Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Метод в теории и на практике

Отметки приходят в гости

Окончание. Начало см. №1/2010

Занятие № 2. “Четверка”

Тема: “Моя подруга — четверка”

Задачи:

• формирование у детей представлений о четверке как о положительной отметке;

• формирование понимания сигнального значения четверки.

Необходимые материалы: бланки с заданиями на каждого ребенка (приложение 1), бланки с заданиями по одному на группу (приложение 2); ручки, карандаши.

ХОД УРОКА

Психолог. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об отметке, которая, как мне кажется, очень хорошая, но взрослые не всегда рады видеть ее в дневнике. Скажите, что это за отметка?

Дети отвечают.

Как вы думаете, за что учитель может поставить четверку?

А как отнесутся родители к полученной вами четверке?

Психолог выслушивает предположения детей, поддерживая самые разные высказывания.

Действительно, предположения могут быть совершенно разными. Давайте послушаем историю, которая произошла с моими друзьями, а потом попробуем понять, что же это за отметка — четверка?

Психолог читает детям сказку.

В школе прозвенел звонок, и зверята заняли свои места за партами. Учитель Медведь назвал оценки за домашнюю работу:

— Совенок — отлично! Работа выполнена правильно и аккуратно. Лисенок, тебе я тоже поставил пятерку. Несмотря на то что ты допустил ошибку, ты сам нашел ее и исправил. Это говорит о том, что ты проверил свою работу. А вот работа Волчонка меня немного разочаровала. Я открыл тетрадку и увидел, что все решено правильно, но отпечатки лап и большая клякса подпортили впечатление от увиденного. Поэтому я поставил тебе, Волчонок, четверку. Ежику я тоже поставил четверку, хотя его работа выполнена верно. Однако он совсем забыл о правилах оформления работы: не сделал краткую запись к задаче, а его отрезок похож на волнистую линию.

После урока Волчонок возбужденно рассказывал друзьям: “Я вчера очень аккуратно сделал домашнюю работу. Все решил, проверил. И я не понимаю, откуда могли взяться эти следы”. И на глаза Волчонка стали наворачиваться слезы.

На следующее утро Волчонок снова был расстроенным. Друзья начали расспрашивать его, что же случилось. Оказалось, что когда он рассказал маме о четверке, та была возмущена: “Но почему ты не постарался?”

— Ребята, вы же знаете, что я всегда стараюсь, и четверка тоже хорошая отметка. К тому же вчера я выяснил, чьи это были следы. Я забыл убрать тетрадь в портфель, а моему братишке было очень интересно заглянуть в нее, — огорченно сказал Волчонок.

В разговор вмешался Ежик:

— Моя мама тоже была разочарована: “Я надеялась, что у тебя будет пятерка”.

И ученики стали активно обсуждать, почему же недовольны родители, ведь четверка — тоже хорошая отметка. Тут подошел Лисенок и сказал:

— Конечно, хорошая. Просто родители мечтают, чтобы мы были самыми лучшими учениками. Но четверка очень важна. Ведь она всех нас чему-то учит. Тебя, Волчонок, она научила тому, что нужно сразу собирать вещи в портфель или разглядывать тетрадки вместе с братиком. А ты, Ежик, теперь понимаешь, что нужно быть очень внимательным и помнить не только о правильности выполнения заданий, но еще и о правильном оформлении.

Ребята долго обсуждали эту отметку и поняли, что она действительно важная и нужная.

Психолог. Ребята, почему, по-вашему, Волчонку и Ежику поставили четверку? Что нашим героям необходимо сделать, чтобы в следующий раз получить пятерку? Как вы думаете, почему родители зверят были недовольны?

Дети отвечают.

Сейчас я вам раздам листы с табличками (приложение 1), где записаны высказывания родителей. Я буду зачитывать каждое высказывание, и те из вас, кто считает, что родители могут сказать то же самое, увидев четверку, поднимите руку.

Психолог читает каждое из высказываний, подсчитывает количество поднятых рук, и дети записывают цифры в средний столбик таблицы.

Видите, сколько ребят думают, что родители могут так высказываться. Я вас попрошу выполнить домашнее задание вместе с родителями. Вам надо показать родителям эту таблицу с типичными словами, которыми они могут встречать четверки в дневниках, и попросить их написать такие фразы, которые будут отражать благоприятное отношение к четверке.

А мы с вами на следующим уроке обсудим, насколько легко или, наоборот, сложно было выполнить это задание.

