Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2000

АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ

Окончание. Начало см. №25,26,27 /2000г.

Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум — моральное воздействие, максимум — физическое.

Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.

КЛУБОК СОЦИАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Мало меняют ситуацию слова о гуманизации образования, которые мы часто слышим сегодня. Пролонгированные наблюдения за детьми показывают, что даже отбор в гимназические классы может стать насилием над личностью. Несмотря на Закон «Об образовании», по-прежнему сохраняется практика «сортировки» детей, при которой не считаются с их интересами, забывают элементарные законы развития способностей и личности в целом.

Активно практикуемое массовое тестирование, нередко нарушающее естественные права ребенка, стало современным дополнением к многочисленным проявлениям тоталитарного сознания в нашей психолого-педагогической практике.

Каждому известно, что жестокость нередко проявляется не только в активно осуществляемом насилии, но и в элементарном равнодушии к чужому страданию, стремлении обойти его стороной. Равнодушие способствует созданию такой психологической атмосферы, в которой становятся более вероятными грубое физическое и моральное насилие.

Надо признать, что в решении психолого-педагогических проблем нас по-прежнему нередко сопровождают догматичность сознания, недостаточная рефлексивность при высокой нормативности, некритическое доверие к коллективному разуму, страх, отсутствие чувства стабильности, стремление избегать неудач, а не достигать успеха, заниженное чувство собственного достоинства и т.д.

Провоцируя жесткими и часто малообоснованными ограничениями протестное поведение детей, мы получаем моральное право на агрессию.

При отсутствии представления о самоценности личности другой человек воспринимается как одна из вещей, воздействие на которую ведет нас к достижению наших — великих социальных — целей; наши дети на глазах превращаются из объекта насилия в субъект насилия и жестокости. Чем больше отчуждение между нами и детьми, тем меньше вероятность, что, пережив страдание в своей жизни, наши дети станут чувствительными к боли и несчастию другого человека.

МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ

В социально-правовом понимании жестокость — это всякое систематическое причинение другому лицу физических и нравственных страданий, унижение его достоинства.

Проблемы жестокости внутри семьи, в том числе по отношению к детям, имеют международный характер. Ситуация за рубежом сопоставима с той, которая складывается в нашей стране. Есть данные, свидетельствующие о том, что в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40—45% случаев, то есть практически в каждой второй-третьей семье. Однако в контрольной группе, то есть в семьях обычных граждан, жестокость ее членов по отношению друг к другу и по отношению к детям также представляет собой достаточно частое явление: она имеет место не менее чем в 20% случаев — в каждой пятой семье.

Анализ причин такого широкого распространения жестокого обращения с членами семьи позволяет говорить о следующих его источниках:

1) многовековые традиции патриархального воспитания;

2) многовековой культ жестокости по отношению к низшим социальным слоям, по отношению друг к другу. «Изучение общественного мнения показывает, что гуманизации современного общества пока не происходит. Наоборот, имеются тревожные тенденции роста взаимной жестокости» (В.Е. Каган);

3) низкий уровень общей и правовой культуры общества. В нашем общественном мнении ребенок или любой другой объект жестокого обращения рассматривается именно как объект воздействия, а не как субъект взаимодействия. Это один из наиболее неприятных показателей низкой культуры общения и педагогической культуры. Признание того, что ребенок имеет свою честь и достоинство, тоже пока свойственно незначительному меньшинству семей, воспитывающих детей;

4) бессилие при определении и достижении позитивных воспитательных целей, что способствует увеличению численности детей «группы риска» и лиц со сниженными умственными возможностями;

5) стрессовое состояние родителей, в том числе вызванное нестабильностью социальной обстановки.

СЕМЕЙНЫЕ МОТИВЫ

С психологической точки зрения особый интерес представляет изучение мотивов жестокого обращения в семье, в том числе и по отношению к детям.

Г.М. Миньковский подразделяет мотивацию этой жестокости на четыре блока.

1. Стремление взрослых изменить поведение ребенка «любыми средствами». Такая мотивация сегодня прослеживается примерно в половине случаев жестокого обращения с детьми.

2. Месть, которая выступает в качестве ведущего мотива жестокого обращения в семье: «Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит».

3. Разрядка стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией, на более слабых членах семьи.

4. Во многих случаях (более чем в 10%) мотивом жестокого обращения становится удовольствие от факта издевательства над ближним. В.Е. Каган отмечает, что этот мотив в ряде случаев маскируется социально одобряемыми «педагогическими» целями, что делает наказание еще более опасным педагогическим средством воздействия на личность. Кроме того, усиление роли такого мотива идет параллельно с ростом жестокости в преступлениях несовершеннолетних. Практика показывает, что в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений сближается с преступлениями взрослых; агрессия и жестокость все чаще выступают как самоцель.

Жестокое обращение с детьми способствует развитию у них лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной адаптации. В 10% случаев в результате жестокого обращения наносится стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей.

Огромную роль в распространении жестокости и насилия играют средства массовой информации. Активно муссируя негатив в общественной жизни, мы забыли, что существует реальная и позитивная жизнь отдельно взятой семьи, что ее интересы не исчерпываются широкими социальными проблемами: людям важно теплое отношение близких, любовь детей, надежность этих отношений.

Выступления на психолого-педагогические темы стали редкими и на фоне массивной информации об ужасах преступности и агрессии малоэффективными.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Безусловно. И в первую очередь необходимо вспомнить, что каждый взрослый должен внести свой вклад в жизнь ребенка.

Ответственность взрослого за ребенка при развитой способности к сопереживанию — те чувства, которые способны вывести из тупика. Профилактика агрессии в обществе подразумевает развитие у взрослого способности ориентироваться на ребенка, на его интересы и переживания. Нужно формировать у детей потребность в другом человеке, они должны усвоить такие нормы и правила взаимодействия в обществе, которые позволяют при любых обстоятельствах находить конструктивные формы взаимодействия с другим человеком.

Важно помнить, что при наличии общих требований к ребенку должно существовать разделение ответственности между семьей, школой и обществом.

Семья несет ответственность в первую очередь за оказание ребенку моральной поддержки, за формирование у него чувства уверенности в себе и за воспитание активности при решении своих проблем.

Общество, которое заботится о семье, создает условия для ее развития и благополучия. Национальное исследование США, проведенное в 1988 году, показало, что у родителей, жестоко обращающихся с детьми, более высокий уровень стрессов в жизни и меньше информации о программах социальной поддержки, чем у нормальных родителей.

Большую роль в решении проблем социальной адаптации агрессивных детей могут сыграть психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семье, начиная с профилактики отклонений в семейном воспитании. Опыт показывает, что индивидуальные коррекционные программы работы с агрессивными детьми могут быть эффективными только при условии полноценной системной диагностики личности и глубоком понимании источников дезадаптации ребенка, склонного к агрессии.

Кому нужны наши дети? От ответа на этот вопрос зависит решение проблемы: от кого наших детей надо защищать и кто защитит наших детей.

Светлана КОЛОСОВА,
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой психологии развития
Коми государственного педагогического института

Публикация размещается при поддержке: Агентство недвижимости "Домус финанс" предоставляет услуги по продаже новостроек в Москве и Подмосковье, оформлению сделок с недвижимостью, а так же предлагает ипотечные программы от крупнейших Российских банков. Если Вы ищите компанию, которая позволит реализовать жилищные субсидии в московской области, то обратившись в агентство "Домус финанс", Вы получите услуги высококвалифицированных специалистов, которые обеспечат подбор оптимально подходящего Вам предложения. Подробнее ознакомиться с предложением компании "Домус финанс" можно по адресу http://www.domus-finance.ru/