Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2001

НАШИ ДЕТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Продолжение. Начало см. № 9, 10 2001 г.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - МИР"

Занятия этого блока направлены на развитие у детей таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

На этих занятиях также развивается смысловая память. Различие между смысловой памятью и мышлением заключается в следующем. В процессе мыслительной деятельности выделяются существенные стороны предмета и его многочисленные связи с окружающим миром. В процессе же смыслового запоминания, в первую очередь, создаются удобные для запоминания связи, то есть создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Наиболее эффективными будут такие мнемические опоры, которые отражают главные мысли какого-либо материала.

К.П. Мальцевой (1958) разработана эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор. Эта методика, получившая название методика «смысловых единиц», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в запоминании, начиная со второго класса.

Она заключается в том, что перед учеником ставится задача — выделить главное в тексте (создать мнемические опоры), и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученики должны последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части? и «Что об этом говорится?». Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а ответ на второй вопрос подтверждает правильность его выделения.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ"

Цель

Обучить созданию мнемических опор.

Материал

Рассказ «Заячьи лапы» (рассказ взят из книги: Афанасьев П.О., Кореневский Е.И., Шапошников И.Н. Сборник статей для изложения. М.: Учпедгиз, 1953).

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?»
Ведущий читает вслух рассказ «Заячьи лапы».

ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте.

После прочтения рассказа ведущий задает детям вопросы.

Ведущий. О ком говорится в начале рассказа?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что говорится о дедушке?
Дети. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).
Ведущий. О ком говорится дальше?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушка попал в лесной пожар.
Ведущий. Потом о ком говорится?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушку спас от пожара зайчонок.
Ведущий. О ком говорится в конце рассказа?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила.
Текст предварительно не разбивается на части.
Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ.
Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте.
Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческость рассматривается нами как реализация человеком своей индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного человека. Для нас самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности являются эмоциональные реакции человека, безошибочно указывающие на его истинное отношение к происходящему.
Для того чтобы развивать творческую одаренность человека, необходимо в первую очередь обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям. Это положение отражено во введенном нами принципе трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции и состояния человека, мы способствуем проявлению его творческой одаренности.
Принятие взрослым (учителем, родителями) всех эмоциональных реакций и состояний детей — основное психологическое условие развития творческой одаренности детей. Другим необходимым условием является соблюдение принципов гуманистической психологии (безоценочности, принятия, безопасности, поддержки) и принципов развивающего обучения (проблемности, диалогичности, индивидуализации).

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук


ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989, № 6.
4. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
5. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта. 1997.
6. Яковлева Е.Л. Программа «Развитие творческого потенциала личности школьника». М., 1997.