|
||
Татьяна АРЖАКАЕВА,
|
Фото
|
Психолог приветствует ребят каким-либо невербальным способом. Уточняет, какая форма приветствия им больше нравится, какая будет уместна в школе, дома, в гостях.
Упражнение “Имя — движение”
Ученики по очереди произносят свои имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного ученика и повторяют его жест.
2. Работа по теме
Психолог. В течение недели вы наблюдали за внешними сигналами в общении знакомых людей. Помогло ли вам это в понимании, установлении контакта?
Упражнение “Самый наблюдательный”
Работа осуществляется в парах. Первый участник пары задумывает две вещи — очень приятную для себя и неприятную. В течение минуты он должен размышлять сначала об одной из них, потом в течение минуты — о другой (порядок партнеру неизвестен). Второй участник пары, внимательно понаблюдав за внешними сигналами (реакция уголков губ, увеличение—уменьшение зрачков, движение грудной клетки, плеч и др.), должен определить, о чем — приятном или неприятном — в данную минуту думает партнер. Затем обмен ролями.
Игра “Сказка втроем”
Участники группы из трех человек выбирают, какую сказку будут представлять. Один участник играет роль сказочника. Второй садится лицом к зрителям и имитирует роль сказочника, используя только мимику, руки его при этом заложены за спину. Третий участник встает прямо за спиной второго актера, просовывает свои руки у него под мышками: таким образом он будет с помощью рук комментировать сказку. Задача группы — добиться синхронности работы, пользуясь невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией)
Упражнение “Иллюстрация к сказке, или Немая сцена”
(модификация упражнения из книги: Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004)
Ребята делятся на группы по 6 человек.
Психолог. В иллюстрациях к сказкам, как правило, изображают узловой момент сюжета. Ваша задача — показать немую сцену, которая будет являться своеобразной иллюстрацией какого-либо момента сказки. Каждая группа получает от меня название сказки, которую должна проиллюстрировать, самостоятельно выбрав фрагмент действия для немой сцены. Обратите внимание: все позы, жесты, мимика должны быть максимально выразительными, как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия. Участвовать в показе должны все шесть человек.
Раздаются карточки с названиями сказок. Например, “Красная шапочка”, “Винни-пух и все-все-все”, “Снежная королева”.
Игра “Цветные королевства”
Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения. Кроме того, игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы.
При работе с малышами особое внимание надо обратить на подачу инструкции: следует повторить ее несколько раз. Начинать можно только тогда, когда ведущий убедится, что все поняли инструкцию.
Если в классе около двадцати человек, то игру “Цветные королевства” можно организовать следующим образом.
Ведущий. В сказочном мире существовали два королевства — Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог и другие, важные и не очень, персоны. Легко догадаться, что в Синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом — только зеленого. Ди и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Синего королевства был очень похож на короля Зеленого королевства, и если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком из королевств — Синем или Зеленом — они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре — повара или, скажем, главного министра. Цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие — никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.
Для игры нужно заранее заготовить карточки по числу участников, которых должно быть четное количество, поскольку обязательным требованием является равное число членов двух команд-королевств. Иными словами, ведущий должен иметь два набора карточек с одними и теми же персонажами синего и зеленого цвета. Следует позаботиться, чтобы у ведущего имелся запас карточек. После начала занятия ему станет понятно, сколько человек присутствует, и он отложит в сторонку лишние карточки.
Примерный набор карточек для группы в шестнадцать человек:
1. Начальник стражи.
2. Главный министр.
3. Принц.
4. Король.
5. Королева.
6. Принцесса.
7. Повар.
8. Астролог.
Если в классе восемнадцать, двадцать или, скажем, двадцать четыре ученика, можно ввести дополнительные карточки с такими персонажами: казначей, разбойник, ведьма, иностранный посол, шут, солдат и др.
Организовать раздачу карточек можно разными способами. Если участники сидят в кругу, то ведущий сам может подойти и положить карточки на колени участника “рубашкой” вверх. Возможен вариант, когда каждый из участников сам вытягивает карточку из предложенного веера.
Психолог. Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Одновременно поднимите карточки, посмотрите, что там написано, и сразу снова положите их “рубашкой” вверх. Слева от меня (ведущий показывает) будет располагаться одно из королевств, а справа — другое. Я не знаю, какое из них окажется Синим, а какое — Зеленым. Ваша задача — навести порядок в королевствах. Вам нужно выстроиться в одну шеренгу — каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.
На доске (или на плакате) ведущий должен заранее написать порядок расположения персонажей в шеренге. Порядок может быть именно таким, как в приведенном выше списке. Очень важно, особенно если игра проводится с младшими школьниками, четко назвать, где располагается крайний персонаж. Например: “Начальник стражи — слева!” При этом указать рукой, где должен встать начальник стражи одного королевства и где — другого. Обычно возникает необходимость повторить это несколько раз. Без такого указания даже в группах старшеклассников неизбежно возникает путаница.
Психолог. Дорогие жители королевств! Помните, что ваша задача — оказаться именно в том королевстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Синее королевство, а где Зеленое. Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом. При этом учтите, что вы не можете слышать друг друга.
Первое условие: вам придется общаться без использования речи — только с помощью жестов. Второе условие: запрещается показывать рукой на предметы синего и зеленого цвета, имеющиеся в комнате. Ведь жители королевств потеряли способность различать цвета. Эта способность вернется, если вам удастся найти свое королевство. Третье условие: запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам роль. Всем ли понятна инструкция? Если да — начинаем!
Комната освобождается от стульев, и начинается собственно игра. Найти свое место в шеренге не так уж и сложно. Куда сложнее определиться с цветом королевства. Именно здесь возникают самые серьезные трудности.
Интересно понаблюдать за способами организации невербального взаимодействия. Выявляются лидеры, пытающиеся взять на себя руководство, и пассивные исполнители, ожидающие, пока другие определят им место в королевстве. Важно обратить внимание участников, что инструкцией им не запрещено показывать предметы нужного цвета разными частями тела (запрещено только рукой, но относительно ног или носа ничего не было сказано).
После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания.
Затем организуется обсуждение по следующим вопросам:
• Что помогло вам найти свое место?
• Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?
• Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?
