Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №25/2000

ИГРОТЕКА

Продолжение. Начало см. №22, 23, 24/2000 г.

НАПИШИ ВОПРОС

Вариант 1

Предлагаемое упражнение можно проводить в разных группах. Все зависит от целей тренинга и специфики группы. Например, если группа собрана по профессиональному признаку, то можно сделать акцент на вопросах, связанных с их деятельностью; если это группа родителей — на вопросах, которые задают дети; если это подростки — на вопросах взрослых. А можно просто поговорить о том, что волнует людей сегодня.

Ведущий. В жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разного рода вопросами. Каждый из них требует ответа или комментария.
Сейчас на карточках, которые вы получили, нужно написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разные: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание давать информацию и т.д. Затем карточки вы отдаете мне, а я в свою очередь, когда все будут готовы, раздам их всем участникам группы, заботясь о том, чтобы никому не попался его же вопрос.
Познакомьтесь с вопросом, который получили. Ваша задача — через пять минут дать на него достойный ответ. Продумайте несколько вариантов ответа и выберите наиболее, на ваш взгляд, интересный. Затем вы зачитываете вопрос вслух и даете на него ответ. Не теряйте времени на поиски автора вопроса, важен ваш ответ. Может быть, именно сейчас мы поможем друг другу.

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями. Как правило, оно производит хороший эффект. Кто-то наконец понял, в чем проблема, — в поиске ответа; кто-то и сам именно этот ответ приготовил, а услышав его же из других уст, убедился в своей правоте; у кого-то ушло беспокойство по поводу сложности вопроса, потому что ответ достаточно прост.

Вариант 2

Другой вариант этого упражнения назовем «Вопрос, на который вы так и не получили ответа». Схема проведения похожа на первый вариант, Только на карточках пишется вопрос, на который участники группы в разное время (возможно, в детстве, юности или недавно) не получили ответа от людей, которым он предназначался. Кроме вопроса на карточках, пишут, кому он адресован (родителям, другу, любимому человеку, недругу или начальнику). Отвечающий должен начинать ответ со слов: «Я отвечаю своему... (ребенку, другу и т.д.)».

Этот вариант имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие, поэтому его необходимо проводить в уже продвинутой группе.

Вариант 3

По такой же схеме можно провести упражнение «Моя мечта». Члены тренинговой группы пишут на карточках то, о чем мечтают. Ведущий, как и в предыдущем варианте, собирает карточки, а затем снова раздает всем участникам. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Упражнение дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления. Этот вариант более мягкий и может проводиться как разогревающий.

Я И МОЯ РАБОТА

Ведущий. Наверняка каждый из вас часто задумывается о своей работе. Возможно, вы анализируете результаты своего труда, взаимоотношения в коллективе, думаете о значимости того, что вы все делаете, и т.д. Иногда в разговорах о работе для более эффективного восприятия другими того, о чем вы говорите, вам приходится прибегать к метафорам, создавать яркие образы. Как вы поняли, мы затронем тему работы. Упражнение проходит в три этапа.

На первом этапе мы попробуем создать художественный образ, картину работы. Возьмите лист бумаги, краски и кисти. В течение тридцати минут, представляя себя художником, создайте рисунок, на котором будет отображено все, что вы понимаете под своей работой, какой смысл вы вкладываете в это понятие, какое значение она для вас имеет. Обязательно найдите какой-то образ для себя и поместите на рисунке.

После того как эта часть работы будет сделана, мы перейдем ко второму этапу. Здесь вы объединитесь в пары и произведете обмен рисунками. Держа рисунок своего партнера, вы должны его внимательно рассмотреть и представить, что вы автор этого рисунка и вам предстоит рассказать другому человеку о своей картине. О чем вы расскажете? Как представите образ своей работы? Что скажете о себе и своем месте в картине? В парах, по очереди вы комментируете рисунки друг друга от первого лица. Когда задание будет выполнено, поделитесь впечатлениями о проделанной работе.

Третий этап — это групповое обсуждение, в процессе которого постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Как продвигался творческий процесс?

  • Получили ли вы удовлетворение от работы?

  • Насколько понятным был для вас рисунок партнера?

  • Что вы чувствовали, когда выступали в роли другого?

  • Что удивило вас в этой работе?

  • Что она вам дала?

Упражнение всегда вызывает живой интерес у членов группы, они работают сосредоточенно и увлеченно. При обсуждении часто выясняется, что услышать обзор своего рисунка из уст другого и быть понятым почти в точности — вдвойне приятно. Правда, в первый момент происходит некоторое замешательство: кого-то смущает неумение хорошо рисовать. Поэтому ведущий в самом начале поясняет, что оценка профессиональных способностей художника исключена.

На одном из тренингов один участник ничего не нарисовал, сославшись на неумение это делать. Ведущий предложил ему представить, что он хорошо умеет рисовать, и попросил рассказать, что бы он в этом случае изобразил на бумаге. Участник описал голубое небо, яркое солнце, зеленое поле и множество цветов. Себя он представил широкой дорогой через поле, которой не видно конца. После рассказа ведущий попросил автора разрешить группе побыть им и прокомментировать его «рисунок». Он согласился. Группа прекрасно справилась с заданием. Сам автор «рисунка» был удивлен, растроган и удовлетворен проделанной работой. Этот пример показывает, что нельзя оставлять без внимания ни одного члена группы, чтобы не нарушить ее динамики.

Упражнение интересно проходит в группах, члены которой работают в одной организации. Сколько участников, столько и видений. Некоторые рисунки схожи по содержанию, некоторые, наоборот, — совершенно противоположны. Почему все по-разному относятся, казалось бы, к очевидным фактам — это еще один повод для обсуждения. После обсуждения можно предложить группе создать общий рисунок своей организации, и, когда он будет готов, пусть каждый найдет свое место на рисунке и поместит туда свой образ. Если, после того как общий рисунок готов, кто-то не очень удовлетворен им, он может внести изменения, но только тогда, когда сумеет убедить группу в необходимости этого.

В группах, не объединенных по профессиональному признаку, упражнение проходит менее интересно, но дает людям возможность лучше понять друг друга, найти много общего.

Интересно проводится это упражнение в группах, состоящих из семейных пар. Им предлагается нарисовать рисунок своей семьи и себя. Каково же удивление людей, проживших определенное время вместе, когда их рисунки оказываются совсем разными! Процесс комментирования рисунка превращается в процесс открытий и взаимных переживаний. Иногда мы предлагаем родителям нарисовать рисунок их семьи глазами детей. Заключительным аккордом этого упражнения в семейном тренинге является рисование общей картины семьи. Можно предложить рисунок будущего семьи.

Софья БУХАРЕВА,
психолог,
г. Орск,
Оренбургская область