Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2007


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Игры в «Тигры» — 2

Работа с подростками по снижению агрессивности

Cм. в № 21, 22, 24 /2006

Шел я в джунглях через мост,
Тигра там поймал за хвост.
Тигр тот сразу зарычал,
А потом общаться стал.
Джеки Силберг

Продолжая тему коррекции агрессивного поведения у подростков, хочу рассказать индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка, два тигра, два дракона или кого-то еще, и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.

При работе с агрессивными детьми (и не только) на психолога возлагаются следующие функции:

1. Создание безопасной среды

Сюда входит: адекватное оснащение — достаточное для всех участников пространство и выбор материалов; использование правил и ограничений работы в группе (правила принимаются только вместе с подростками, при их участии); особенности личности психолога (личная проработка, проявление высокой степени терпимости, принятия, знание подростковой психологии, подростковой субкультуры и пр.).

2. Структурирование хода занятий

Достигается за счет использования тематического подхода (определения темы занятия); деления занятия на этапы; оказания помощи подростку в ходе выполнения заданий (при острой необходимости); обучение техническим навыкам (многие подростки не владеют элементарными навыками использования различных материалов).

3. Сбор и интерпретация информации, формирование диагностической гипотезы.

Психолог не только собирает (фотографирует) работы подростков, создавая архив, но и ведет подробные протоколы занятий, а также составляет аналитические записки, отслеживает динамику.

4. Развертывание групповой дискуссии

Психолог инициирует обсуждение работ, проблем, возникших в ходе работы (в том числе показывает, какие формы дискуссии являются более продуктивными и безопасными).

5. Убеждение и переубеждение

В зависимости от задач и состава группы осуществляется с помощью советов, специально подобранных притч (сказок) и продуманных вопросов, ответов на вопросы подростков.

6. Побуждение к активности

Осуществляется через эмоциональную стимуляцию, создание условий для отыгрывания переживаний; создание ролевой модели для участников группы; использование игр, упражнений; работу с разными материалами.

Кроме того, при работе с подростками необходимо соблюдать следующие этические нормы:

1. Недопущение дискриминации. Как бы подросток ни выглядел, в какую бы неформальную группу ни входил, он может участвовать в работе наравне со всеми.

2. Ориентация на этические стандарты и интересы подростка. Важно познакомиться с подростковой культурой и субкультурой, можно воспользоваться словарями. Необходимо иметь записи подростковой музыки, атрибуты различных неформальных подростковых групп, культовые фильмы для подростков и т.п.

3. Недопущение использования творческих способностей подростка, например: «Нарисуй плакатик», «Пофотографируй во время занятия», «Сделай что-нибудь интересненькое, тут у одной учительницы скоро день рождения» и т.п.

4. Заключение договора (контракта) с подростком или его представителем (кто оплачивает материалы). Подросток должен точно знать расписание встреч, примерную тематику работы, правила работы в группе и др. Необходимые материалы приобретаются либо родителями, либо организацией, в которой вы работаете. Если вы покупаете материалы за свой счет — проведите ритуал прощания с ними, чтобы не впасть в депрессию в ситуации смешения красок или игры на гитаре с помощью расчески для волос.

В случае нарушение договора (если подросток постоянно опаздывает на занятия, нарушает правила взаимодействия в группе, не выполняет домашние задания) необходимо вернуться к обсуждению с ним или его представителями режима, условий занятий, целесообразности продолжения работы.

5. Конфиденциальность отношений. Исключение составляют ситуации, когда есть опасность для окружающих.

6. Соглашение на использование продуктов деятельности. Если вы хотите сделать выставку подростковых работ, использовать фото с занятий в газетной статье и пр., необходимо спросить разрешения у подростка. Соглашения не требуют материалы, которые хранятся в кабинете психолога более трех лет.

7. Хранение материалов. Весь материал, полученный в процессе коррекционно-развивающей работы, должен сохраняться. На каждой работе (рисунок, коллаж и пр.) должны стоять дата, имя или индивидуальный шифр (можно завести папку на каждого подростка). Если подросток забирает работу, то необходимо подробно описать ее, сделать фото- или видеосъемку. Объемные работы, скульптуры, спонтанные импровизации фотографируются или подробно описываются в протоколе. Эти материалы просто бесценны для анализа динамики работы.

8. Адекватное оснащение. Для работы с подростками психолог должен располагать хорошей базой: достаточно большим помещением для групповой работы (можно работать в учебном классе), различными материалами (изобразительные средства, музыкальные инструменты, видео для подростков, музыкальная коллекция, коллекция костюмов или элементов костюма и многое другое).

В прошлой статье были описаны некоторые из тех материалов, которые можно эффективно использовать на занятиях с подростками. Хотелось бы добавить к вашему арсеналу еще некоторые.

