Ольга ПАХОМОВА
ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ
Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6/2004
ЗАНЯТИЕ 6
ВАНЬКА ЖУКОВ
По своему обыкновению я подготовился к
заданию заранее – не только прочитал рассказ
Чехова, но и придумал несколько образных моделей.
Поэтому я чувствовал себя довольно уверенно.
Чтобы продемонстрировать свою раскованность и
независимость, я даже откинулся на спинку стула и
положил ногу на ногу. И тут же получил нагоняй от
Ксюши – я, видите ли, задел ее ботинком. Ну никак
не удается почувствовать себя свободной
личностью!
К этому времени психолог уже закончил свою
напутственную речь, и все по очереди стали
говорить, какие образы представились им после
чтения рассказа. Многие, как и я, предложили сразу
несколько вариантов. Да еще психолог прочитал
нам примеры, придуманные ребятами из «Донской
гимназии». Так что образов у нас получилось много
(пересказываю вам только то, что мне самому
больше понравилось).
– После чтения рассказа мне представился образ
погасшей звезды. Где-то я читала, что если звезда
от нас очень далеко, то она может погаснуть, но мы
еще долго будем видеть ее свет. Люди смотрят на
небо, мечтают, что когда-нибудь полетят к этой
звезде, а на самом деле она уже погасла.
– Потерпевший кораблекрушение человек выплыл
на необитаемый остров. Он бросает в море бутылку
с посланием и надеется, что кто-то прочтет его
письмо и придет к нему на помощь. Он продолжает
надеяться и не знает, что послание попало в
желудок кита и не дойдет до земли.
– Путник, умирающий от жажды в пустыне, вдруг
видит вдали дерево и родник. Из последних сил он
ползет к роднику, не догадываясь, что это только
мираж.
Я подумал о самолете, потерпевшем аварию
над джунглями. Самолет падает, загорается
двигатель, но пилот сумел выпрыгнуть из самолета
за мгновение до взрыва. Еще в воздухе он успел
передать сигнал бедствия – «Sos», но не знает,
дойдет ли до кого-нибудь этот сигнал, услышат ли
его на базе.
– Когда Ванька пишет дедушке письмо, то в его
душе наступает рассвет, выглядывает солнце. Но
его надеждам не суждено сбыться, поэтому рассвет
превращается в закат, а день – в ночь.
– одуванчик пробивается сквозь трещину в
асфальте и распускается. Цветок радуется солнцу
и теплу, он не знает, что вырос на дороге и что
скоро по ней пойдут люди и поедут машины.
– Ваньке было плохо в деревне, дедушка часто бил
его, но сейчас ему кажется это раем... Вот так и
животные, пойманные для зоопарка, с грустью
вспоминают свободу и свежую зелень. Если на
свободе они жаловались на жестоких хищников, то
сейчас это не кажется им проблемой.
– Послание, не дошедшее до цели, – это раненый
почтовый голубь.
– Иногда бывает, что долго ждешь какого-то
праздника, заранее радуешься ему. Но праздник не
состоялся, и так становится грустно, такую
чувствуешь тоску...
– Свеча горит на столе, в пустой комнате. Это
Ванькино одиночество.
– Ласточка случайно залетела в комнату и хочет
вылететь наружу. Она бросается на стекло все
снова и снова, но только ранит себя. Птица не
знает, что это стекло, и ей кажется, что она сейчас
полетит... У нас на даче было такое, но мама
вбежала в комнату и открыла окно.
Затем психолог зачитал нам еще один пример. Он
отличался от других, поэтому я запомнил, как
зовут мальчика, который его придумал (его зовут
Илья Смолицкий). А пример вот какой:
«Прочитав этот рассказ, я представил, как Ванька
сидит на полу и усиленно трет пол тряпкой, все
руки его в царапинах и мозолях. А тут приходит
хозяйка, такая злая, что только и думает, чтобы
выместить зло на бедном Ваньке. И бедный Ванька
каждый вечер получает бочку ударов и окриков. Как
Прометей, к которому каждый вечер прилетал орел и
клевал ему печень. Но у Прометея каждый день
вырастает печень, так и Ванька послал письмо и
думает, что нашел спасение».
Психолог сказал, что сочинение, написанное Ильей,
заставляет задуматься: можно себе представить,
что, даже не получив ответа, Ванька вскоре снова
возьмется за перо, потому что заметит – когда он
пишет, ему становится легче. И тогда, быть может,
он станет писать дедушке каждый день, но уже не
ради того, чтобы его забрали домой, а ради
возможности выговориться, выразить на бумаге
свои мысли и чувства. Метафора помогла нам
увидеть и такой вариант развития событий.