• Кто, по вашему мнению, нашел удачный способ договориться без слов?
• Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?
Упражнение “Молчащее и говорящее зеркала”
Учитель предлагает выйти в круг добровольцу, который будет “смотреть в зеркало”.
Психолог. Твоя задача — только по отражению в зеркале, точнее, в двух зеркалах определить, кто из одноклассников подошел к тебе сзади. Эти два зеркала, разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно не называя его имени. Выбери из ребят тех двоих, кто станет молчащим и говорящим зеркалами.
После того как игрок сделал выбор, ведущий дает “зеркалам” более подробную инструкцию.
Психолог. “Зеркала” встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение “зеркалами” происходит по очереди. Сначала работает “молчащее зеркало”. Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает “говорящее” и произносит одну (только одну!) фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова — можно по-другому — отражает “молчащее зеркало” и т.д. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для “зеркал” есть определенные условия. “Молчащее зеркало” фактически не ограничивается в способах “отражения” человека за спиной основного игрока. Но не стоит останавливаться только на изображении чисто внешних особенностей человека и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
На “говорящее зеркало” также накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!
Через несколько минут предлагается сменить основного игрока, а тот получает право поменять и “зеркала”. Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру. Можно обсудить такие вопросы:
• Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных “отражений”, чтобы определить, кто находится за его спиной?
• В чем секрет такой прозорливости?
• Кто из учеников оказался самым талантливым зеркалом? Что ему в этом помогло?
• Кто из учеников удивлен тем, как был отражен “зеркалами”?
• Что вы почувствовали, когда увидели свое “отражение”?
3. Подведение итогов
Упражнение “Беседа без слов”
Психолог. Проверьте себя в данном упражнении, насколько вы научились языку без слов. Перед вами на парте один лист на двоих. Без слов, одновременно, с помощью карандашей начните беседу. Рисуйте всё, что может каким-то образом рассказать о вашем настроении. Поблагодарите друг друга в конце работы.
ЗАНЯТИЕ 12
РЕЧЬ
Задачи: объяснить детям значение правильной, культурной речи в общении; развивать навыки культурной речи.
Материалы: рабочие тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к восприятию темы
Психолог приветствует ребят без слов и предлагает им поприветствовать друг друга также невербально.
Упражнение “Один узор на двоих”
Психолог. Перед вами квадратный лист бумаги. Без слов начните вдвоем разрисовывать узорный ковер.(Дети выполняют задание.)
Легко или трудно было рисовать? Довольны ли вы тем, что получилось?
Перед вами второй такой же квадратный лист бумаги. Теперь у вас есть возможность договориться, какой узор нарисовать. (Дети выполняют задание.)
Сравните обе работы. Довольны ли вы тем, как договаривались? Что необходимо было учитывать в совместной работе?
При обсуждении выясняется, что и словами договариваться не так-то просто.
2. Работа по теме
Психолог. Послушайте диалог двух мальчиков на следующий день после просмотра фильма.
— Ты видел вчера, как классно он его отдубасил? Хрясь, подлетел… С машины… Бац!.. Тот — по темечку! Раз — и откинулся. Клево, да?
— Клево! Потом встает, лазеры отводит, диски кидает и — по машине… И давай батон крошить! Классно!
— По какой машине? Какие лазеры? Ты про что?
— А ты про что?
Психолог. Почему мальчики не поняли друг друга?
В процессе обсуждения дети приходят к выводу о том, что среди умений, важных для успешного общения, едва ли не на первом месте должна стоять способность правильно и точно говорить. Речь — это и есть тема сегодняшнего занятия.
Психолог. Вот как рассуждал знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп о роли речи в жизни человека.
“Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил кушанье. Он так объяснил Ксанфу:
— Что может быть лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.
В следующий раз Ксанф попросил Эзопа приготовить к обеду самое худшее. Вновь философ купил языки.
— Что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли что-нибудь быть хуже языка?
Упражнение “Чемпионат знатоков слова”
Дети работают в четверках. Задача каждой группы — составить предложение как можно длиннее. Условие — каждый по очереди называет по одному слову: существительному, прилагательному, наречию, глаголу и др., таким образом должно получиться предложение, имеющее смысл. Например, один говорит: вершина, другой — горы, третий — виднеется, четвертый — вдали.
Время книги
Психолог предлагает детям прослушать “Сказку о речке Речь” из книги И.В. Вачкова “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек” (см. приложение к занятию).
Упражнение “Речка Речь”
Дети рисуют в “Психологических альбомах” иллюстрации к “Сказке о речке Речь”.
3. Подведение итогов
Психолог. Как научиться красивой и правильной речи? Для этого надо много читать хороших и умных книг, общаясь, всегда говорить на хорошем русском языке. И еще один из способов — вести дневник. Многие прославленные писатели и ученые вели дневники с детства.
Дневники бывают открытые, например “дневник погоды”, и личные, только для себя. В прошлом году вы вели “Дневник эмоций”. Предлагаю тем, кто захочет, завести личный дневник, в который записывать события, произошедшие за день, свои переживания, мысли.
4. Домашнее задание
Поговорить с родителями о том, какие слова учащиеся придумывали в дошкольном детстве, и записать их в рабочую тетрадь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка о речке Речь
Снилось мне, будто я еще студент и учусь на психолога. Меня отправляют на практику. Задание такое: произвести очистку речки Речь, поскольку туда сбрасывается мусор и в ней заводятся многочисленные паразиты. Чья это была Речь — не знаю. Может быть, моя. Ну и натерпелся я там!
Эта речка оказалась очень необычной. Текла в ней ИНФОРМАЦИЯ, состоящая из слов, словосочетаний, предложений. Я отправился на речку Речь в одиночестве. На небольшом плоту из нескольких связанных между собой суждений я проплыл от самых истоков Речи до ее устья.
Суждения были такие:
“Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.
“А если излагать свою мысль ясно, то тебя всегда поймут”.
“Значит, чтобы тебя понимали, надо ясно мыслить”.
В начале Речь была очень мутной и неразборчивой, чаще всего встречались отдельные слоги, а длинных предложений не было вовсе. Зато я легко скользил по поверхности и мог любоваться со своего плота на живописные берега, яркое небо, спокойную поверхность реки.
