Особая миссия
Тренинг для старшеклассников
Окончание. См. № 8/2008
Сценарий 9-го занятия
(окончание)
Аутотренинг «Волшебный лес»
1. Текст погружения в релаксационное
состояние (см.сайт trepsy.net)
Ведущий. Вы прошли нелегкие испытания,
пора отдохнуть. Займите удобную позу. При этом
очень важно выпрямить позвоночник, поскольку он
имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат
свободно на коленях, чтобы не соприкасались
большие и указательные пальцы. Настройтесь на то,
чтобы на время отложить свои эмоции и
переживания. Закройте глаза. Оставьте любые
суждения, ожидания и фантазии по поводу того,
каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему
состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте
дыхание, чтобы оно стало ровным.
Глубоко и ровно дышите. Произносите слово
«вдох» — при вдохе и «выдох» — при выдохе.
Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох.
Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко
напомните себе стоящую перед вами задачу и снова
начинайте говорить «вдох — выдох».
Сосредоточьте все свое внимание на дыхании.
Чувствуйте, как ваши легкие наполняет и покидает
воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).
Ваше тело начинает постепенно расслабляться.
Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах.
С каждым произносимым словом каждый мускул тела
все больше наполняется ощущением покоя и
приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное.
Воздух свободно заполняет легкие и легко
покидает их. Сердце бьется четко, ритмично.
Обратите свой внутренний взор к пальцам правой
руки. Кончики пальцев правой руки как будто
касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете
пульсацию в кончиках пальцев. Возникает
ощущение, что рука постепенно погружается в
теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу
правую кисть, расслабляет ее и поднимается по
руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша
рука погружается в приятную теплоту,
расслабляется… По венам и артериям правой руки
бежит свежая, обновленная кровь, даруя ей отдых…
Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко,
ритмично… А теперь ваш внутренний взор
обращается к пальцам левой руки.
(Установки, приведенные выше, полностью
повторяются для левой руки. В конце обязательно
дать установку относительно дыхания и сердца.)
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни
расслабляются. Они чувствуют приятное тепло,
напоминающее тепло от огня, горящего в камине.
Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на
каминной решетке. Доброе, ласковое тепло
поднимается по ногам вверх, даруя живительное
расслабление и отдых мышцам… Напряжение
исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются — от
кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное,
спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он —
в районе солнечного сплетения. Словно маленькое
солнышко пропитывает своими животворящими
лучами ваши внутренние органы и дарит им
здоровье, помогает лучше функционировать…
Расправляются, расслабляются мышцы живота и
груди… По всему телу распространяется приятное
расслабляющее тепло, которое создает ощущение
покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в
шейном отделе, в нижней части затылка… Вы
чувствуете, как скопившееся здесь напряжение
растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание
ровное, спокойное. Сердце бьется четко,
ритмично…
Статья опубликована при поддержке реабилитационного центра для наркозависимых "Наркоблок". Бесплатная диагностика организма, мотивация и транспортировка больного, большой опыт лечения, высококвалифицированные специалисты. Лечение наркомании, алкоголизма, зависимости от спайса, миксов и курительных смесей. Круглосуточная телефонная линия, гарантия анонимности, составление индивидуального плана лечения, восстановительные процедуры, помощь родным. Чтобы узнать подробную информацию о центре, цены и заказать обратный звонок, перейдите по ссылке: http://narcoblock.ru/lechenie-alkogolizma/vyvod-iz-zapoya-na-domu-i-v-statsionare.
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу.
Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из
скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими…
Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и
неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий,
прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух
несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное,
спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Ваше тело наслаждается полным покоем…
Напряжение спадает, растворяется, уходит…
Усталость улетучивается… Вас наполняет
сладостное ощущение отдыха, расслабленности,
покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами,
свежей и чистой энергией…
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться
там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для
кого-то, может быть, это его собственный дом, для
кого-то — это уголок двора, где он любил
прятаться в детстве. А для кого-то — просто
полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве
и увидеть над собой ослепительную голубизну
неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь
позитивной энергией этого доброго для вас
места… Ваше дыхание ровное и спокойное.
