Марина УКОЛОВА,
педагог-психолог МОУ для детей дошкольного и
младшего школьного возраста «Мордовская
начальная школа — детский сад «Солнышко»
Необыкновенное путешествие
обыкновенного мальчика в страну Психику
Книга для любознательных школьников 9–12 лет
и взрослых детей любого возраста
Рисунки Е. Медведева
ВСТУПЛЕНИЕ
Знакомство
Здравствуй, уважаемый читатель!
Я немного волнуюсь, потому что у
тебя в руках моя первая книга. Если ты выбрал ее,
значит, ты интересуешься психологией, хочешь
научиться лучше понимать себя и других. Или ты
хочешь потренировать свои способности? А может,
школьный психолог попросил тебя приготовить
сообщение к занятию? Или ты готовишься к уроку
внеклассного чтения? Надеюсь, что эта небольшая
книжка поможет тебе. А если ты хочешь, чтобы она
действительно принесла тебе пользу, постарайся
не просто читать историю, а вместе с ее героем
выполнять все задания, которые встретишь на этих
страницах. Тогда книга будет читаться не так
быстро, но зато ты сможешь извлечь для себя много
полезного, побывав в загадочной, до сих пор еще
полностью не изученной, стране Психике.
Что это за страна? Где она находится и почему ее
невозможно найти на географической карте? Кто в
ней живет?
Ответы на эти вопросы мы поищем вместе.
Но сначала давай познакомимся. Меня зовут
Марина.
Я — автор этой книжки.
Я — школьный психолог.
Я — мама двух дочек.
Я — дочка своей мамы...
А как тебя зовут? Кто ты? Попробуй 10 раз написать
в столбик слово «Я» и закончить предложения:
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Я — ...
Получилось? Отлично! Если не до конца, давай
попробуем закончить вместе.
Ты мальчик или девочка?
Кто ты для своих родителей?
У тебя есть брат или сестра? Кто ты для них?
А как могут назвать тебя дедушка и бабушка?
Кто ты для своих друзей?
Если у тебя есть домашние животные, то кто ты по
отношению к ним?
Ты учишься в школе. Значит, кто ты?
В каком классе ты учишься? Ты кто?
В каком городе или селе ты живешь? Значит, ты —
житель ...
Ты живешь в России. Ты — ...
А как ты назовешь себя, если прилетишь на другую
планету?
Вот видишь: получилось даже больше десяти. А
ведь можно назвать себя еще и по-другому. Чем
больше ты делаешь разных дел в своей жизни, чем с
большим числом людей ты общаешься, тем больше
определений ты можешь подобрать к своему «Я».
А теперь отгадай загадку:
Оно есть у каждого человека.
Оно принадлежит тебе с рождения, но ты сам
пользуешься им реже, чем другие.
Отгадал? Конечно же, это твое имя.
Малыш, который недавно научился говорить,
пользуется своим именем довольно часто. Например
двухлетний Коля говорит о себе: «Коля хороший»,
или: «Дай Коле бублик». А вот ребята постарше уже
заменяют свое имя местоимением «я», когда
говорят о себе, а именем своим пользуются и в
самом деле довольно редко, разве что когда
знакомятся или подписывают свои школьные
тетради. Предлагаю тебе воспользоваться своим
именем, чтобы рассказать, какой ты. Напиши в
столбик буквы своего имени и вспомни свои
качества, в названии которых есть эти буквы.
Буквы могут быть в начале или в середине слова.
Запиши эти качества. Например, вот так:
Ну что? Ты смог подобрать качества ко всем
буквам своего имени?
Тогда давай вместе составим «Словарик хороших
качеств». Я начну, а ты продолжи, если вспомнишь
еще качества на эту букву. Можешь составить такой
словарик вместе с родителями, а чтобы подобрать
больше слов, воспользуйcя толковым словарем.
А — аккуратность, активность ...
Б — бесстрашие, благоразумие ...
В — верность, внимательность ...
Г — гостеприимство, гуманность ...
Д — доброта, доверчивость ...
Е — естественность ...
