Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. См. №№ 41, 42, 43, 2000 г., 3, 5, 11, 12, 16, 2001 г.

ЗАНЯТИЕ 13

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Задачи

Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти.
Развить мнемические способности детей.
Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради, схема «Виды памяти», аудиозапись двух музыкальных фрагментов, различающихся по эмоциональному содержанию (пронзительно-печальная музыка и спокойно-расслабляющая музыка).

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Изобразите в рабочей тетради с помощью линий разной длины, какие результаты по памяти показали ваши родители, как у них развиты различные виды памяти: зрительная, слуховая и осязательная. Сравните свои результаты, полученные на предыдущем уроке, с результатами родителей и сделайте вывод, у кого память лучше. Расскажите всем, что у вас получилось.

2. Работа по теме

Беседа «Эмоциональная память»

Психолог. Давайте образуем круг комфортного общения. Вспомните, какие эмоции каждый из вас переживал три дня назад, а также какие события вызвали данные эмоции. Расскажите об этом или покажите, что это за эмоции.
Желательно, чтобы психолог первым задал тон своим рассказом.
Итак, мы только что вспоминали свои прошлые эмоции, переживания. Скажите, какой вид памяти работал при этом? Для ответа на вопрос в качестве подсказки используйте схему «Виды памяти» (см. занятие 11).
Ответ: эмоциональная память.
Темой нашего занятия сегодня будет тот вид памяти, который отвечает за наши эмоции и переживания. Оказывается, наши эмоции, вызванные приятными или неприятными событиями, помогают нам запоминать, а иногда и забывать что-то важное. Разобраться в этом нам поможет рассказ «Помнить и забывать». Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить, какие эмоции переживали его герои и к чему это привело.
Психолог читает рассказ, см. приложение 1.

Вопросы для обсуждения
  • Что чувствовал барсук, когда мальчик нечаянно засыпал его нору?

  • Что барсук сказал ему?

  • Что чувствовала сойка, когда ей помог мальчик?

  • Что она ему сказала?

  • Почему сойка помогла мальчику?

  • Почему все же барсук помог мальчику?

  • Что подумал о помощи сойки и барсука Пси-Маг?

  • Объясните, что лучше помнить, а что следует забывать?

Задание «Мои воспоминания»

(выполняется под музыку)

Психолог. Сядьте поудобнее, положите голову на парту. Закройте глазки и слушайте музыку. Слушая музыку, вы можете вспоминать какие-либо прошлые события из своей жизни. Слушайте и вспоминайте.
Дети слушают по очереди два музыкальных фрагмента по 3—4 минуты каждый. Если у детей будет желание, они могут изобразить свои эмоциональные воспоминания с помощью рисунков.
Итак, вы прослушали два музыкальных отрывка, различающихся по настроению.
Расскажите, какие эмоции и переживания вспоминались при прослушивании первого отрывка, с какими событиями и ситуациями они связаны?
Какое настроение помогла вызвать музыка из второго отрывка?
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции и переживания, то какой вид памяти работает при этом?

Задание «Запомни слова»

Психолог. Как вы думаете, что лучше запоминается — то, что вызывает приятные эмоции или — неприятные? Проверим ваши предположения. Я сейчас прочитаю эмоционально значимые слова, которые вам нужно запомнить как можно лучше. Только после моей команды запишите в рабочей тетради те слова, которые вам удалось запомнить.
Список слов: подарок, ошибка, каникулы, двойка, успех, непогода, счастье, болезнь, цветы, неудача, победа, боль.
А теперь запишите, что вы запомнили. Готово? Сейчас я буду читать слова, которые вы запоминали, а вы будете подчеркивать те слова, которые удалось запомнить. Напишите, сколько всего получилось подчеркнутых слов. А теперь отметьте значком «+» те из них, которые вызывают положительные эмоции, приятные воспоминания, и значком «—» те, с которыми связаны отрицательные эмоции, неприятные воспоминания. Подсчитайте, сколько получилось плюсов и сколько минусов. Итак, сделайте вывод, какие слова запоминаются лучше.

Игра «Штирлиц»

Описание игры см. в занятии № 12. Модификация состоит в том, что Штирлиц должен запомнить эмоции, «написанные» на лице игроков.

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы для обсуждения.

  • С каким видом памяти мы сегодня познакомились?

  • Чем эмоциональная память отличается от других видов памяти?

  • Что же лучше запоминается — приятное или неприятное?

4. Домашнее задание

В течение недели нужно заполнять «Дневник эмоций» (см. приложение 2).

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33 541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОМНИТЬ И ЗАБЫВАТЬ

Однажды Пси-Маг гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился и, пробегая по опушке, наступил на нору барсука и засыпал ее. Рассерженный барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: «Я тебе это еще припомню!»
Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама-сойка сказала ему с благодарностью: «Я тебе этого не забуду!»
Через какое-то время Пси-Маг и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он поскользнулся и упал в воду. Пси-Маг бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на поверхности. Плывя к ним, Пси-Маг подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»
В это время мимо проходил барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему веревку и помог выбраться на берег. И Пси-Маг, улыбаясь, подумал: «Хорошо, что мы умеем забывать!».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ

(фрагмент рабочей тетради по "Психологической азбуке" для второго класса, автор - И.В.Вачков)

Заполняйте карточки каждый день рисунком, означающим твое настроение

TopList