Зеркала

Свойства: отражает, бьется, увеличивает/уменьшает (специальное зеркало).

При работе с подростками зеркала обязательно должны использоваться. Для подростка зеркало — это возможность разговора, отражения, преображения, дистанцирования с целью анализа, перехода, возвращения или путешествия.

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» Через зеркало можно попасть туда, где тебе было хорошо, — в детство, в будущее; зеркало поможет выстроить диалог с самим собой. Что, кроме зеркала, отразит твои изменения, твой рост, твои преображения (при работе с гримом, костюмами)? Зеркало даст возможность посмотреть на себя глазами других, откроет новые, неизведанные миры твоего «Я».

Кривые зеркала помогут усилить достоинства и уменьшить недостатки.

Продукты

Свойства: съедобные, разноцветные, ароматные, функциональные.

Предложение сделать что-то из продуктов всегда вызывает у подростков бурю восторга. Они вечно хотят есть, а композиции из продуктов съедобны и вызывают положительные эмоции.

Для игр с продуктами подходят фрукты, овощи, сухарики, конфеты, кетчуп, майонез, сладкие сиропы (варенье) или жидкий шоколад, сгущенка (ими можно рисовать на тарелке), сухие макароны, сухарики, сушки (особенно для агрессивных).

Чтобы организовать игры с продуктами, вам понадобятся одноразовая посуда, салфетки или бумажные полотенца, емкость с водой.

ИГРЫ С ЗЕРКАЛОМ

Портрет из Зазеркалья

Цель: актуализация образа «Я».

Необходимые материалы: зеркала для каждого участника, бумага, ручка.

ХОД РАБОТЫ

1. Подросткам предлагается посмотреть на себя в зеркало. Кого они там видят? Что это за человек? Что он любит и чего не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится?..

2. На листе бумаги необходимо составить портрет того, кто находится в Зазеркалье. Этот портрет должен с точностью до наоборот отличаться от реального портрета подростка, который он составил, смотря в зеркало. Можно разделить лист на две половины и сделать на одной стороне реальный портрет (список ответов на вопросы), а с другой стороны – портрет из Зазеркалья.

3. Группа разбивается на пары и представляет друг другу свои реальные и зеркальные портреты.

4. Обсуждение (проводится со всей группой):

– В чем различие между реальным и зеркальным портретами?

– Что для тебя Зазеркалье? Чем мир Зазеркалья отличается от твоего реального мира?

– Кто из известных тебе героев книг или фильмов путешествовал через зеркало? Для чего он это делал?

– Что дает человеку путешествие в свое Зазеркалье?

– О чем бы вы хотели спросить зеркало, если бы оно было волшебным?

Я — зеркало

Цель: развитие навыков рефлексии.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает подросткам о свойстве зеркала отражать реальность. Затем предлагает группе разделиться на пары. По сигналу ведущего каждый из партнеров будет то зеркалом, то реальностью, которая отражается в нем.

Задача зеркала — не только отражать реальность, но и понять свои чувства по отношению к ней, понять, что оставил бы без изменения, а что, будучи волшебным зеркалом, изменил бы к лучшему.

Задача того, кто играет реальность, — перед зеркалом демонстрировать различные аспекты жизни: человека, его эмоции, чувства, мечты; животных в разных состояниях; неживые предметы. Надо постараться показать перед зеркалом чувства и состояния объектов и субъектов реальности. На проигрывание каждой роли ведущий дает 5 минут. Затем партнеры меняются ролями.

2. Обсуждение:

– Что отразило зеркало?

– Удалось ли вам в роли зеркала отразить эмоции и чувства окружающего вас мира?

– Что из того, что вы отражали, хотелось изменить, увеличить или уменьшить?

– Что демонстрировала перед зеркалом реальность?

– Что переживала реальность, видя свое отражение?

– Является ли человек зеркалом окружающего его мира?

– Если да, то может ли он, изменяя отражение, изменять реальность?

Новая жизнь разбитого зеркала

Цель: интеграция негативного опыта жизни подростка.

Необходимые материалы:обработанные кусочки зеркала и цветного стекла (можно заказать в стекломастерской), плотный картон, рамки для фотографий (простые, с широким полем), одноразовые мелкие тарелочки, одноразовые плотные стаканчики, пластилин, клей, мебельный силикон любого цвета.

ХОД РАБОТЫ

1. Подросткам предлагается, используя основу-форму (тарелочку, стакан, картон, рамку или что-то еще) и кусочки зеркала (цветного и прозрачного стекла), создать композицию «Новая жизнь». На форму наносится пластилин или клей и затем располагаются кусочки зеркала и стекла. Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Зазоры между кусочками зеркала заполняются мебельным силиконом, излишки которого убираются ветошью. Если вы работаете с пластилином, зазоры можно закрыть и им.