Ж — жизнелюбие, жизнерадостность
З — заботливость, заинтересованность ...
И — инициативность, исполнительность ...
К — коллективизм, красноречие ...
Л — ласковость, любознательность ...
М — милосердие, мужество ...
Н — надежность, настойчивость ...
О — ответственность, отзывчивость ...
П — правдивость, преданность ...
Р — рассудительность, решительность ...
С — самоуважение, сострадание ...
Т — терпение, трудолюбие ...
У — уверенность в себе, уравновешенность ...
Ф — фантазия ...
Х — хлебосольство, хозяйственность ...
Ц — целеустремленность ...
Ч — честность, чуткость ...
Щ — щедрость ...
Э — эмпатия, энергичность ...
Ю — юмор
Я — яркость
А сейчас позволь тебе представить героя нашей
книжки. Его зовут Максим.
Наш герой:
Но у каждого человека есть свои недостатки.
Недостаток — значит чего-то недостает, не
хватает. Например, ты просишь маму испечь торт, а
она отвечает: «Сегодня не могу. У нас
недостаточно масла и не хватает сметаны для
крема».
Недостатки характера состоят в том, что
человеку недостает каких-то положительных
качеств: трусливому не хватает смелости,
ленивому — трудолюбия, злому — доброты, грубому
— вежливости...
Уважаемый читатель, подумай, каких качеств
недостает тебе.
Нашему герою не хватало силы воли. Об этом ему
часто говорили и родители, и учительница Ольга
Андреевна. Да он и сам замечал этот свой
недостаток.
Например, надо было готовиться к контрольной, а
по телевизору, как нарочно, весь вечер шли
интересные передачи по всем каналам. Ну какая уж
тут математика! В результате — «тройка» за
контрольную. А еще на контрольной Женька пристал:
«Дай задачу списать! Ты же решил. Будь другом!»
Максим не мог отказать товарищу. Женька позади
него сидел, ну Максим и дал ему свой черновик с
задачей, когда Ольга Андреевна на него не
смотрела. Женька «сдул» всю задачу, а примеры сам
решил и наделал в них ошибок. Вот у него и
получилось: свои ошибки + ошибки Максима =
«двойка» за работу.
За эту «пару» Женька долго дулся на нашего
героя.
С русским языком — вообще мучение. Кто только
придумал столько всяких правил! Ну задавали бы
только упражнения писать! Так нет, еще сиди учи,
как проверять какие-нибудь безударные гласные
или непроизносимые согласные! Не мог Максим себя
заставить заниматься таким скучным делом, когда
в ящике стола дожидались его «Тимур и его
команда», «Том Сойер», «Оруженосец Кашка» или
«Холодное сердце». Да и упражнения писал кое-как,
так как писать что-либо терпеть не мог с первого
класса. Ольга Андреевна часто говорила ему:
«Удивляешь ты меня, Смирнов. Не понимаю, как такой
начитанный мальчик может быть таким
безграмотным». А папа сердился: «Слабовольный ты
человек! Не можешь себя заставить делать то, что
надо, а не то, что хочется».
Когда нам не хватает масла или сметаны,
недостаток довольно легко устранить. Можно пойти
в магазин и купить все, что нужно. Если, конечно,
есть деньги. С недостатками характера дело
обстоит сложнее. Ведь хорошие качества за деньги
не купишь. Да и нет таких магазинов, где продавали
бы трудолюбие, отзывчивость или ту же силу воли.
Однако, если ты захочешь исправить какой-то
недостаток своего характера, ты сможешь это
сделать, если будешь развивать у себя то
качество, которого тебе недостает. А как
развивать? Да делом! Знаешь, например, что не
хватает тебе вежливости, — следи за собой,
старайся не грубить окружающим, не отвечать
грубостью на грубость. Постепенно (не сразу!)
вежливость войдет у тебя в привычку, а затем
станет и устойчивым качеством.
Но Максим этого еще не знал. Он так часто слышал,
что он «слабовольный», «безвольный»,
«бесхарактерный», что уже стал привыкать к
своему слабоволию.