Ольга ПАХОМОВА
ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ
Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7/2004
ЗАНЯТИЕ 7
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ СМЫСЛОВ
– Сегодня мы пускаемся в плавание по
необыкновенному морю – морю смыслов, – сказал
психолог. – По правде говоря, – добавил он, – мы
давно уже по нему плывем, просто раньше этого не
замечали. Итак, мы с вами находимся в открытом
море, где «попутный ветер надувает паруса». Мы
все – капитаны, прокладывающие курс своим
кораблям. Наша цель – найти себя, открыть свой
главный жизненный смысл. Достичь этой цели
непросто, поэтому нам предстоит долгое и трудное
путешествие, в котором нас ожидают приключения,
опасности и открытия.
– В море есть острова, – продолжал психолог, – их
не так уж много, но они обязательно встретятся на
нашем пути. Эти острова – смыслы, порождаемые
отношениями людей друг к другу. Они выступают из
волн и неизменно остаются там же, где были много
лет назад, и каждое поколение мореплавателей
делает остановки у этих островов. Меняются
декорации нашей жизни, меняется технологический
фон – появляются паровозы, самолеты, компьютеры,
а на островах разыгрываются все те же старинные
сюжеты, и главные роли исполняют Любовь и Вражда,
Милосердие и Обман.
– А вы не могли бы привести нам пример такого
старинного сюжета? – попросила психолога Ксюша.
– Пожалуй, могу, – согласился психолог.
ДОХЛАЯ УТКА
Психолог попросил нас представить себе ученика,
которому задали написать сочинение. Завтра нужно
сдавать работу, а нерадивый ученик даже не
прочитал произведение, по которому он должен
писать. Не долго думая, ученик списывает из
какой-то брошюрки более иди менее подходящий по
содержанию текст и сдает тетрадку учителю.
Потом психолог предложил нам представить
ситуацию из доисторических времен: первобытный
мальчик получил от своего первобытного учителя
задание – подстрелить из лука дикую утку.
Мальчик в стрельбе упражнялся не слишком усердно
и справиться с заданием не смог. Однако, слоняясь
вокруг болота, он находит на берегу птицу,
погибшую от естественных причин, втыкает в нее
стрелу и несет учителю.
Нетрудно представить, что скажут оба учителя
своим ученикам.
– Я же вижу, Петров, что это сочинение писал не ты!
– скажет современный учитель.
– Эта утка сдохла уже неделю назад – от нее плохо
пахнет! – скажет доисторический.
В этих двух примерах много различий: обстановка,
в которой проводятся уроки, сами уроки, даже
внешний вид учителей – все отличается, все не
похоже. А вот смысл у ситуаций одинаковый – не
надо обманывать учителей (все равно из этого
ничего не получится).
Основной смысл не нуждается в том, чтобы мы
объясняли его с помощью моделей, он сам выступает
основанием наших объяснений и моделей.
И если ты предал друга, то никакие оправдания и
образные модели не способны изменить этого
обстоятельства. Моделируй не моделируй, но ты его
все-таки предал.
– А как можно отличить главное от неглавного? –
спросила Света.
«ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...»
– Мы не первые, кто отправляется в плавание
по морю смыслов, многие поколения людей
бороздили его просторы задолго до нашего
рождения. Для нас, живущих сегодня, чтобы мы не
канули бесславно в пучину, оставлены маяки,
которые светят во мраке ночи и помогают не
сбиться с пути. Такими ориентирами служат
христианские заповеди, произведения искусства,
размышления философов. Люди, которые жили до нас,
посылают нам сигналы сквозь время и
пространство.
– Получается, как с погасшей звездой, – сказала
Галя. – Самой звезды уже нет, но свет ее мы видим
еще долго.
– Да, звезды умирают, – согласился психолог, – но
взамен погасших звезд на небе загораются новые. О
том, как это происходит, рассказал Владимир
Маяковский в стихотворении «Послушайте».
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку?
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!
Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Все немного помолчали, обдумывая
услышанное, а потом на психолога снова
посыпались вопросы. Такое уж это было занятие – у
всех почему-то находились вопросы.
– С кем я могу посоветоваться в трудную минуту? –
спросил Сеня.
– С теми, кого ты любишь и уважаешь, – ответил
психолог.
– А вот вы говорили про христианские заповеди, –
напомнил Игорь, – но если человек в Бога не верит,
разве они могут указывать ему путь?
БОГ В НАШЕЙ ДУШЕ
– Видишь ли, Игорь, – сказал психолог, – у нас
даже летоисчисление ведется от Рождества
Христова, и христианские нравственные ценности
давно уже стали ценностями общечеловеческими.
Что же касается веры, то это глубоко личное, и
каждый сам решает для себя, верить ему или нет.
как психолог, могу сказать одно – представление
о Боге живет в душах многих людей. Чтобы понимать,
как думают и чувствуют эти люди (а их на нашей
планете – большинство), мы тоже должны иметь в
своей душе какое-то представление о Боге.
ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО ВАНЬКИ ЖУКОВЫ
– Когда я вас слушала, – обратилась Оленька к
психологу, – у меня появилась одна мысль. Не знаю,
может быть, это покажется глупым, но у нас ведь
обсуждение, верно? И значит, каждый может
высказывать свое мнение.
Психолог приободрил Оленьку, сказал, что
все ее внимательно слушают.
– Я просто подумала, – продолжила Оленька, – что
рассказ Чехова «Ванька» написан про нас. Все мы
немножко Ваньки Жуковы, потому что очень на него
похожи...
Дальше ей говорить не дали, потому что все ребята
(и я в том числе) стали смеяться. Нам почему-то
показалось очень смешным, что нас сравнили с
мальчиком, который даже не знает, что на письме
нужно указывать адрес.
Серьезным оставался только психолог. Он
дождался, пока мы немного успокоимся, и сказал
Оленьке: «Продолжай! Почему тебе кажется, что мы
на него похожи?»
Голос у Оленьки дрожал, на глазах выступили слезы
(я запоздало подумал, что зря мы так хохотали,
надо было сначала ее выслушать), но она взяла себя
в руки и довела свою мысль до конца.
– Я знаю, что все умеют подписывать конверты, –
сказала она, – и звонить по телефону, и всякое
такое. Но мы еще многого не знаем о жизни. Иногда
мы не знаем, что случилось с нашими близкими, и
боимся, что с ними произошло какое-то несчастье.
Когда мы боимся за них, то молимся, чтобы у них все
было хорошо. Но ведь мы даже не знаем точно, есть
ли Бог, который мог бы услышать нашу молитву. И
все-таки мы обращаемся к Нему и надеемся, что Он
поможет. В этом мы похожи на Ваньку.
(Вам, наверное, интересно узнать, какое
впечатление произвела на нас эта речь? Скажу
только – никто больше не смеялся.)
Потом Света попросила психолога: «Расскажите нам
еще что-нибудь про смысл. Чтобы мы прямо сейчас
смогли понять что-то важное про людей».
– Хорошо, – согласился психолог, – я расскажу
вам одну небольшую притчу, в ней как раз
говорится о важном.
РУАНСКИЙ СОБОР
– В славном городе Руане на стройке работали три
каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты
делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой
сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий
произнес: «Я строю Руанский собор».
– Вот и вся история, – закончил психолог.
– А что она поможет нам понять? – спросил Игорь.
Психолог
объяснил, что притча символизирует отношение
людей к своему труду и что в ответах каменщиков
отражены три основных смысла человеческой
деятельности:
– делать что-то, не задумываясь о том, зачем это
нужно;
– делать что-то для себя и своей семьи;
– делать что-то хорошее для всех людей.
– Я понял, – сказал Миша. – Про врача из рассказа
Булгакова можно сказать, что он строил собор. Он
же не только из-за денег работал, он
действительно хотел помочь своим больным.
– И наша Марина Витальевна строит собор, –
сказала Ксюша. – Это наша учительница по
английскому, – пояснила она психологу, – она
всегда с нами занимается дополнительно и еще
старается, чтобы было интересно. Про нее никак не
скажешь, что она просто кладет кирпичи.
– Но ей же платят за это зарплату, – возразил
Игорь.
– Конечно, платят, – согласилась Ксюша, – но если
бы Марина Витальевна бросила школу и ушла в фирму
или вместо нас занималась бы репетиторством. то
ей платили бы гораздо больше.
– Многие хотели бы строить собор, но сейчас такая
жизнь, что приходится думать о деньгах, –
философски заметил Игорь.
– А вот Ванька Жуков просто не имеет возможности
строить собор, – сказала Галя. – Он, может, и рад
бы его строить, но хозяйка ему не позволит.
– У человека всегда остается возможность
строить храм в своей душе, – сказал психолог.
– А что значит «храм в душе»? – удивился Алик. –
Мне это как-то непонятно.
– Ну я так понимаю, что от такой жизни он мог бы
озлобиться, – объяснила Света, – а если он
сохранит свою доброту, то сможет сделать что-то
хорошее.
– Давно собираюсь спросить, – сказал вдруг Тоша.
– Что это вообще такое – душа?
– Я рад, что вы задали мне этот вопрос, – ответил
психолог. – Но в двух словах о душе не расскажешь,
тут требуется спокойный и вдумчивый разговор.
Так что о душе мы с вами поговорим на следующем
занятии.
ЗАДАНИЯ
1. Нарисуйте карту моря смыслов.
2. Какие «вечные сюжеты» могут разыгрываться на
островах?
3. Какие опасности подстерегают
путешественников? С какими «морскими
чудовищами» они могут встретиться?
Ольга ПАХОМОВА
Рис. С. Пахомова |