Чем дальше я продвигался, тем богаче и ярче становилась Речь, все больше информации несла она в своих волнах. Порой мне удавалось найти на лепестках лилий настоящие жемчужины словотворчества — например, такие слова, как “начаёпился”, “гладюг” (об утюге) и многие другие. Все чаще появлялись бурунчики вопросов: “почему?”, “как?”, “откуда?”, “зачем?”.
Довольно много времени я провел в тихом затончике, разводя и выращивая прекрасные экземпляры вежливых слов-уточек: “спасибо”, “пожалуйста”, “будьте добры”, “извините”. Особенно удалось мне многочисленное семейство слов благодарности.
А потом Речь стала еще и внутренней. Это значит, что живые слова встречались теперь не только на поверхности, но и в глубине реки. Особенно замечательны были летающие рыбы — слова, которые могли и жить под водой, и летать над водной гладью.
Раз я застрял на порогах. Это и не удивительно: встретились пороги препинания. Знаки препинания пробили мой плот и вылезли в суждениях, из которых он состоял, в самых неожиданных местах. И получилось: “Кто — ясно. Мыслит тот? Ясно излагает А. Если; излагать свою мысль, ясно-то тебя всегда. Поймут — значит, чтобы тебя… Понимали надо ясно. Мыслить!”
Пришлось мне попотеть, расставляя точки, запятые и дефисы там, где надо. Лишние пришлось выбросить.
Скоро Речь изменилась: она не только могла быть уже свободным устным потоком (хотя до устья было еще далеко), но и начала приобретать письменную форму. Большие участки оказались покрыты толстым слоем льда, на котором были начертаны разные значки. Такие участки мне приходилось преодолевать, установив на плоту парус с азбукой и катясь на этом плоту, как на санках. Разбирая надписи, я радовался за Речь и иногда исправлял ошибки в словах.
Когда Речь становилась устной, ее течение могло меняться быстро и неожиданно.
Снилось мне, что плыву я, расслабившись, на своем плоту, Речь течет медленно, спокойно — я и вздремнул. Но вдруг разыгралась настоящая речевая буря: поверхность реки закипела; отдельные слова высоко выпрыгивали из воды, а некоторые выражения были такими свирепыми и резкими, что мой плот швыряло из стороны в сторону. В конце концов меня вынесло к Водопаду Брани, где плот не выдержал и раскололся. Обломки суждений, из которых он состоял — “ясно”, “мали”, “излаг”, “пой”, “гда” и другие, — были унесены эмоциональными междометиями. Я сам едва не утонул в воронке несправедливых обвинений. Когда Речь немного успокоилась, я решил ее подпитать и почистить.
Это была долгая и кропотливая работа. По обоим берегам речки было немало Библиотечных водохранилищ. Я прорыл каналы, соединив эти водо- (а может быть, слово?) хранилища с Речью. Какие чудные словесные богатства полились в Речь, сколько новых красивых слов заплескалось в воде, сверкая на солнце золотой чешуей! А я между тем объявил беспощадную войну появившимся в Речи словам-паразитам. Эти неприятные создания выскакивали наружу там, где их никто не ждал, и очень засоряли течение Речи. Всплывает, скажем, вполне стройное и симпатичное высказывание, глядь — между его словами нахально втискивается слово-паразит: “Я, это самое, сегодня, так сказать, к вам пришел, чтобы как бы пригласить вас на как бы ну день рождения”. И непонятно — точно ли вас пригласили на день рождения или все это как бы? Я ловил слова-паразиты сетями и выдергивал их из высказываний.
Мои труды не пропали даром. Скоро Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные слова составляли глубокие и точные мысли. Суждения стали богатыми по смыслу и изящными по форме. И значительно реже появлялись на речке пороги, на которых бурлили резкие и грубые слова.
Только я собрался с удовольствием поплескаться в речке Речь, как… проснулся! Даже жалко, правда?
ЗАНЯТИЕ 13
БЕРЕГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РЕЧЬ
Задачи: развивать навыки эффективного речевого взаимодействия; научить детей давать и получать обратную связь об индивидуальных особенностях речи.
Материалы: рабочая тетрадь, цветные карандаши, листы бумаги для оформления плакатов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Проверка домашнего задания
Зачитываются принесенные ребятами примеры детских неологизмов и оригинальных словесных находок.
2. Работа по теме
Упражнение “Детский словарик”
Психолог. Маленькие дети часто придумывают новые названия самым обычным предметам. Например, лопата — копалка, утюг — гладюг, кастрюля — варилка. Давайте придумаем, как можно было бы назвать молоток, зеркало, ключ, сережку, радиоприемник, велосипед?
Упражнение “Переводчик”
Психолог. В нашей речи, к сожалению, часто встречаются сорные, некрасивые слова, которые вытесняют богатые и сочные слова русского литературного языка. Сделайте рисунок водопада, по которому скользят и падают слова-сорняки, разбиваются о камни и превращаются в новые — правильные, чистые и красивые. Например, клево, супер — это… чудесно! замечательно! удивительно!
Психолог вместе с детьми “переводит” те жаргонные слова, которые характерны для данного класса, заменяя их литературными синонимами. При “переводе” следует обратить внимание детей на богатство оттенков значений слов русского языка, подчеркнуть, что часто в “современные” жаргонизмы людьми вкладывается разный смысл, что и приводит к непониманию в общении.
Конкурс рекламных плакатов “Берегите, пожалуйста, речь!”
Психолог.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
Жизнь устроена мудро:
Это вовсе не трудно —
Берегите, пожалуйста, речь!
Используя изобразительные средства (карандаши, фломастеры, краски), пусть каждый придумает рекламный плакат на данную тему. Он должен быть ярким, привлекающим внимание, коротким по объему информации, запоминающимся.
3. Подведение итогов
Выставка плакатов.
4. Домашнее задание
В виде дневниковой записи рассказать о текущем дне, в частности об уроке психологии.
ЗАНЯТИЕ 14
А УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПОРИТЬ?
Задачи: создать условия для проявления качеств, важных для общения; раскрыть содержание умений спорить и дискутировать; тренировать умение убеждать, аргументированно спорить.
Материалы: рабочие тетради.