Теперь мы будем работать в группах. Каждая группа получает бланк с вопросами, и вам нужно написать как можно больше ответов. Время работы — 5–7 минут.

Деление на группы может происходить любым привычным для психолога способом (в группе не должно быть более 4–5 человек). Каждой группе выдаются листочки с вопросами (см. приложение 2).

Затем психолог предлагает каждой группе представить свои ответы, которые обсуждаются с ребятами класса.

Примечание: пока дети работают в группе, психолог на доске пишет фразу “Положительные качества четверки”, под которой на основе ответов детей делает записи. В результате появляется список положительных качеств четверки. Если дети не смогли найти в четверке положительные стороны, то психолог предлагает свои варианты, опираясь на сказку. Например: “4” — это сигнал того, что мы что-то не доделали. Она говорит, что знания усвоены хорошо, и стимулирует нас к дальнейшему развитию.

Психолог. Ребята, посмотрите, сколько положительных качеств мы нашли у четверки (обращает внимание детей на список на доске). Какая это важная и нужная отметка! Обычно четверку получают дети, которые не успели что-то доделать, проверить. Важно помнить, что отметка указывает на ваши недочеты. Поэтому вам необходимо проанализировать свою работу и в следующий раз учесть их.

Я вам напоминаю о домашнем задании и попрошу на другой стороне таблицы, которую будут заполнять ваши родители, сделать рисунок на тему “С четверкой я дружу!”.

Занятие № 3. “Двойка”

Часть 1-я

Тема: “Поговорим о “двойке”

Задача:

• создание ситуации для осознания ребенком причин получения негативной отметки.

Необходимые материалы: знаки (приложение 4), пластилин на каждую парту, доска для пластилина, картонка-подставка для каждого участника, подписанный диплом “о получении первой двойки” на каждого ребенка (приложение 3).

Комментарии к занятию: занятия проводят психолог и ассистент, который играет роль Кота и облачен в соответствующий костюм.

ХОД УРОКА

Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о четверке. И я вам задала домашнее задание, которое вы должны были выполнить вместе с родителями. Поднимите руки те, кто сделал рисунок на тему “С четверкой я дружу!”? Молодцы. А теперь поднимите руку те, чьи родители справились с выполнением домашнего задания.

Психолог собирает задания у детей, чьи родители написали позитивные высказывания. И зачитывая варианты ответов, обсуждает с детьми правильность этого высказывания.

Примечание: наш опыт показал, что только треть родителей перефразировали утверждения, выполняя домашнее задание, и лишь несколько человек смогли сделать это правильно. Поэтому при обсуждении домашнего задания важно акцентировать внимание детей на том, что и взрослым бывает сложно сказать что-то хорошее о четверке.

Для закрепления пройденного материала и вознаграждения ребенка можно устроить выставку детских рисунков на тему “С четверкой я дружу!”.

Психолог. А теперь мы переходим к теме следующего урока: мы будем говорить о самой неприятной отметке. Как вы думаете, что это за отметка. Какие чувства она может вызывать?

Ответы детей можно записать на доске.

Сегодня мы будем говорить о “двойке”. И для начала я хочу прочитать вам сказку. Вы ее внимательно послушайте, а затем мы вместе ее обсудим.

Контрольная в Лесной школе

Однажды учитель Медведь объявил зверятам, что их ожидает сложное испытание:

— Завтра у вас будет контрольная работа, которая покажет, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Ученики забеспокоились, и все разговоры были только о завтрашней контрольной работе. Все начали готовиться, вспоминать правила, орфограммы, способы решения задач.

И Совенок тоже очень усердно готовился к этой работе. Он пришел домой, достал учебники, тетради и книжки. Разложил все на рабочем столе, включил лампу и целую ночь трудился. Поспать ему так и не удалось. Сонный и усталый он отправился в школу.

На уроке все звери старались выполнить контрольную как можно лучше, они внимательно читали задания, решали и проверяли их. А затем аккуратно переписывали в тетрадь. Только Совенок никак не мог сосредоточиться на задании. Он зевал, тер глазки, клевал носом. А когда пришло время сдавать работу, оказалось что Совенку не удалось выполнить и половины заданий. И конечно, он очень огорчился. Но еще больше он расстроился, когда узнал, что за эту работу учитель поставил ему “двойку”.

После уроков он сидел под школьной лестницей и ругал сам себя: “Я очень плохой, я двоечник, теперь со мной никто не станет дружить. И мама будет меня ругать, а может быть, даже перестанет меня любить”. Тут подошли его друзья — Лисенок и Зайчонок. Они стали успокаивать Совенка…

Психолог. Как вы думаете, что сказали Совенку его друзья?

