Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

 

Занятия с подростками
11–13 лет

 

АНТИСТРЕСС

Продолжение. Начало см. в № 20, 21, 22, 24/2005

ЗАНЯТИЕ 9.
СТРЕСС И ОПАСНОСТЬ

Цель. Развитие представлений о связи опасности и стресса, об опасных жизненных ситуациях; формирование тактики поведения в опасной ситуации, понимания, что многие опасности возникают из-за неправильного поведения подростков, убеждения в том, что стремление избегать или минимизировать опасность и обращаться за помощью к окружающим является проявлением осмотрительности и зрелости.

Оборудование. Мяч; листы писчей бумаги с надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи», «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!» и инструкциями на обороте (см. текст занятия).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После приветствия обсуждается домашнее задание. Выполняется упражнение «Напряжение-расслабление». Затем участникам предлагается назвать ассоциации со словом «опасность». Ведущий, подчеркивая, что большинство людей испытывают негативное отношение к опасностям, предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при возникновении опасности, что они испытывают. Следует сказать, что ситуация опасности вызывает у человека сильнейший стресс. Ведущий напоминает, что на одном из занятий участники обсуждали эмоцию страха, который всегда возникает, когда мы в опасности, и пришли к выводу, что страх — это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно).

На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание, что есть опасности, которые возникают независимо от человека, и те, которые явились следствием неправильного поведения самого человека. Около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственным поведением, нарушением ими правил, принятых в быту, в школе, на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделить ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.

Основная часть

Обсуждается: можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций, можно ли свести к минимуму опасности, есть ли правила поведения в опасных ситуациях. Обобщая высказывания, ведущий предлагает подумать, что следует спасать в первую очередь в ситуации опасности, что является самым важным для человека. После размышлений в середине круга раскладываются три листа с различными надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи». Участники должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность имеют смысл только в том случае, если есть сам человек, то есть если он смог сохранить свою жизнь и здоровье. Таким образом, первое, что необходимо спасать, — это жизнь и здоровье.

Ведущему следует подчеркнуть, что есть особые ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей, это исключительные и редкие ситуации. Взрослые могут жертвовать своей жизнью для спасения детей; люди, несущие ответственность (спасатели, военные, врачи), — для спасения более слабых. В большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей. В отношении двух других приоритетов — чести или собственности — правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям, чтобы свести к минимуму подстерегающие их опасности. При этом следует подвести участников к выводу о правилах поведения и техники безопасности, инструкциях по обращению с техническими приспособлениями и т.п. Необходимо обсудить: где и когда в школе существуют особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии); какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению; почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте и т.п.

Придумать примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, с которой не может справиться собственными силами. На одном из примеров обсудить, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как человек зрелый, понимающий границы своих возможностей? Следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.

Подвести участников к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, предложить вместе придумать алгоритм поведения в опасной ситуации — эта часть занятия проводится в форме «аукциона идей». Обобщая, предложить алгоритм из трех шагов: остановись, подумай, действуй. В середине круга помещаются листы с надписями: «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!». Обсудить, почему необходимо остановиться. По завершении перевернуть лист обратной стороной, на которой написана инструкция: «Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность, не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие». Также обсуждается смысл шага «Подумай!». Инструкция к нему: «Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить». Аналогичная работа с шагом «Действуй!». Инструкция: «Приняв решение, сразу приступай к его выполнению».

Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три шага надо проделать в очень короткое время, например когда надо спасаться бегством.

Заключительная часть

Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью: незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо; старшие ребята предлагают спиртное или наркотики; твои приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри. Примеры подростки могут предложить сами.

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: как вести себя, чтобы не попасть в ситуацию опасности (соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении круга желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации (остановись — подумай — действуй). Выполняется упражнение «Вверх по радуге».

Домашнее задание

Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 10.
ЭКСПЕРТЫ ПО СТРЕССУ

Цель. Обобщение полученного в ходе тренинговых занятий опыта, отработка стратегий управления стрессом в типичных для подростков жизненных ситуациях.

Оборудование. Листы ватмана, на которых в ходе предыдущих занятий были записаны различные определения: функции негативных эмоций; Ты-высказывание и Я-высказывание; «Сравнительная таблица»; «Беспроигрышный метод решения конфликтов», «Остановись», «Подумай», Действуй!», плакаты с описанием упражнений «Напряжение-расслабление», «Вверх по радуге», «Место покоя», описание приемов массажа активных точек. Все это следует развесить на стены кабинета или расположить каким-то иным способом. Письма от подростков (см. текст занятия), четыре листа бумаги А4, четыре ручки, карточки с надписью: «Удостоверение эксперта по стрессу» (по количеству участников).

Вводная часть

После выполнения ритуала приветствия выполняется упражнение «Нос-пол-потолок» или другое, наиболее понравившееся за время проведения занятий.

Ведущий напоминает участникам, что это — последнее занятие цикла. Они уже многое знают о стрессе и ситуациях, в которых он может возникнуть. Сегодня им предстоит выступить в роли экспертов по подростковому стрессу.

Основная часть

Далее ведущий сообщает участникам, что все они работают в организации под названием «Антистресс». Ежедневно на сайт их организации www.antisterss.ru приходят сотни писем от подростков c просьбами помочь справиться с трудными ситуациями. Далее участники делятся на несколько подгрупп (по 3–4 человека). Каждая из них получает по письму. Нужно будет придумать ответ с соответствующими рекомендациями.

