АГРЕССИЯ
И АГРЕССИВНОСТЬ
Окончание. Начало
см. №25,26,27
/2000г.
Нередко именно школа
провоцирует проявление насилия со стороны
родителей по отношению к ребенку. Учитель
сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает
и получает двойки. Цель такого обращения понятна:
родители должны принять меры. Можно заранее
прогнозировать характер этих мер: минимум —
моральное воздействие, максимум — физическое.
Практика показывает,
что чаще всего принятые меры отражают не столько
степень реального проступка ребенка, сколько
степень пережитого родителями стыда при общении
с учителем. В этом случае наказание изначально не
может быть объективным и справедливым. Поэтому
нет никаких оснований ожидать изменений к
лучшему в поведении ребенка в результате такого
воспитания. При этом взрослый остается во власти
иллюзий, что он сделал все что мог.
КЛУБОК
СОЦИАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Мало меняют ситуацию
слова о гуманизации образования, которые мы
часто слышим сегодня. Пролонгированные
наблюдения за детьми показывают, что даже отбор в
гимназические классы может стать насилием над
личностью. Несмотря на Закон «Об образовании»,
по-прежнему сохраняется практика «сортировки»
детей, при которой не считаются с их интересами,
забывают элементарные законы развития
способностей и личности в целом.
Активно практикуемое
массовое тестирование, нередко нарушающее
естественные права ребенка, стало современным
дополнением к многочисленным проявлениям
тоталитарного сознания в нашей
психолого-педагогической практике.
Каждому известно, что
жестокость нередко проявляется не только в
активно осуществляемом насилии, но и в
элементарном равнодушии к чужому страданию,
стремлении обойти его стороной. Равнодушие
способствует созданию такой психологической
атмосферы, в которой становятся более вероятными
грубое физическое и моральное насилие.
Надо признать, что в
решении психолого-педагогических проблем нас
по-прежнему нередко сопровождают догматичность
сознания, недостаточная рефлексивность при
высокой нормативности, некритическое доверие к
коллективному разуму, страх, отсутствие чувства
стабильности, стремление избегать неудач, а не
достигать успеха, заниженное чувство
собственного достоинства и т.д.
Провоцируя жесткими
и часто малообоснованными ограничениями
протестное поведение детей, мы получаем
моральное право на агрессию.
При отсутствии
представления о самоценности личности другой
человек воспринимается как одна из вещей,
воздействие на которую ведет нас к достижению
наших — великих социальных — целей; наши дети на
глазах превращаются из объекта насилия в субъект
насилия и жестокости. Чем больше отчуждение
между нами и детьми, тем меньше вероятность, что,
пережив страдание в своей жизни, наши дети станут
чувствительными к боли и несчастию другого
человека.
МНОГОВЕКОВЫЕ
ТРАДИЦИИ
В социально-правовом
понимании жестокость — это всякое
систематическое причинение другому лицу
физических и нравственных страданий, унижение
его достоинства.
Проблемы жестокости
внутри семьи, в том числе по отношению к детям,
имеют международный характер. Ситуация за
рубежом сопоставима с той, которая складывается
в нашей стране. Есть данные, свидетельствующие о
том, что в семьях, откуда выходят
правонарушители, жестокость имеет место в 40—45%
случаев, то есть практически в каждой
второй-третьей семье. Однако в контрольной
группе, то есть в семьях обычных граждан,
жестокость ее членов по отношению друг к другу и
по отношению к детям также представляет собой
достаточно частое явление: она имеет место не
менее чем в 20% случаев — в каждой пятой семье.
Анализ причин такого
широкого распространения жестокого обращения с
членами семьи позволяет говорить о следующих его
источниках:
1) многовековые
традиции патриархального воспитания;
2) многовековой культ
жестокости по отношению к низшим социальным
слоям, по отношению друг к другу. «Изучение
общественного мнения показывает, что
гуманизации современного общества пока не
происходит. Наоборот, имеются тревожные
тенденции роста взаимной жестокости» (В.Е. Каган);
3) низкий уровень
общей и правовой культуры общества. В нашем
общественном мнении ребенок или любой другой
объект жестокого обращения рассматривается
именно как объект воздействия, а не как субъект
взаимодействия. Это один из наиболее неприятных
показателей низкой культуры общения и
педагогической культуры. Признание того, что
ребенок имеет свою честь и достоинство, тоже пока
свойственно незначительному меньшинству семей,
воспитывающих детей;
4) бессилие при
определении и достижении позитивных
воспитательных целей, что способствует
увеличению численности детей «группы риска» и
лиц со сниженными умственными возможностями;
5) стрессовое
состояние родителей, в том числе вызванное
нестабильностью социальной обстановки.