2. Придумать к композиции короткую сказку, рассказ, стихи или что-то еще.

3. Выставка и обсуждение. Все композиции расставляются таким образом, чтобы можно было хорошо их рассмотреть. Каждый подросток презентует свою «Новую жизнь», озвучивает рассказ или сказку. Затем проводится обсуждение:

– Что, на ваш взгляд, означает «Новая жизнь разбитого зеркала»?

– Бывало ли в вашей жизни такое: то, что было ровным и целым, безвозвратно разбилось?

– Что вы делали в этой ситуации?

– Что необходимо сделать, чтобы начать новую жизнь?

ИГРЫ С ПРОДУКТАМИ

Вкусная мандала

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: фрукты, овощи, кетчуп, майонез, жидкий шоколад или сироп, разделочная доска, нож, тарелки, столовые приборы (удобнее использовать одноразовые), записи спокойных музыкальных композиций, магнитофон.

В принципе для этой игры могут быть использованы любые доступные продукты.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает подросткам о традиции тибетских монахов выкладывать на земле из цветного песка мандалу (волшебный круг), которая гармонизирует внутреннее состояние. Рассказ можно проиллюстрировать фотографиями различных мандал.

2. Затем ведущий предлагает подросткам, используя имеющиеся продукты, создать свою мандалу. Она отличается от тибетской тем, что впоследствии ее можно будет съесть, поэтому необходимо создать «вкусную» мандалу. Дети используют то, что любят, что может гармонизировать их состояние, «подпитать» светлую сторону, то, чем можно поделиться с другими. На эту работу отводится 12–15 минут. Создание мандалы сопровождается спокойной музыкой.

3. Каждый подросток должен придумать название своей мандале и презентовать ее группе.

4. Фотографирование мандал.

5. Поедание «вкусных мандал». Ведущий предлагает подросткам либо съесть мандалу самостоятельно, либо, если они этого хотят, угостить кого-то, кому она может понравиться.

6. Обсуждение.

«Хрустящий Барабек»

Цель: содействие снижению вербальной агрессии.

Необходимые материалы: любые сухарики (обычно вы предупреждаете подростков о том, что им понадобится на следующем занятии, и они это приносят).

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает подросткам о том, что очень многие продукты при употреблении «звучат». Хрустящий звук сухарей для многих является раздражающим. Мы, используя сухари, попробуем создать ритм.

2. Группа делится на пары. Каждая пара принимает решение, какой ритм она с помощью хрустящего звука съедаемых сухарей будет задавать, затем по команде ведущего начинается ритмичный хруст – поедание сухариков (1–2 минуты).

3. Групповой ритм. Группа принимает решение, какой ритм будет задаваться, и по команде ведущего начинает хрустеть. Ритм может задавать ведущий. Можно экспериментировать с силой звука: по сигналу хрустеть очень громко или чуть слышно.

4. Обсуждение.

С помощью сухарей эффективно устраивать диалоги в парах, например: «Поговорите друг с другом на языке хруста сухариков, покричите друг на друга, пошепчите, договоритесь о чем-то, признайтесь в любви» и др.

«Апельсиновый Джо»

(выдавливание сока целого апельсина по инструкции)

Цель:содействие снижению физической агрессии.

Необходимые материалы: емкость для сока, апельсины по количеству подростков, нож, бумажные полотенца.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает подросткам историю о том, как портной спасся от великана, обхитрив его. Портной предложил великану выжать сок из камня. Великан не смог этого сделать, превратив своей необузданной силой камень в песок. Портной же незаметно вытащил из сумы кусок мягкого сыра и на глазах великана выжал аккуратненько из него сок.

Подросткам предлагается поиграть со своей силой. По команде ведущего необходимо будет выдавливать сок из своего апельсина в емкость. Но команды будут не простые. Сила имеет числовое значение: четыре — очень сильно, три — сильно, два — средне сильно, один — легкое давление, ноль — отсутствие силы. Если ведущий говорит: «три», то надо выдавливать сок сильно, если «один» — слегка, а если «ноль» — не давить вообще.

2. Каждый подросток получает емкость для сока, апельсин (часть плода срезана, чтобы сок мог свободно вытекать), бумажное полотенце. По команде ведущего вся группа начинает давить сок. Для начала необходимо сохранить числовую последовательность, а затем давать инструкции вперемежку, пока сок из апельсина не будет выдавлен.

3. Проба сока. Подросткам предлагается выпить сок своей силы, ощутив ее на вкус.

4. Обсуждение.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by

(Продолжение следует)