельные атомы. Когда излучение
прекращалось, атомы человеческих тел вновь
собирались вместе в том же порядке и тела
восстанавливались. При этом ничего подобного не
происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с
цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми
предметами.
Ученые, обнаружив случайно один из этих
минералов и изучив его свойства, узнали об
опасности, грозившей человечеству, и задумались
о том, как предотвратить надвигавшуюся беду.
Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по
Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или
уничтожить не представлялось возможным.
Тогда было принято такое решение: если уж
сохранить тела невозможно, надо попытаться
сохранить человеческие души. Но как? Ученые
пришли к выводу, что следует найти способ на те
три года, в течение которых будет действовать
излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится и человеческие
тела восстановятся, можно будет вернуть души
обратно. Долго работали ученые, изобретая
способы такого «переселения» душ, и в конце
концов справились с этой трудной задачей. Всем
жителям Земли было объявлено, что им необходимо
выбрать птицу, животное, насекомое, растение или
любой неживой предмет, которые могли бы стать
временным пристанищем их души, пока не
закончится разрушающее действие излучения.
Представьте себе, что и вы оказались перед
таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или
предмет (а может быть, природное явление) вам
захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно
комфортно провести в нем три года?
Участники группы задумываются.
Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.
Ведущий. Следует не забыть и еще об
одной важной проблеме. Когда минуют три года,
ученые должны будут извлечь ваши души из их
временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело.
Но как же определить, кто в каком теле или
предмете «поселился»? Надо оставить ученым
информацию о своем местонахождении.
Вам
дается пятнадцать минут, для того чтобы написать
маленькое сочинение о том, в кого вы
превратитесь. Объясните, почему вы сделали
именно такой выбор. Чем вас привлекает
пребывание в течение трех лет именно в таком
виде?
Ведущий раздает участникам группы одинаковые
листы бумаги и предлагает найти себе место в
аудитории, где можно поработать над сочинением.
Важно, чтобы подростки писали самостоятельно, не
мешая друг другу и не заглядывая в чужой текст.
Драматическая ситуация, предложенная ведущим,
обычно глубоко затрагивает участников,
заставляет переживать довольно сильные эмоции.
Для усиления этого эффекта можно включить
негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные
ноты.
Когда работа закончена, участники группы сдают
подписанные листы ведущему.
Ведущий. Итак, вы превратились в
кого-то или во что-то и прожили в новом для вас
виде три года. Наконец время действия излучения
миновало. Но необходимо найти то место, где
спрятаны листы. Спрятаны они были очень хорошо,
чтобы их не нашли пришельцы и не навредили
землянам. Итак, земляне готовы вернуться в свои
тела. Но кто это сделает? Оказывается, все это
время в космосе находилась команда специально
подготовленных людей. Они ждали момента, чтобы
вернуться на Землю. Именно они найдут листочки,
где записаны объекты, в которые превратились
люди, и вернут душам их тела. Листы спрятаны в
тайнике. Необходимо пройти испытания, чтобы
попасть в это место. Если вы готовы выручить
землян, то мы продолжаем дальше.
Ребята обычно соглашаются идти дальше.
Упражнение «Проход»
Ведущий. Войти в пространство, где спрятаны
листы с описанием пристанищ для душ, необходимо
по необычному проходу.
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Между двумя
игроками находится крепко связанный в кольцо
резиновый жгут. Все участники по очереди, не
расцепляя рук, должны пролезть через это кольцо.
Кольцо должно вернуться на первоначальное место.
(Сборник «Игры для скаутов».)
Упражнение «Широко закрытые глаза»
Все участники с закрытыми глазами ходят под
тревожную музыку. По сигналу ведущего
останавливаются и слушают его инструкцию. Не
открывая глаз, они должны найти отсутствующего в
комнате (этот участник по инициативе ведущего
предварительно выходит за дверь, когда остальные
ходят с закрытыми глазами). При поиске все могут
разговаривать.
(Упражнение является модификацией
«Броуновского движения» М. Битяновой. «Школьный
психолог», № 10/2003.)
Упражнение «Вырвись из круга»
Ведущий говорит, что дальше идти невозможно —
пространство не пускает участников, необходимо
прорываться. Кто будет прорываться дальше и
проведет за собой всех? Первый смельчак
встречается аплодисментами.
Группа образует тесный круг, который будет
всячески препятствовать выходу из него
доблестного добровольца. И ему придется
использовать все свои умственные и физические
силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
Участники, кроме центрового, стоят с закрытыми
глазами.
На прорыв дается всего лишь три минуты.
(Источник – сайт trepsy.net «Психологические
упражнения для тренингов.)
Упражнение «Дерево»
Прорвавшись, ребята оказываются перед огромным
деревом. Пройти дальше можно, если зарисовать это
дерево. Но сделать это будет не так-то просто.
Целью данного упражнения является создание
группой участников общего рисунка дерева. При
этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном
листе бумаги, создает свою индивидуальную часть
дерева. После рисования листы складываются так,
чтобы получилось общее дерево, и обсуждается
процесс создания группового дерева.
(Данная модификация арт-терапевтического
упражнения «Дерево» была предложена Т. Гришиной
на страницах «Школьного психолога». Далее
приводится практически без изменений.)
Для выполнения этого задания от каждого
участника требуется хорошо сконцентрироваться
на своей индивидуальной части и при этом иметь в
виду, что целью является общее произведение.
Листы бумаги А4 раскладываются так, чтобы они
образовали большой прямоугольник или квадрат (в
зависимости от числа участников). Возможен
вариант, при котором остается один пустой лист
(при нечетном числе участников).
