Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. См. №№ 41, 42, 43, 2000 г., №№ 3, 5, 11, 12/ 2001 г.

ЗАНЯТИЕ 11

ВИДЫ ПАМЯТИ

Задачи

Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти.
Развивать мнемические способности детей.
УПознакомить летей с видами памяти.

Материалы

Рабочие тетради, пять экземпляров текста  «Сказки о видах памяти...», непрозрачная повязка для глаз, схема  «Виды памяти» (см. приложение2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психолог собирает конверты с буквами, цифрами, картинками, которые дети вырезали дома из плаката (см. занятие 10).

Игра «Фотограф»

Описание этой игры см. в занятии 10. На этот раз используется такой вариант игры, где отсутствует «фотограф без памяти».

2. Работа по теме

Беседа-опрос «Что такое память»

Психолог. Сейчас я вам буду задавать вопросы о памяти. Чтобы ответить на них, вам потребуется вспомнить материал прошлого занятия.
Как вы думаете, что такое память и для чего она нужна?
Скажите, можно ли вспомнить какое-то событие, если оно еще с вами не произошло? Может ли кто-нибудь из вас, например, вспомнить, что ему подарили, когда ему исполнилось 10 лет? Почему?
Можно ли что-то вспомнить, если мы что-то забыли? Может ли кто-нибудь из вас, например, вспомнить, что ему подарили, когда ему исполнилось 3 года? Почему?
Итак, из каких важных частей состоит наша память? Посмотрите в своей рабочей тетради на рисунки-подсказки, с помощью которых вы зашифровали на прошлом занятии понятие «память». (Ответ: важные части памяти — это запоминание, сохранение и воспроизведение.)

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение 1).
После прочтения отрывка «Какая нужная вещь — память!» психолог задает детям следующие вопросы.

Как вы думаете, почему удалось бежать из плена Гаф Гафычу? (Ответ: сопровождавший Юлю и Гаф Гафыча трум забыл о существовании Гаф Гафыча.)
Что делал трум, чтобы вспомнить важную информацию?
Скажите, о каких трех видах памяти рассказывает Юле ее папа-психолог?
(Ответ: о долговременной, кратковременной, оперативной.)
Поясните, что такое долговременная память?
Чем от нее отличается кратковременная память?
Что такое оперативная память?

Психолог. А теперь мы узнаем еще о некоторых видах памяти. Мы с вами прочитаем «Сказку о видах памяти и карасе, который был невиновен». В ней героями являются самые разные рыбы — Окунь, Щуренок, Подлещик, Карась. Давайте прочитаем эту сказку в лицах.
Психолог распределяет роли между детьми, которые умеют бегло и выразительно читать. Сам он читает от автора. Желательно иметь пять экземпляров текста сказки — по одному на каждого читающего.
После прочтения этой сказки психолог задает детям следующие вопросы.

Был ли Карась виноват в том, в чем его обвиняли?
Почему Окунь, Щуренок и Подлещик требовали наказать невиновного? (Ответ: их подвела память — каждый из них запомнил происходящее по-своему.)
Скажите, что из происшедшего в пруду запомнил Окунь? Какая память у него лучше развита? (Ответ: зрительная память.)
Как запомнил события Щуренок? Какая память у него лучше развита? (Ответ: слуховая память.)
Что лучше всего запомнил Подлещик? Какая память у него лучше развита? (Ответ: эмоциональная память.)
Итак, о каких видах памяти идет речь в сказке? Догадайтесь, что же такое осязательная память?

Игра «Запомни прикосновения»

Психолог. Водящему в этой игре завязывают глаза. После этого четыре или пять игроков по очереди прикасаются к его ладошке. Когда повязка снимается, то водящий угадывает, кто именно и в какой последовательности прикасался к нему.
Психолог может участвовать в игре в качестве игрока, задавая благожелательный тон прикосновений.

4. Подведение итогов

Психолог. Мы с вами сегодня узнали, какие бывают виды памяти. Посмотрите внимательно на схему «Виды памяти» (см. приложение 2). Нарисуйте такую схему у себя в рабочей тетради.
Далее психолог задает детям такие вопросы.