А теперь пойдем дальше…
Вы оказались в чудесном теплом лесу. Он не
пугает вас, а наоборот, кажется приветливым и
гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые
лучики пробиваются через листву многовековых
деревьев-великанов и ласково касаются ваших
волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный
разными ароматами леса, попробуйте ощутить
лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц?
Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза). Перед
вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы
идете медленно, наслаждаетесь красотой.
Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору,
мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите
его крону. Теплый ветер нежно играет вашими
волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в
этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой
тропинке и выходите на поляну, окруженную
могучими деревьями. В центре поляны небольшое
дерево, видимо очень старое, оно невысокое, но
ствол его слишком широкий, крона раскидистая,
крепкие ветви (пауза).
Под деревом сидит старик-мудрец, он знает
ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас
чувство страха или опасения, наоборот, уважение и
доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец
улыбается вам. Присмотритесь к нему,
постарайтесь запомнить его лицо, глаза. Хотите
поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он
знает все. Попробуйте поговорить с ним о себе.
Спросите его: «Кто я такой?» (пауза).
Продолжайте разговор со стариком, старайтесь
внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в
его слова.
Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в
этот лес-великан.
2. Текст выхода из релаксационного состояния
Сейчас я начну считать от семи до одного. С
каждой следующей цифрой вы станете все больше и
больше выходить из состояния расслабленности —
вплоть до того момента, когда я назову цифру
«один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми,
полными новых сил и энергии.
(С этого момента голос ведущего должен также
становиться более бодрым, звучным,
эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.)
Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам
возвращается ощущение собственного тела…
Вялость и апатия отступают. Вы начинаете
возвращаться в свое нормальное состояние.
Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией…
Вы пока неподвижны, но пройдет несколько
мгновений, и вы сможете легко встать и начать
двигаться… Пять… Сохраняется состояние
спокойствия, но оно начинает наполняться
ощущением силы и возможности действовать…
Расслабленность заменяется собранностью…
Четыре… Вы чувствуете, что окончательно пришли в
себя и уже готовы к проявлению активности.
Бодрость и энергия все больше наполняют вас.
Три… Пошевелите ступнями. Вы полностью
чувствуете свои ноги и способны легко напрячь
мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите
пальцы в кулак. Два. Не открывая глаза, покрутите
головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы
хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе.
Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это
слишком быстро.
3. Обсуждение
— Какие у вас ощущения? (Обратить внимание,
чтобы высказались все желающие, поделились
своими впечатлениями, открытиями, эмоциями.)
Рефлексия занятия
Шеринг (выход из игровой ситуации)
Участники говорят: «Мы не спецгруппа, а ребята
из…»
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
Участники стоят в кругу. Ведущий мысленно делит
круг на несколько секторов. Первая группа в
прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!»,
третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая:
«Крючки!», шестая: «Сачки!» — и т.д. главное, чтобы
слова имели окончания: «…чки» или «…ики».
Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно
по отдельности. Потом по знаку ведущего все
группы одновременно прыгают вверх и кричат свои
слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как
чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на
последней фразе, потому что участникам,
проговаривающим свои слова в первый раз, не очень
хорошо слышен результат.
(Данное занятите является модификацией
одноименного упражнения, предложенного
В.Плешаковым. «Школьный психолог», № 11/2004.)
Сценарий 10-го занятия
Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! — Ха! — Хо!»
(См. 9-е занятие в № 8/2008.)
Разминка
Упражнение «Рисуем картину»
Ведущий начинает рисовать воображаемую
картину, которая отражает суть происходивших на
прошлом занятии событий. Он произносит одно
предложение и останавливается. Например: «На
нашей картине в самом центре стоит волшебное
дерево, которое мы рисовали на прошлом занятии».
Затем следующий участник продолжает вносить
свой элемент в общую картину. От каждого
участника достаточно одного элемента или
мини-сюжета. В это время у второго ведущего есть
время посвятить отсутствующих на прошлом
занятии в сюжет, который был предложен раньше,
дать возможность перевоплотиться в предмет или
явление, в котором он будет пережидать три года,
пока не закончится действие минералов.
Когда картина закончена, ведущий обобщает все,
что получилось, отмечая все элементы картины.
