Занятия с подростками
11–13 лет
АНТИСТРЕСС
|
Продолжение. Начало см. в № 20, 21, 22, 24/2005
ЗАНЯТИЕ 9.
СТРЕСС И ОПАСНОСТЬ
Цель. Развитие представлений о связи
опасности и стресса, об опасных жизненных
ситуациях; формирование тактики поведения в
опасной ситуации, понимания, что многие
опасности возникают из-за неправильного
поведения подростков, убеждения в том, что
стремление избегать или минимизировать
опасность и обращаться за помощью к окружающим
является проявлением осмотрительности и
зрелости.
Оборудование. Мяч; листы писчей бумаги с
надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и
достоинство», «Деньги и вещи», «Остановись!»,
«Подумай!», «Действуй!» и инструкциями на обороте
(см. текст занятия).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
После приветствия обсуждается домашнее
задание. Выполняется упражнение
«Напряжение-расслабление». Затем участникам
предлагается назвать ассоциации со словом
«опасность». Ведущий, подчеркивая, что
большинство людей испытывают негативное
отношение к опасностям, предлагает обсудить, как
обычно ведут себя люди при возникновении
опасности, что они испытывают. Следует сказать,
что ситуация опасности вызывает у человека
сильнейший стресс. Ведущий напоминает, что на
одном из занятий участники обсуждали эмоцию
страха, который всегда возникает, когда мы в
опасности, и пришли к выводу, что страх — это
предупреждение, сигнал, который может
парализовать человеческую волю, а может
мобилизовать ресурсы человека (привести примеры
или предложить подросткам сделать это
самостоятельно).
На основании приведенных примеров ведущий
обращает внимание, что есть опасности, которые
возникают независимо от человека, и те, которые
явились следствием неправильного поведения
самого человека. Около половины серьезных травм,
получаемых подростками, связано с их собственным
поведением, нарушением ими правил, принятых в
быту, в школе, на транспорте. Желающие могут
привести примеры. Особо выделить ситуации, когда
подростки ведут себя слишком рискованно,
поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть
Обсуждается: можно ли полностью избежать
опасных жизненных ситуаций, можно ли свести к
минимуму опасности, есть ли правила поведения в
опасных ситуациях. Обобщая высказывания, ведущий
предлагает подумать, что следует спасать в
первую очередь в ситуации опасности, что
является самым важным для человека. После
размышлений в середине круга раскладываются три
листа с различными надписями: «Жизнь и здоровье»,
«Честь и достоинство», «Деньги и вещи». Участники
должны разложить эти листы в соответствии с
очередностью того, что (по их мнению) надо спасать
в первую, вторую и третью очередь при
возникновении опасности. По завершении ведущий
подчеркивает, что такие ценности, как честь,
достоинство, деньги, собственность имеют смысл
только в том случае, если есть сам человек, то
есть если он смог сохранить свою жизнь и
здоровье. Таким образом, первое, что необходимо
спасать, — это жизнь и здоровье.
Ведущему следует подчеркнуть, что есть особые
ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью
во имя других людей или ценностей, это
исключительные и редкие ситуации. Взрослые могут
жертвовать своей жизнью для спасения детей; люди,
несущие ответственность (спасатели, военные,
врачи), — для спасения более слабых. В
большинстве ситуаций, связанных с опасностью,
дети и подростки должны спасать свою жизнь и
здоровье, учитывая, по возможности, безопасность
других людей. В отношении двух других
приоритетов — чести или собственности —
правильного ответа нет, каждый волен поступать
так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что
удалось придумать людям, чтобы свести к минимуму
подстерегающие их опасности. При этом следует
подвести участников к выводу о правилах
поведения и техники безопасности, инструкциях по
обращению с техническими приспособлениями и т.п.
Необходимо обсудить: где и когда в школе
существуют особые правила поведения (уроки
труда, физкультуры, физики, химии); какие бытовые
приборы и почему снабжаются особыми
инструкциями по применению; почему существуют
особые правила дорожного движения и поведения в
транспорте и т.п.
Придумать примеры, когда подросток
сталкивается с опасностью, с которой не может
справиться собственными силами. На одном из
примеров обсудить, правильно ли поступает тот,
кто обращается за помощью к окружающим.
Поступает ли он как человек слабый, малодушный
или как человек зрелый, понимающий границы своих
возможностей? Следует подчеркнуть, что
стремление получить помощь в опасной ситуации
является признаком зрелого поведения.
