Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Личный опыт

Школьный дебют

Окончание. См. № 7/2010

Не вдаваясь в подробности, хочу предложить краткий план проведенного мероприятия. Возможно, подобная проблема существует не только в нашей школе и кто-то мучается над насущным вопросом — как начинать и как вести работу с педагогами. Хотя на эту тему, безусловно, существует немало публикаций, но подход везде разный — ведь в каждом классе, в каждой школе своя специфика. При подготовке я опиралась на “Коррекционную программу для трудновоспитуемых школьников”, предложенную И.В. Дубровиной.

ПЛАН

1. Вступление.

2. Формулировка целей и задач. Выявление ожиданий педагогов.

3. Выявление основных трудностей — работа в двух группах, ответы на вопросы (бланк № 1):

• Какие трудности в работе с этим классом я могу назвать? Что (не кто!) раздражает (или мешает) больше всего?

• Как я реагирую (мои слова, действия) на нарушения дисциплины, неподготовленное домашнее задание, грубость и пр.?

• Если учащиеся этого класса изменятся в лучшую сторону, изменится ли мое отношение к ним?

4. Теория (об особенностях подросткового возраста) — 5 минут. За основу взяла работы А.М. Прихожан, Т.И. Юфеевой, Н.Н. Толстых, Т.В. Снегиревой.

5. Предоставление результатов по социометрии — кратко, основные моменты.

6. Предоставление результатов по тревожности — более подробно, с конкретными рекомендациями относительно конкретных учащихся.

7. Обобщение — особенности 8-го “В” класса:

• Изначальный уровень знаний учащихся не был высоким; сейчас уровень знаний также невысок.

• Слабое теоретическое и абстрактное мышление.

• Педагогическая запущенность отдельных учащихся.

• Низкий уровень дисциплины.

• Семейная ситуация — сложная во многих семьях. Длительное негативное отношение, которое подросток изменить не может.

(И мы не можем обвинять родителей — это тупиковый путь.)

• Длительное время существующая негативная позиция педагогов по отношению к учащимся 8-го “В”.

• Способы получения подростками 8-го “В” внимания — только негативные, как дома, так и в школе.

• К учащимся предъявляется не соответствующий их актуальному развитию уровень требований.

8. Оценка педагогами учебного процесса в 8-м “В” (бланк № 2)

С учетом вышеизложенного ответьте, пожалуйста, на вопрос: могут ли учащиеся 8-го “В” выполнить требования, предъявляемые учебной программой для восьмых классов?

– Да, могут все.

– Может большая часть учащихся (примерно сколько человек).

– Может меньшая часть учащихся (примерно сколько человек).

– Нет, не могут.

– Прочее.

Примечательно, что все педагоги ответили только на третий вопрос.

Минимальное названное количество учащихся было четыре человека (математика), максимальное — десять (МХК). Дальше мне пришла в голову идея выписать на доске конкретные фамилии перспективных учащихся. Из 21 человека таких оказалось 11 — более половины. Этот результат удивил самих педагогов.

9. Мои предложения по 8-му “В”, вынесенные на обсуждение

• Дифференциация учащихся, разделение их на подгруппы. Разрешить “слабым” ученикам выполнить часть задания, но “железно”, качественно, “с пониманием”. Обязательно требовать выполнения этой маленькой части (обсуждено в п. 8).

• Уменьшить количество пройденного материала; если нужно решить три задачи на закрепление материала — вы решаете одну, но качественно.

• Обязательно хвалить слабых учеников за правильный ответ — при всех.

• Обязательно хвалить неактивных учеников за проявление активности — при всех.

• Похвалить, поблагодарить недисциплинированных за проявление дисциплины (лично, после урока, отозвав в сторону).

• Подчеркивать любые способности, любые положительные качества личности (смышленость, быстроту реакции, умение не отвлекаться, сконцентрироваться; внимательность и др.).

• Стимулировать активность педагогическими методами: “Найдите у меня ошибку” и пр. (“Вы их знаете и ими владеете, это я видела на уроках, и мне добавить здесь нечего”).

• Формировать “схемы действия” — запись алгоритма и работа по нему.

• Пробовать работать в малых группах (в одной малой группе — остальные потом обсуждают).

• Наглядность в представлении педагогом учебного материала.

• Опираться на интерес подростка. Поощряется, стимулируется именно эта область интересов. Подход сугубо индивидуальный.

• Обратить внимание на то, что обсуждение с коллегами плохого поведения, случая, ситуации, связанных с учащимися 8-го “В”, должно происходить только в закрытом классе или в учительской. Любые плюсы обсуждаются с коллегами на перемене;

• Информирование учащихся о вызове на школьную комиссию вместе с родителями в случае грубых нарушений дисциплины, недопустимого поведения, оскорбительных/угрожающих здоровью и личности действий.