Затем из группы выбирается любой участник,
который должен с помощью остальных «оживить»
общую картину. Он расставляет всех так, как
считает нужным, используя каждого как
строительный элемент. Кто-то будет выполнять
роль волшебного дерева, другому достанется роль
зеленой травки, которая растет под деревом (если
она упоминалась раньше), и т.д. Когда картина
готова — она «оживает». Каждый участник вслух от
имени своего элемента говорит все, что считает
нужным и уместным.
(См. книгу Н. Хрящевой, С. Макшанова, Е. Сидоренко
«Психогимнастика в тренинге».)
Упражнение «Выбери свою работу»
Участники по просьбе ведущего находят свои
листочки и отдают ему для того, чтобы он в конце
тренинга смог их зачитать. Этот этап проводится в
случае, если кто-то не пришел на занятие.
Возможно, на занятие придет новый участник.
Используя время следующей процедуры, он сможет
заполнить свой листок, чтобы полноценно
включиться в игру.
Основная часть
Упражнение «Два мяча»
Ведущий сообщает, что перед дальнейшими
испытаниями неплохо было бы размяться и
поиграть. В руках у ведущего два мяча. Группа
предварительно делится на две команды, участники
которых стоят вперемежку с противниками в общем
кругу. Ведущий говорит, что сейчас будет
небольшое соревнование, суть которого в том,
чтобы команды как можно быстрее передали свои
мячи друг другу по маршруту, обговоренному с
ведущим. Мяч должен вернуться первому игроку
команды.
(См. книгу Н. Хрящевой, С. Макшанова, Е. Сидоренко
«Психогимнастика в тренинге».)
Упражнение «Широко закрытые глаза»
После того как участники немного походят с
закрытыми глазами, музыка выключается и все,
кроме одного, открывают глаза. Затем этот один
должен догадаться, кто называет его по имени.
Участники могут по одному подходить к нему со
спины и шептать его имя. Испытание пройдено, если
водящий участник отгадал большую часть своих
товарищей.
(Модификация упражнения М. Битяновой. См.
«Школьный психолог», № 10/2003.)
Упражнение «Клубок»
Веревка связывается в кольцо. Водящий (это уже
другой участник) выходит из комнаты или
отворачивается, а остальные, держась двумя
руками за веревку, запутываются, образуя живой
клубок, который водящий должен распутать. Его
задача — снова образовать круг. Ведущий
предупреждает, что дальше группа идти в таком
состоянии не может, ее надо распутать
Упражнение «Водоворот»
Играют все. В воде нельзя дышать, кто проведет
группу через водоворот? Ведущий регистрирует,
кто из участников сможет как можно дольше не
дышать. Именно он и проведет всех через
водоворот.
Упражнение «Три прыжка. Покорение вершины»
Посередине
комнаты ставят крепкий стол, на него — стул.
Рядом со столом также ставят стул.
Ведущий. Кто из вас попробует с
закрытыми глазами в три прыжка, по-заячьи,
оказаться на вершине этой пирамиды? Смотрите, я
подхожу к стулу, прыгаю на него, поворачиваюсь на
90 градусов, перепрыгиваю на стол, к которому стул
приставлен вплотную, снова поворачиваюсь на 90
градусов, оказываюсь перед вторым стулом,
стоящим на столе, и третьим прыжком оказываюсь на
нем.
Ведущий все прыжки сначала делает с открытыми
глазами, затем с закрытыми. Группа проходит
испытание, если большинство участников выполнят
это упражнение.
(Упражнение описано в книге А. Лидерса
«Психологический тренинг с подростками».)
Упражнение «Чьи руки»
Пространство,
где спрятаны листы с описанием временных
пристанищ для душ людей, пропустит участников
дальше, если трое из них смогут, пользуясь только
тактильной чувствительностью, опознать своих
товарищей.
Выбираются три человека, причем выбирает сама
группа. Признак выбора центровых участников:
особая тактильная чувствительность тех, кто
дальше поведет группу за собой. Ведущий ставит
условие, что эти трое должны по очереди только по
тактильным ощущениям догадаться, кто к ним
подходит. Они будут исследовать только ладошки
участников. Если процесс пройдет удачно — группа
идет дальше.
(См. книгу Н. Хрящевой, С. Макшанова, Е. Сидоренко
«Психогимнастика в тренинге».)
