Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2009


Разное

Возраст взрослости

Психологической службе образования — 20 лет

Вы не поверите: наша девочка выросла (я имею в виду Психологическую службу образования) и, пройдя трудные стадии становления (рождение, раннее детство, кризис трех лет, детство, кризис 10–11 лет, отрочество, кризис эго-идентичности), стала молодой барышней, стоящей на пороге взрослости. Я сама этому несказанно удивлена, хотя много лет работаю педагогом-психологом в системе образования и столько же лет читаю студентам курсы «Психологическая служба в системе образования», «Школьная психологическая служба». Конечно, по сравнению со своей «бабушкой» — научной психологией, берущей начало от В.Вундта, и своей «мамой» — практической психологией — она является еще совсем юным созданием.

Проследим ход ее поступательного развития.

Первый проект, некую первоначальную задумку психологической службы в образовании в нашей стране мы имели в конце 1920-х — начале 1930-х годов: деятельность педологов-практиков была первой попыткой использовать достижения психологии в практике обучения и воспитания. Их усилия в основном сводились к измерению с помощью тестов уровня умственного развития детей и к выработке на основе этого рекомендаций о предпочтительном для них маршруте обучения. После публикации печально известного Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 04.07.1936 г. педология как наука и педологическая практика прекратили свое существование, а образование на долгие десятилетия осталось без реальной практической помощи психологов.

Официальная, то есть подтвержденная нормативными документами, дата рождения психологической службы в системе образования — апрель 1989 года, когда Инструктивным письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 г. № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» было разрешено вводить в штатное расписание образовательных учреждений должности психологов. Чтобы «роды» прошли благополучно и младенец развивался в соответствии с возрастными нормативами, постарались А.Г.Асмолов — на тот момент главный психолог Гособразования СССР, вице-президент Академии педагогических наук Ю.К.Бабанский и руководитель лаборатории научных основ детской практической психологии Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии при Академии педагогических наук И.В.Дубровина.

Характеризуя период «внутриутробного развития» психологической службы, нельзя не вспомнить, что первые психологи в образовательных учреждениях тогда еще Советского Союза появились в Эстонии (см. Летопись событий) — сначала в спецшколах и интернатах, а потом и в общеобразовательных школах. Их курировали и направляли члены Комиссии Эстонского отделения общества психологов СССР Х.Лийметс и Ю.Сыэрд. Почти в это же время (с 1981 года) в Москве по инициативе Академии педагогических наук и под руководством Ю.К.Бабанского и И.В.Дубровиной начался эксперимент по введению в систему образования должности психолога, в ходе которого были заложены нормативно-правовые и научно-методические основы деятельности психологической службы образования. Как это происходило, лучше всего расскажет сама «мама» всех школьных психологов Ирина Владимировна Дубровина.

Надеюсь, что наша «барышня» — Психологическая служба образования успешно пройдет нормативный кризис идентичности (по Э.Эриксону), решит соответствующие ее юному возрасту жизненные задачи и обретет присущие зрелой идентичности определенность ценностных ориентаций и авторитетов, временную перспективу и разнообразие ролевого поведения, уверенность в себе и эмоциональную независимость от «родителей».

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог МОУ
«Видновская СОШ № 9»,
доцент кафедры педагогики и психологии
Московского регионального института
высшего социально-экономического образования