|
Дружная семейкаТренинг по гармонизации детско-родительских отношенийЦель: гармонизация взаимоотношений “родитель—ребенок”. Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения. Условия проведения Предложенный комплекс занятий может быть использован в качестве сопровождения коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении или в начальной школе (1–2 раза в месяц), а также как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии. Занятия рекомендуется проводить в кабинете психолога или в другом помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; “мастерская” для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений. Материалы и оборудование Бумага форматов А4, А3, А2, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; секундомер; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки. Планируемый результат Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения. Формирование групп Группы формируются на добровольной основе. К совместной работе приглашаются родители, чьи дети посещают коррекционно-развивающие занятия (в нашем случае это были дети с повышенным уровнем тревожности и/или заниженной самооценкой). Заранее на родительском собрании была дана информация о высокой эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, чьи родители посещают совместные занятия; о целях, задачах, времени проведения тренинга. Предварительная работа После того как группы сформированы, с родителями необходимо провести собеседование или вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы групповой работы, обговариваются некоторые дополнительные условия, необходимые материалы. Предварительная процедура знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. Не следует недооценивать важность данного этапа. Чрезмерное форсирование работы может привести к тому, что участники “закроются”. Необходимо дать им время освоиться. Внимание, развитая социальная перцептивность — это то, что необходимо ведущему тренинга. На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность тренинга, ведь значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и ожиданиями. Возможно, родителям понадобится помощь в формулировании своих ожиданий, в том, чтобы сделать их более реальными и адекватными. Возможно, возникнет необходимость подкорректировать содержание тренинга. Правила работы в группе 1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия. 2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним. 3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий. 4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными. 5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности. 6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников. Правила обсуждаются, дополняются, корректируются. Обсуждение Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как “Что вы думаете по поводу данного упражнения?”, “Что оказалось сложным?”, “Что вы чувствуете?”, “Как вы можете это использовать в своей жизни?” и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. Однако присутствие детей-дошкольников (чтобы не делать занятие утомительным для них) вынуждает сворачивать эту составляющую, ограничивая время на рассуждения и размышления. Очень хорошо, если есть возможность подвести итоги, проанализировать занятие без детей или на индивидуальных консультациях, где происходит уточнение целей, задач занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами. 2. Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе. 3. Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, помогает преодолеть фиксацию на своих проблемах. 4. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем. 5. В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны. 6. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения. После завершения работы тренинговой группы проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников тренинга с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям еще раз осознать происшедшие изменения и приобретенный ими опыт. Занятие № 1. “Я родился!”Цель: актуализация чувства единения в диаде “мать—ребенок”. Оборудование: бумага, художественные средства, клубок ниток, маска или черный платок для “коршуна”, записи релаксационной и веселой музыки. ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий. Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Упражнение “Дождик” Цель: сплочение группы. Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим. Ведущий. На что это похоже? Давайте представим себе, что это весенний дождик. Почки набухают, появляется первая травка, где-то звенит пчела, запели птички… В теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо…Почему оно зашевелилось? Кто подскажет? Упражнение “Яйцо” Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия. Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка. Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке. Упражнение “Послушный — непослушный” Цель: психоэмоциональная разрядка. Мамы сидят на ковре, дети — спиной к ним, между ногами. Ведущий. Цыплята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама его гладит по головке, обнимает. Выполняется по команде. Игра “Коршун” Цель: развитие чувства безопасности. Звучит веселая музыка. Мамы-домики стоят произвольно. Дети-цыплята бегают, прыгают, веселятся. Коршун — ведущий — спит. Когда коршун выходит на охоту, цыплята прячутся в домики. Повторить 3–4 раза. Арт-техника “Совместный рисунок” Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре. Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование. Презентация рисунков: — Как называется рисунок? — Кто был инициатором идеи? — Кто что рисовал? — Удобно ли было рисовать вдвоем? — Какие чувства испытывали? — Что на рисунке главное? Упражнение “Спасибо” Цель: разрядка эмоционального напряжения. Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать “спасибо”, никого не пропустить, повторяться можно. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как вы друг друга любите. Рефлексия Ведущий. Что, по вашему мнению, положительное в таких совместных занятиях, а что отрицательное? Занятие № 2. “Давайте познакомимся”Цель: развитие интереса друг к другу в диаде “родитель—ребенок”. Оборудование: заготовки масок (на листе прорисован контур лица), художественные средства, кисточки для упражнения “Портрет” по количеству пар, карточки-задания к игре “Царская семья”, записи спокойной музыки. ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие. Стоя в кругу, назвать свое имя и произвести какое-то действие, движение. Остальные повторяют. Например: “Меня зовут… Я делаю вот так…” Упражнение “Зеркало” Цель: научить воспринимать другого человека. Выполняется в парах. Участники договариваются: кто “зеркало”, а кто человек. Человек смотрит в зеркало и выполняет какие-то действия. Зеркало повторяет. Затем роли меняются. Повторить 2 раза. Обсуждение: — Какую роль было легче играть? Какую труднее? — Как вы думаете, почему? Упражнение-медитация “Портрет” Цель: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация. Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они “рисуют” лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же “рисует” мамин портрет. Арт-техника “Маска” Цель: развитие интереса друг к другу. Дети и родители отдельно в разных группах рисуют маски-портреты друг друга. Затем идет презентация и обмен масками. — Для кого маска? — Что хотелось передать в этой маске? — Что получилось? Что не получилось? Игра “Похвалилки” Цель: способствовать повышению самооценки ребенка. Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды я…” Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: “Я рада…” и/или “Мне приятно…” Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала? В заключение подводится итог: — Легко ли было хвалить? — Часто ли вы хвалите своих детей? — Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения? Игра “Царская семья” Цель: повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Детско-родительская пара выбирает карточку с одним из заданий (“Изобразить портрет царской семьи”, “Изобразить портрет семьи всемирно известного ученого”, “Изобразить семейный портрет “новых русских”, “Изобразить портрет семьи кинозвезды”, “Изобразить семейный портрет великого полководца”, “Изобразить семейный портрет знаменитого певца”). Дается несколько минут на обдумывание и подготовку. Пары по очереди представляют “семейную фотографию” (это может быть небольшая пантомима). Остальные участники пытаются угадать, кого изображают. Во время обсуждения участники отвечают на вопрос: — Что вы чувствовали, представляя таких значимых людей? Рефлексия Цель: подведение итога занятия; отреагирование эмоций. По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение в конце занятия. Если можно — пояснить (ассоциации, значение, выводы и пр.). Занятие № 3. “Учимся сердиться”Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”. Оборудование: газеты, листы бумаги А3, клей, обручи, мячики по количеству пар, другие изобразительно-художественные средства по выбору, карточки к игре “Обзывалки”: овощи, фрукты, цветы, мебель, посуда, игрушки, записи веселой и спокойной музыки, секундомер. ХОД ЗАНЯТИЯ Приветствие. Игра “Давайте поздороваемся” Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие. Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом ручками, ножками, лбами, носами, одним ушком, другим, попами, животами. Игра “Кто быстрее?” Цель: отреагирование скрытой негативной энергии. Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты. Игра “Снежный бой” Цель: отреагирование скрытой негативной энергии. Ведущий. Вы — снеговички и живете в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что с вами изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки. Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”. Обсуждение: — Какие чувства вы испытали в ходе игры? Игра “Обзывалки” Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме. Обсуждение предыдущей игры — Как вы думаете, из-за чего снеговички поссорились? — Можно ли было обойтись без боя? — Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях? Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”, “посуда”, “игрушки”), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты). А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты). Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при выполнении следующего задания. Аппликация “Снежная картина” Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия. Участникам предлагается создать на листе бумаги “Снежную картину” из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины. Упражнение “Снеговички” Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка. Родители “лепят” из своих детей “снеговичков”, стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям “лепить” активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего “снеговичка”: — Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера? Рефлексия Цель: подведение итогов. — Что мешает, а что помогает в выполнении совместного задания, общего дела? Ирина ВОЛОБУЕВА,
|