Дети отвечают.

А как вам кажется, действительно ли он стал плохим? И может ли мама перестать его любить из-за двойки? Как вы думаете, можно ли в двойке найти что-то хорошее?

Давайте узнаем, что же сказали Совенку его друзья.

…Совенок, ты наш лучший друг. Ты всегда помогал нам в трудную минуту. Когда меня клевала Ворона-старшеклассница, ты заступился за меня; когда я не мог решить домашнее задание — ты объяснял мне. Когда мне было грустно в день рождения — ты устроил замечательный праздник. Ты мой настоящий друг. И оттого, что ты получил двойку, ты не стал для меня хуже. У каждого бывают сложные дни. И наша сила в том, что мы можем понять свои ошибки и постараться их исправить. А если нам самим трудно справиться, можно и нужно обратиться за помощью.

А двойка — это сигнал, что ты что-то сделал неправильно. Например, сегодня она научила тебя тому, что надо не только подготовиться к контрольной, но и хорошо выспаться и отдохнуть. Тогда с утра знания из твоей головы не убегут и ты сможешь получить другую оценку.

Входит Кот.

Кот. А-а-а, вы тут про двойку говорите. Я подслушивал! А для меня это никакой не сигнал. Я люблю получать двойку. А известно ли вам как трудно получить двойку? Да вам никогда в жизни не получить настоящей, хорошей двойки.

Это не просто двойка.
Дети, послушайте только:
Надо шуметь и шуметь и шуметь,
Не слушать урока
И даже не сметь,
И в голове только, заметь,
Ничего, ничего не иметь.
Да где вам столько уметь,
Сколько я умею!
Я умею, я умею
Привязать бечевку к двери,
И бежать за ней, пока
В классе математика.
Я учителю на спину
Интересную картину
Нарисую и приклею –
Это тоже я умею.
А когда учитель спросит,
Сколько будет два плюс восемь?
Я тогда молчать умею,
Я немею, я немею.

Э. Мошковская

Психолог. Чего только не умеет и не знает этот Кот! И, оказывается, не так-то просто получить двойку… Но мне кажется, что он просто не знает, что делать, если получил двойку. Ребята, давайте ему расскажем, чему нас может научить двойка.

Дети отвечают. Психолог на доске пишет слово “сигнал” и под ним короткие ответы детей (быть внимательным, стараться, выполнять домашнее задание, не лениться и пр.).

Психолог. Совершенно верно, ребята. Двойка может сказать нам, что нужно быть более внимательным и старательным, в случае затруднения просить помощи у друзей или взрослых, правильно организовать свое время.

Я принесла вам знаки, которые помогут вспомнить, чему нас учит двойка.

Психолог вывешивает знаки поочередно, спрашивая у детей об их значении (приложение 4).

Кот. Вот видите, я же говорил, что в двойке можно найти что-то полезное… Давайте мы себе сделаем такую первую двойку, которой сможем гордиться. Я раздам пластилин, а вы слепите самую лучшую, самую красивую двойку…

Дети лепят из пластилина.

Кот награждает каждого ребенка дипломом о получении первой двойки.

Кот. Первую двойку получает … и награждается дипломом о получении первой двойки (приложение 3).

Психолог. Сегодня мы с вами говорили о двойке и увидели, что двойка тоже может нас многому научить. Получив двойку, мы анализируем свои недостатки и стараемся учитывать их в дальнейшем.

Занятие № 4. “Двойка”

Часть 2-я

Тема: “Поговорим о “двойке”

Задача:

• анализ причин получения двойки.

Необходимые материалы: рассказы (приложение 5), 4 бланка с вопросами (приложение 6), знаки (приложение 4).

ХОД УРОКА

Психолог. Ребята, сегодня мы вернемся к разговору о двойке, вспомним, чему нас может научить двойка, и подумаем, что же делать, если двойка все-таки попала к вам в дневник… (ведущий вешает на доске слово “двойка”).

Для начала давайте ответим на простые вопросы:

• Помогает ли двойка понять минусы проделанной работы?

• Это оценка всех знаний?

• Делает ли двойка ученика плохим?

Психолог вывешивает вопросы на доске и задает их детям, затем мелом подписывает ответы детей.

