|
|
Школьный дебютОкончание. См. № 7/2010
ПЛАН 1. Вступление. 2. Формулировка целей и задач. Выявление ожиданий педагогов. 3. Выявление основных трудностей — работа в двух группах, ответы на вопросы (бланк № 1):
4. Теория (об особенностях подросткового возраста) — 5 минут. За основу взяла работы А.М. Прихожан, Т.И. Юфеевой, Н.Н. Толстых, Т.В. Снегиревой. 5. Предоставление результатов по социометрии — кратко, основные моменты. 6. Предоставление результатов по тревожности — более подробно, с конкретными рекомендациями относительно конкретных учащихся. 7. Обобщение — особенности 8-го “В” класса: • Изначальный уровень знаний учащихся не был высоким; сейчас уровень знаний также невысок. • Слабое теоретическое и абстрактное мышление. • Педагогическая запущенность отдельных учащихся. • Низкий уровень дисциплины. • Семейная ситуация — сложная во многих семьях. Длительное негативное отношение, которое подросток изменить не может. (И мы не можем обвинять родителей — это тупиковый путь.) • Длительное время существующая негативная позиция педагогов по отношению к учащимся 8-го “В”. • Способы получения подростками 8-го “В” внимания — только негативные, как дома, так и в школе. • К учащимся предъявляется не соответствующий их актуальному развитию уровень требований. 8. Оценка педагогами учебного процесса в 8-м “В” (бланк № 2) С учетом вышеизложенного ответьте, пожалуйста, на вопрос: могут ли учащиеся 8-го “В” выполнить требования, предъявляемые учебной программой для восьмых классов? – Да, могут все. – Может большая часть учащихся (примерно сколько человек). – Может меньшая часть учащихся (примерно сколько человек). – Нет, не могут. – Прочее. Примечательно, что все педагоги ответили только на третий вопрос. Минимальное названное количество учащихся было четыре человека (математика), максимальное — десять (МХК). Дальше мне пришла в голову идея выписать на доске конкретные фамилии перспективных учащихся. Из 21 человека таких оказалось 11 — более половины. Этот результат удивил самих педагогов. 9. Мои предложения по 8-му “В”, вынесенные на обсуждение • Дифференциация учащихся, разделение их на подгруппы. Разрешить “слабым” ученикам выполнить часть задания, но “железно”, качественно, “с пониманием”. Обязательно требовать выполнения этой маленькой части (обсуждено в п. 8). • Уменьшить количество пройденного материала; если нужно решить три задачи на закрепление материала — вы решаете одну, но качественно. • Обязательно хвалить слабых учеников за правильный ответ — при всех. • Обязательно хвалить неактивных учеников за проявление активности — при всех. • Похвалить, поблагодарить недисциплинированных за проявление дисциплины (лично, после урока, отозвав в сторону). • Подчеркивать любые способности, любые положительные качества личности (смышленость, быстроту реакции, умение не отвлекаться, сконцентрироваться; внимательность и др.). • Стимулировать активность педагогическими методами: “Найдите у меня ошибку” и пр. (“Вы их знаете и ими владеете, это я видела на уроках, и мне добавить здесь нечего”). • Формировать “схемы действия” — запись алгоритма и работа по нему. • Пробовать работать в малых группах (в одной малой группе — остальные потом обсуждают). • Наглядность в представлении педагогом учебного материала. • Опираться на интерес подростка. Поощряется, стимулируется именно эта область интересов. Подход сугубо индивидуальный. • Обратить внимание на то, что обсуждение с коллегами плохого поведения, случая, ситуации, связанных с учащимися 8-го “В”, должно происходить только в закрытом классе или в учительской. Любые плюсы обсуждаются с коллегами на перемене; • Информирование учащихся о вызове на школьную комиссию вместе с родителями в случае грубых нарушений дисциплины, недопустимого поведения, оскорбительных/угрожающих здоровью и личности действий. 10. Обсуждение. предложения педагогов. Включенность участников была уже очень высокой. И здесь произошло просто прекрасное событие — наш замечательный завуч предложила провести в 8-м “В” открытые уроки, на которые педагоги будут приходить по очереди в течение второй четверти. Это было здорово, потому что подготовка педагогов к открытым урокам все же несколько иная, нежели к обычным. 