Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2010


Вместе с учителем

Родительские собрания в начальной школе

Продолжение. См. № 7, 8/2010

4-й класс

Тема: “Как сделать, чтобы получение знаний приносило радость?”.

Форма проведения: собрание проводится вместе с детьми, в форме мозгового штурма.

Цели: помочь родителям, детям и учителям стать ближе, понять друг друга.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.

Необходимые материалы: таблички с надписями: “Ученик”, “Учитель”, “Родители”; плакат (формата А2), разделенный на три части; на каждом столе листочки для записи идей (формат 1/8 А4); легкая инструментальная музыка; карандаши, ручки, клей.

ХОД СОБРАНИЯ

На доске — тема родительского собрания, плакат (формата А2), разделенный на три части.

I. Деление на группы

Участники собрания сразу рассаживаются за столы в соответствии с табличками: ученики, родители, учителя.

II. Введение

Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые родители! В нашем классе сложилась тревожная ситуация, связанная с учебой. В классе учатся умные, талантливые дети, а результаты контрольных работ, тестов и ежедневных проверок оставляют желать лучшего. Давайте попробуем сегодня разобраться, почему это происходит и что каждый из нас может сделать для того, чтобы учеба приносила радость.

Мы с вами разделились на три группы, в которых и предстоит работать.

III. Работа в группах (мозговой штурм)

Ведущий. Каждая команда получила карточки, на которых вы будете писать, что, с вашей точки зрения, необходимо сделать, чтобы учеба приносила и знания, и радость. Делать записи на карточках должен один человек, а остальные — высказывать свои идеи.

Выберите в группах этого человека.

Фотографии с сайта www.shutterstock.ru

На каждой карточке должно быть написано одно предложение, которое будет начинаться со слов: “Родителям…”, “Детям…”, “Учителям…”. Каждая команда пишет свои предложения и для учителя, и для родителя, и для ученика. Записываются все идеи без исключения, которые высказывают члены команды, даже если, на чей-то взгляд, это неосуществимо.

Например, “Родителям: маме — заниматься воспитанием ребенка, исключая приготовление пищи, уборку, работу и пр. Ученику: не ходить в школу, но все знать. Учителю — чтобы была волшебная палочка, которой махнул — и дети усвоили урок”. На выполнение задания отводится 15 минут. (Ведущий включает музыкальный отрывок.)

А теперь на каждой карточке с обратной стороны поставьте следующие значки:

*— реально, то есть можно претворить в жизнь, сделать так.

** — зависит не от вас, но вполне реально.

*** — так делать невозможно, но очень хочется.

Рассортируйте карточки и выберите те из них, на которых одна звездочка, то есть их можно претворить в жизнь.

IV. Выступление групп

Сначала слово предоставляется группе “Ученики”. Они читают содержание карточек, приклеивают их к колонке на плакате, в соответствии с тем, кому они предназначаются, — учителю, ученику или родителям.

Затем слово предоставляется группе “Родители” и после этого группе “Учителя”.

V. Подведение итогов

Ведущий зачитывает записки на плакате и анализирует полученный результат. По итогам собрания составляется памятка, которая раздается каждому ученику, родителям и учителям. Они ставят свою подпись, обязуясь выполнять принятое решение.

По итогам родительского собрания в течение нескольких месяцев учитель контролирует соблюдение принятых решений, учебу, прилежание, дисциплину учащихся.

Для этого в классе вывешивается плакат, на котором ежедневно отмечаются результаты учебного дня и в конце недели выставляется в дневник оценка по каждому из трех показателей.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Памятка

“Что нужно сделать, чтобы получение знаний было радостным”

Учителям:

1. Индивидуально подходить к каждому ребенку.

2. Понятно объяснять.

3. Не кричать.

4. Не спрашивать одного и того же ученика.

5. Регулярно проверять тетради.

6. Не очень много задавать.

Детям:

1. Внимательно слушать учителя.

2. Побольше заниматься.

3. Прислушиваться друг к другу.

4. Вовремя садиться за уроки.

5. Делая уроки, заглядывать в дневник.

6. Вовремя сдавать тетради.

7. Собирать портфель, сверяясь с дневником.

8. Получать вознаграждение за хорошую учебу.

9. Отдыхать.

Родителям:

1. Помогать детям делать уроки.

2. Не кричать из-за двоек.

3. Проверять тетради и дневники.

4. Уделять детям больше внимания.

5. Помогать детям соблюдать режим.

6. Воспитывать уважение к учителю.

7. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

8. Быть терпимыми к детям.

9. Слушать учителя.

10. Найти индивидуальный подход к своему ребенку.

11. Активно участвовать в жизни класса.

12. Исключить физическое наказание.

13. Вознаграждать детей за хорошую учебу.

Плакат по итогам собрания

у — учеба; замечания, относящиеся к учебной деятельности: нет работы над ошибками, не выучил стихотворение и др.

п — прилежание; замечания, относящиеся к прилежанию: готовность к урокам, то есть наличие учебников, тетрадей и др.

д — дисциплина; замечания, относящиеся к дисциплине: поведение на уроках, на перемене и др.

•  — наличие замечания в этот день.

Критерии оценивания

0 замечаний — “5”

1 замечание — “4”

2 замечания — “3”

3 замечания — “2”

4 замечания — “1”

5 замечаний — “0”

Плакат по итогам собрания

№ п/п Список класса понедельник вторник …… пятница Итоговая оценка
у п д у п д у п д у п д у п д
1. Иванов А.                   4 3 5
2. Петров С.                              
  …..                              
                                 
29. Сидоров В.                              
Ирина СВЕТИКОВА,
учитель начальных классов
Елена ХАЦКЕВИЧ,
педагог-психолог,
МОУ” Видновская гимназия”,
Московская область