Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2005


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

МАНИПУЛЯЦИЯ:
игры, в которые играют все

Программа тренинговых занятий
для учащихся старших классов

Продолжение. См. № 2/2004

Тут он вежливо снял берет, и друзьям ничего не осталось, как приподняться и раскланяться.
— Разрешите мне присесть? — вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

М. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

ЗАНЯТИЕ

«КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МАНИПУЛЯЦИИ»*

Цель: познакомить участников с некоторыми способами противостояния манипуляции, развивать навык распознавания манипуляции и противостояния ей.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, фрагменты из кинофильмов «Двенадцать стульев», «Собачье сердце», бланки для ответов на вопросы теста «Повлияем?» и ключ к нему.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Ведущий подводит итоги домашнего задания, при необходимости комментирует его и предлагает начать занятие с телевизионного просмотра. Вариант: при отсутствии возможности просмотра зачитывается цитата из «Двенадцати стульев».
«— Скажите, где здесь можно видеть товарища завхоза? — вымолвил Остап, прорвавшись в первую же паузу (в пении).
— А в чем дело, товарищ?
Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:
— Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны».
Ведущий напоминает суть происходящего и задает вопрос: какой вид манипуляции в данном случае применяет Остап? Ответ: «Авторитет».
Далее демонстрируется (зачитывается) еще один фрагмент (диалог Остапа и Эллочки).
«— Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.
— Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка.
— Хо-хо, — втолковывал Остап.
“С ней нужно действовать иначе, — решил он, — предложим обмен”.
— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.
Эллочка насторожилась.
— Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь».
Вопрос ведущего: какой вид манипуляции в данном случае применяет Остап? Ответ: «Взаимный обмен», «Авторитет», а также тактика «отказ-затем-наступление»
Ведущий напоминает, что манипуляция «Взаимный обмен» описана Н.В. Гоголем в «Мертвых душах»: «Приезжий наш гость (Чичиков) также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил». Великолепный психолог Гоголь объяснял причину успеха Чичикова: «Чтобы еще более согласить в чем-нибудь своих противников, он всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку».

Статья опубликована при поддержке Центрального клинического госпиталя Государственной пограничной службы Украины. Гастроэнтерология, гинекология, кардиология, нейрохирургия, ЛОР отделение, пульмонология, стоматология, травматология, урология, хирургия. Бесплатная консультация, доступные цены, ведущие специалисты, новейшие методики терапии, современное оборудование. Узнать подробнее о госпитале, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: госпиталь.укр.

Подводя итоги вводной части, ведущий еще раз напоминает о том, что «манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора», предлагает участникам подумать, можно ли противостоять манипуляции, просит привести примеры, когда неумение противостоять манипуляции приводит к отрицательным последствиям.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам назвать возможные варианты действий при обнаружении манипуляции, которые записываются на доске. Среди них могут быть такие действия, как:
А) заявить манипулятору о том, что его цели раскрыты;
Б) сделать вид, что ни о чем не догадываешься, при этом добиваться собственной цели (встречная манипуляция);
В) нейтрализовать манипуляцию, используя определенные контрприемы (противостояние манипуляции).
Другие варианты, например «прервать общение», «избегать его в дальнейшем», «прямой отказ», могут быть отнесены к пункту А или В.
Ведущий предлагает познакомиться с одним из почти универсальных способов противостояния, который называется «Заигранная пластинка» (не исключено, что современным подросткам нужно будет объяснить прямое значение этого выражения). Этот способ помогает человеку «гнуть свою линию», тем самым игнорируя попытки манипулирования (Пиз-Гарднер, Смит). Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом надо соблюдать определенную последовательность.
Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой для вас нежелательно:
1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях, уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова;
2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение;
3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят.
Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение (пункт 2), отказывайтесь выполнять его просьбу (пункт 3). При этом не спешите, выдерживайте паузу, будьте спокойны — манипулятор в этот момент волнуется куда больше вашего!
Этот прием, как и многие другие, был известен давно. Им, судя по описанию, великолепно владел профессор Преображенский из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Ведущий демонстрирует фрагмент из фильма или зачитывает цитату:
«— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
— Почему же вы отказываетесь?
Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
Нет.
— Так почему же?
Не хочу.
— Вы ненавистник пролетариата! — гордо сказал женщина.
Да. Я не люблю пролетариат, — печально согласился Филипп Филиппович».
Ведущий совместно с участниками обсуждает эпизод. В нем Филипп Филиппович соглашается с мнением женщины (он сочувствует детям Германии, не жалеет полтинника, не любит пролетариат), но четырежды, как заигранная пластинка, отказывает в неприятной для него просьбе.

  1    2    3     4    5    6    7     8    9    10    11     12    13
Да 5    0    5     5    5    5    5     0    0     5      5       5     5
Нет 1    5    0     0    0    0    0     5    5     0      0       0     0

Заключительная часть

Ведущему следует определить тему дальнейшего диалога** , которая должна представлять интерес для группы участников, и предложить провести «коллективный» диалог. В этом случае участники коллективно выполняют роль собеседника-манипулятора, а ведущий отказывает в просьбе, применяя технику «заигранной пластинки». Затем ведущий и участники меняются ролями. Вариант для продвинутой группы: участники делятся на две группы, одна из которых действует как манипулятор, другая противостоит манипуляции. Далее они меняются ролями.

Домашнее задание

Участникам предлагается проверить свою способность воздействовать на окружающих. Для этого необходимо ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Выбрали бы вы профессию политика или актера?
2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?
3. Разговариваете ли вы с посторонними людьми на личные темы?
4. Раздражает ли вас, когда ваш приятель-одноклассник достигает больших успехов в учебе, чем вы?
5. Быстро ли вы реагируете на оскорбление?
6. Взялись бы вы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что сможете это сделать?
7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?
8. Любите ли вы часто находиться в кругу друзей?
9. Есть ли у вас план на предстоящий день?
10. Любите ли вы менять привычную обстановку?
11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?
12. Посмеиваетесь ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?
13. Любите ли вы уличать старших (взрослых) в том, что у них дутый авторитет?

Ключ к тесту (дается на следующем занятии)
Если вы набрали от 35 до 65 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других людей. Вам легко работать с окружающими. К вашим советам люди прислушиваются, это доставляет вам удовольствие. Вы способны работать для других, управлять людьми в трудных ситуациях, помогать ближнему обрести душевное спокойствие. Вы стремитесь оказывать поддержку. Однако, если вы не будете проявлять гибкость или потеряете контроль над собой, рискуете стать тираном.
Если вы набрали до 35 баллов, вас мало в чем удается убедить. Ваша собственная жизнь строго расписана, и вы предпочитаете не вмешиваться в жизнь окружающих. Вы придерживаетесь старых обычаев, ничего не делаете из-под палки. Однако временами ваша чрезмерная нерешительность мешает вам достигать важных целей.


* Занятие разработано совместно с М.А. Ступницкой и К.Р. Ступницкой
** «У вас просят ценную вещь, с которой вам жалко расставаться, возможно, она нужна вам самому», «Манипулятор просит вас сделать за него нечто трудное или опасное для вас. Вам этого делать не хочется» и т.д.

Вадим РОДИОНОВ,
Елена ЛАНГУЕВА,
АНО «Школа «Премьер»