ПОЛОВИНА УСПЕХА
Окончание. См. № 37, 38/2003
МЕНЕДЖЕР
Виды деятельности
Хорошо сочетается с данной позицией:
— ведение психолого-педагогических консилиумов;
— ведение организационно-деятельностных,
деловых и проектных игр и семинаров с
педагогическим коллективом;
— организация и проведение мини-педсоветов по
конкретной психолого-педагогической проблеме;
— конфликтологическая работа.
Особенность профессиональной деятельности
психолога в данном случае состоит в том, что он
управляет педагогическими процессами, не
«вкладываясь» в них содержательно. Его задача —
технологическая поддержка педагогической
работы.
Психолог с помощью своих методов и технологий
помогает участникам сформулировать проблему,
поставить задачи, создать доверительную,
открытую творческую атмосферу, необходимую для
поиска вариантов решения поставленных задач.
Психолог сопровождает процесс выработки и
принятия решения, но сам непосредственно в
процессе обсуждения не участвует.
В роли фасилитатора
Это специфическая деятельность, не всегда
привычная для школьного психолога, но «чисто»
психологическая. Если мы заглянем в литературу,
посвященную вопросам ведения тренинга,
тренерской работе, мы увидим, что подобный вид
деятельности характерен для ведущего групп и
чаще всего обозначается как «фасилитация».
Психолог как фасилитатор в группе способствует
процессам групповой динамики, облегчает
контакты между членами группы в процессе
обсуждения или принятия решения.
В целом, список навыков и умений
«фасилитирующей» работы психолога выглядит
следующим образом:
1) умение задавать открытые вопросы;
2) выражение позитивной реакции на любой сигнал
группы;
3) поощрение индивидуальных высказываний;
4) обеспечение ясности высказываний и
взаимопонимания в неоднозначных ситуациях;
5) переадресация вопросов и суждений от одних
членов группы — другим;
6) оказание помощи в формулировании выводов;
7) предоставление содержательной информации по
обсуждаемой проблеме (по запросу группы);
8) оказание помощи в принятии решения.
Доминирующая позиция
Приблизительно тем же может заниматься школьный
психолог в позиции менеджера. Кстати, если он
сознательно берет на себя эту роль в ходе
консилиума, при проведении различных семинаров и
деловых игр, для него снимается вопрос о границах
профессиональной ответственности при
рассмотрении и решении какой-либо
психолого-педагогической проблемы.
Помните, мы говорили о проблемах, которые
возникают у психолога в позиции просветителя?
Психолог-менеджер занимает устойчивую
доминирующую позицию в ситуации обсуждения
проблем: он помогает сформулировать эту
проблему, он предоставляет психологическую
часть информации, он организует процесс
обсуждения и принятия решений. Контроль за их
исполнением также частично может быть возложен
на него.
Позиция менеджера сочетается далеко не со всеми
прочими возможными позициями психолога в
общении с педагогическим коллективом. В каком-то
смысле она вообще стоит особняком. С моей точки
зрения, целесообразно, чтобы эту позицию
выполнял отдельный человек, например
руководитель психологической службы школы, в
обязанности которого не входит
консультирование, просвещение и экспертиза.
Лучше всего, органичнее всего она сочетается с
позицией тренера.
ТРЕНЕР
Вид деятельности
Эта позиция психолога реализуется в
психологическом обучении педагогов (семинары,
тренинги, обучающие игры и проч.)
Тренерская деятельность созвучна менеджерской,
но в то же время существенно от нее отличается. В
случае исполнения менеджерских обязанностей
психолог создает условия для самостоятельного
осмысления проблемы и ее решения участниками.
При выполнении обучающих функций психолог и
управляет ситуацией, и наполняет ее тем
психологическим содержанием, которое считает
важным для своих «учеников».
Чему и как?
Для психолога, занявшегося обучением
взрослых — педагогов, родителей, а то и
администрации, чрезвычайно важными и насущными
становятся следующие два вопроса: чему учить и
как учить?
Позволю себе несколько рекомендаций на основе
собственного опыта (и сразу скажу, что опыт этот
был не всегда простым, приятным и успешным).
Начинать (а может быть, и заканчивать тоже)
психологическое обучение педагогов лучше с
инструментальных навыков и обучения моделям
поведения в тех или иных педагогических
ситуациях, приемам самоуправления
(саморегуляции), рефлексивным навыкам.
Ориентировано обучение должно быть
преимущественно на сферу общения, командное
взаимодействие, анализ педагогической
деятельности.
Очень опасными в работе с педагогами являются
все темы, связанные с эмоциональными
переживаниями, их личной жизнью (в широком смысле
этого слова). Опасными потому, что на этих темах
многие педагоги легко соскальзывают с
профессионального уровня работы на клиентский, к
чему бывают не готовы ни сам психолог-тренер, ни
остальная группа.
