Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8/2004

ВНУТРЕННИЙ МИР И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

ЗАНЯТИЕ 8

ПСИХИКА УШЛА В ПЯТКИ
– Ну что ж, друзья, – обратился к нам психолог, – пришло время поговорить о душе.
Мы уже приготовились слушать, но тут Игорь вдруг говорит:
– Вот вы хотите рассказать о душе, а мой дедушка сказал, что души у человека нет, а есть только психика. Вы говорите одно, дедушка – другое, кому же верить?
– Скорее всего, дело просто в словах, – ответил психолог. – «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе», «психика» переводится как «душевный». Но если уж есть наука о душе, то должна же быть и душа.
– А есть еще слово «сознание», – вспомнил Миша. – Это то же самое, что и психика?
– В обычном разговоре, – стал объяснять психолог, – мы можем сказать «психика», «сознание», «душа» и даже «психология», и все это будет обозначать одно и то же – внутренний мир человека. Выбор нужного слова зависит от того, чем мы занимаемся и о чем говорим.
Если, например, мы пишем научную статью, то, скорее всего, будем использовать слова «сознание» и «психика» (как научные понятия, «сознание» и «психика» имеют отличия, потому что в психике есть и такое, что нами не осознается. Это показал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд).
А когда мы говорим о смысле, нам больше подходит слово «душа». Это слово имеет свою историю, в него «влилось» множество смыслов, оно напоминает нам о Боге и символизирует человеческие чувства и человечность. В отличие от «психики», которая кажется нам «составленной из частей» (психические процессы, свойства, состояния: память, внимание, воля, характер и т.д.), «душа» видится как нечто целое, неделимое.
Между прочим, интересный феномен связан со словом «душа» – оно просто не позволяет употреблять себя неправильно. Если «душа не хочет», чтобы ее заменяли «психикой», то спорить тут бесполезно.
Можно сказать:
– от всей души благодарю,
– душевный разговор,
– душа поет и даже – душа ушла в пятки.
Нельзя сказать (язык не повернется):
– от всей психики благодарю,
– психический разговор,
– психика поет,
– психика ушла в пятки.
– Потому-то о душе мы будем говорить часто, а о психике – только иногда, – закончил объяснение психолог.
– То же самое было и с дедушкой, – признался Игорь. – Он сначала сказал, что души нет, а потом сам же говорит: «Я к тебе со всей душой, а ты, растяпа, мой фотоаппарат разломал».

КАРТИНА МИРА
– Наши психика-сознание-душа обладают удивительным свойством – способностью отражения, – продолжал свой рассказ психолог. – Благодаря этому свойству перед нами открывается картина мира. Эта картина состоит из двух очень непохожих частей: образа внешнего мира и образа внутреннего мира. Восприятие внешнего и внутреннего мира происходит по-разному. Внешний мир мы можем увидеть и потрогать. А вот свои психические процессы и душевные качества ни потрогать, ни увидеть мы не можем, они открываются нам только в наших мыслях и переживаниях.
Поэтому представления об окружающем мире – четкие, яркие и красочные.
А представления о собственной душе – смутные, туманные и расплывчатые.
Мы привыкли к этому и думаем, что так и надо, что иначе нельзя. Но это неверно. Каждый человек, если захочет, сможет увидеть, что происходит в его собственном внутреннем мире.
Разумеется, в таком деле (как и в любом другом) есть свои трудности. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «глазами этого не увидишь». Значит, нам снова понадобятся метафоры, символы и смысловые модели – без них теперь просто не обойтись. И хорошо, ведь это как раз то, что мы знаем и умеем. Хуже другое – о душе мы пока знаем маловато. Чтобы грамотно моделировать, нужно узнать побольше. Ну ничего, это дело поправимое – будем задавать вопросы, обмениваться мнениями. Надо нам наконец как следует во всем разобраться.
Первой о душе решилась высказаться Оленька.
– Вот вы говорите, что душу нельзя увидеть, а я не согласна, – сказала она. – Потому что я могу ее увидеть.

У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ДУША – ОНА ЖИВАЯ
Оленька подошла к Игорю и села рядом с ним.
– Игорь, посмотри мне в глаза, – попросила она.
– Ты что, в гляделки играть? Нашла время! – отбивался Игорь.
– Нет, это не гляделки. Так надо, – настаивала Оленька.
Игорь подчинился.
– Ну и что? – спросил он.
– Ты видишь? – взволнованно прошептала Оленька – Там, в глазах, в самой глубине, что-то есть. Ты это видишь?
– Ну что-то такое есть, – вынужден был признать Игорь.
– Это душа, – убежденно сказала Оленька. – Она – живая!
Все тут же зашумели, загалдели и тоже стали играть в гляделки. Особенно старался Алик, он переглядел троих. И сделал для себя открытие – оказывается, у каждого из нас есть душа.
– Вам, наверное, интересно будет узнать, – сказал психолог, когда все наконец успокоились, – какую роль в нашей жизни играет взгляд – глаза в глаза.

