Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. См. №№ 41, 42, 43, 2000 г.,3, 5, 11, 12, 16, 23/2001 г.

ЗАНЯТИЕ 14

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ?

Задачи

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти.
Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Просмотрите «Дневник эмоций», который вы заполняли в течение недели.
Поднимите руку те, у кого чаще всего в течение недели было хорошее и очень хорошее настроение.
Расскажите, какие события повлияли на ваше настроение?
Поднимите руку те, у кого плохое и очень плохое настроение было в течение недели хотя бы три раза?
Опишите события, которые ухудшают нам настроение.
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции, то какой вид памяти при этом работает?

2. Работа по теме

Упражнение «Пары слов»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог.
На прошлых занятиях вы запоминали десять не связанных по смыслу слов. Сейчас же вы будете запоминать пары слов, связанных по смыслу. Итак, я называю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Месяц—год; стакан—вода; яблоко—сад; школа—учебник; сумка—тяжесть; сон—кровать; дом—квартира; телевизор—фильм; собака—ошейник; волосы—расческа, вечер—ужин, молоко—корова.

А теперь я буду называть только первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе слово, связанное с ним по смыслу.
Психолог читает первое слово из каждой пары.
Проверим, правильно ли вы вспомнили слова.
Психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно.
Подсчитайте, сколько слов вы правильно запомнили. Когда вам удалось запомнить больше слов — сегодня или на прошлом занятии? Сделайте вывод, какие слова лучше запоминаются — связанные по смыслу или не связанные?

Игра «Испорченный телефон»

Психолог. Сейчас вы по цепочке будете передавать друг друг шепотом ту фразу, которую я скажу. Постарайтесь представлять то, что вам говорят на ушко, тогда удастся запомнить сказанное. Передавать другому игроку нужно ту фразу, которую вы услышали, не прибавляя к ней ничего своего. В этой игре запрещается переспрашивать. Тот, кто нарушает это правило, выбывает из игры.
Психолог шепчет на ухо крайнему ученику какую-либо фразу и следит, чтобы игроки не нарушали правило.
Примерные фразы для передачи по «телефону» (рассчитаны на два занятия):

удивительный подарок; удачный день; глухая старушка; с утра на улице было морозно и солнечно; новогодняя елка сверкает огнями; братья строили из песка замок; девочка и два мальчика играли вечером во дворе; было холодно и сыро, поэтому Наташа надела теплую куртку и взяла свой новый красный зонтик.

Психолог. А теперь крайнее «звено» в нашей цепочке скажет, какая же фраза передавалась по «телефону».
Если фраза была искажена, то опрашиваются все «звенья» телефонной цепочки в обратном порядке и определяется место, где информация была искажена.

Упражнение «Запомни с помощью картинок»

Психолог. В следующем упражнении вы будете запоминать слова с помощью картинок.
(Здесь используются картинки из набора для запоминания, см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001.)
Я читаю слово, а каждый из вас молча подбирает к нему наиболее подходящую картинку. К каждому слову подбирается только одна картинка. Подобранные вами картинки помогут вспомнить все слова без запинки. Внимание! Запоминаем:

завтрак, одежка, музыка, стул, транспорт, зоопарк, ткань, ноги, сказка, путешествие.

Готово? А теперь с помощью картинок вспомните и запишите в рабочей тетради прочитанные мною слова. Проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить.
Психолог читает слова, а дети подчеркивают те из них, которые им удалось запомнить.

Задание «Волшебные картинки»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог. Сейчас мы научимся запоминать слова, не связанные между собой по смыслу. Для этого можно использовать «волшебные картинки»: это такие картинки, которые вы можете мысленно представить. Итак, секрет состоит в следующем: чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, я сейчас покажу на примере.
Допустим, мне требуется запомнить в определенном порядке восемь слов: окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь. Запомнить их я смогу с помощью «волшебных картинок». Я закрываю глаза и представляю какую-то картинку на каждое слово и из них составляю «фильм».
У меня получается следующий фильм.

Я вижу луну из окна. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь.

Теперь, восстанавливая в своей памяти этот фильм, я без труда могу вспомнить все восемь слов. А теперь вы сами попробуйте запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм».
Я медленно буду читать слова, а вы закройте глазки, чтобы легче было представлять картинки: стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление.
Готово? А теперь вы можете нарисовать свой фильм в рабочей тетради. Когда будут готовы рисунки, вы назовете мне слова, которые нужно было запомнить. Расскажите, как вы запоминали эти слова.

Игра «Фотограф»

(идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе». СПб., 1998)
Психолог.
Мы уже играли с вами в игру «Фотограф» (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001 г.). В этой игре участвуют трое: фотографируемый, фотограф и наблюдатель. Поэтому вам необходимо разбиться на тройки. Задача фотографа — запомнить, как выглядит фотографируемый (его настроение, цвет глаз и волос, состояние одежды, обуви и др.), то есть как бы сфотографировать человека. А потом фотограф отворачиваются от фотографируемого и выдает описание-фотографию человека, полагаясь на свою память. Наблюдатель проверяет, насколько точная получилась фотография. Скажите, почему у одних фотографов получаются точные описания-фотографии, а у других не совсем точные?

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

  • Каким образом лучше всего запоминать?

  • Какая игра, какое упражнение больше всего понравились?

  • Какое упражнение было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Продолжить заполнение «Дневника эмоций».

ЗАНЯТИЕ 15

Я УМЕЮ ЗАПОМИНАТЬ!