11. Поиск ресурсов. Педагогам был роздан бланк с вопросами (бланк № 3): • В каких случаях мне удается реагировать нейтрально на нарушения дисциплины, грубость и пр.? • Что мне помогает, что “срабатывает”? (Мои педагогические находки.) • На что (и на кого) опиралась? • Если я изменю свое отношение к обучению детей из 8-го “В”, изменится ли их отношение к школе, к учебе и ко мне лично? Мне сложно сказать почему, но этот выстрел оказался холостым — бланк остался почти незаполненным. Может быть, решение уже было найдено? Или, наоборот, до него еще было очень далеко? Или все просто устали? Мне сложно понять — это моя первая групповая работа. И только на последний вопрос этого бланка я получила ответ “Да”, который вовсе не был таким очевидным в начале семинара. Это означало для меня изменение позиции педагогов по отношению к учащимся. 12. Обобщение, выводы, резюме. В итоге были намечены следующие шаги: а) по предложению представителя администрации педагогам предложено провести в 8-м “В” открытые уроки, что может активизировать как познавательные способности учащихся, так и работу педагога; б) запланировать на третью четверть семинар с педагогами по формированию отношений “педагог — родитель”; в) анкетирование учащихся 8-го “В” относительно планов обучения в девятом классе; г) совмещение данных, полученных от педагогов, с данными, полученными от учащихся; дифференцирование учащихся по уровню знаний; подготовка педагогом урока с учетом этих групп: — “сильным” больше заданий; уровень сложности — по усмотрению педагога; — “слабым” — интеграция в учебный процесс за счет уменьшения и упрощения заданий; — проработать группу учащихся со “средним” уровнем знаний, выявить их планы; — учителю химии и биологии поддерживать и мотивировать учеников с хорошими знаниями по химии; д) обращение к психологу по профориентации: выявить интересы и способности учеников, которые не собираются продолжать обучение в девятом классе; подобрать для них профтехучилище; слабых, не мотивированных к обучению в школе учащихся ориентировать на обучение в профтехучилищах; пригласить представителей профтехучилищ; поговорить с родителями. Сухость и лаконизм заявленных установок явно не могут затронуть ничье сердце. Поэтому психологу стоит отнестись внимательнее к своему выступлению и вспомнить о “живых” примерах, которые вы приведете, поясняя свои формулировки, иначе их невозможно ни услышать, ни переварить. Были каникулы, и люди расходились, торопясь домой, по дороге все еще продолжая что-то обсуждать. Я была им искренне благодарна за включенность, за отклик, за их живые души — в этой непростой ситуации, иногда напоминающей битву, не так просто сохранить душу живой. Пока мне сложно судить, будет ли какой-то результат, — время покажет. Я была бы признательна, если бы коллеги откликнулись и поделились своим опытом. Думаю, потребуется еще не один семинар и не одно вмешательство, причем включающие работу и с учащимися, и с родителями. Правда, я так и не решила для себя вопроса относительно того, как справляться с существующим объемом работы. Более того, на консультациях выявилось, что для учащихся средней и старшей школы проблемы отношений являются основными. Об этом говорит не только мой личный небольшой опыт, но и научные источники, а также опыт коллег, которые давно работают в школе. Учебные проблемы, низкая дисциплина и школьная неуспешность являются лишь маркерами, следствием трудностей взаимодействия ребенка со значимыми людьми. К сожалению, такого рода проблемы невозможно решить в течение 45-минутной консультации; здесь требуется длительная, кропотливая, осторожная работа. Все это в целом наталкивает на мысль о непродуманности нагрузок школьного психолога. Подводя для себя итоги, я обнаружила, что проведенный семинар не прошел для меня даром. он позволил мне поставить перед собой вопросы: “Для чего я здесь? Что лично мне дает эта работа? Чего от меня ждут? Что я даю другим?” Возможно, поиск ответа на них и будет являться формированием “внутренней позиции психолога”. А дальше — просто наблюдать, и вы увидите, что они — те, кому нужна помощь, — “как грибочки”. Татьяна ЩЕРБАКОВА,
|