Психолог. Посмотрите, сколько всего мы узнали про эту отметку. Но важно еще выяснить, что же делать, если двойка все-таки получена. Для этого мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа получит карточку с коротким рассказом (приложение 5). Вам необходимо внимательно прочитать рассказ и ответить на вопросы (приложение 6).

Время работы в группе — 7–10 минут.

Пока группы работают, психолог записывает вопросы на доске.

Когда каждая из групп представляет свои рассуждения и ответы, психолог коротко выписывает их на доску (например: не выспался, не отдохнул, был болен, торопился).

Психолог. Посмотрите, ребята, как много всего можно сделать, чтобы не получить двойку. И сколько у нас возможностей, чтобы ее исправить. Мне хочется напомнить вам, что у нас есть знаки, которые помогут предотвратить получение двойки (приложение 4). Кто из вас помнит, о чем они говорят?

Дети отвечают:

• правильно распредели свое время;

• будь внимательным;

• если нужно, обратись за помощью к учителю или однокласснику.

Психолог. Теперь я уверена: вы знаете, что нужно делать, чтобы не получить двойку. Но даже если вы ее получите, то наверняка сможете сделать все, чтобы ее исправить.

Занятие № 5. “Тройка”

Тема: “Тройка в сказочной стране”

Задача:

• актуализация знаний о способах преодоления трудностей в обучении.

Необходимые материалы: спокойная музыка, плащ сказочницы и волшебная палочка, рисунок трехголового дракона на доске, три основы для мозаики и мозаичные элементы трех и более цветов.

ХОД УРОКА

Психолог. Ребята, сегодня у нас заключительное занятие про отметки, и оно будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попадем в настоящую сказку. Сейчас я надену этот плащ и превращусь в сказочницу. Затем взмахну волшебной палочкой, и мы все перенесемся в сказочную страну. Итак, я включаю волшебную музыку…

Психолог проводит над головами детей волшебной палочкой, погружая их в сказку, выдерживает паузу, выключает музыку и начинает рассказывать.

Далеко-далеко, а может быть и близко, есть сказочная страна. В ней живут одни только дети. Они добрые, внимательные, старательные, успешные. Все свои трудности они решают сообща, потому что очень дружат друг с другом. Но однажды случилась беда. Страну захватило трехголовое чудовище (психолог открывает доску, где нарисован дракон), которое установило свои порядки в стране.

— Покуда я тут господствую, — сказал дракон, — будет так: раз у меня три головы, я выбираю тройку своим любимым числом. Отныне вы все будете получать одни тройки.

Так и произошло. Дети стали троечниками. Чем больше троек они получали, тем злее становился змей. И чем сильнее они расстраивались из-за троек, тем огромнее становился змей. Собрались ребята и стали думать: как победить змея?

Психолог. Ребята, я знаю, как спасти этих детей. Есть одно очень сложное задание, выполнив которое можно победить змея.

Давайте подумаем, когда дракон становится сильнее? А когда мы получаем тройки?

Дети отвечают, а психолог резюмирует ответы детей и вывешивает на доску таблички с высказываниями:

1. Мы не умеем планировать свое время.

2. Мы невнимательны.

3. Мы не обращаемся за помощью.

Примечание: частичка “не” используется специально. Когда мы задаем вопрос о победе над драконом, то просто убираем ее из предложения (для этого нужно прикрепить “не” отдельно).

Психолог. Что необходимо сделать, чтобы с этим драконом справиться?

Дети отвечают:

1. Планировать свое время.

2. Быть внимательными.

3. Обращаться за помощью в случае затруднений.

Психолог. Эти же цели мы с вами обозначали, когда говорили о двойке.

Чтобы справиться с драконом, вам потребуется проявить эти умения. Для этого мы разделимся на три группы и выполним следующее задание.

Для работы мы используем мозаику с мелкими разноцветными деталями, с помощью которых дети составляют фигурки животных.

Вам необходимо за 7 минут составить фигурки животных, используя только три цвета. Нужно быть очень внимательными, когда я буду называть эти цвета. Чтобы уложиться в отведенное время, важно договориться, кто и какие действия в вашей группе будет выполнять.

Внимание!

Первая группа будет составлять собачку. Для узора нужно использовать три цвета: белый, черный, светло-коричневый.

Вторая группа будет составлять кошку. Для узора нужно использовать три цвета: красный, темно-сиреневый, светло-сиреневый.

Третья группа будет составлять бабочку. Для узора нужно использовать три цвета: красный, розовый, оранжевый

Итак, все получили задания. Время пошло!

Группы выполняют задание, психолог отслеживает правильность выполнения.