1. Организационный момент
Психолог. Каждый день мы начинаем с приветствия: “Здравствуйте!” А зачем?
Упражнение “Словарик речевого этикета”
Психолог. Этикет — это порядок поведения воспитанного человека, вежливые слова и обороты речи. Вот наиболее простые ситуации, требующие соблюдения этикета:
— Встреча, приветствие.
— Прощание.
— Извинения, просьбы и пр.
— Благодарность, поздравление, пожелания.
— Приглашение, извещение, предложение и пр.
Составим этикетный словарик на каждую вышеназванную ситуацию. Я называю ситуацию, а тот, кому попадет мяч, должен привести пример из этикетного словарика. Например, встреча — “добрый день”, “здорово” и пр.
2. Введение в тему
Упражнение “Ситуации в ролях”
Ребята делятся на две группы и образуют внешний и внутренний круги. Встают друг против друга. В течение 1–2 минут разыгрывают диалоги на тему:
• Встретились два друга, они давно не виделись.
• То же, но разговор ведется по телефону.
• Обращение к незнакомому человеку, как проехать по такому-то адресу.
• Ученику надо обратиться к учительнице на перемене между уроками по какому-либо делу.
• После школьного дня встречается мама с сыном или дочкой.
• Спор затеяли два друга. Один рассуждает так: “Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, — так учили древние и я согласен с этим”. Второй утверждает: “Зачем нужны вежливость, этикет? Пусть каждый говорит так, как ему удобно, как захочется, по настроению”.
Обсуждение выполненного упражнения:
• В какой ситуации чувствовали себя увереннее?
• Кто отстоял свою позицию в споре?
• От чего это зависит?
3. Работа по теме
Психолог. При общении с разными людьми споры неизбежны. Мало того, древние говорили: “В споре рождается истина”. Но это возможно только в правильно организованном споре. Искусство ведения спора принято называть эристикой (от греч. eris — спор). Это умение убеждать других в истинности высказываемых взглядов. Спор может проходить в виде дискуссии (цель — достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса) и в виде полемики ( цель — победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения).
Упражнение “Дискуссия или полемика?”
Задается тема спора. Например, стоит ли обучение в школе сделать раздельным: класс девочек и класс мальчиков? Вызываются участники с противоположными мнениями. Им предоставляется возможность поспорить друг с другом на виду у всех. Задача остальных — определить, является этот спор дискуссией или полемикой. Кто из спорщиков использовал эффективные приемы и какие именно?
Анализируя данное упражнение, психолог вместе с детьми формулирует принципы грамотного спора.
Ребятам предлагается записать в рабочих тетрадях:
Принципы грамотного спора
• Не следует спорить без особой необходимости.
• Спор должен иметь определенную тему.
• Стремиться нужно к выяснению истины, бороться не за утверждение собственного мнения, а за установление истины.
• Спорь по схеме: тезис — аргументы.
• “Не бойся исправлять свои ошибки” (Конфуций, китайский философ).
Упражнение “Упрямцы”
Психолог подходит к любому ученику и предлагает на свое утверждение “Да!” ответить “Нет”. Постепенно раззадоривая и вызывая интонацию несогласия. Затем предложить в парах также утвердительно высказываться, используя слова “белый”, “черный”.
Психолог. То, что сейчас происходило, — это был спор? О чем следует помнить, чтобы спор не превратился в битву капризных упрямцев? “Не победить, а убедить — вот что достойно славы”, — говорил В. Гюго. Сегодня у вас будет возможность поупражняться в умении убеждать.
Игра “Козлик и семеро волков”
Выбирается один козлик. Пока он строит себе домик, ребята в классе выбирают 7 человек, которые будут исполнять роль волков. Их задача — убедить козлика открыть дверь и пустить волка в дом. Исполняющим роль волков разрешается посоветоваться с ребятами о тактике убеждения.
4. Домашнее задание
В течение недели понаблюдать во время возможных дискуссий за соблюдением принципов грамотного спора и умением человека убеждать.
ЗАНЯТИЕ 15
ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Задачи: развивать умение быть убедительным; создать условия для развития метафорического мышления; обобщить материал пройденных занятий.
Материалы: мяч для психолога, рабочие тетради, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Психолог приветствует ребят, на что учащиеся привычно встают у своих мест за партами.
Психолог. Интересно, а почему в школе принято именно так начинать урок? Приведите аргументы, которые убедили бы меня, что при приветствии учителя в начале урока учащиеся должны вставать.
2. Проверка домашнего задания
Психолог. Для того чтобы быть убедительным, важно найти точные аргументы. Удалось ли вам в течение недели быть участником или наблюдателем грамотно организованного спора?
3. Работа по теме
Упражнение. “Кто последний?”
Психолог. Спор, дискуссия, полемика — это слова-синонимы, то есть слова, близкие по значению. Каждое слово передает одно и то же значение, но имеет свой оттенок, свою особенность. Поупражняемся в подборе синонимов — это помогает быть выразительными в речи.
В руках у меня мяч. Я начинаю, продолжает тот, у кого он окажется. Подберите синоним:
• бой (битва, сражение, схватка);
• известие (сообщение, новость, весть);
• дрожать, (бояться, трястись, трепетать, пугаться);
• тревога (волнение, беспокойство);
• ловкий (проворный, шустрый, юркий, изворотливый);
• добросовестный (порядочный, честный);
• разговаривать (беседовать, толковать, болтать, общаться).
Психолог. Общаться… Второй год мы путешествуем по Стране Общения в поисках Мастера Общения. Зачем?
Упражнение-визуализация “Инструменты общения”
Психолог. У Мастера общения есть удивительный чемоданчик с инструментами. Вы можете закрыть глаза, чтобы яснее представить себе те необычные предметы, которые лежат в этом чемоданчике.
Рассмотрите чемодан... Какой он по цвету, размеру? Вот он открывается… И в нем вы видите инструменты… общения. Это разные предметы. Но что-то подсказывает вам, что это именно инструмент, так необходимый для общения, — “умение слушать”.
Следующий предмет — “умение убеждать”. Вы достаете “умение говорить, выражать свои мысли”, “умение задавать вопросы”, “умение понимать без слов”. Вы можете оставить себе любой предмет-инструмент и вернуться в класс.
