|
||
Баба-ЯгаИгра для работы с педагогами и старшеклассниками
Цель: интеграция собственного “Я-образа”, развитие жизнерадостности. Основные задачи: — осознание своих индивидуальных особенностей; — формирование позитивного отношения к себе и другим; — развитие конструктивных форм сотрудничества; — актуализация личностных ресурсов. Необходимые материалы: — музыка для релаксации; — листы формата А4; — краски, кисточки, цветные карандаши; — различные вырезанные из журналов (открыток, газет) картинки; — ножницы, клей. ХОД УРОКА Приветствие Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех, представляется и знакомится с участниками. Составление правил группы Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать “нет”, активность и пр. Разминка Ведущий предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении. Начало сказки Ведущий. Сегодня я познакомлю вас со сказкой о Бабе-яге. Послушайте. Жила-была Баба-яга. Сварливая, глупая, жадная. Всё ей не нравилось, всего ей не хватало. Пойдет она, например, в лес погулять, видит: звери дома свои обустраивают, природе и друг другу радуются. Красота! Так нет, злило это Бабу-ягу, да так сильно, что садилась она в свою ступу, метлу в руки брала и давай по лесу гонять, зверей распугивать. Завистлива, выходит, была к тому же Баба-яга. И прожила она в таком пренеприятнейшем настроении аж целую тысячу лет. Друзей у нее не было, в гости никто не приходил. А в доме кроме мышей и пауков никакой живности не наблюдалось. Хотя, впрочем, был у нее приятель один — Кощей Бессмертный. Заходил он к Бабе-яге раз эдак в 30 лет, сидел в покосившейся избушке на курьих ножках да о делах своих никчемных рассказывал: как Ивана Царевича обманул, как Елену Прекрасную в плен завлек. Хвалился Кощей, а радости на лице его видно не было. Устал, что ли? Яга его слушала, грибами-мухоморами потчевала, водицей болотной поила. Вкусно. А чего им на старости лет еще надо-то? Тысяча лет, поди, срок немаленький. Игра “Маска” Часть 1 Ведущий предлагает участникам нарисовать или составить с помощью коллажа, используя вырезки из журналов, свой портрет, при этом надо изобразить себя таким (-ой), каким (-ой) вы бываете, когда проявляете свои негативные качества. Время для выполнения — 20 минут. Продолжение сказки Но однажды проснулась Баба-яга от громкого стука в дверь. “Кого это нелегкая принесла? — подумала она. — В такой ранний час даже Кощей ко мне не наведывается”. Закряхтела она, поднимаясь с постели, и пошла дверь открывать. Открыла, глядь — а на пороге Иван, добрый молодец, стоит. Улыбается. — Здравствуй, красавица, — говорит, — с добрым утром! Разреши в дом твой войти. Посмотрела Баба-яга по сторонам — нету нигде никакой красавицы. А Иван стоит да улыбается во весь рот. На нее смотрит. — Это ты что, меня красавицей назвал? — оторопев, спросила Баба-яга. — Тебя, милая, тебя, хорошая, — подтвердил добрый молодец. И еще раз спросил: — Так в дом войти-то можно? — Входи, раз пришел, — проворчала яга и почему-то улыбнулась. Пропустила она Ивана вперед, а сама ненароком в зеркало посмотрела. Вот чудеса — триста лет как не бывало! Смотрит на нее красотка всего семиста лет от роду да улыбается. Выпрямилась Баба-яга, по сторонам осмотрелась: ой, а паутины-то в доме сколько! Стыдно ей стало. Растопила она Ивану баньку, а сама — веник, тряпку в руки и давай дом чистить! Убрала все, руки вымыла и опять в зеркало зачем-то посмотрела. Глядь, а оттуда смотрит на нее молодуха — всего пятиста лет, улыбается довольная. Игра “Маска” Часть 2 Участники делают новый рисунок или составляют коллаж, отвечая на вопрос: “Какой (-ая) я, когда проявляю свои позитивные качества?” Время выполнения — 20 минут. Затем участники делятся на пары, показывают друг другу свои рисунки и рассказывают, какими они бывают в разных ситуациях своей жизни; какие качества хотели бы сохранить в дальнейшем, а от каких хотели бы отказаться. Продолжение сказки Покружилась зачем-то Баба-яга, а здесь и Иван в дом вошел. Довольный, после баньки. — Кушать, — говорит, — хочу. Накрывай, Яга, на стол! Расстелила Баба-яга скатерть белую, шкафчики открыла, а там — одни мухоморы. Сконфузилась она, потупилась. — Ничего, яга, не расстраивайся, — говорит добрый молодец, — у меня свой скарб есть — дорожный. Открыл он котомку и достал оттуда грибы-ягоды разные, сок березовый, варенье малиновое да орехи лесные. — Ешь, — говорит Бабе-яге, — угощайся! Игра “Подарок” Ведущий предлагает участникам подарить человеку, с которым они работали в паре, подарок. Для этого они могут нарисовать или выполнить в виде коллажа тот подарок, который, на их взгляд, необходим именно этому человеку. Дарить можно все что угодно: дворцы, виллы, картины великих художников, личностные качества или символы потребностей данного человека: счастье, удачу и пр. Если группа небольшая (до 6 человек), участники могут сделать подарки и всем остальным членам группы. Время выполнения 20–30 минут. Продолжение сказки Поели они даров природных, и спать Иван захотел — устал с дороги. Постелила ему Баба-яга постель, а сама в лес пошла — прогуляться. Идет, воздух свежий вдыхает. Вокруг птички поют, цветы благоухают, зверюшки разные бегают. Красота! — Красота? — удивилась вдруг Баба-яга. — Что это со мной? Да я же раньше… — Здравствуй, красавица, — вдруг услышала она чей-то голос. — Не подскажешь, как во дворец Кощея Бессмертного попасть? Обернулась Баба-яга, а напротив Иван Царевич стоит. Волнуется. — Это, извини, ты меня спрашиваешь? — уточнила Баба-яга. — Тебя, тебя, красавица, — подтвердил царевич, — так где же замок Кощея? Подскажи. — А что тебе надо там? — недоверчиво спросила Баба-яга и отчего-то почувствовала себя на сто лет старше. — А впрочем, — подумав, сказала она, — вон в той стороне дворец его. Езжай, молодец. — Спасибо, добрая душа, — молвил царевич. — Невесту я свою вернуть хочу, Елену прекрасную. Уж очень скучаю без нее. Поклонился Иван Царевич Бабе-яге и в путь отправился. — Красавица, добрая душа, — удивленно повторила Баба-яга. — Это он все мне? Постояла она, подумала и к озеру пошла. Посмотрела в зеркальную гладь его, а оттуда девица-красавица на нее смотрит. — Вот это да! — удивилась Баба-яга и давай танцевать, упражнения всякие делать. И так разошлась она, что не заметила, как на берегу зрители появились — зверюшки да птички разные. Смотрят они на Бабу-ягу и движения за ней повторяют. Ирина СТИШЕНОК,
|