ГЛАЗА В ГЛАЗА
Рис. А. КазилоИ вот что он нам рассказал.
Оказывается, когда дети только появляются на свет, они ничего не умеют, даже не умеют смотреть на окружающие предметы. Взгляд у них плавает, и зафиксировать его на чем-то у них не получается. Чтобы младенец смог вас увидеть, нужно смотреть на него и разговаривать с ним. Поэтому первое, что может увидеть в своей жизни ребенок, – лицо взрослого человека. И это называется – «контакт глаз».
А если никто не смотрит на ребенка и не разговаривает с ним, то он будет отставать в развитии и даже заболеет. Психолог сказал, что по-научному явление называется госпитализм, потому что «хоспиталь», в переводе с французского, – больница, а происходит это обычно с маленькими детьми, которые попадают без матери в больницу. Еще он добавил, что такие дети бывают вялыми и безразличными и что отставание в развитии может сохраниться у них на всю жизнь.
Я догадывался, конечно, что ребенку плохо без мамы, но не думал, что до такой степени.
– А иногда вот говорят, – сказал Миша, – что душа – чудо природы. Что при этом имеют в виду?
– Правильно говорят, – одобрил психолог, – душа, действительно, явление чудесное. Можно даже сказать, волшебное.
– Мы знаем, что волшебства не бывает, – возмутился Игорь. – Извините, но мы вам не верим.
– Я готов представить доказательства, – сказал психолог. – Но перед тем как это сделать, мне хотелось бы спросить – а знаете ли вы, что такое волшебство?

ВОЛШЕБСТВО
Все сразу зашумели и загалдели:
– Знаем ли мы, что такое волшебство? Знаем, конечно, кто же этого не знает?
– Тогда расскажите, – попросил психолог.
– Волшебство – это всякие превращения и исполнения желаний, – сказал Сеня.
– Когда что-то делается не руками, а само собой, – добавил Миша.
– Волшебство – это чудеса. Оно бывает только в сказках, – сказала Ксюша.
– Его вообще не бывает, – стоял на своем Игорь.
Рис. С. Пахомова– Волшебство – это то, за что надо платить, – тихо сказала Оленька.
– У нас в лагере одна девочка занималась колдовством, а через год у нее собака умерла.
Последнее высказывание психолога явно поразило.
– Да, – сказал он уважительно, – вы неплохо осведомлены о волшебстве.
Потом он попросил, чтобы мы назвали несколько волшебных предметов.
– А фантастику можно? – спросил Миша.
– Давайте и фантастику, – согласился психолог.
– Тогда – машина времени, – сказал Миша. – Она позволяет путешествовать в прошлое и будущее.
Мы стали кричать:
– Сапоги-скороходы – с их помощью можно переноситься в любое место.
– Скатерть-самобранка – из ничего делает еду.
– Ковер-самолет – по законам физики не должен летать, но летает.
– Волшебная палочка – исполняет любое желание. Мы могли бы назвать и больше, но психолог убедил нас, что этого достаточно.
– Давайте посмотрим, как волшебные вещи соотносятся с нашей душой, – сказал он.

ВОЛШЕБСТВО И ДУША
– Сейчас мы выполним одно небольшое психологическое упражнение, – объявил психолог. – Упражнение несложное, но потребует от вас концентрации внимания.
– Сядьте поудобнее, закройте глаза. Мысленно представьте себе предмет, похожий на тумбочку. Да что там говорить – представьте себе тумбочку, на ней – будильник. Самый обыкновенный, маленький красный будильник.

Вы представляете себе этот будильник, вы мысленно берете его в руки, вы его оживляете. Теперь он живой. Мысленно представляете, что у него есть глаза и рот, что будильник вам улыбается. Вы представляете в своей руке печенье, мысленно кормите будильник печеньем.
Стряхиваете крошки с циферблата и тут же мысленно переноситесь в зимний день. Светит солнце, блестит снег, вы съезжаете на лыжах с горы. Вы скользите вниз по снежному склону, постепенно набирая скорость. Вы мчитесь вниз все быстрее. Ветер свистит, вас охватывает восторг, вы уже почти летите, вы чувствуете крылья за спиной... Но вот за поворотом открывается пологий склон, и вы медленно, плавно съезжаете на равнину... Вы медленно, плавно едете по равнине... Вы останавливаетесь... Упражнение закончено, можно открыть глаза.