Идет обсуждение, кому удалось увидеть символические предметы, инструменты общения, какой из них захотелось оставить. Можно предложить ребятам нарисовать то, что они представляли.
Беседа-опрос по пройденному материалу
Психолог. А как вы представляете Ключ Понимания, на поиски которого отправилась Юля? Героиню сказки “Королевство Разорванных Связей” окружают друзья, новые знакомые. Кто они? Запишите их в круге общения Юли.
На доске нарисован круг, в центре которого имя девочки. Ребята по очереди выходят и записывают имена героев сказки (Гаф Гафыч, Пси-маг, Джек Подружитель и др.).
С какой целью Юля с друзьями находится в Королевстве Разорванных Связей? Какие препятствия пришлось преодолеть девочке?
Путешествие и приключения продолжаются.
Время книги (см. приложение к занятию).
4. Подведение итогов
Упражнение “Личный багаж”
Психолог. Какие качества понадобились Юле, чтобы не утонуть в трясине? Какие у вас есть качества, которые помогут вам в путешествии?
5. Домашнее задание
В каникулы читать книги, журналы, составить свой словарь новых, незнакомых слов, которые встретятся при чтении, нарисовать, каким представляешь Море Знаний, свое или о котором читал.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По подземным ходам
(отрывок)
Когда Юля и Пси-Маг были готовы к продолжению путешествия (сборы заняли совсем немного времени), они заглянули к Джеку Подружителю попрощаться. К их удивлению, он ждал их с большой котомкой на плече и в новом вычищенном сапоге, обутом на единственную ногу. В ответ на немой вопрос друзей он тут же сообщил:
— Иду с вами. Не думаете же вы, что я отправлю вас по опасным подземельям без сопровождения?
— А как же местные обитатели? Как они смогут остаться без своего вожака и подружителя?
— Будут дружить и без меня. Эка невидаль — управятся! Добыть Ключ Понимания — сейчас самое важное дело.
Юля, конечно же, очень обрадовалась, заполучив в спутники обаятельного, опытного и бесстрашного путешественника. Джек Подружитель хорошо ориентировался в подземных лабиринтах, и о лучшем проводнике нельзя было и мечтать.
Девочку поначалу смущала его хромота, которая, как она думала, помешает ему в пути, но очень скоро она убедилась, что Джек Подружитель на своих четырех костылях передвигается гораздо быстрее, чем она на двух ногах. Он был неутомим не только в ходьбе, но и в работе языком, рассказывая забавные истории из своей полной приключений жизни. Оптимизм и веселое расположение духа не покидали его, казалось, ни на минуту. Он шагал впереди маленькой процессии, освещая дорогу фонарем и неведомо как выбирая нужный путь среди многочисленных разветвлений подземных ходов.
Уже через несколько часов путешествия по пещерам их ждало первое приключение.
Непонятная Трясина
— Будьте осторожней. Здесь начинаются заколдованные места, — шепотом предупредил Джек Подружитель и, чуть подумав, сказал громче: — Хотя сам я в колдовство не верю.
Юле показалось, что пол под ногами стал более податливым. Если раньше подошвы опирались на каменные или бетонные плиты, то теперь поверхность приобрела упругость резины. Еще через несколько минут ступни начали проваливаться в густую, тягучую массу. Потянуло чем-то кислым и затхлым.
Шедший впереди Подружитель двигался медленно, осторожно ощупывая дорогу костылями. Фонарь выхватывал из темноты черные влажные стены пещеры.
— Тихо! Слышите? — призвал спутников Джек и замер, подняв вверх сразу три указательных пальца.
Юля и Пси-Маг тоже остановились и прислушались. Из-за ближайшего поворота доносились чавкающие звуки, невнятное бормотание и глухие всплески. Юле эти звуки очень не понравились.
— Нам обязательно туда? — вполголоса спросила она проводника. — Может, обойдем это место другим коридором?
— Нет здесь другого коридора, — сказал Джек Подружитель с отчаянной обреченностью. — Придется пробираться через Непонятную Трясину.
— Какую трясину? — не поняла Юля.
— Я же говорю — Непонятную. Скучное место.
— А опасное?
— Увязнуть можно крепко, — коротко сообщил Подружитель и двинулся вперед.
Ноги погружались в темную жижу с каждым шагом все глубже. От усиливающегося смрада у Юли начала кружиться голова. Ей казалось, что со всех сторон слышатся голоса, произносящие шепотом слова на незнакомом языке. А иногда было и так: слова знакомые, но связывались они между собой совсем неожиданно и непонятно, образовывали длинные бессмысленные цепочки. Юля чувствовала, как эти цепочки змейками обвивались вокруг ее ног, опутывали их, мешая идти.
Все больше усилий требовалось, чтобы освободиться от этих пут.
Внезапно, нелепо взмахнув костылями, Джек Подружитель провалился в зловонную жижу. Из трясины остались торчать только две пары его плеч да голова в старой треуголке. С четырехкратно повторившимся чмоканьем он выдернул из трясины руки.
— Воронка Умничанья, — удивительно спокойным тоном пояснил он друзьям. — Там, внизу — пучина…
— Вас же засасывает! — испуганно вскричала Юля.
Словно подтверждая ее слова, поверхность трясины заволновалась, пытаясь втянуть в себя Джека Подружителя, и очень явственно зазвучали странные слова и выражения: “деструктивные позиции универсума инициируют дисгармонию…”, “экзистенциальность как фундаментальная категория бытия…”, “аберрация… деструктивный лаплассиан… фрустрационная толерантность… квазидетерминированность…”
— Ничего не понимаю! — деловито сказал Джек Подружитель. — А мог бы. Если бы вовремя учился, а не звездолеты грабил. Теперь вот тону.
Видя, что друг погрузился в трясину уже по шею, Юля, не раздумывая больше, сделала шаг вперед и схватила за одну из торчащих из липкой массы ладоней. В ту же секунду и она увязла по пояс.
— Да куда же ты! Ведь ты тоже этих слов не знаешь! — с упреком воскликнул Пси-Маг. — Э-эх! Невежественные герои. Тут по-другому надо.