О каких видах памяти вы узнали на этом занятии? (Ответ: о зрительной, слуховой, осязательной, эмоциональной, долговременной, кратковременной, оперативной.)
Чем отличаются долговременная и кратковременная память? (Ответ: длительностью сохранения информации.)
Отвечая на этот вопрос, из какой памяти вы извлекали информацию?
(Ответ: из оперативной.)
Что такое оперативная память и почему ее иногда еще называют деловой памятью? (Ответ: она позволяет быстро использовать информацию для какого-нибудь дела.)
Чем отличаются зрительная и слуховая память? (Ответ: зрительная память позволяет запоминать то, что человек видит, а слуховая — то, что слышит.)
Что такое осязательная память? (Ответ: это память на прикосновения.)

5. Домашнее задание

Подумайте вместе с родителями, что нужно делать, для того чтобы не забывалась важная и нужная информация?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАКАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ - ПАМЯТЬ!

Увидев Юлю без Гаф Гафыча, папа вопросительно посмотрел на нее. Когда дверь камеры закрылась, Юля рассказала ему о том, как сбежал из-под стражи Гаф Гафыч, и о своем разговоре с трумом.
— Прекрасно, — сказал папа. — Думаю, наш друг уже на свободе. Будем надеяться, что Барденбук не хватился его. Мы же по крайней мере получили отсрочку от посещения Психоочистителя. Барденбук хочет заставить меня усовершенствовать его страшный прибор.
— Ты ведь сделаешь это, папочка?
— Не знаю. Мне не хочется помогать этому злобному человеку в выполнении его коварных планов. Ведь беда грозит даже нашей Земле!
— Но, папа! Мы должны помочь не Барденбуку, а жителям этой планеты. Они же не виноваты ни в чем. Это злой колдун сделал их такими.
— Никакой он не колдун, Юля! Удивительно: если он сам сделал такой прибор, как Психоочиститель, то почему же он не может его отладить? Тоже мне — колдун!
— И все-таки, папочка, помоги ему отладить этот прибор. Тогда можно будет вернуть память труму, с которым я только что разговаривала. Он добрый, только ничего не помнит.
Папа вдруг заинтересовался словами Юли. Мама в таких случаях говорит, что в нем просыпается профессиональный интерес.
— Постой, Юленька! Он ничего не помнит?
— Кое-что помнит. Говорит, что ясно вспоминает себя мальчиком. А то, что было недавно, забывает совсем.
— Все верно! Так происходит при ухудшении памяти. Но это значит, что память полностью не исчезла у трумов. Раз он может связно вести разговор, значит, оперативная память у него еще действует. Сильно нарушена долговременная память и чуть меньше кратковременная.
— Неужели у людей так много разных памятей? — удивилась Юля.
— Да, видов памяти три: долговременная — это такой вид памяти, который хранит нужную информацию долго, кратковременная — это память, которая хранит информацию несколько дней и часов. Например, ты идешь в магазин за покупками и помнишь, что нужно купить. А оперативная память помогает нам, например, при чтении, когда, читая слово, ты помнишь предыдущие слова в предложении и прочтенные буквы этого слова.
— А по-моему, память похожа на чердак, куда мы сваливаем все нужное и ненужное.
— У некоторых людей память действительно похожа на чердак, где все вперемешку — и буквы алфавита, и прогноз погоды на вчерашний день, и правила игры в футбол, и как звали куклу с оторванной рукой. В такой мешанине бывает очень трудно найти то, что нужно прямо сейчас. И ты мучаешься и не можешь вспомнить, например, имя своей воспитательницы в детском саду или домашний адрес.
— У меня не так! — возразила Юля. — Я обычно быстро вспоминаю то, что мне нужно. И домашний адрес тоже.
— Хорошо, если так. Человеческую память можно сравнить с работой видеомагнитофона и видеокамеры. Ты же видела, как снимают на видеокамеру?
— Да.
— Но память — это еще более сложная камера, которая записывает, как на кассету, в клетки мозга не только изображение и звук, но еще и запах, и вкус, и кожные ощущения. Когда нам нужно посмотреть снятое видеокамерой, мы вставляем кассету в видеомагнитофон — щелк! — и по телевизору идет со звуком точное изображение заснятого. Так в идеале должна бы работать и наша память. Но чаще всего мы вспоминаем не совсем так, как видели или слышали. На нашем внутреннем экране — в мозгу появляется не точная копия «заснятого» памятью, а немножко искаженное изображение. Я расскажу тебе сказку, и ты узнаешь, что случается из-за таких вот неполадок памяти.

