ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Окончание. Начало см. "Школьный
психолог" №№ 10, 12,
16, 2001 г.
Умение устанавливать и сохранять дружеские
отношения — чрезвычайно важная способность
человека, дающая ему возможность удовлетворить
потребность в эмоциональных контактах,
поддерживать и развивать чувство собственной
ценности.
Как пишет И.С. Кон, «дружба — отношение
тотально-личностное, которое само по себе
является благом. В отличие от родства или
товарищества, обусловленного принадлежностью к
одному и тому же коллективу, связанному узами
групповой солидарности, дружба
индивидуально-избирательна, добровольна.
Основана на взаимной симпатии. Наконец, дружба —
отношение глубокое и интимное, предполагающее не
только взаимопомощь, но и внутреннюю близость,
доверие и любовь».
И дети и взрослые много выигрывают от дружеских
отношений друг с другом. Друзья могут делиться
своими чувствами и страхами, подробно обсуждать
свои проблемы. Иногда дети выбирают друзей,
значительно отличающихся от них по складу
характера. Импульсивный, общительный ребенок
может выбрать в качестве близкого друга
замкнутого и сдержанного ребенка. Хотя чаще
дружеские отношения устанавливаются между
детьми, имеющими достаточно много сходных черт и
общих интересов.
В каждом классе есть как популярные, так и
непопулярные дети. На популярность среди
сверстников в среднем возрасте влияет умение
сотрудничать, а также отзывчивость при попытке
завязать знакомство. Успехи в учебе, спорте,
положительное отношение учителя к ребенку также
влияют на его популярность в группе.
Наименее популярными в среднем возрасте
являются дети, проявляющие агрессию, а также
излишне застенчивые дети.
Очень часто непопулярный человек имеет
какие-либо особенности, отличающие его от
сверстников, например, излишнюю полноту, плохое
зрение и даже необычное имя.
Высокий «рейтинг» ребенка в группе сверстников
повышает его самооценку, улучшает возможности
социальной адаптации и соответственно делает
его еще более популярным.
В ответ на отвержение ребенок может стать
агрессивным, пытаясь добиться силой того, чего не
может достичь убеждением.
Застенчивый ребенок может стать жертвой
насмешек и нападок со стороны других детей.
Вынужденное одиночество, изоляция, собственная
незначимость тяжело переживаются любым
человеком.
ХОРОШИЙ ЛИ Я ДРУГ?
Для того чтобы оценить, насколько у ребенка
сформировано умение устанавливать и
поддерживать дружеские отношения в группе, можно
предложить ему ответить на вопросы (обвести
утверждения «да» или «нет»). При этом детей
необходимо предупредить, что их ответы не станут
известны одноклассникам. Сделать это лучше в
письменном виде, написав на бланке
соответствующее предупреждение.
Опросник
1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).
2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да,
нет).
3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да,
нет).
4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).
5. Я сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем
смотреть, во что мы будем играть или куда пойдем
(да, нет).
6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я
этого добиваюсь. Я предлагаю этому человеку
чем-нибудь заняться вместе (да, нет).
7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать
что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я
говорю «нет» (да, нет).
8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я
стараюсь помочь этому человеку (да, нет).
9. Друзья бывают разные — одни более близкие,
другие менее (да, нет).
10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много
друзей, я должен развить в себе такие качества,
чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Осознание ребенком тех качеств, которые
необходимы для дружбы, создает у него мотивацию
для их развития. С детьми полезно обсудить, что в
первую очередь привлекает в человеке при первой
встрече, а что — отталкивает.
Предложите детям ответить на следующие вопросы.
Нравится ли тебе, когда человек при первой
встрече:
смотрит в глаза (да, нет);
интересуется тобой (да, нет);
смотрит вниз или в сторону (да, нет);
ругается (да, нет);
проявляет чувство юмора (да, нет);
ведет себя искренно, не притворяется, не
фальшивит (да, нет);
настаивает только на своем (да, нет);
хмурится (да, нет);
перебивает говорящего, не слушает собеседника
(да, нет).
ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА
Стоит обсудить с детьми, какими качествами
должен обладать человек, чтобы с ним хотелось
дружить.
Предложите детям отметить, что для них важнее
всего в друге:
с ним весело;
он — добрый;
признает свои ошибки;
умеет хранить секреты;
хорошо ко мне относится;
надежный;
честный;
верный.
Попросите детей перечислить те качества,
которыми они обладают, и те, которые хотели бы
развить в себе.
Обсудите с детьми такое выражение — «Людей
привлекает в тебе то же самое, что тебя
привлекает в людях».
Обратите внимание детей на тот факт, что друзья
часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то
же время необходимо подчеркнуть, что есть
исключения из этого правила.
С подростками стоит обсудить проблему
употребления алкоголя, наркотиков, курения. Есть
смысл поговорить о том, как важно оставаться
самим собой, о том, что настоящая дружба
невозможна в условиях подавления одного
человека другим.
Умение сочувствовать, сопереживать другому
человеку — важное качество, необходимое для
дружеского общения.
КАК ПОМОЧЬ ОБИЖЕННОМУ
Проигрывание ситуаций, в которых человек
чувствует себя обиженным, смущенным, — это один
из способов развития эмпатии.
Попросите учеников вспомнить или придумать
ситуации, когда человеку приходится краснеть,
когда он чувствует себя смущенным. Начните с
собственных воспоминаний. Эти ситуации могут
быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень
часто «жертве» они не кажутся смешными — человек
чувствует смущение, ему становится грустно и
одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция
окружающих может сделать ситуацию еще более
неприятной или, наоборот, — не такой уж обидной.
Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие
сценарии:
1. Дети смеются над ребенком, носящим одежду,
которая ему мала. Говорят ему обидные слова.
Придумайте, как подбодрить этого человека.
2. Ребенка исключили из спортивной команды.
Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и
надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет
гораздо лучше». Как поддержать человека в этой
ситуации?
3. Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие
дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать,
чтобы человек почувствовал себя лучше?
Пусть дети сами придумают подобные сюжеты.
Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы»,
«обидчика» и «помощника».
НЕИЗБЕЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Между друзьями нередко возникают конфликты.
Как вести себя в таком случае? Обсуждение
«случаев из жизни» позволит не только помочь
детям найти правильное решение, но и, возможно,
предотвратить ссоры.
1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз
из-за этого вы опоздали в кино, а сегодня вот уже
полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол.
Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь
в этой ситуации?
2. У твоего друга плохое настроение, которое он
срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты
мог так рассердить или расстроить друга. Как
поступить в этом случае?
3. Ты доверил важный семейный секрет своему другу.
На следующий день, придя в школу, ты обнаружил,
что еще несколько человек узнали твою тайну. Что
ты сделаешь?
4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с
вашим общим приятелем. Тебя они не позвали.
Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что
делать в такой ситуации?
5. Ты дал в долг другу деньги несколько недель
тому назад. Он не возвращает их тебе и ничего не
говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить
другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не
так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки
беспокоит. Как ты поступишь?
Наталья МАНЕЛИС
Публикация статьи произведена при поддержке компании Dantex. Компания Dantex предоставляет услуги производства и продажи бытового и промышленного климатического оборудования. Воспользовавшись услугами компании, Вы сможете по выгодной цене купить такое холодильное оборудование, как чиллер «Dantex Standart» с воздушным или водяным охлаждением конденсатора, который обеспечит поддержание требуемой температуры на объектах, обогревая при этом нужные элементы здания или производства. Вся предлагаемая продукция выполнена с использованием современных материалов и технологий и соответствует самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте компании Dantex, который располагается по адресу http://dantex.ru/