В руках его появилась большая толстая книга, извлеченная из вещевого мешка, и именно ее, словно спасательный круг, он бросил Юле и Подружителю. Все четыре ладони бывшего пирата ухватились за книгу. Он оперся на нее, с большим трудом извлекая свое тело из трясины. Несмотря на совсем не маленький вес Подружителя, книга не погрузилась в жижу ни на миллиметр, будто лежала на асфальте. Еще мгновение, и он уже удобно сидел на фолианте и помогал Юле выбираться из Воронки. Скоро девочка залезла на книгу, а с нее перепрыгнула на более или менее твердую почву.
Книга лежала на поверхности трясины прочно и незыблемо, как маленький остров в океане. Сидя на этом островке, Джек Подружитель сосредоточенно извлекал из трясины свои костыли.
— Что за чудеса? Говорящее болото, нетонущая книга, — удивлялась Юля, отряхивая грязь со своего комбинезона.
— А ты взгляни, что это за книга! — предложил Пси-Маг, хитро улыбаясь.
Юля взглянула: Философский словарь, академическое издание.
— Понятно, почему он не тонет в этой Воронке? Здесь только он и поможет. Если на него опираться, то во всяких умных терминах не увязнешь. Правда, и пройти удастся только по поверхности, на глубине словарь уже не поможет… Однако пора двигаться дальше. Только теперь первым пойду я, если вы не возражаете.
С этими словами Пси-Маг подобрал фонарь, оброненный Подружителем при падении, посветил вперед и вопросительно посмотрел на пониманьяка.
— Я не знаю, что там впереди, — сказал тот. — Дальше Воронки Умничанья никто из наших разведчиков не заходил. Но, по слухам, там есть и Болото Казуистики, и Зыбучие Пески Софизмов, и Логические Провалы.
Пси-Маг кивнул. Как по волшебству, из его вещевого мешка появились книги разного объема и формата. Оставалось загадкой, как все они помещались в небольшом вещевом мешке. И из этих книг Пси-Маг начал… мостить путь через трясину. Юля не могла поверить своим глазам. Вместо дорожных плит под ноги ложились толковые словари и энциклопедии, учебники по алгебре, психологии, астрономии...
Идти по этой книжной дороге оказалось так же легко, как по асфальтовому тротуару. Будто и не волновалась под ногами бездонная засасывающая трясина. Так они и продвигались вперед: Пси-Маг, с деловитым видом прокладывающий дорогу из книг, следом Юля и Джек Подружитель, забиравший книги после прохождения их маленького отряда. Звучавшие вокруг непонятные слова и выражения уже их не пугали.
Шли они долго, пока наконец Непонятная Трясина не закончилась. Они снова оказались на твердой поверхности. Густая жидкость с причмокиванием исчезала в отверстии слива под каменной стеной. Здесь было значительно светлее. Через узкую щель над сливом пробивался солнечный луч. Юля прильнула глазом к щели и увидела море — огромное, прекрасное, синее море, раскинувшееся вправо до самого горизонта. Слева, насколько ей позволял увидеть излом щели, тянулся чудесный песчаный пляж. Кроме чаек, носившихся над водой, не было видно ни одного живого существа. Похоже, что подземный ход каким-то образом оказался внутри скалы на морском берегу, а затем убегал снова в сторону, возвращаясь под городские здания.
— Вот куда можно попасть, преодолев Непонятную Трясину, — сказал Пси-Маг, также смотревший через щель над головой девочки.
— Как? К прекрасному морю можно добраться только через трясину? — не поверила Юля.
— Почему же? Не только. Есть и другие пути. Но часто, чтобы попасть именно к этому морю — Морю Знаний, приходится пробираться через Много Чего Непонятного. Я на своей планете не раз слышал об удивительном море, омывающем берега этого Королевства. И вот теперь увидел.
— А что в нем необычного?
— Вода. Точнее сказать, это вообще не вода. Жидкость, которая разливается перед нами морем, обладает потрясающим свойством. Человек, окунувшийся в нее, становится умнее, он получает способность легко усваивать новые понятия и мыслить ясно и глубоко.
— А утонуть в этом море можно? — на всякий случай уточнила Юля.
— В принципе такая опасность есть. Поэтому купаться в Море Знаний лучше вместе с другим — Учителем.
— Ага! Узнавать новое надо от кого-то, через общение, — сообразила Юля.
— Верно. Как мне рассказывали, здесь обычно очень людно. У кромки воды с удовольствием плещутся малыши-первоклассники. Ребят постарше можно увидеть ныряющими там, где поглубже. А вот специалисты, ученые заплывают очень далеко и, погружаясь в потаенные глубины этого моря, чувствуют себя прекрасно. Море Знаний дает радость и уверенность людям.
— А почему же сейчас здесь никого нет? — спросила Юля, еще раз взглянув на красивейший, но пустынный морской пейзаж.
— Так ведь ты сама сказала о том, что знания получают через общение, — ответил вместо Пси-Мага Джек Подружитель. — Как же можно передать знания, если в Королевстве Разорванных Связей общение под запретом?
— Но море — вот ведь оно!
— Все проходы к Морю Знаний блокированы антиконтактной полицией. Ученые, специалисты, учителя, преподаватели изолированы и от учеников, и друг от друга. И хоть Море Знаний, казалось бы, рядышком, руку протяни, а не получается.
— Раз мы перебрались через Непонятную Трясину, значит, мы можем попасть к морю? — спросила Юля.
— Вообще-то сможем. Но у нас сейчас другая задача — добыть Ключ Понимания, — напомнил Джек Подружитель. — А уж потом можно и в Море Знаний порезвиться.
— Интересная штука, — задумчиво сказал Пси-Маг. — Ведь все эти термины, сложные понятия, в которых мы едва не увязли, — это результат обобщения, то есть умения найти что-то общее. А передать знание о понятиях другим можно только с помощью общения.
— Получается, что бы мы ни взяли, все равно упираемся в общение, да?
— Вот именно, Юля! Об-общение — это как бы двойное общение. Слова, понятия, которыми мы пользуемся, и возникают в результате общения, и служат общению и пониманию людей.
— А я думала, Непонятная Трясина — это очень плохое и опасное место, — поразмышляв, сказала Юля.
— Оно плохое для профанов, — с видом знатока заявил Джек Подружитель и добавил из скромности: — Для таких, как я. А умницы-всезнайки, вроде Пси-Мага, по ней идут как посуху.