СКАЗКА О ВИДАХ ПАМЯТИ И КАРАСЕ,
КОТОРЫЙ БЫЛ НЕВИНОВЕН

В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб — больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.
Как-то старого Сома разбудил страшный шум.
Оказалось, что несколько обитателей пруда не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.
— Что случилось? — спросил Сом, шевеля длинными усами.
Все снова закричали.
— Карась — преступник!
— Казнить его!
— Злодей!
— Наказать, чтоб другим неповадно было!
— Говорите по очереди, — предложил Сом. — Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.
— Да тут и обсуждать нечего! — воскликнул Окунь. — Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю — недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлем толкаются, ну прямо дерутся. И кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, — это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось — ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает. У, злодей! Наказать его надо, наказать!
— Говори теперь ты, Щуренок, — велел Сом.
— Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!», а Карась ему: «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: «Пусти меня! Я голодный!», а Карась: «Не хватай его — пожалеешь!» Потом шум, плеск — и все. Я так понимаю, Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.
— Так, — медленно произнес Сом. — Кто еще там был?
— Я, — ответил дрожащий голосок. — Я, Подлещик. Я не так все помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная. Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит...
— Ты не отвлекайся, Подлещик, — сказал Сом. — Рассказывай, как помнишь.
— Вот я и помню — тревогу почувствовал. А потом — плеск, крики. Ой! — И Подлещик залился слезами. — Я так перепугался!
— Так что же произошло? Помнишь ты или нет? — настойчиво спросил Сом.
— Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем виноват.
— Ладно. А что скажет сам Карась в свое оправдание?
— А вот что я скажу, — ответил Карась. — Запомнили рыбы все правильно. Но по-своему. Поэтому и неверно поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлем — правда, и то, что кричали друг другу, — тоже правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу — человек с удочкой. Не послушал он меня, схватил червяка, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть.
Мудрый Сом осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.
— Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все потому, что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видите, и то, что слышите, и то, что чувствуете, тогда, может быть, сумели бы и понять все правильно.
— А у людей тоже разные памяти бывают? — спросила Юля.
— Да. Бывает, что у одного человека лучше развита зрительная память, у другого — слуховая, у третьего — эмоциональная.
— А других у них нет, что ли?
— Есть, конечно! У каждого человека есть все виды памяти. Я говорю о том, что одна какая-то память может быть развита лучше, чем остальные. Поэтому один лучше запоминает зрительные образы, другой — звуки, третий — свои эмоциональные состояния или свои ощущения.
— А что лучше?
— Лучше развивать все виды памяти, тогда и наши воспоминания станут ярче, красочнее. Они будут насыщены звуками, чувствами. Тогда при воспоминании ты как будто снова оказываешься в пережитой ситуации и можешь вспомнить все подробности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Статья опубликована при поддержке сурдологического центра Неотон в Москве. "Неотон" - это центр реабилитации слуха. Компания занимается диагностикой слуха, подбором и продажей аппаратов для слуха от швейцарской фирмы "Bernafon", германской "Audifon" и др. ведущих производителей. Гарантия надёжности, качества и высокой эффективности, комфорт в использовании. Посмотреть информацию о центре, полезные советы, контакты и каталог аппаратов Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.neoton-sluh.ru/.

ЗАНЯТИЕ 12

КАКАЯ У МЕНЯ ПАМЯТЬ?

Задачи

Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны.
Развивать мнемические способности детей.
Закрепить знания детей о видах памяти.

Материалы

Рабочие тетради, схема «Виды памяти» (см. занятие 11), наборы цифр, букв, картинок для каждого ребенка.