Задачи

Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания.
Разить мнемические способности детей.
Обобщить пройденный материал по теме «Память».

Материалы

Рабочие тетради, плакат «Правила запоминания» (см. приложение 1).

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

(проводится так же, как на занятии 14).

2. Работа по теме

Задание «Зашифрованные слова»

(в основу положена методика Л.С. Выготского «Пиктограмма», а фразы для запоминания взяты из следующих источников: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М., 1997; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику? М., 1997; Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. Ульяновск, 1995).
Психолог
. Представь себе, что ты — опытный разведчик, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, ты зашифруешь его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в специальных окошечках (см. приложение 2). В каждое окошечко — по одному рисунку, который поможет тебе лучше запомнить фразу. На каждый рисунок будет отводиться не очень много времени — 1—2 минуты, поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически. И еще: в окошечках нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый из вас будет вспоминать фразы пароля, расшифровывая свои рисунки. Все готовы? Тогда переходим к запоминанию и рисованию.

1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Тяжелая работа. 4. Строгая учительница. 5. Мальчик-трус. 6. Дружба. 7. Смелый поступок. 8. Болезнь. 9. Счастье. 10. Расставание. 11. Теплый ветер. 12. Богатство.

Вспоминать фразы пароля вы будете в конце урока.

Игра «Фотограф» или «Испорченный телефон» (описание см. в занятии 14)
Задание «Волшебные картинки»

Психолог. На предыдущем занятии мы учились с вами запоминать не связанные по смыслу слова с помощью «волшебных картинок». Проверим, сумеете ли вы запомнить информацию, если будете действовать втроем, в команде. Распределитесь на тройки.
Итак, я буду сейчас зачитывать слова, а вы их вместе с членами своей тройки — запоминать, представляя разные подходящие картинки, связывая их в единый «фильм». Потом посмотрим, какая из команд справилась с заданием лучше всех и у какой из команд получился самый интересный «фильм».
Слова для запоминания: соседка, беседа, продукты, суббота, экскурсия, художник, деревня, облака, желание, шоколадка.
Психолог читает эти слова не очень быстро: участники должны успеть посовещаться.
Готово? А теперь каждая команда на листочке напишет те слова, которые предлагались для запоминания.
Психолог собирает листочки.
Расскажите по очереди, какие «волшебные картинки» помогли вам запомнить слова.
Пока участники команд представляют свои «фильмы», психолог подсчитывает для каждой команды количество правильно воспроизведенных слов и определяет лучшую команду.
Как вы думаете, у какой из команд получился самый интересный и необычный «фильм»?
Психолог называет лучшую команду, полагаясь на мнения детей, которые отдают свои голоса той или иной команде.
Хотите узнать, какая из команд была самой успешной в запоминании слов?
Психолог называет команду, показавшую лучшие результаты в запоминании. Таким образом, отмеченными окажутся и те, кто проявил максимум фантазии, и те, кто хорошо все запомнил.

Беседа по теме «Правила запоминания»

Психолог. Вот уже несколько уроков мы учимся с вами запоминать. Чтобы это получалось, необходимо следовать некоторым правилам. Что же это за правила?
Психолог, используя плакат «Правила запоминания», знакомит детей на конкретных примерах со способами эффективного запоминания.

Рефлексия задания «Зашифрованные слова»

Психолог. Пришло время расшифровать рисунки. Запишите под «окошечками» зашифрованные слова, учитывая, что в некоторых случаях было зашифровано не одно, а два слова. А теперь оцените, как, по-вашему мнению, вы справились с расшифровкой. Пусть каждый напишет немного ниже фразу «самооценка задания». Теперь поставь кружочек, если ты думаешь, что справился с заданием отлично; квадратик — если считаешь, что справился хорошо; треугольник — если справился удовлетворительно и «—» — если не справился. Немного ниже пусть каждый напишет фразу «оценка учителя». Сейчас вы узнаете, какую оценку я вам поставлю. Но сначала отметьте «+» те фразы пароля, которые вы вспомнили абсолютно правильно. Я читаю фразы, а вы их отмечаете.
Психолог зачитывает фразы из задания «Зашифрованные слова».
Теперь посчитайте общее количество «+». Если их у тебя 10, 11 или 12, то ты получаешь в качестве оценки кружочек. Если их у тебя 8 или 9, то получаешь квадратик. Если у тебя набралось 6 или 7, то ты получаешь треугольник. Тот, кто набрал меньше 6 плюсов, получает «—».
А теперь сравните самооценку и оценку учителя и скажите, что у вас получилось. Поднимите руку те, у кого они совпадают. Это значит, что ваша самооценка адекватна, то есть соответствует вашим реальным успехам. Поднимите руку те, у кого самооценка меньше оценки учителя. Как вы думаете, что это означает? Правильно, ваша самооценка ниже реальных успехов. И наконец, поднимите руку те, у кого самооценка выше оценки учителя. И вы уже знаете, что это означает: ваша самооценка превышает ваши реальные успехи.
Психолог обязан эту рефлексивную процедуру провести максимально корректно, не обижая и не травмируя детей.

3. Подведение итогов

Психолог. Представьте первоклассника, который только недавно пришел в школу. Ему нужно много узнать и запомнить. Какие бы вы ему дали советы — как лучше запоминать, как улучшить свою память?
Какие из заданий и игр по теме «Память» больше всего вам понравились?
Какое из заданий было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Используйте правила запоминания при подготовке уроков и в повседневной жизни.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская обл.
Тел.: (095) 541-63-33 541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ !

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЕ "ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА"

Продолжение в № 36

TopList