— Просто не надо бояться непонятного, — сказал Пси-Маг. — Надо стараться узнать как можно больше. И тогда любая трясина превратится на ваших глазах в асфальтированную дорогу. — Он вдруг смутился. — Ой, извините за поучения.
— Я тоже не хочу тонуть в Непонятной Трясине, — сказала Юля, не обратив внимания на его последнюю фразу. — Это ж сколько слов мне еще нужно научиться понимать! Ужас!
РАЗДЕЛ III
ОСТОРОЖНО, ОБЩЕНИЕ!
ЗАНЯТИЕ 16
В МОРЕ ЗНАНИЙ
Задачи: мотивировать учащихся на общение во время совместного поиска новой информации; развитие познавательного интереса через работу со словарями.
Материалы: листы А4, различные словари.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Психолог приветствует ребят после каникул и организует разминку, которая позволит детям поделиться впечатлениями и настроиться на занятие.
Психолог. Будьте внимательны при выполнении моих команд. Встаньте ребята, которые в каникулы:
— смотрели телевизор и не ходили гулять,
— играли в компьютер и не смотрели телевизор,
— побывали в других городах, но не выезжали за пределы своей страны,
— читали журналы, но не читали художественную литературу.
А теперь те ребята, которые помнят, каким было домашнее задание, образуйте группу: кто из вас его выполнил, кто нарисовал Море Знаний, кто составил словарь новых слов.
Во время такого опроса надо сформировать группы по 5–6 человек. Это возможно сделать и во время следующего задания.
2. Работа по теме
Психолог. “Книга лежала на поверхности трясины прочно и незыблемо, как маленький остров в океане...” Что за чудеса? Говорящее болото, нетонущая книга…
• Что за трясина чуть не поглотила наших героев?
• О какой книге говорится в этом отрывке?
• Почему именно словарь в сказке стал спасательным кругом?
Играсоревнование “Через трясину”
Психолог. Вот Непонятная трясина (условно обозначить ее мелом на полу во всю ширину классной комнаты). Все группы ребят, по 4–6 человек, должны как можно быстрее пройти это место. Помогут вам “плоты” — листы бумаги А4.
Количество своеобразных плотов в каждой группе определится после 1-го этапа соревнования.
1-й этап. За три минуты вспомнить как можно больше названий различных словарей и каждое название записать на отдельном листе А4.
2-й этап. С помощью этих плотов-словарей все члены команды должны преодолеть трясину. Выигрывает та команда, которая затратит на переход минимальное количество времени.
3-й этап. Работа со словарем
Психолог. “Вот куда можно попасть, преодолев Непонятную трясину…”, — воскликнула Юля, оказавшись у Моря Знаний. Каждая команда находится на берегу Моря Знаний. Здесь вас ожидают настоящие словари.
Разложить различные словари, знакомые и не- знакомые для ребят: энциклопедические, толковые, фразеологические, орфографические, специальные (иностранных слов, философские, психологические). Каждой группе предлагаются слова, значение которых они должны выяснить и объяснить остальным через 10 минут.
Надо найти значение, например, таких слов: психология, психика, общение, память, темперамент, характер, пустомеля.
Слово “пустомеля” обязательно должно быть включено в список. Ребята должны определить, в каком словаре дается толкование подобных понятий.
4-й этап. Обсуждение
При подведении итогов обсудить с ребятами не только содержание выполненного задания, но и процесс его выполнения: какой группе удалось быстро выполнить задание, все ли члены команды участвовали и как при этом происходило общение.
Психолог. Кто помнит, какие уроки вынесла Юля после встречи с Непонятной трясиной и Морем Знаний?
(Можно напомнить ребятам, выписав на доске отрывки: “Узнавать новое надо от кого-то, через общение… Передать знание о понятиях другим можно только с помощью общения”.)
Какой вывод сделали вы, соревнуясь в игре?
Игра показала, что при выполнении командных заданий надо быть особенно осторожными в общении друг с другом. Теме “Осторожно, общение!” будут посвящены наши встречи в 3-й четверти. Мы будем учиться играть, работать, добывать знания коллективно, командами.
Время книги
Психолог. Вернемся к последнему слову задания — “пустомеля”. В каком словаре можно найти его значение? Как бы вы объяснили смысл данного слова? В толковом словаре В.И. Даля говорится: “Пустобай, пустобрёх, пустослов, пустомеля — враль, лгун, болтун, неосновательный, опрометчивый на язык, на речи, ненадежный”.
В Королевстве Разорванных Связей тоже живут пустомели. Как они выглядят и как произошла встреча Юли с ними, вы узнаете из продолжения сказки (см. приложение).
3. Подведение итогов
Психолог. Вы прослушали историю о Пустомелях. В чем, по-вашему, заключается первое предупреждение относительно общения? Чего следует опасаться, общаясь с окружающими?
Народ сложил немало разных пословиц и поговорок о болтунах и пустомелях:
Говорили день до вечера, а послушать нечего.
Держи уши пошире, а рот поуже.
Язык болтает, а голова не знает.
На доске приведены слова известных философов, ученых. Какое изречение кажется вам особенно интересным и хочется запомнить.
Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.
Монтень
Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.
Монтескье
Люди, у которых мало дел, бывают весьма большими говорунами.
Монтескье
Много говорить и много сказать не есть одно и то же.
Софокл
Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Фейхтвангер
Домашнее задание
Для тех, кто не выполнил задание в прошлый раз, нарисовать личное Море Знаний.
Публикация статьи произведена при поддержке центра психотерапии Психоанализ.рф. Направление деятельности центра Психоанализ.рф – это услуги психоаналитической психотерапии и другой психологической помощи в Москве. Использование современных методик работы, опыт и профессионализм специалистов центра Психоанализ.рф позволят в самые быстрые сроки эффективно преодолеть неврозы, фобии и навязчивые состояния, наладить жизнь в профессиональной и личной сферах. Узнать больше о предлагаемых услугах и записаться на прием онлайн можно на официальном сайте центра психотерапии Психоанализ.рф
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подземелье Пустомелей
Друзья осторожно двинулись вперед через неширокий лаз, соединявший две подземные галереи.