1. Организационный момент

Игра «Штирлиц» (идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб., 1998)

В игре принимают участие 5—6 учеников, водящий и Штирлиц. Штирлиц выходит из класса, а водящий придумывает позы для учеников. После этого приглашается Штирлиц, задача которого — в точности запомнить, как расположены ученики и в каких позах. Потом он снова выходит из класса, а водящий меняет позы учеников. Штирлиц возвращается, и он должен указать учеников, которые поменяли позы, и показать, как было.
По итогам игры, проходящей в несколько раундов с разными учениками, водящими и Штирлицами, определяется лучший Штирлиц.

2. Работа по теме

Беседа-опрос по теме «Виды памяти»

Психолог задает детям следующие вопросы.

Скажите, какая память работала у Штирлица в этой игре?
А какие виды памяти вы уже знаете?
(Психолог предлагает детям использовать при ответах схему «Виды памяти» из рабочей тетради.)
Какой вид памяти вы использовали при ответе на последний вопрос? (Ответ: долговременную память.)
Чем отличаются долговременная и кратковременная память?
Чем отличаются зрительная и слуховая память?

Закройте глазки и вспомните прикосновения пушистого и мягкого ковра, а теперь прикосновения легкого и холодного снега к щеке. Откройте глаза. Какая память у вас при этом работала? (Ответ: осязательная.)
А теперь вспомните запах костра... печеной картошки. Как вы думаете, какая память работает в данном случае? Правильно, это обонятельная память, то есть память на запахи. (Психолог просит детей дополнить свою схему «Виды памяти».)
Вспомните вкус соленого огурца... А теперь — сладкого банана. Здесь работает уже ваша вкусовая память. (Психолог просит детей дополнить свою схему «Виды памяти».)
Дома вы думали над тем, что же нужно делать, чтобы не забывалась важная и нужная информация. Что делаете вы и ваши родители для этого?

Задание-испытание «Как я запоминаю?»

Психолог раздает детям конверты с буквами, цифрами, картинками, которые он собрал у них на прошлом занятии.
Психолог. Сейчас вы будете выполнять различные задания в парах. Посчитайтесь на первый-второй. Сначала первые номера будут запоминать, а вторые — им помогать, а потом вы по моей команде поменяетесь ролями. Всего будет три задания.

Первое задание

Первым номерам нужно запомнить те цифры и буквы, которые им покажут вторые номера. Вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания — всего 10 штук. Готово?
Теперь вторые номера выкладывают перед первыми цифры и буквы, а первые внимательно их рассматривают и запоминают. (Проходит 1—2 минуты.) Уберите в сторону цифры и буквы, не смешивая их с остальными.
Первые номера записывают в рабочей тетради то, что они запоминали, под словами «Зрительная память». Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать цифры и буквы, а первые будут им помогать.

Второе задание

Первым номерам нужно запомнить не увиденные, а услышанные цифры и буквы. Для этого вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания — всего 10 штук. Готово?
Теперь второй номер произносит на ухо первому подобранные цифры и буквы, а первый их должен как можно лучше запомнить. Первый номер не должен их видеть. Первые номера записывают в рабочей тетради под словами «Слуховая память» те цифры и буквы, которые они запомнили. Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать цифры и буквы на слух, а первые будут им помогать.

Третье задание

Первые номера запоминают цифры и буквы через прикосновение. Для этого вторые номера втайне от первых подбирают подходящие для запоминания цифры и буквы. А теперь первые номера закрывают глаза, а вторые понятно «рисуют» пальцем у них на тыльной стороне ладони нужные цифры и буквы. Здесь не нужно спешить.
После того как все знаки будут выведены на ладони, первые номера записывают в рабочей тетради под словами «Осязательная память» те цифры и буквы, которые они запомнили. Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать кожей цифры и буквы, а первые будут им помогать.

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

Скажите, какие три вида памяти вы только что изучили?
А теперь подсчитайте, сколько знаков вы вспомнили правильно с помощью зрительной памяти, потом слуховой и, наконец, осязательной. В каком из трех заданий у вас были наилучшие результаты?
О чем это говорит?
Какая память у каждого из вас лучше всего развита?

4. Домашнее задание

Дома дети должны попросить родителей выполнить такие же задания на запоминание цифр и букв. Нужно выяснить, какая память у родителей лучше всего развита.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33 541-68-43

TopList