Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2009


Игротека

Часы

Сказкотерапевтическая игра

Окончание. Начало см. в № 17/2009

Продолжение сказки

Мастер открыл корпус ручных часов и увидел выскочившую шестеренку.

— Мы что, остановились из-за этой мелочи? — возмутились Стрелочки.

— Это не мелочь, а часть вашего механизма, — сказали Большие часы. — Без нее вы — просто набор деталей. Видимо, вам следует научиться уважать тех, кто трудится вместе с вами для общего дела.

— Уважать какую-то Шестеренку? — фыркнул Корпус. — Да ее даже не видно за мной.

— Может быть, и не видно, но без ее исправного хода лежать вам долго, и даже не здесь, а где-нибудь на складе Ненужных вещей, — ответили Большие часы.

— Да? — удивился Циферблат. — И что же нам делать?

— Уважать каждую деталь и слаженно работать, — повторили Большие часы.

— А как это? — уточнили Стрелочки.

— Посмотрите на работу Мастера и подумайте.

Мастер тем временем аккуратно смазал все Шестеренки, поставил выпавшую на место и подкрутил Пружинку, из-за которой часы опаздывали.

Упражнение «Обратная связь»

Ведущий. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде. Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой стороны, я допускаю, что каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Наконец, я предполагаю, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хочу помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям.

Рис. Е. Медведева

 

Возьмите себе по одному листу, расположите его горизонтально и напишите в верхней части свое имя. Затем разделите лист на три колонки.

Над первой колонкой напишите, пожалуйста: «Продолжай и дальше…» Другие члены команды впишут сюда все, что они ценят в вашей работе, и выразят надежду на совершенствование этих качеств в будущем.

Над второй колонкой напишите: «Пожалуйста, поменьше…» Записи в этой колонке будут относиться к таким вашим действиям, которые другие сотрудники считают излишними.

Над третьей колонкой напишите: «Мне будет приятно, если ты…» Записи будут выражать пожелания коллег, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу команды более эффективной и приятной.

Выполняя упражнение, необходимо придерживаться следующих правил:

— Не вписывайте ничего во вторую или третью колонку, пока не сделаете запись в первой.

— Подписывайте свои записи.

— Не стойте около своего листа.

— Вы можете написать другому члену команды любое количество пожеланий.

— После того как вы сделаете все свои записи, сядьте на свое место.

— Вы можете прочитать свой лист только после того, как я объявлю этот этап работы завершенным.

После того как все рассядутся по местам, ведущий предлагает участникам внимательно изучить свои листы и начать первый обмен впечатлениями. Если чьи-то пожелания непонятны, можно задать уточняющие вопросы их авторам. При расхождении мнений можно провести переговоры. Так, выдвинувший конкретные требования член команды может предложить что-нибудь взамен, например: «Пожалуйста, поменьше меня перебивай. А я обещаю, что буду чаще спрашивать твое мнение».

Продолжение сказки

— Значит, точный ход часов зависел от Пружинки, а не от нас? — удивились Стрелочки. — Действительно, надо присмотреться к работе нашего механизма.

И они с любопытством засунули свои носики внутрь Корпуса.

Перед Стрелочками открылся незнакомый мир. Шестеренки находились в непрерывном движении. Каждая из них кружилась вокруг своей оси и одновременно соприкасалась с другими. Пружинка то сжималась, то разжималась в такт движению шестеренок, а неизвестный Валик проходил сквозь одну сторону Корпуса наружу, туда, где находилась Заводная головка.

— А ты почему здесь? — спросили у нее Стрелочки. — Почему не в Корпусе?

— Я служу для связи механизма часов с Человеком, помогаю ему привести Шестеренки в движение. А еще я могу помочь вам показывать более точное время, — ответила Заводная головка и добавила: — Но, впрочем, когда весь механизм работает слаженно, моя роль незаметна.

— Да, — призадумались Стрелочки, — как много мы не знали!

— И я, — сказал Циферблат.

— И я, — добавил Корпус. — Раньше я думал, что моя главная задача — привлекать покупателей, а оказывается, внутри меня находится очень важный, точный и хрупкий механизм, и мне следует лучше заботиться о нем и беречь его. Я ведь не только красивый, но и крепкий, прочный. Совсем забыл об этом.

И Корпус вздохнул.

— Нам всем есть о чем подумать, — сказали Стрелочки и, посмотрев на Большие часы, добавили: — Спасибо за помощь, уважаемые.

— Всегда рады помочь, — ответили Большие часы и громко зазвонили.

Мастер закрыл корпус ручных часов, завел их и положил на прилавок.

— Мы — команда! Как здорово! — подумали Стрелочки и впервые почувствовали связь со всем механизмом.

Упражнение «Скульптура»

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам сделать скульптуру Часов. Для этого нужно выбрать скульптора и определить, какой деталью в часах вы хотите быть. Это может быть та деталь, о которой вы рассказывали в начале занятия, или другая, новая.

В течение отведенного времени (10 минут) скульптор составляет из участников скульптуру Часов, помогая каждому определить свое место. После того как скульптура будет составлена, участники показывают часовой механизм в действии.

Обсуждение

Важно, чтобы каждый участник определил свое реальное место в группе и стратегию поведения. Ведущий может предложить участникам ответить на следующие вопросы:

— Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?

— Хотел бы ты что-то изменить? (При этом желающие могут найти себе другое место или занять иное положение.)

— Как ты сейчас себя чувствуешь?

— Появились ли у тебя новые возможности?

— Что ты можешь делать сейчас, чего раньше не мог?

— Какой твой вклад в целое?

— В какой мере ты воспринимаешь себя как часть целого?

Завершая обсуждение, ведущий может подчеркнуть, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.

Окончание сказки

— Дорогой, посмотри, какие красивые часики! — вдруг послышался женский голос.

— Не только красивые, но и точные, — добавил мужской.

— Я куплю их, — произнесла девушка.

— Наконец-то, — подумал Корпус.

Он внимательно осмотрел каждую деталь внутри себя и мягко опустился на женскую руку: пришло время служить.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какие выводы для себя они сделали, каков, по их мнению, смысл данной сказки.

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказкой.

Ирина СТИШЕНОК,
психолог Гомельского городского центра
социального обслуживания семьи и детей,
Республика Беларусь

Статья опубликована при поддержке рекламно-производственной компании "Элемент". Компания занимается широкоформатной профессианальной интерьерной печатью и оперативной полиграфией, а также "Элемент" поможет Вам создать свой имидж. Также Вы можете заказать печать на баннере, самоклеющейся плёнке и плоттерную резку. Ознакомиться с условиями доставки, ценами, посмотреть контакты и узнать информацию о компании Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: www.rpkelement.ru.