Инструкция ведущего. Тема общего рисунка —
дерево, то есть готовый рисунок должен
представлять собой дерево. Во время рисования
разговаривать нельзя. По команде: «Возьмите себе
листы бумаги» — каждый участник выбирает себе
лист, на котором он хочет рисовать.
Рисовать можно цветными мелками, карандашами,
фломастерами, красками. Каждый участник рисует
свою часть на своем рабочем месте. Движение по
аудитории во время рисования нежелательно. Когда
рисунок готов, попробуйте сложить листы так,
чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся
группа может внимательно рассмотреть рисунок и
обсудить по кругу процесс создания группового
дерева.
Комментарий
Рисунок является хорошим зеркалом состояния
группы.
Обсуждение
Очень важно прояснить для каждого участника
его реальное место в группе и стратегию
поведения. Психолог может задать участникам
следующие вопросы:
• Ты нарисовал свой рисунок и поместил его
сюда. Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю,
в середине, вверху, внизу)?
• Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или
что) заставил(о) тебя это сделать?
• Ты доволен своим местом? Как с этим у тебя в
жизни?
• Что ты сейчас чувствуешь?
При помощи рисунка подростки часто описывают,
как они чувствуют себя в жизни: забытыми,
брошенными, слабыми, неуверенными,
ожесточенными, колючими…
• Хотел бы ты что-то изменить для себя? — этот
вопрос дает возможность подростку что-то
изменить в себе, сделать первый шаг, «сдвинуться
с места».
• Теперь выбери для себя другую часть дерева —
ту, которая тебе особенно нравится, и представь,
что там твое «место». Как ты чувствуешь себя там,
что привносишь в целое?
В этом случае участники группы чаще выбирают
тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их
жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол,
для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная
красивыми плодами. Когда подростки
отождествляются с этим рисунком, они наполняются
энергией и внутренней силой.
• Если бы ты был этой частью, как бы ты
чувствовал себя в группе?
• А в жизни? Появились ли у тебя какие-то новые
возможности?
• Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего
не можешь?
• Каков твой вклад в целое? В какой мере ты
воспринимаешь свой рисунок как часть целого?
Если в результате обсуждения чувствуется, что
участники напряжены или не удовлетворены
результатом общего взаимодействия, можно
предложить нарисовать дерево еще раз. При этом
необходимо предупредить, что групповое
взаимодействие приносит удовлетворение тогда,
когда каждый участник группы является самим
собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом
в виду создание общего произведения.
При большом числе участников, для того чтобы
уложиться в урок, обсуждение можно ограничить
общими вопросами:
• Что привносит каждый в общую картину?
Устраивает ли это его?
• Может ли группа создать «единое дерево» со
стволом и кроной?
• Что мешает группе создать «единое дерево»?
Что делать?
Особенности группового процесса
Особенности группового
процесса |
Пояснения |
1. Кто какой взял лист? |
Стремление к лидерству: кто-то
взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то
ждет, а кто-то берет тот лист, который остался |
2. Кто рисует ствол? Кто рисует
крону? |
Позиции в группе (поведение в
жизни): ствол — основа дерева, на нем все
держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны;
но ствол находится внизу, а крона — наверху, и она
всем видна |
3. Если рисуют несколько стволов,
чья идея побеждает? |
Пытается нарисовать свою часть
ствола особенно ярко, с силой нажимая на
карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть,
выделяя цветом |
4. Какие усилия прикладывает
каждый участник, чтобы защитить свое видение
рисунка? |
Пытается организовать действия
группы, что кому рисовать (невербально). Пытается
сообщить группе, что он рисует (невербально) |
5. Если в группе появился лидер,
насколько он может организовать работу группы в
целом? В какой мере группа соглашается на это
видение? |
Группа приняла идею лидера,
участники меняют свою позицию, подстраиваются
под видение лидера: главное — общее дело. Группа
не принимает руководства, ничего не замечая,
рисуют то, что решили раньше: не хочется
подстраиваться; рисую, что решил |
6. Как при этом ведет себя каждый
участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если
изменяет, то с охотой или нет? |
Изменяет охотно. Не изменяет.
Изменяет, но с неохотой |
7. Как происходит взаимодействие
между участниками? |
Невербально общаются, пытаясь
организовать общие действия. Не замечают друг
друга |
8. Все ли рисуют одновременно?
Есть ли выжидательные позиции? |
Все рисуют сразу, одновременно.
«Жду, пока все нарисуют, и рисую то, что осталось,
что нужно» |
Листы бумаги необходимо пронумеровать,
начиная с верхнего. Инструкция дается такая же, о
цифрах на листах упоминать не надо. После
выполнения упражнения рисунок собирается не
произвольно, а в соответствии с нумерацией. В
результате выполнения упражнения можно выявить
стратегию поведения участников и особенности
группового взаимодействия.
Обсуждение целесообразно ограничить общими
вопросами (в этом случае гораздо важнее, чтобы
ребята почувствовали, что им мешало и чего не
хватало при создании общего дерева) и дать
возможность нарисовать общий рисунок еще раз.
Таким образом, данная методика обладает
большим диагностическим и развивающим
потенциалом. В течение одного занятия психолог
может увидеть особенности детского коллектива,
выявить ролевые позиции детей. Кроме того, это
упражнение помогает самим участникам увидеть
проблемы и достижения своей группы.
Олеся РАКОВА,
Алексей РАКОВ,
психологи,
г. Степногорск,
Казахстан
(Окончание следует) |