Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7/2004

ЗАНЯТИЕ 7

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ СМЫСЛОВ
– Сегодня мы пускаемся в плавание по необыкновенному морю – морю смыслов, – сказал психолог. – По правде говоря, – добавил он, – мы давно уже по нему плывем, просто раньше этого не замечали. Итак, мы с вами находимся в открытом море, где «попутный ветер надувает паруса». Мы все – капитаны, прокладывающие курс своим кораблям. Наша цель – найти себя, открыть свой главный жизненный смысл. Достичь этой цели непросто, поэтому нам предстоит долгое и трудное путешествие, в котором нас ожидают приключения, опасности и открытия.
– В море есть острова, – продолжал психолог, – их не так уж много, но они обязательно встретятся на нашем пути. Эти острова – смыслы, порождаемые отношениями людей друг к другу. Они выступают из волн и неизменно остаются там же, где были много лет назад, и каждое поколение мореплавателей делает остановки у этих островов. Меняются декорации нашей жизни, меняется технологический фон – появляются паровозы, самолеты, компьютеры, а на островах разыгрываются все те же старинные сюжеты, и главные роли исполняют Любовь и Вражда, Милосердие и Обман.
– А вы не могли бы привести нам пример такого старинного сюжета? – попросила психолога Ксюша.
– Пожалуй, могу, – согласился психолог.

ДОХЛАЯ УТКА
Психолог попросил нас представить себе ученика, которому задали написать сочинение. Завтра нужно сдавать работу, а нерадивый ученик даже не прочитал произведение, по которому он должен писать. Не долго думая, ученик списывает из какой-то брошюрки более иди менее подходящий по содержанию текст и сдает тетрадку учителю.

Потом психолог предложил нам представить ситуацию из доисторических времен: первобытный мальчик получил от своего первобытного учителя задание – подстрелить из лука дикую утку. Мальчик в стрельбе упражнялся не слишком усердно и справиться с заданием не смог. Однако, слоняясь вокруг болота, он находит на берегу птицу, погибшую от естественных причин, втыкает в нее стрелу и несет учителю.
Нетрудно представить, что скажут оба учителя своим ученикам.
– Я же вижу, Петров, что это сочинение писал не ты! – скажет современный учитель.
– Эта утка сдохла уже неделю назад – от нее плохо пахнет! – скажет доисторический.
В этих двух примерах много различий: обстановка, в которой проводятся уроки, сами уроки, даже внешний вид учителей – все отличается, все не похоже. А вот смысл у ситуаций одинаковый – не надо обманывать учителей (все равно из этого ничего не получится).
Основной смысл не нуждается в том, чтобы мы объясняли его с помощью моделей, он сам выступает основанием наших объяснений и моделей.
И если ты предал друга, то никакие оправдания и образные модели не способны изменить этого обстоятельства. Моделируй не моделируй, но ты его все-таки предал.
– А как можно отличить главное от неглавного? – спросила Света.

«ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...»
– Мы не первые, кто отправляется в плавание по морю смыслов, многие поколения людей бороздили его просторы задолго до нашего рождения. Для нас, живущих сегодня, чтобы мы не канули бесславно в пучину, оставлены маяки, которые светят во мраке ночи и помогают не сбиться с пути. Такими ориентирами служат христианские заповеди, произведения искусства, размышления философов. Люди, которые жили до нас, посылают нам сигналы сквозь время и пространство.
– Получается, как с погасшей звездой, – сказала Галя. – Самой звезды уже нет, но свет ее мы видим еще долго.
– Да, звезды умирают, – согласился психолог, – но взамен погасших звезд на небе загораются новые. О том, как это происходит, рассказал Владимир Маяковский в стихотворении «Послушайте».

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку?
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Все немного помолчали, обдумывая услышанное, а потом на психолога снова посыпались вопросы. Такое уж это было занятие – у всех почему-то находились вопросы.
– С кем я могу посоветоваться в трудную минуту? – спросил Сеня.
– С теми, кого ты любишь и уважаешь, – ответил психолог.
– А вот вы говорили про христианские заповеди, – напомнил Игорь, – но если человек в Бога не верит, разве они могут указывать ему путь?

БОГ В НАШЕЙ ДУШЕ
– Видишь ли, Игорь, – сказал психолог, – у нас даже летоисчисление ведется от Рождества Христова, и христианские нравственные ценности давно уже стали ценностями общечеловеческими. Что же касается веры, то это глубоко личное, и каждый сам решает для себя, верить ему или нет. как психолог, могу сказать одно – представление о Боге живет в душах многих людей. Чтобы понимать, как думают и чувствуют эти люди (а их на нашей планете – большинство), мы тоже должны иметь в своей душе какое-то представление о Боге.

ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО ВАНЬКИ ЖУКОВЫ
– Когда я вас слушала, – обратилась Оленька к психологу, – у меня появилась одна мысль. Не знаю, может быть, это покажется глупым, но у нас ведь обсуждение, верно? И значит, каждый может высказывать свое мнение.
Психолог приободрил Оленьку, сказал, что все ее внимательно слушают.
– Я просто подумала, – продолжила Оленька, – что рассказ Чехова «Ванька» написан про нас. Все мы немножко Ваньки Жуковы, потому что очень на него похожи...
Дальше ей говорить не дали, потому что все ребята (и я в том числе) стали смеяться. Нам почему-то показалось очень смешным, что нас сравнили с мальчиком, который даже не знает, что на письме нужно указывать адрес.
Серьезным оставался только психолог. Он дождался, пока мы немного успокоимся, и сказал Оленьке: «Продолжай! Почему тебе кажется, что мы на него похожи?»
Голос у Оленьки дрожал, на глазах выступили слезы (я запоздало подумал, что зря мы так хохотали, надо было сначала ее выслушать), но она взяла себя в руки и довела свою мысль до конца.
– Я знаю, что все умеют подписывать конверты, – сказала она, – и звонить по телефону, и всякое такое. Но мы еще многого не знаем о жизни. Иногда мы не знаем, что случилось с нашими близкими, и боимся, что с ними произошло какое-то несчастье. Когда мы боимся за них, то молимся, чтобы у них все было хорошо. Но ведь мы даже не знаем точно, есть ли Бог, который мог бы услышать нашу молитву. И все-таки мы обращаемся к Нему и надеемся, что Он поможет. В этом мы похожи на Ваньку.
(Вам, наверное, интересно узнать, какое впечатление произвела на нас эта речь? Скажу только – никто больше не смеялся.)
Потом Света попросила психолога: «Расскажите нам еще что-нибудь про смысл. Чтобы мы прямо сейчас смогли понять что-то важное про людей».
– Хорошо, – согласился психолог, – я расскажу вам одну небольшую притчу, в ней как раз говорится о важном.

РУАНСКИЙ СОБОР
– В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Я строю Руанский собор».
– Вот и вся история, – закончил психолог.
– А что она поможет нам понять? – спросил Игорь.
Психолог объяснил, что притча символизирует отношение людей к своему труду и что в ответах каменщиков отражены три основных смысла человеческой деятельности:
– делать что-то, не задумываясь о том, зачем это нужно;
– делать что-то для себя и своей семьи;
– делать что-то хорошее для всех людей.
– Я понял, – сказал Миша. – Про врача из рассказа Булгакова можно сказать, что он строил собор. Он же не только из-за денег работал, он действительно хотел помочь своим больным.
– И наша Марина Витальевна строит собор, – сказала Ксюша. – Это наша учительница по английскому, – пояснила она психологу, – она всегда с нами занимается дополнительно и еще старается, чтобы было интересно. Про нее никак не скажешь, что она просто кладет кирпичи.
– Но ей же платят за это зарплату, – возразил Игорь.
– Конечно, платят, – согласилась Ксюша, – но если бы Марина Витальевна бросила школу и ушла в фирму или вместо нас занималась бы репетиторством. то ей платили бы гораздо больше.
– Многие хотели бы строить собор, но сейчас такая жизнь, что приходится думать о деньгах, – философски заметил Игорь.
– А вот Ванька Жуков просто не имеет возможности строить собор, – сказала Галя. – Он, может, и рад бы его строить, но хозяйка ему не позволит.

– У человека всегда остается возможность строить храм в своей душе, – сказал психолог.
– А что значит «храм в душе»? – удивился Алик. – Мне это как-то непонятно.
– Ну я так понимаю, что от такой жизни он мог бы озлобиться, – объяснила Света, – а если он сохранит свою доброту, то сможет сделать что-то хорошее.
– Давно собираюсь спросить, – сказал вдруг Тоша. – Что это вообще такое – душа?
– Я рад, что вы задали мне этот вопрос, – ответил психолог. – Но в двух словах о душе не расскажешь, тут требуется спокойный и вдумчивый разговор. Так что о душе мы с вами поговорим на следующем занятии.

ЗАДАНИЯ

1. Нарисуйте карту моря смыслов.
2. Какие «вечные сюжеты» могут разыгрываться на островах?
3. Какие опасности подстерегают путешественников? С какими «морскими чудовищами» они могут встретиться?

Ольга ПАХОМОВА

Рис. С. Пахомова