Подвести участников к пониманию того, что
невозможно заранее предугадать все жизненные
опасности, предложить вместе придумать алгоритм
поведения в опасной ситуации — эта часть занятия
проводится в форме «аукциона идей». Обобщая,
предложить алгоритм из трех шагов: остановись,
подумай, действуй. В середине круга помещаются
листы с надписями: «Остановись!», «Подумай!»,
«Действуй!». Обсудить, почему необходимо
остановиться. По завершении перевернуть лист
обратной стороной, на которой написана
инструкция: «Если ты почувствовал страх, значит,
тебе угрожает опасность, не позволяй страху
превратиться в панику, постарайся сохранить
спокойствие». Также обсуждается смысл шага
«Подумай!». Инструкция к нему: «Подумай, в чем
заключается опасность, прими решение, как ее
избежать или уменьшить». Аналогичная работа с
шагом «Действуй!». Инструкция: «Приняв решение,
сразу приступай к его выполнению».
Необходимо обязательно обратить внимание
участников, что возможны ситуации, когда все три
шага надо проделать в очень короткое время,
например когда надо спасаться бегством.
Заключительная часть
Участникам предлагается описать свои действия
в соответствии с предложенным алгоритмом в
типичных для подростков ситуациях, связанных с
опасностью: незнакомый человек предлагает тебе
пойти с ним куда-либо; старшие ребята предлагают
спиртное или наркотики; твои приятели нашли во
дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть,
что там внутри. Примеры подростки могут
предложить сами.
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают
на вопрос: как вести себя, чтобы не попасть в
ситуацию опасности (соблюдать правила поведения,
инструкции по технике безопасности и обращению
со сложными приборами). По завершении круга
желающие повторяют алгоритм поведения в опасной
ситуации (остановись — подумай — действуй).
Выполняется упражнение «Вверх по радуге».
Домашнее задание
Обсудить с родителями алгоритм поведения в
опасной ситуации.
ЗАНЯТИЕ 10.
ЭКСПЕРТЫ ПО СТРЕССУ
Цель. Обобщение полученного в ходе
тренинговых занятий опыта, отработка стратегий
управления стрессом в типичных для подростков
жизненных ситуациях.
Оборудование. Листы ватмана, на которых
в ходе предыдущих занятий были записаны
различные определения: функции негативных
эмоций; Ты-высказывание и Я-высказывание;
«Сравнительная таблица»; «Беспроигрышный метод
решения конфликтов», «Остановись», «Подумай»,
Действуй!», плакаты с описанием упражнений
«Напряжение-расслабление», «Вверх по радуге»,
«Место покоя», описание приемов массажа активных
точек. Все это следует развесить на стены
кабинета или расположить каким-то иным способом.
Письма от подростков (см. текст занятия), четыре
листа бумаги А4, четыре ручки, карточки с
надписью: «Удостоверение эксперта по стрессу»
(по количеству участников).
Вводная часть
После выполнения ритуала приветствия
выполняется упражнение «Нос-пол-потолок» или
другое, наиболее понравившееся за время
проведения занятий.
Ведущий напоминает участникам, что это —
последнее занятие цикла. Они уже многое знают о
стрессе и ситуациях, в которых он может
возникнуть. Сегодня им предстоит выступить в
роли экспертов по подростковому стрессу.
Основная часть
Далее ведущий сообщает участникам, что все они
работают в организации под названием
«Антистресс». Ежедневно на сайт их организации
www.antisterss.ru приходят сотни писем от подростков c
просьбами помочь справиться с трудными
ситуациями. Далее участники делятся на несколько
подгрупп (по 3–4 человека). Каждая из них получает
по письму. Нужно будет придумать ответ с
соответствующими рекомендациями.
Варианты писем:
«Здравствуйте! Меня зовут Алина. Мне 13 лет.
У меня проблема. В последнее время я не могу
себя заставить ничего делать, и это ужасно! Скоро
конец четверти, а мне еще надо успеть закрыть две
двойки. Да еще будет куча контрольных! Кроме
школы я еще занимаюсь английским два раза в
неделю и хожу на секцию по фехтованию по
субботам. Так что свободного времени у меня очень
мало! Еще я должна гулять с собакой и поливать
цветы, которых у нас полно! Но когда выпадает пара
свободных часов и я сажусь за компьютер, чтобы
поиграть, расслабиться, то очень скоро понимаю,
что не могу сосредоточиться даже на этом. Мне
ничего не хочется делать: ни гулять, ни смотреть
телевизор, ничего. Со мной что-то не так? Взрослые
говорят, что я стала ленивой. Неужели это правда?»