— Пустомели могут появиться в любую минуту, — предупредил Пси-Маг. — Надо подготовиться к отпору.
Он достал из своего походного мешка упаковку ваты и несколько пластинок пластыря.
— Нужно набить уши ватой и для верности залепить их пластырем, — очень серьезно сказал он спутникам. — Пока мы не минуем Подземелье Пустомелей, ни при каких обстоятельствах не вынимайте вату из ушей. Это единственный способ уберечься от оболванивающего воздействия их болтовни. Постарайтесь вообще даже не смотреть на них. Тебе, Юля, я на всякий случай свяжу руки.
— Зачем это? Не дам я себя связывать! — возмутилась девочка.
— Это, малышка, для твоего же блага. Зная твою добросердечность, я не могу быть уверенным, что ты не поддашься напору пустомелей и не вынешь вату из ушей.
Юля тяжело вздохнула, но из уважения к опыту Пси-Мага и его предусмотрительности, которую он уже не раз демонстрировал, позволила связать себе руки за спиной. Пси-Маг с сомнением посмотрел на бравую фигуру Джека Подружителя.
— Я понимаю, что одна пара рук вам нужна, чтобы опираться на костыли. Может быть, хоть другую пару?..
— Да я сам когда-то носил имя Бала Бол! Что мне эти пустомели?
Произнеся эти слова, бывший пират гордо задрал бороду и так сверкнул глазами, что Пси-Маг тут же оставил свои намерения.
Путешественники помогли друг другу крепко-накрепко запечатать уши ватой и покричали, проверяя звуконепроницаемость. Убедившись в том, что совершенно ничего не слышат, они храбро двинулись дальше.
Атака пустомелей оказалась неожиданной, несмотря на то что друзья были все время настороже. Многочисленные существа вынырнули из темноты одновременно, как по команде, и набросились на путешественников с беспощадностью голодных волков. Нет, они не терзали клыками истекающие кровью жертвы, но обрушили на них неиссякаемый словесный поток. При этом пустомели дергали их за одежду, хватали за руки и заглядывали в глаза. Спасало только то, что непрекращающаяся болтовня пустомелей была абсолютно не слышна путешественникам. Они видели суетящихся вокруг существ, очень похожих на людей, которые бесшумно, как рыбы, разевали рты и быстро-быстро работали языками.
Языки особенно поразили Юлю. Почти у всех они были непомерно длинными и далеко высовывались из широко распахнутых ртов, по-змеиному извиваясь.
Сходство языков со змеиными усиливалось еще и из-за того, что у многих они оказались раздвоенными! А некоторые из пустомелей имели по два языка.
Это еще что! Неизвестно откуда появилось существо, ухватившееся одной лапой за Юлин рукав, а другой — за костыль Джека Подружителя. Юля с ужасом и отвращением заметила, что у этого пустомели аж четыре рта со всех сторон головы и все раскрываются независимо друг от друга, выпуская на волю полуметровые языки.
Пси-Маг, ставший предводителем в этом сражении с пустомелями, пробивался вперед, как ледокол, подавая друзьям знаки следовать за ним. На пустомелей он смотрел, словно на пустое место. Впрочем, Юля тоже считала, что большего они не заслуживают. Некоторые из них, потеряв интерес к путникам, сцепились длинными языками, как крючьями, и все теснее запутывали их, неразрывно связываясь друг с другом.
Юля сделала несколько шагов вслед за Пси-Магом. Внезапно дорогу ей преградил низкорослый пустомеля с огромными грустными глазами. Он жалобно сложил руки на груди и что-то беззвучно залопотал, сделав тонкие бровки “домиком”. Вид у него был настолько жалкий, что Юля мгновенно прониклась к нему сочувствием. “Да что же с тобою, маленький?” — произнесла она, не слыша собственного голоса, и хотела погладить страдальца, но связанные руки не позволили ей сделать этого. “Все этот противный Пси-Маг! — сердито подумала девочка. — Из-за него я даже не могу услышать, что говорит этот малыш!”
Она попыталась освободиться, но узел оказался крепким. Пси-Маг заметил ее попытки и вернулся к ней. Легким шлепком он отогнал маленького пустомелю, подхватил Юлю под руку и повлек за собой, бесцеремонно отталкивая навязчивых болтунов. По ходу дела он указал дувшейся на него Юле на чьи-то белевшие в темноте кости и сделал страшные глаза. Девочка не сразу догадалась, что это жертвы безобидных с виду пустомелей. Пси-Маг, не останавливаясь, тащил ее вперед.
Пустомели понемногу отстали, и только тогда, когда Юля и Пси-Маг оказались в темноте пещеры одни, они поняли: с Джеком Подружителем что-то случилось. Пси-Маг сделал Юле знак оставаться на месте, развязал ей руки и, разъяренно размахивая кулаками, побежал назад, где во мраке бесформенной тенью колыхалась толпа пустомелей.
Юля, уже освободившаяся от дурмана беззвучной болтовни языкастых существ, корила себя за минутную слабость и с волнением ждала возвращения Пси-Мага. Он появился через несколько минут, согнувшийся под тяжестью массивного тела Джека Подружителя. Юля сразу обратила внимание на то, что пластырь с ушей бывшего пирата сорван. Подружитель грозно размахивал костылями, дрыгал единственной ногой и так же, как пустомели, беззвучно разевал рот. Три его глаза тупо и бессмысленно сияли.
“Зря все-таки его Пси-Маг не связал, — подумала девочка. — Он же добрый, его пустомели разжалобили”.
Дальше думать было некогда. Юля, свирепо размахивая фонарем, накинулась на преследовавшую Пси-Мага стайку пустомелей. Те испуганно бросились врассыпную и растворились в темноте. Пси-Маг, шатаясь, шагал вперед. Джек Подружитель на его спине обмяк, длинная нога пониманьяка волочилась по полу. Юля подобрала упавшие костыли и поспешила следом. Когда они оказались в новой галерее, Пси-Маг остановился и бережно опустил безжизненное тело Подружителя на пол. Грудь его вздымалась, он никак не мог отдышаться. С отвращением Пси-Маг выдернул затычки из ушей. Юля последовала его примеру и снова с удовольствием окунулась в мир звуков.