Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Окончание. Начало см. "Школьный психолог" №№ 10, 12, 16, 2001 г.

Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.
Как пишет И.С. Кон, «дружба — отношение тотально-личностное, которое само по себе является благом. В отличие от родства или товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, добровольна. Основана на взаимной симпатии. Наконец, дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие и любовь».
И дети и взрослые много выигрывают от дружеских отношений друг с другом. Друзья могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать свои проблемы. Иногда дети выбирают друзей, значительно отличающихся от них по складу характера. Импульсивный, общительный ребенок может выбрать в качестве близкого друга замкнутого и сдержанного ребенка. Хотя чаще дружеские отношения устанавливаются между детьми, имеющими достаточно много сходных черт и общих интересов.
В каждом классе есть как популярные, так и непопулярные дети. На популярность среди сверстников в среднем возрасте влияет умение сотрудничать, а также отзывчивость при попытке завязать знакомство. Успехи в учебе, спорте, положительное отношение учителя к ребенку также влияют на его популярность в группе.
Наименее популярными в среднем возрасте являются дети, проявляющие агрессию, а также излишне застенчивые дети.
Очень часто непопулярный человек имеет какие-либо особенности, отличающие его от сверстников, например, излишнюю полноту, плохое зрение и даже необычное имя.
Высокий «рейтинг» ребенка в группе сверстников повышает его самооценку, улучшает возможности социальной адаптации и соответственно делает его еще более популярным.
В ответ на отвержение ребенок может стать агрессивным, пытаясь добиться силой того, чего не может достичь убеждением.
Застенчивый ребенок может стать жертвой насмешек и нападок со стороны других детей. Вынужденное одиночество, изоляция, собственная незначимость тяжело переживаются любым человеком.

ХОРОШИЙ ЛИ Я ДРУГ?

Для того чтобы оценить, насколько у ребенка сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в группе, можно предложить ему ответить на вопросы (обвести утверждения «да» или «нет»). При этом детей необходимо предупредить, что их ответы не станут известны одноклассникам. Сделать это лучше в письменном виде, написав на бланке соответствующее предупреждение.

Опросник

1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).
2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).
3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).
4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).
5. Я сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем смотреть, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).
6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. Я предлагаю этому человеку чем-нибудь заняться вместе (да, нет).
7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).
8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).
9. Друзья бывают разные — одни более близкие, другие менее (да, нет).
10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Осознание ребенком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что — отталкивает.
Предложите детям ответить на следующие вопросы.

Нравится ли тебе, когда человек при первой встрече:

смотрит в глаза (да, нет);
интересуется тобой (да, нет);
смотрит вниз или в сторону (да, нет);
ругается (да, нет);
проявляет чувство юмора (да, нет);
ведет себя искренно, не притворяется, не фальшивит (да, нет);
настаивает только на своем (да, нет);
хмурится (да, нет);
перебивает говорящего, не слушает собеседника (да, нет).

ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА

Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.
Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:

с ним весело;
он — добрый;
признает свои ошибки;
умеет хранить секреты;
хорошо ко мне относится;
надежный;
честный;
верный.

Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают, и те, которые хотели бы развить в себе.
Обсудите с детьми такое выражение — «Людей привлекает в тебе то же самое, что тебя привлекает в людях».
Обратите внимание детей на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.
С подростками стоит обсудить проблему употребления алкоголя, наркотиков, курения. Есть смысл поговорить о том, как важно оставаться самим собой, о том, что настоящая дружба невозможна в условиях подавления одного человека другим.
Умение сочувствовать, сопереживать другому человеку — важное качество, необходимое для дружеского общения.

КАК ПОМОЧЬ ОБИЖЕННОМУ

Проигрывание ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным, — это один из способов развития эмпатии.
Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начните с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными — человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, — не такой уж обидной.
Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие сценарии:

1. Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.
2. Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?
3. Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Пусть дети сами придумают подобные сюжеты. Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».

НЕИЗБЕЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Между друзьями нередко возникают конфликты. Как вести себя в таком случае? Обсуждение «случаев из жизни» позволит не только помочь детям найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры.

1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь в этой ситуации?
2. У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить друга. Как поступить в этом случае?
3. Ты доверил важный семейный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?
4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?
5. Ты дал в долг другу деньги несколько недель тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как ты поступишь?

Наталья МАНЕЛИС

TopList

Публикация статьи произведена при поддержке компании Dantex. Компания Dantex предоставляет услуги производства и продажи бытового и промышленного климатического оборудования. Воспользовавшись услугами компании, Вы сможете по выгодной цене купить такое холодильное оборудование, как чиллер «Dantex Standart» с воздушным или водяным охлаждением конденсатора, который обеспечит поддержание требуемой температуры на объектах, обогревая при этом нужные элементы здания или производства. Вся предлагаемая продукция выполнена с использованием современных материалов и технологий и соответствует самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте компании Dantex, который располагается по адресу http://dantex.ru/