«Здравствуйте! Меня зовут Инна. Мне 12 лет.
Я учусь в шестом классе. Раньше наш класс был
очень дружным, а в последнее время мы все время
ссоримся. То не можем договориться, кто будет
дежурить, то девчонки сплетничают друг про друга,
мальчишки обзываются. И главное, каждый считает,
что он прав. Вот, например, на прошлой неделе
Маринка должна была дежурить, а у нее в этот день
было соревнование по теннису. Она надеялась
занять первое место. Да и все мы хотели, чтобы она
победила. Но когда выяснилось, что ее надо
заменить на дежурстве и задержаться после
уроков, никто не захотел пойти ей навстречу. Наша
классная сказала, чтобы мы разбирались сами. А мы
все переругались и разошлись. Марина опоздала на
соревнование и теперь ни с кем не разговаривает.
Мы все переживаем, но никто не решается
заговорить об этом. Посоветуйте, что делать».
«Здравствуйте! Меня зовут Арсений. Мне 11 лет.
Я все время попадаю в истории. Вот недавно мы с
другом гуляли. А у нас рядом с домом стройка. Ну он
и говорит: «Пошли, посмотрим». Я, конечно, знаю,
что по стройкам ходить нельзя, но ведь интересно
же. Ну пошли мы. А уже темнело. Идем, и вдруг я
провалился куда-то. И чувствую, жутко нога болит
— я ее вывихнул. Оказалось, что я в темноте не
заметил яму. Мне потом здорово от родителей
досталось. А летом в деревне пошел со старшей
сестрой на речку, там еще ее друзья были. Стали
прыгать с «тарзанки». Ну и я решил, что я,
маленький что ли? А она высокая! Я забрался на нее,
прыгнул. И пока летел, так испугался, что забыл
воздух задержать и захлебнулся. Хорошо, сестра
меня быстро вытащила! Родители каждый раз читают
мне нотации, говорят, что я должен быть
осторожнее. Я и сам понимаю, что это опасно, но
ничего не могу с собой поделать. Это иногда так
здорово, прямо дух захватывает! А мама говорит,
что я должен держать себя в руках, а то
когда-нибудь сверну себе шею. Подскажите, как
держать себя в руках».
«Здравствуйте! Меня зовут Катя. Мне 13 лет.
У меня такая проблема. Я очень боюсь отвечать у
доски или писать контрольные. Я учусь без троек и
всегда делаю домашнее задание, готовлюсь. Но
всякий раз перед ответом я так волнуюсь, что,
кажется, все забываю. И ведь все равно все делаю
правильно. Вот вчера была самостоятельная по
географии. Я как всегда все выучила, а во время
урока мне даже пришлось кое-кому помочь. Весь
класс знает, что я всегда готовлюсь к урокам, все
пользуются моей помощью, а за моей спиной они
посмеиваются над моими страхами. Я и сама на себя
злюсь. Что мне делать?»
Перед началом работы в группах ведущий
обращает внимание участников на наглядные
пособия. Ведущему также следует подсказать
участникам, что в своих ответах на письма
подростков они должны объяснить им, что с ними
происходит, почему это происходит и что им
делать.
По окончании работы подгрупп каждая из них
зачитывает пришедшее к ним письмо и свой ответ на
него. Проводится обсуждение предложенного
решения. При необходимости вся группа вместе с
ведущим вносит дополнения или исправляет
допущенные ошибки. Если в классе возникали
подобные ситуации, важно обсудить, как участники
выходили из них.
После завершения обсуждения ведущий говорит
участникам, что они отлично справились с работой,
и выдает им удостоверения экспертов по стрессу.
Ведущему на заметку. Правильные решения: 1-я
ситуация — см. занятие «Стресс и нехватка
времени», 2-я — «Стресс и конфликты», 3-я — «Стресс
и острые ощущения», 4-я — «Стресс и эмоции».
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Выдано _______________________ в том, что он действительно
является экспертом по стрессу.
Руководитель группы по подготовке экспертов
______________________________ (фамилия, и.о.)
Дата |
Завершающая часть
Подводя итог всем занятиям, ведущий спрашивает
участников, какие ситуации чаще всего являются
причиной стресса в их жизни. Получили ли они опыт
эффективного поведения в ситуации стресса на
прошедших занятиях? Что из материалов тренинга, с
которыми они познакомились на занятиях, они уже
используют или смогут использовать для
управления стрессом?
Ведущий прощается с участниками, желает им
удачи.
Ритуал прощания.
Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»
|