По нашему опыту, уровень работы школьного
психолога с собственным педагогическим
коллективом — только профессиональный. Вести
клиентские группы в рамках единого коллектива не
стоит, а может быть, и просто не следует, хотя со
мной, видимо, не все согласятся. Я и сама знакома с
довольно успешным опытом ведения групп встреч в
педагогическом коллективе, но мне этот успех
кажется скорее исключением из правил.
Психологическое обучение педагогов,
организуемое в школе психологом, должно быть
структурированным, с четко поставленными
задачами и сроками, с выходом на определенные
приемы, модели, ощутимый профессиональный
результат (ощутимый не в смысле «значительный», а
в смысле «непосредственно ощущаемый»).
Трудно учить взрослых
Тренерство — близкая и понятная для психолога
позиция. Но уточним: в отношении учащихся. С
педагогами же многие из нас чувствуют себя в этой
роли неуверенно. Нельзя однозначно сказать, в чем
тут дело.
Взрослых в принципе учить сложнее, чем детей. Как
это ни парадоксально, но взрослые хуже «держат
инструкцию». Кроме того, они медленнее и с
большим трудом входят в пространство «как бы», на
котором построены все ролевые игры и многие
тренинговые процедуры. Им нелегко избавиться от
оценочности и в то же время непросто давать
другим участникам обратную связь.
Перенос тренинговых навыков и содержательных
выводов в реальную жизнь для многих взрослых
составляет целую проблему. Да и эмоциональный
контакт с ними, тревожными, установить труднее,
чем с детьми. Может быть, дело в этом?
У многих психологов незначительный опыт
собственного участия в психологических
развивающих программах, а следовательно, нет
представления о том, что дают те или иные
процедуры, что могут чувствовать проходящие их
люди, в чем им нужна поддержка и т.д.
СОАВТОР
Виды деятельности
Чтобы побывать в роли соавтора, нужно занять
в отношении всего, что происходит в школе,
совершенно определенную позицию — активную,
включенную, скажем так, ориентированную на
образовательный процесс в школе, а не на помощь
отдельным детям или решение частных
педагогических задач.
Эта позиция помогает осуществлять такие виды
деятельности, как:
— совместная с педагогами разработка и
реализация психолого-педагогических программ и
проектов;
— совместное с управленческой командой и
заинтересованными педагогами проектирование
образовательной среды школы.
В сотрудничестве с классными руководителями
психолог может участвовать в разработке и
реализации программ воспитательного характера
(в классе, в параллели, во всей школе). Вместе с
педагогами-предметниками реализовывать новые
образовательные программы, участвовать в
проектной деятельности, создавать
психолого-предметные игры и мероприятия.
Сотрудничество с управленческой командой
возможно в рамках разработки образовательной
программы, концепции развития и конкретных
планов работы школы.
Видеть, ощущать, переживать...
Для того чтобы быть соавтором, психологу
нужно совсем немного: осознавать себя частью
образовательного процесса и единого
педагогического коллектива, видеть, ощущать,
переживать школу в целом как систему,
развивающуюся по сложным законам, в том числе —
психологическим. Иметь навыки проектирования и
моделирования. В общем, совсем чуть-чуть.
Но зато реализация этой позиции позволяет
психологу совсем иначе чувствовать себя в школе.
Это — значительное расширение возможностей
психологического влияния на школу, развитие
собственного творческого потенциала,
значительно более уверенная профессиональная
позиция в системе школьных отношений.
Позиция соавтора хорошо сочетается со всеми
другими, кроме, пожалуй, позиции эксперта.
Впрочем, и они вполне могут уживаться.
КОНЕЦ СЕРИАЛА
Вот и подошел к концу растянувшийся на
несколько номеров нашей газеты «сериал» о
профессиональных позициях школьного психолога.
Стоит вернуться к началу: думаем мы о том или нет,
в каждой ситуации общения с педагогами мы стоим в
определенной позиции. Это диктует нам модель
поведения, некое внутреннее отношение к себе и
партнеру по общению (педагогу в данном случае).
Человек, с которым мы взаимодействуем,
«считывает» нашу позицию и подстраивается под
нее. Или не понимает, в какой позиции мы сейчас
находимся, и это его беспокоит, выбивает из колеи.
Педагоги привыкают видеть психолога в
определенных позициях, и их резкая смена может
усложнить отношения. Еще хуже, если новая позиция
плохо согласуется с прежней: был внимательным,
деликатным консультантом и вдруг резко
преобразился — в эксперта, например.
Анализ позиций, занимаемых в тех или иных видах
сотрудничества с педагогами, — важная часть
профессиональной рефлексии школьного психолога.
Она многое дает в понимании самого себя, причин
возникающих трудностей и природы успеха.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|