Но вот примеры закончились, мы все немного
помолчали, думая о своем. Потом психолог сказал:
– Теперь, наверное, вам будут понятны слова
Михаила Михайловича Бахтина: «Истолкование
символических структур принуждено уходить в
бесконечность символических смыслов...»
Мы согласились, что они нам понятны.
МНОГОГОЛОСИЕ
– Вы, может быть, заметили, – сказал психолог, –
что у нас был не просто диалог, но получилась
перекличка образов – многоголосие. Наш мир полон
голосов, каждое высказывание, кем бы оно ни было
произнесено или написано, несет в себе смысл,
который, подобно Ванькиному письму, ищет своего
адресата. При соприкосновении высказываний
рождаются новые смыслы, или, как говорил Бахтин,
появляется новое звено в бесконечной смысловой
цепи.
И если мы хотим понять глубину и многомерность
смысла, то нам нужно сопоставить свою точку
зрения с мнениями других людей. Тогда мы сможем
увидеть объект с разных сторон, в разных его
проявлениях.
– Получится как с теми слепыми, которые с разных
сторон щупали слона? – спросил кто-то из ребят.
– Нет, – ответил психолог, – если мы не будем
ничего обсуждать, то тогда действительно
получится как с теми слепыми. И нам будет понятен
только один какой-то маленький кусочек. А вот
если мы будем сравнивать свою позицию с
услышанным или прочитанным, то тогда нам удастся
понять, что слон – это не какие-то отдельные
кусочки, а нечто целое. Притом довольно большое.
ЗАКОН ВЛИЯНИЯ СМЫСЛА
– И еще, – продолжал психолог, – есть закон
влияния смысла, открытый выдающимся психологом
Львом Семеновичем Выготским. Согласно этому
закону, слово, проходя сквозь художественное
произведение, вбирает в себя многообразие
заключенных в нем смыслов. Название произведения
приближается по смыслу к самому произведению,
оно становится символом, воплощающим идею.
Таким символом стало имя Ваньки Жукова, потому
что оно для нас наполнено смыслом: за ним стоит
образ одинокого мальчика, пишущего дедушке
письмо. А теперь, когда мы с вами обсудили
рассказ, за этим именем появились новые образы –
одуванчика, пробивающегося сквозь асфальт,
ласточки, рвущейся на волю. Заметьте, что ни об
одуванчике, ни о ласточке Чехов не писал, но эти
образы помогают нам лучше понять его рассказ.
Влияние (или вливание) смысла возможно не только
в художественном произведении, но и в жизни. Если,
например, человек прошел войну, сражался за
какой-то город, там погибли его товарищи, то
название города будет наполнено для него
глубоким смыслом. И нам этого не понять, потому
что для нас тот город – просто точка на
географической карте. Но бывают, конечно, и
другие символы, полные смысла сразу для многих
людей.
– А вот говорят: «Символы и знаки». Это одно и то
же или нет? – спросил Игорь.
– Символ многозначен, – объяснил психолог, – мы
сами видели, как за одним образом – именем
мальчика Ваньки – вдруг открывается целая
цепочка образов и смыслов. Знак тоже обозначает,
тоже служит представителем чего-то другого,
стоящего за ним. Но его значение более
определенное. Пример – дорожные знаки. Увидев
знак, водитель должен точно понимать, что этот
знак означает, иначе он просто попадет в аварию.
– Вот вы говорите, что Ванька – символ, –
вступила в разговор Оленька. – Но в таком случае
все наши эксперты – Перышкин, Карасев, директор с
тетей Полей – просто знаки. Мы ведь точно знаем,
что они будут делать.
– По сути дела, так и есть, – сказал психолог. –
Только искусство способно передать характер
человека во всей его глубине, а наши учебные
примеры – просто схемы. И если бы эти персонажи
были живыми людьми, то они могли бы на нас
обидеться, ведь мы изобразили их очень упрощенно.
Можно даже представить, что они пришли бы к нам на
занятие и высказали свои претензии.
И мы тут же попытались себе представить, как бы
это выглядело.
БУНТ ЭКСПЕРТОВ
–
Вы меня выставили каким-то сухарем, который,
кроме учебного процесса, ничем не интересуется,
– возмутился бы директор. – Но у меня, как и у
всякого человека, есть свои увлечения. Я,
например, люблю рыбалку и классическую музыку. А
по вечерам мы с внуком делаем из спичечных
коробков копии старинных замков. И очень, знаете
ли, неплохо получается....
