Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2010


Игротека

Баба-Яга

Игра для работы с педагогами и старшеклассниками

Окончание. Начало см. в № 3/2010

Игра “Повтори движение”

Рис. Е. Медведева

 

Для разминки участники занятия берутся за руки и по предложению ведущего составляют различные фигуры: круг, квадрат, треугольник. Затем ведущий предлагает участникам по очереди показать любое свое движение или упражнение. Остальные члены группы показанное движение повторяют.

Продолжение сказки

Тут Иван Царевич с Еленой Прекрасной подошли. Довольные оба: встретились, от Кощея убежали.

— Знаю я эти упражнения, — сказала Елена, — йога это. И много других знаю.

И давай она движения и приемы разные показывать. Ух и понравилось всё это Бабе-яге!

— Я теперь каждое утро их делать буду, — сказала она и вдруг вспомнила про Ивана добра молодца, засобиралась домой, по тропке нехоженой поспешила.

Подошла к избушке — а узнать ее не может. Дом на ее месте стоит чисто выбеленный, как новый. Зашла она внутрь и ахнула — чистота, порядок и ни одной поломанной вещи.

Упражнение-визуализация “Дом моей души”

Ведущий предлагает участникам группы сесть максимально удобно, закрыть глаза, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, расслабиться. Затем он зачитывает текст (от ведущего требуется умение вести медитацию).

Ведущий. Представьте, что вы оказались в волшебном мире, где есть место, в котором вам хорошо. Ваше любимое место на земле… Где оно? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка или поляна, где растет много разных цветов. Вы ложитесь в цветы, и какой-то цветок оказывается совсем близко от вашего лица. Вот он качнулся навстречу вам и открылся, и вы улыбнулись ему. У вас нет желания его срывать — вы просто поняли, что он почувствовал вас и передал вам свою красоту. Вы улыбнулись ему и поблагодарили. Вам хорошо. А кто-то, возможно, оказался в совершенно другом месте: высоко в горах, где прохладный туман и очень чистый воздух, где вы будете совершенно одни, где могут быть чудеса и волшебство. А может быть, вы находитесь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будете вы, но я знаю, что в этом мире — в вашем мире и на вашем месте — возможны чудеса.

И на этом месте, на месте, которое выбрали вы, вы построите свой дом. В вашем распоряжении — всё, что захотите. Пока дом существует только в вашем воображении. Его еще нет. Но контуры его вам уже немного видны. Каким он будет — именно в том месте, где вы собирались его построить? Он будет большой, высокий или он будет маленький, тихий, аккуратный? Вам нужно сделать разметку: здесь будут стены, тут возможен подвал. Какие будут закладываться стены у вашего дома? Это будут большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? А подвалы? Они будут глубокие, большие? Знаете ли вы, что в них находится?

Или это будет простой дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в вашем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза?

Вы начинаете возводить эти стены. Какие окна будут в вашем доме? Попробуйте представить их, увидеть. Это будут большие, легкие, всегда открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями. Каким будет вход в ваш дом, какая дверь? Попробуйте увидеть ее, представить. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением к хозяину? Или это будут невесомые стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях вашего дома? Что человек увидит, когда он войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько будет этажей в этом доме: два, три? Какая будет крыша у вашего дома — и что будет под ней? Будет ли там поэтическая мансарда, или это будет чердак для старых заброшенных вещей? На что будет похож ваш дом?

И какая комната в доме будет ваша самая любимая? Попробуйте сейчас увидеть ее. Где вы находитесь? В какой комнате? Что сейчас перед вами? Оглянитесь, почувствуйте. В этой комнате вы проводите основные часы, время своей жизни. Подойдите к окну: какое это окно? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно ваше открыто, потому что за этим окном тепло и свет? Или окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают уют и дают возможность быть одному в этом царстве — вашей комнате?

Что стоит в комнате, какая мебель, где ваш рабочий стол? Какое место в ней самое уютное, самое красивое: где вы работаете или где отдыхаете? Это старый диван или легкая кровать? Много ли книг в вашей комнате? Много ли вещей в ней? Всё ли вы хорошо видите в своей комнате? Красива ли она? Это комната действительно для работы? Или она во многом для красоты? Или это комната для отдыха? Вы любите свою рабочую комнату? Какие у вас чувства ко всему, что вас окружает? А что лежит на вашем столе? Вы видите эти белые листы бумаги? Что пишете на них? Какая жизнь отражается в них? Красив ли ваш почерк, когда вы пишете свою жизнь на этих листах бумаги? Чувствуете ли, как невесомы листки этой бумаги, как они летают?

Прислушайтесь: есть ли какие-то звуки вокруг вас, есть ли люди в вашем доме? Если вы выйдете из комнаты, посмотрите, есть ли здесь еще кто-то: дети, друзья, родители… Они живут здесь постоянно или приходят в гости, когда вы их позовете? Что для них здесь сделано, что для них приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?

А что вокруг вашего дома — посмотрите… Какой пейзаж вы видите вокруг? Много леса, или высокие горы, или синее море… Трава… Цветы… Это все сделано вашими руками или растет само? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у вас возникают ко всему, что вы видите? Посмотрите на то, что окружает ваш дом, посмотрите на свой дом со стороны: нравится ли он вам? Или в нем что-то недостроено?

Сохраните его в памяти: иногда он будет казаться вам другим, он может даже менять свои очертания. Запомните его и, главное, запомните свои чувства к нему, это важно для вас. В этом доме вы так часто бываете, в этом доме вы так много живете… и будете жить… Запомните этот мир, запомните это место и, если это хорошие чувства, знайте, что бы ни происходило вокруг вас, у вас всегда на земле есть место, куда вы можете прийти, где вы можете оказаться и где вам всегда будет так хорошо… Вы увидите то, что так любите видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги вам, и сюда приходят те люди, которые так близки вам. Здесь дует тот ветер, который радует вас, здесь случаются те чудеса, которые любите вы. Это ваш мир, никто не может отнять его у вас, только вы создаете его. Вы властелин этого мира, вы гость этого мира, вы центр этого мира, мир ваш — и вы часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь…

После выхода из медитации ведущий предлагает сохранить в душе все, что удалось увидеть, и постараться это понять.

Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный дом — это метафорическое представление своего Я.

При желании участники могут нарисовать этот дом, а затем, разделившись на пары, рассказать друг другу, какой дом они увидели, как это понимают, как к этому относятся и какие чувства дом у них вызвал.

Окончание сказки

Вот ведь как жизнь моя изменилась, — подумала Баба-яга и в зеркало посмотрела. А там — молодая, красивая женщина с сияющими глазами смотрит на нее и улыбается.

— Йога — так теперь меня звать будут, — решила яга и рассмеялась: — Ух и жизнь у меня впереди — новая, интересная!

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями. Говорят, какой вывод для себя сделали.

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказкой.

Ирина СТИШЕНОК,
практический психолог,
старший преподаватель
ГУО “Гомельский областной
институт развития образования”,
Республика Беларусь