Варианты писем:

«Здравствуйте! Меня зовут Алина. Мне 13 лет.

У меня проблема. В последнее время я не могу себя заставить ничего делать, и это ужасно! Скоро конец четверти, а мне еще надо успеть закрыть две двойки. Да еще будет куча контрольных! Кроме школы я еще занимаюсь английским два раза в неделю и хожу на секцию по фехтованию по субботам. Так что свободного времени у меня очень мало! Еще я должна гулять с собакой и поливать цветы, которых у нас полно! Но когда выпадает пара свободных часов и я сажусь за компьютер, чтобы поиграть, расслабиться, то очень скоро понимаю, что не могу сосредоточиться даже на этом. Мне ничего не хочется делать: ни гулять, ни смотреть телевизор, ничего. Со мной что-то не так? Взрослые говорят, что я стала ленивой. Неужели это правда?»

«Здравствуйте! Меня зовут Инна. Мне 12 лет.

Я учусь в шестом классе. Раньше наш класс был очень дружным, а в последнее время мы все время ссоримся. То не можем договориться, кто будет дежурить, то девчонки сплетничают друг про друга, мальчишки обзываются. И главное, каждый считает, что он прав. Вот, например, на прошлой неделе Маринка должна была дежурить, а у нее в этот день было соревнование по теннису. Она надеялась занять первое место. Да и все мы хотели, чтобы она победила. Но когда выяснилось, что ее надо заменить на дежурстве и задержаться после уроков, никто не захотел пойти ей навстречу. Наша классная сказала, чтобы мы разбирались сами. А мы все переругались и разошлись. Марина опоздала на соревнование и теперь ни с кем не разговаривает. Мы все переживаем, но никто не решается заговорить об этом. Посоветуйте, что делать».

«Здравствуйте! Меня зовут Арсений. Мне 11 лет.

Я все время попадаю в истории. Вот недавно мы с другом гуляли. А у нас рядом с домом стройка. Ну он и говорит: «Пошли, посмотрим». Я, конечно, знаю, что по стройкам ходить нельзя, но ведь интересно же. Ну пошли мы. А уже темнело. Идем, и вдруг я провалился куда-то. И чувствую, жутко нога болит — я ее вывихнул. Оказалось, что я в темноте не заметил яму. Мне потом здорово от родителей досталось. А летом в деревне пошел со старшей сестрой на речку, там еще ее друзья были. Стали прыгать с «тарзанки». Ну и я решил, что я, маленький что ли? А она высокая! Я забрался на нее, прыгнул. И пока летел, так испугался, что забыл воздух задержать и захлебнулся. Хорошо, сестра меня быстро вытащила! Родители каждый раз читают мне нотации, говорят, что я должен быть осторожнее. Я и сам понимаю, что это опасно, но ничего не могу с собой поделать. Это иногда так здорово, прямо дух захватывает! А мама говорит, что я должен держать себя в руках, а то когда-нибудь сверну себе шею. Подскажите, как держать себя в руках».

«Здравствуйте! Меня зовут Катя. Мне 13 лет.

У меня такая проблема. Я очень боюсь отвечать у доски или писать контрольные. Я учусь без троек и всегда делаю домашнее задание, готовлюсь. Но всякий раз перед ответом я так волнуюсь, что, кажется, все забываю. И ведь все равно все делаю правильно. Вот вчера была самостоятельная по географии. Я как всегда все выучила, а во время урока мне даже пришлось кое-кому помочь. Весь класс знает, что я всегда готовлюсь к урокам, все пользуются моей помощью, а за моей спиной они посмеиваются над моими страхами. Я и сама на себя злюсь. Что мне делать?»

Перед началом работы в группах ведущий обращает внимание участников на наглядные пособия. Ведущему также следует подсказать участникам, что в своих ответах на письма подростков они должны объяснить им, что с ними происходит, почему это происходит и что им делать.

По окончании работы подгрупп каждая из них зачитывает пришедшее к ним письмо и свой ответ на него. Проводится обсуждение предложенного решения. При необходимости вся группа вместе с ведущим вносит дополнения или исправляет допущенные ошибки. Если в классе возникали подобные ситуации, важно обсудить, как участники выходили из них.

После завершения обсуждения ведущий говорит участникам, что они отлично справились с работой, и выдает им удостоверения экспертов по стрессу.

Ведущему на заметку. Правильные решения: 1-я ситуация — см. занятие «Стресс и нехватка времени», 2-я — «Стресс и конфликты», 3-я — «Стресс и острые ощущения», 4-я — «Стресс и эмоции».

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Выдано _______________________ в том, что он действительно является экспертом по стрессу.

Руководитель группы по подготовке экспертов ______________________________ (фамилия, и.о.)

Дата

Завершающая часть

Подводя итог всем занятиям, ведущий спрашивает участников, какие ситуации чаще всего являются причиной стресса в их жизни. Получили ли они опыт эффективного поведения в ситуации стресса на прошедших занятиях? Что из материалов тренинга, с которыми они познакомились на занятиях, они уже используют или смогут использовать для управления стрессом?

Ведущий прощается с участниками, желает им удачи.

Ритуал прощания.

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»