Упражнение «Кто для кого?»
В следующем испытании принимают участие все.
Ведущий готовит карточки, на каждой написано имя
участника. Группа делится на две подгруппы.
Участники одной отгадывают, у кого из второй
подгруппы находится листочек с его именем.
Каждому дается одна попытка. Все участники во
время процедуры молчат. Группа проходит
испытание, если хотя бы один участник из каждой
подгруппы отгадал, у кого находится листочек с
его именем.
Упражнение «Поддержка товарищей»
Ведущий. Вы уже практически у цели. И
сейчас пространство даст вам возможность
ощутить на себе дух товарищества вашей группы и
актуальный уровень взаимоподдержки.
Один
из участников игры ложится на пол (стулья,
скамейку), а остальные поднимают его, поддерживая
каждый одной рукой. При дружных совместных
усилиях группа легко поднимает любого участника,
даже самого грузного.
Упражнение «Потерявшийся»
Ведущий просит участников закрыть глаза,
последить за своим дыханием и состоянием, а затем
погрузиться в следующую ситуацию.
Ведущий. Представьте себе, что наша
группа практически у места, где лежат наши
листочки. Мы идем по тропинке, разговариваем,
смеемся...
С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась
группа?
Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и
незаметно отстали от группы... Может быть,
свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели
муравейник или что-то еще привлекло ваше
внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого
нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но
никто не откликается...
Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то
удобное место... Как оно выглядит? Рассмотрите его
внимательно... Вы ждете, когда вас найдут. Что вы
чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают
остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И
вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь
внимательнее: кто именно вас нашел? Что они
говорят? Куда теперь вы направляетесь?
Через некоторое время ведущий дает возможность
участникам «вернуться» обратно в комнату,
открыть глаза и поделиться тем, что они увидели и
пережили. Как правило, это очень интересные и
информативные рассказы.
(В основе упражнения — техника осознания М.
Битяновой. «Школьный психолог», № 48/2000.)
Упражнение «Выход из пространства»
Ведущий. Выйти из пространства, где были
спрятаны листы с описанием пристанищ для душ,
необходимо по необычному проходу.
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Между двумя
игроками находится крепко связанный в кольцо
резиновый жгут. Все участники по очереди, не
расцепляя рук, должны пролезть через это кольцо.
Кольцо должно вернуться на первоначальное место.
Упражнение «Возвращение душ»
Ведущий. Вы начали работу по возвращению
душ в принадлежащие им тела. По текстам записок
мы стали разыскивать каждого из вас. Давайте
поможем друг другу в этом. Попробуем определить
по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду
зачитывать тексты, а вы высказывайтесь, кто,
по-вашему мнению, автор каждого из них. Если вы
услышали собственное сочинение, не подавайте
виду, дайте возможность порассуждать другим.
Перетасовав
листы, ведущий по очереди зачитывает сочинения
участников, не называя авторов. Если группа
смешанная (по половому признаку), то ведущему
следует так переформулировать некоторые
предложения, чтобы не было ясно из текста, кто
автор — мальчик или девочка. Например, вместо
начального предложения «Я хотел (хотела) бы
превратиться в...», ведущий может сказать: «Автор
этого сочинения хотел бы превратиться в...» Это
затруднит угадывание и придаст большее
оживление игре. Интересно, что во многих группах
определение авторства сочинений происходит
достаточно быстро и безошибочно. Когда все
участники группы найдены, ведущий поздравляет
всех с возвращением в свои тела.
После завершения упражнения следует обсудить
такие вопросы:
• Что помогало вам определить автора
сочинения?
• Какие сочинения понравились больше всего?
Что именно в них привлекает?
• Какие превращения оказались для вас
неожиданными? Почему?
• Можно ли считать, что выбор человеком
временного пристанища для своей души многое
говорит о самом человеке?
Упражнение позволяет участникам по-новому
взглянуть на себя, свои качества, определиться в
своих жизненных позициях и ценностях.
Рефлексия занятия
Шеринг (выход из игровой ситуации)
Участники говорят: «Мы не спецгруппа, а ребята
из…»
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
(См. 9-е занятие.)
Олеся РАКОВА,
Алексей РАКОВ,
психологи,
г. Степногорск,
Казахстан
|