СЕМЕЙНЫЕ
МОТИВЫ
С психологической
точки зрения особый интерес представляет
изучение мотивов жестокого обращения в семье, в
том числе и по отношению к детям.
Г.М. Миньковский
подразделяет мотивацию этой жестокости на
четыре блока.
1. Стремление
взрослых изменить поведение ребенка «любыми
средствами». Такая мотивация сегодня
прослеживается примерно в половине случаев
жестокого обращения с детьми.
2. Месть, которая
выступает в качестве ведущего мотива жестокого
обращения в семье: «Ребенку родители мстят за то,
что он родился, что о нем приходится заботиться,
что он приносит только огорчения, что он чего-то
требует и просит».
3. Разрядка
стрессового состояния, вызванного внешней
ситуацией, на более слабых членах семьи.
4. Во многих случаях
(более чем в 10%) мотивом жестокого обращения
становится удовольствие от факта издевательства
над ближним. В.Е. Каган отмечает, что этот мотив
в ряде случаев маскируется социально
одобряемыми «педагогическими» целями, что
делает наказание еще более опасным
педагогическим средством воздействия на
личность. Кроме того, усиление роли такого мотива
идет параллельно с ростом жестокости в
преступлениях несовершеннолетних. Практика
показывает, что в настоящее время мотивация
значительной части этих преступлений сближается
с преступлениями взрослых; агрессия и жестокость
все чаще выступают как самоцель.
Жестокое обращение с
детьми способствует развитию у них лживости,
трусливости и ряда других черт, которые потом
мешают социальной адаптации. В 10% случаев в
результате жестокого обращения наносится
стойкий ущерб физическому и психическому
здоровью детей.
Огромную роль в
распространении жестокости и насилия играют
средства массовой информации. Активно муссируя
негатив в общественной жизни, мы забыли, что
существует реальная и позитивная жизнь отдельно
взятой семьи, что ее интересы не исчерпываются
широкими социальными проблемами: людям важно
теплое отношение близких, любовь детей,
надежность этих отношений.
Выступления на
психолого-педагогические темы стали редкими и на
фоне массивной информации об ужасах
преступности и агрессии малоэффективными.
КОМПЛЕКСНЫЙ
ПОДХОД
Есть ли выход из
сложившейся ситуации? Безусловно. И в первую
очередь необходимо вспомнить, что каждый
взрослый должен внести свой вклад в жизнь
ребенка.
Ответственность
взрослого за ребенка при развитой способности к
сопереживанию — те чувства, которые способны
вывести из тупика. Профилактика агрессии в
обществе подразумевает развитие у взрослого
способности ориентироваться на ребенка, на его
интересы и переживания. Нужно формировать у
детей потребность в другом человеке, они должны
усвоить такие нормы и правила взаимодействия в
обществе, которые позволяют при любых
обстоятельствах находить конструктивные формы
взаимодействия с другим человеком.
Важно помнить, что
при наличии общих требований к ребенку должно
существовать разделение ответственности между
семьей, школой и обществом.
Семья несет
ответственность в первую очередь за оказание
ребенку моральной поддержки, за формирование у
него чувства уверенности в себе и за воспитание
активности при решении своих проблем.
Общество, которое
заботится о семье, создает условия для ее
развития и благополучия. Национальное
исследование США, проведенное в 1988 году,
показало, что у родителей, жестоко обращающихся с
детьми, более высокий уровень стрессов в жизни и
меньше информации о программах социальной
поддержки, чем у нормальных родителей.
Большую роль в
решении проблем социальной адаптации
агрессивных детей могут сыграть психологи,
усилия которых должны быть направлены на
оказание психологической помощи семье, начиная с
профилактики отклонений в семейном воспитании.
Опыт показывает, что индивидуальные
коррекционные программы работы с агрессивными
детьми могут быть эффективными только при
условии полноценной системной диагностики
личности и глубоком понимании источников
дезадаптации ребенка, склонного к агрессии.
Кому нужны наши дети?
От ответа на этот вопрос зависит решение
проблемы: от кого наших детей надо защищать и кто
защитит наших детей.
Светлана КОЛОСОВА,
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой психологии развития
Коми государственного педагогического
института
Публикация размещается при поддержке: Агентство недвижимости "Домус финанс" предоставляет услуги по продаже новостроек в Москве и Подмосковье, оформлению сделок с недвижимостью, а так же предлагает ипотечные программы от крупнейших Российских банков. Если Вы ищите компанию, которая позволит реализовать жилищные субсидии в московской области, то обратившись в агентство "Домус финанс", Вы получите услуги высококвалифицированных специалистов, которые обеспечат подбор оптимально подходящего Вам предложения. Подробнее ознакомиться с предложением компании "Домус финанс" можно по адресу http://www.domus-finance.ru/
|