|
||||||
Техники портретной фотографииОкончание. Начало в № 4/2010 Поддерживающая фотография Миины СаволайненФинская фотохудожница и социальный педагог Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии (мы упоминали об этом в статье “Фотография в контексте арт-терапии”, “Школьный психолог”, № 5/2009). В настоящее время данная техника используется в педагогике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии, а также для укрепления семейных отношений. Суть техники заключается в следующем. Используя готовые фотографии клиента и процесс его фотографирования, можно побудить его к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Специалист помогает клиенту понять себя и объединить бессвязные воспоминания в единое целое, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу. Кульминационным моментом процесса поддерживающей фотографии является создание специалистом (психологом, психотерапевтом, социальным педагогом и др.) серии фотопортретов клиента. Метод восстанавливающей фотографии основывается на равенстве фотографа и фотографируемого (клиента). Они выступают в качестве партнеров в процессе подготовки к фотографированию и проведения съемки. Власть и контроль над ситуацией, связанные с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.
В настоящее время поддерживающая фотография используется в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Финляндии и некоторых других стран. Широкую известность получил проект под названием “Самая красивая девочка в мире”, реализованный Мииной Саволайнен с воспитанницами детского дома. В основе данного проекта лежало понимание того, насколько значимо для ребенка быть любимым и принимаемым окружающими, прежде всего родителями. Автор проекта посчитала, что поддерживающая фотография может явиться одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. В проекте принимали участие девочки в возрасте от 8 до 17 лет, с каждой из которых проводилась длительная индивидуальная работа. Важная роль отводилась созданию серии фотопортретов каждой из девочек в специально выбранной для нее природной среде. В первый год реализации проекта фотосъемка проводилась неподалеку от детского дома, но постепенно участницы проекта стали совершать более далекие поездки для того, чтобы найти наиболее подходящее место для съемки. Большое значение придавалось времени года и суток, погодным условиям и характеристикам самого пейзажа. Специально подбирались костюмы, для того чтобы создать яркий, неповторимый, объединяющий мечту и реальность образ. Порою поездки за город представляли собой настоящее приключение. Участницы проекта сознательно старались использовать реальную, а не виртуальную природную и климатическую среду для фотосъемки. Все было настоящим: и зимний мороз, и восход солнца, и дикий лес. Нередко у девочек возникало ощущение сказочности, встречи с чем-то удивительным и неповторимым, переживание слияния с миром. Природа, словно мать, принимала “в свои объятия” модель и фотографа, давала им чувство безопасности и присутствия в легенде. Нахождение в природной среде, наличие в ней разнообразных символических, архетипических форм зачастую помогало создать историю или сказку, в которых девочки представали в образе главных героинь. Фотограф и ее клиентки в процессе создания фотопортретов стремились достичь оптимальных психологических и художественных результатов, прежде всего дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность. Начиная с 2003 года фотопортреты, созданные в рамках проекта “Самая красивая девочка в мире”, стали экспонироваться — сначала в городах Финляндии, а затем в разных странах мира. Выставки, как правило, включают около 140 работ; каждая модель представлена целой серией фотографий. Предъявление себя обществу в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа “Я” участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность “быть видимыми” и значимыми для других людей. Как призналась в письме Миине Саволайнен одна из участниц проекта, “очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое “исцеление” началось лишь когда я очутилась в детском доме. Основными “лекарствами” для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя “самой красивой девочкой в мире”. Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже, чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее”. Другая девочка пишет: “Это было незабываемо: другой, приятный для меня человек был сконцентрирован на мне, прислушивался к моему мнению и просьбам, когда мы вместе готовили и проводили фотосъемку”. Еще одна отмечает: “Позировать перед камерой поначалу было для меня неприятно и сложно, потому что я никогда раньше не была в центре внимания. Но когда я вижу себя на фотографиях, я по-настоящему счастлива: ведь я такая красивая и особенная!” Фотоавтопортретные техники Кристины НунезФотоавтопортретные техники итальянской фотохудожницы Кристины Нунез (www.self-portrait.eu) включают серию упражнений, направленных на развитие способности клиента видеть, чувствовать и понимать себя, а также представлять себя другим людям. Данные техники также позволяют исследовать разные грани человеческой сущности клиента, актуализируемые и раскрываемые как в приватной среде фотосъемки, так и в момент пребывания в кругу других людей и в природной среде.
Фотоавтопортретные техники Кристины Нунез, как правило, используются не по отдельности, а в виде серии занятий, на каждом из которых выполняется несколько заданий. Так, одна группа техник, объединяемая общим названием “Я”, направлена на стимулирование интроспекции, погружение человека в свой внутренний мир. Клиент при этом должен настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, передавая их в серии фотоавтопортретов. Эта группа техник также включает задания, направленные на исследование телесной сферы клиента и ее экспрессивного диапазона. При этом клиент может танцевать или совершать спонтанные движения — как под музыку, так и без нее. Другая группа техник включает задания, связанные с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится среди других людей — членов своей семьи, своих друзей, вместе со своим сексуальным партнером, равными по статусу сослуживцами, а также с более статусными фигурами (начальником, учителем). Третья группа техник связана с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится в том или ином сообществе людей, с которыми он регулярно общается либо попадает в эти сообщества впервые. Также в данной группе техник имеются задания, связанные с созданием фотоавтопортретов в процессе взаимодействия клиента с медийными образами и средой обитания (культурной, природной). Завершает серию заданий подготовка итоговой мультимедийной презентации, в которой должны быть представлены фотографии, созданные на всех предыдущих этапах работы. Показ серии фотографий сопровождается музыкой. По мнению К. Нунез, создание фотоавтопортрета является своеобразным актом самоутверждения, позволяет человеку проявить свои лучшие качества, исследовать разные грани своей эмоциональной жизни, повышает его самооценку и создает богатые возможности для творчества. Благодаря созданию и предъявлению своих фотоавтопортретов человек может начать играть более значимую социальную роль; он нередко становится своеобразным “голосом” определенной группы людей, “приглашает” других обратить внимание на самих себя, постичь и выразить свои переживания и потребности, вдохновляет их. Фотохудожница убеждена, что люди, никогда не занимавшиеся фотоделом и изобразительным творчеством, фотографируя себя, могут создавать настоящие произведения искусства. Она обращает внимание на богатый потенциал фотоавтопортретных техник при работе с подростками, отмечает, например, что в подростковых фотоавтопортретах ярко проявляются: • повышенный интерес к исследованию собственной сексуальности; • трудности выражения эмоций; • экзистенциальная тревога и порой даже желание смерти; • потребность в общении и страх перед ним; • жажда самоутверждения и поиска своего Я, а также его повышенная пластичность; • творческая направленность личности. Созданные подростками фотоавтопортреты побудили К. Нунез организовать специальную выставку под названием “Я — подросток”, прошедшую с Милане в июне 2008 года. Литература Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. — СПб.: Речь, 2003. Копытин А.И. Применение фотографии в психотерапии // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. Мартин Р. Наблюдение и рефлексия: отреагирование воспоминаний и представление будущего посредством фотографии // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. http://www.phototherapy-centre.com Weiser J. Phototherapy techniques. Exploring the secrets of personal snapshots and family albums. Vancouver: Phototherapy Centеr, 1999. Александр КОПЫТИН,
|