10. Обсуждение. предложения педагогов. Включенность участников была уже очень высокой. И здесь произошло просто прекрасное событие — наш замечательный завуч предложила провести в 8-м “В” открытые уроки, на которые педагоги будут приходить по очереди в течение второй четверти. Это было здорово, потому что подготовка педагогов к открытым урокам все же несколько иная, нежели к обычным.

11. Поиск ресурсов. Педагогам был роздан бланк с вопросами (бланк № 3):

• В каких случаях мне удается реагировать нейтрально на нарушения дисциплины, грубость и пр.?

• Что мне помогает, что “срабатывает”? (Мои педагогические находки.)

• На что (и на кого) опиралась?

• Если я изменю свое отношение к обучению детей из 8-го “В”, изменится ли их отношение к школе, к учебе и ко мне лично?

Мне сложно сказать почему, но этот выстрел оказался холостым — бланк остался почти незаполненным. Может быть, решение уже было найдено? Или, наоборот, до него еще было очень далеко? Или все просто устали? Мне сложно понять — это моя первая групповая работа. И только на последний вопрос этого бланка я получила ответ “Да”, который вовсе не был таким очевидным в начале семинара. Это означало для меня изменение позиции педагогов по отношению к учащимся.

12. Обобщение, выводы, резюме. В итоге были намечены следующие шаги:

а) по предложению представителя администрации педагогам предложено провести в 8-м “В” открытые уроки, что может активизировать как познавательные способности учащихся, так и работу педагога;

б) запланировать на третью четверть семинар с педагогами по формированию отношений “педагог — родитель”;

в) анкетирование учащихся 8-го “В” относительно планов обучения в девятом классе;

г) совмещение данных, полученных от педагогов, с данными, полученными от учащихся; дифференцирование учащихся по уровню знаний; подготовка педагогом урока с учетом этих групп:

— “сильным” больше заданий; уровень сложности — по усмотрению педагога;

— “слабым” — интеграция в учебный процесс за счет уменьшения и упрощения заданий;

— проработать группу учащихся со “средним” уровнем знаний, выявить их планы;

— учителю химии и биологии поддерживать и мотивировать учеников с хорошими знаниями по химии;

д) обращение к психологу по профориентации: выявить интересы и способности учеников, которые не собираются продолжать обучение в девятом классе; подобрать для них профтехучилище; слабых, не мотивированных к обучению в школе учащихся ориентировать на обучение в профтехучилищах; пригласить представителей профтехучилищ; поговорить с родителями.

Сухость и лаконизм заявленных установок явно не могут затронуть ничье сердце. Поэтому психологу стоит отнестись внимательнее к своему выступлению и вспомнить о “живых” примерах, которые вы приведете, поясняя свои формулировки, иначе их невозможно ни услышать, ни переварить.

Были каникулы, и люди расходились, торопясь домой, по дороге все еще продолжая что-то обсуждать. Я была им искренне благодарна за включенность, за отклик, за их живые души — в этой непростой ситуации, иногда напоминающей битву, не так просто сохранить душу живой.

Пока мне сложно судить, будет ли какой-то результат, — время покажет. Я была бы признательна, если бы коллеги откликнулись и поделились своим опытом. Думаю, потребуется еще не один семинар и не одно вмешательство, причем включающие работу и с учащимися, и с родителями.

Правда, я так и не решила для себя вопроса относительно того, как справляться с существующим объемом работы. Более того, на консультациях выявилось, что для учащихся средней и старшей школы проблемы отношений являются основными. Об этом говорит не только мой личный небольшой опыт, но и научные источники, а также опыт коллег, которые давно работают в школе. Учебные проблемы, низкая дисциплина и школьная неуспешность являются лишь маркерами, следствием трудностей взаимодействия ребенка со значимыми людьми.

К сожалению, такого рода проблемы невозможно решить в течение 45-минутной консультации; здесь требуется длительная, кропотливая, осторожная работа. Все это в целом наталкивает на мысль о непродуманности нагрузок школьного психолога.

Подводя для себя итоги, я обнаружила, что проведенный семинар не прошел для меня даром. он позволил мне поставить перед собой вопросы: “Для чего я здесь? Что лично мне дает эта работа? Чего от меня ждут? Что я даю другим?” Возможно, поиск ответа на них и будет являться формированием “внутренней позиции психолога”.

А дальше — просто наблюдать, и вы увидите, что они — те, кому нужна помощь, — “как грибочки”.

Татьяна ЩЕРБАКОВА,
педагог-психолог,
Москва