После упражнения все выглядели немножко растерянными, как будто и вправду побывали где-то, а теперь неожиданно вернулись назад. Тут меня кто-то дернул за рукав. Это была Оленька.
– Мой будильничек не стал есть печенье, – пожаловалась она.
Я ей сказал, что он, наверное, был не голодный, и она успокоилась.
В это время психолог стал объяснять, почему то, что мы делали, служит доказательством нашей волшебности.
– Мы переносились из одного места в другое, это – раз, – говорил психолог, загибая пальцы на руке. – Оживляли неживой предмет – два. Делали из ничего печенье – три.
Получалось, что по своей волшебной силе мы обогнали сапоги-скороходы, скатерть-самобранку и ковер-самолет вместе взятые, и только волшебная палочка могла бы с нами равняться.
– Все это, конечно, очень здорово, – сказал Игорь. – Но чудеса, о которых вы говорите, ведь просто мысли, и существуют они у нас в голове. Наружу-то они не выходят.
– В самом деле? – удивился психолог. – А ты посмотри вокруг, все, что мы видим в комнате: столы, стулья, картины на стене и даже пуговицы на рубашках – все это вышло именно из головы, было сначала кем-нибудь придумано.
Мы принялись оглядывать комнату и, не найдя в ней никаких проявлений дикой природы, стали смотреть в окно. За окном на голом непридуманном дереве, нахохлившись, сидела непридуманная ворона. Больше ничего видно не было. Тогда я пододвинул свой стул поближе к окну и смог увидеть, как вдалеке, играя новенькой краской, промчался вырвавшийся из чьей-то головы автомобиль.
– Я просто хотел вам показать, – сказал психолог, – что идеальное (то, что существует в нашем сознании) и материальное (то, что можно увидеть, пощупать, лизнуть) довольно сильно отличаются друг от друга. И по меркам материального мира многие свойства нашей души можно сравнить лишь с волшебством.
– Хорошо, – сказал Игорь, – считайте, что вы меня убедили. Но если это так, если мы действительно такие чудесные, то почему же мы раньше об этом не знали? Почему никто нам этого не сказал?
– Вы слышали это, но не обращали внимания, – предположил психолог. – Знаешь, некоторые вещи можно понять, только когда о них по-настоящему задумаешься. Если никто не возражает, могу привести один простой пример.
Никто, конечно, не возражал. Но я бы не назвал этот пример таким уж простым. Впрочем, судите сами.

Планета Иванов и планета Петров

(рассказ психолога)

Говорят, что в одной отдаленной области Галактики живет раса разумных существ, каждое из которых размером с целую планету. Если бы вы их увидели, то ни за что не догадались бы, что они живые, – такие они огромные. Несмотря на это, дети у них тоже ходят в школу. Когда по утрам планеты-мамы провожают их у дверей, то обязательно говорят: «Веди себя хорошо, ты же планета, помни, что на тебе люди живут». Но маленькая планета приходит в класс, а там точно такие же планеты, как она. И ей начинает казаться, что быть планетой – самое обыкновенное дело, и в этом нет ничего особенного. Тем более что вокруг нее бурлит обычная школьная жизнь: кто-то кого-то пихнул или не дал списать задачу. И вот уже планета Иванов плюется в планету по фамилии Петров, а планета Петров стукает ее в нос. Ну это только так говорится – «стукает в нос», а на самом же деле это выглядит как падение Тунгусского метеорита.
И ведь знают забияки, что они небесные тела, но выяснить, кто в кого первым плюнул, им все-таки важнее.
Рис. С. ПахомоваТакие вот истории случаются порой в нашей Галактике.

Когда психолог закончил рассказ, Сеню вдруг осенило:
– А это вы на нас намекаете!
– Еще как намекаю, – признался психолог.
– Ведь говорят, – вспомнила Ксюша, – что человеческая душа – это целый мир.
– Как же может целый мир уместиться в голове? – спросил Алик.
– Душа – это мир, – сказал психолог, – но это мир без границ, потому-то он и не помещается в голове.
– Как же он может не помещаться, если он – внутренний? – снова удивился Алик.
Психолог пообещал, что еще расскажет об этом, а пока предложил нам очередную порцию заданий.

ЗАДАНИЯ

1. Попытайтесь с помощью метафор и образных сравнений отобразить первый «контакт глаз» новорожденного ребенка со своей матерью.
2. Образные представления о психике входят во многие пословицы и поговорки. Мы, например, часто слышим: «Этот человек без царя в голове». Можно подумать, будто в голове должен быть какой-то царь. но никто так не думает, все прекрасно понимают, что человек, про которого так говорят, просто не умеет принимать разумные решения. Еще говорят: «Не буди во мне зверя». Так может сказать человек, который пока еще сдерживается, но чувствует, что скоро выйдет из себя. Кстати, выражение «выйти из себя» тоже относится к ряду иносказаний – не может же человек в буквальном смысле слова выйти из себя самого, куда и в каком виде он тогда пойдет?
Забудьте ненадолго, что вы такие серьезные, и попытайтесь представить и «царя в голове» (чем он, там, в голове, правит? кто у него в подчинении?), и спящего зверя (как выглядит этот зверь? что он станет делать, когда проснется? слушается ли он кого-нибудь?).
На научном языке то, чем вы будете заниматься, называется реализацией метафоры.

Ольга ПАХОМОВА