Как только группа выполняет задание верно, у дракона пропадает одна голова (ее стирает с доски представитель группы). Таким образом, пропадают все три головы.

Включается музыка, психолог проводит над головами у детей волшебной палочкой, возвращая их из сказочной страны обратно в класс.

Если по какой-то причине дети не смогли выполнить задание, необходимо обсудить, что этому помешало.

Психолог. Поздравляю вас, мы все вместе избавили сказочную страну от чудовища. Теперь дети — жители этой страны — смогут получать и другие отметки.

Давайте вспомним сказку: в ней дракон заколдовал детей и они стали получать тройки по всем предметам. Дракон был огромный и завоевал всю страну. А бывает и так, что появляется маленький трехголовый дракончик — дракон-математик или английский дракоша, то есть тройка по какому-то очень сложному для вас предмету. Ведь большого дракона мы победили все вместе, и это было непросто (я вам тоже помогала). А вот легко ли победить маленького дракончика, который может появиться у каждого из нас? Помогут ли нам усвоенные сегодня знания?

Иногда помогут, а иногда и нет. С одной стороны, его проще прогнать, потому что он маленький, с другой стороны — сложнее, потому что боремся мы в одиночку.

Из тех пунктов, которые мы выделили сегодня, надо особо обратить внимание на один: попросить помощи у одноклассников и взрослых. И все же наш маленький дракончик может вернуться, если мы забудеем обо всех важных установках.

Сегодня на занятии мы увидели, что умеем быть дружными, планировать время, ставить цели и быть внимательными. Все это нам поможет получать хорошие отметки.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланки с индивидуальными заданиями

Вместе с родителями написать такие фразы, которые будут отражать благоприятное отношение к четверке.

Типичные
высказывания родителей
            Позитивные высказывания
по отношению к оценке “4”
Ты молодец, но можешь лучше    
А почему только четверка?    
Почему ты не постарался?    
Ну вот, опять четверка…    
Я надеялась, что у тебя будет пятерка…    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланки с групповыми заданиями

Что хорошего в четверке?
Кому чаще ставят такую оценку?
     
Есть ли что-то плохое в четверке?  
Какие слова вы хотели бы услышать от родителей, когда получаете четверку?  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

СИТУАЦИИ

Ситуация 1

Мальчик Ваня учится во втором классе. В пятницу учительница попросила всех детей повторить дома словарные слова. В понедельник детям предстояло написать диктант, в котором будут встречаться словарные слова. Однако Ваню в выходной пригласил в гости друг Сережа. Они заигрались, и Ваня совершенно забыл о диктанте. Большинство словарных слов он написал неверно, и учитель поставил ему двойку.

Ситуация 2

Марина учится во втором классе. Как-то раз мама водила ее к стоматологу, и у Марины страшно болела щека. Даже на следующий день зуб продолжал ныть, но девочка никому об этом не сказала. А на уроке английского языка учитель попросил Марину прочитать вслух новый текст. Ученица волновалась, разбирая новые слова, и зуб все еще побаливал. В итоге она ошибалась в каждом слове и учительница поставила ей двойку за работу на уроке.

Ситуация 3

Лена учится во втором классе, она очень ответственная и старательная ученица. Всякий раз, когда ей приходится отвечать у доски, Лена очень переживает. Ей кажется, что ноги становятся ватными, сердце громко стучит, а мысли напрочь убегают из головы. И все это несмотря на то, что Лена дома готовится к урокам и хорошо знает все правила. Однажды так и случилось: Лену вызвали к доске, она разволновалась, не смогла ответить на вопросы учителя и получила двойку.

Ситуация 4

Костя учится во втором классе. На контрольной по математике он очень торопился выполнить задания. Ему хотелось самым первым сдать свою работу. И когда учитель спросил: “Костя, а ты успел проверить правильность решения?” — Костя сделал вид, что все уже проверил. Хотя на самом деле как раз проверку он выполнять не стал. В итоге большинство заданий было выполнено неверно и учитель поставил ему двойку.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Почему получена двойка (что ученик не смог сделать)?
 
 
 
Как избежать этого в будущем?

Как готовиться к занятиям, самостоятельным и контрольным работам?

Какие действия надо предпринимать?

 
 
 
Как исправить двойку?
 
 
 

 

 

 

Надежда ВОРОБЬЕВА,
Екатерина КАЗАКОВА,
Елена КУШНИР,
педагоги-психологи,
НОУ «Ломоносовская школа», Москва