– Не умеете сочинять, так не беритесь, –
проворчала бы тетя Поля. – А то изобразили меня
какой-то старой калошей. Бывает, конечно, что и
поворчу – как же без этого? Да и жизнь ведь у меня
довольно тяжелая... Но, вообще-то, по характеру я
человек веселый – и петь люблю, и пошутить умею. И
раз уж начали обо мне писать, вы и об этом тоже
напишите.
–
А меня представили воображалой, – обиделась бы
Белянчикова. – Но это нечестно, и я не согласна.
Между прочим, когда я в последний раз собиралась
к гномам, то даже в зеркало ни разу не
посмотрелась! Гномики меня понимают, потому что
они – хорошие психологи. Вот у кого вам нужно
поучиться!
– Да, у меня нет каких-то выдающихся
способностей, но зачем это все время
подчеркивать? – спросил бы Степанов. – Я ведь еще
мальчик, у меня все впереди. пока что я не нашел
своего дела, но я его обязательно найду.
– Мне, например, очень понравился Степанов, –
сказал бы Карасев, – он такой сдержанный,
спокойный. Мне бы хотелось быть похожим на него.
– Вы, конечно, очень упростили мой характер, –
сказал бы нам Перышкин, – но благодаря этому мне
стали видней некоторые мои недостатки. Так что я
на вас не в обиде, и даже могу сказать «спасибо».
Когда
все эксперты высказали, наконец, свое мнение о
нас и покинули клуб, Сеня жизнерадостно сообщил:
– А я знаю, зачем они нам нужны! Ведь Перышкин,
директор, тетя Поля – все эти персонажи, они же
выражают разные точки зрения. И мы всегда можем
мысленно представлять себе их, советоваться с
ними, и тогда любое событие сможем увидеть с
разных сторон.
Психолог был не уверен, что нам всегда нужно
советоваться с Перышкиным и Карасевым. «Каждое
мнение выражает чью-то позицию и несет в себе
смысл, – сказал он. – Но с кем нам лучше
советоваться – это особый вопрос».
БУ-БУ-БУ-ПУ-ПУ-КУ
– А можно ли сказать такое, в чем совсем нету
никакого смысла? – спросил Алик.
Психолог объяснил, что у любого высказывания
есть автор, который хочет что-то выразить и
передать. Высказывания бывают глупые и умные,
суждения бывают верные или ошибочные, но все, что
говорится, имеет какой-то смысл, хотя бы потому,
что выражает позицию говорящего.
– А я могу сказать такое высказывание, у которого
не будет никакого смысла! – заявил Алик. –
Бу-бу-бу-пу-пу-ку! Какой здесь смысл?
– В твоем высказывании тоже есть смысл, –
ответил психолог. – Ты ведь хотел удивить нас,
верно? И немножко развеселить. По-моему, тебе это
удалось. (Ребята, услышав как Алик «бубубукал»,
конечно же, стали улыбаться.)
– Но если все, что говорится, имеет смысл, и все,
что происходит вокруг, имеет смысл тоже, то тогда
получается целое море смыслов, – задумчиво
произнесла Галя. – И мы в этом море утонем.
– «Море смыслов» – это очень красивый образ, –
сказал психолог. – Только нам совсем не
обязательно в нем тонуть – лучше мы отправимся в
плаванье.
– Итак – решено! – объявил он ребятам. – На
следующем занятии мы с вами отправимся в
путешествие по морю смыслов.
ЗАДАНИЯ
«Пиктограмма»
Перед вами список слов и словосочетаний:
1. Тяжелая работа
2. Веселый праздник
3. Темная ночь
4. Мальчик – трус
5. Печаль
6. Мечта
7. Разлука
8. Обман
9. Счастье
10. Сомнение
К каждому из них нарисуйте картинку, глядя на
которую вы смогли бы вспомнить эти слова.
Рисунки С. Пахомова
Публикация статьи произведена при поддержке фармацевтической компании «Берлин-Хеми/Менарини», представляющей гепатопротекторный препарат «Резолют». Экология, алкоголь, лекарственные препараты – современный напряженный образ жизни может отзываться болями в печени – органе, призванном выводить из организма токсины, участвовать в пищеварении, аккумулировать вещества, необходимые для организма. Таким образом, печень является жизненно важным органом и нуждается в защите и помощи в восстановлении, что достигается ведением здорового образа жизни и приемом гепатопротекторов. |