Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Продолжение. Начало см. №42, 43, 44, 2001 г.

 

ЗАНЯТИЕ 13. СНИМАЕМ РЕКЛАМУ

Цель: помочь детям научиться выражать свои эмоциональные предпочтения и действовать сообща.

Материалы: важное условие для проведения этого занятия: ведущий должен знать содержание некоторых рекламных роликов, идущих по телевизору.

Ход занятия

Ведущий. У каждого из нас дома есть разные бытовые приборы, аудио- и видеотехника. Назовите, пожалуйста, что есть у вас дома?
Ответы детей:
— Магнитофон.
— Телевизор.
— Холодильник.

Ведущий. Хорошо. А какой аппарат связан с нашей предыдущей темой — «Кино»?
Ответы детей:
— Телевизор.
— Это аппарат, с помощью которого мы смотрим фильмы, мультфильмы и разные передачи.

Ведущий. А как называется пауза во время фильма?
Если нет ответа, то ведущий показывает ребятам какую-нибудь известную рекламу, желательно с участием животных. Например, реклама с участием двух собак:
— Привет, тебя хозяин обидел? — спрашивает рыжая собака.
— Да нет, он меня любит, только кормит, как человека: супом, котлетой. Как ему объяснить, что я собака, а не человек?
Ведущий. А какие бы вы выбрали для себя лакомства из тех, что рекламируют по телевизору?
Каждый из детей что-то называет.
Ведущий. А что бы вы хотели подарить маме из того, что предлагают в рекламе?
Ответы детей:
— Крем для кожи.
— Стиральный порошок.

Ведущий. Попробуйте определить, что такое реклама?
Ответы детей: Реклама — это маленькое кино, где рассказывают о каком-либо товаре и предлагают его купить.
Ведущий. Сейчас мы с вами будем снимать рекламный ролик. Распределитесь по парам и решите, какую рекламу вы будете изображать. А я пока выберу режиссера, оператора и телеведущего.
Можно предложить эти роли желающим. На распределение дается 2—3 минуты.
Ведущий. Съемки начались. Режиссер, прошу начинать.
Режиссер. Камера готова?
Оператор. Готова.
Режиссер. Телеведущий готов?
Телеведущий. Готов.
Режиссер. Начали.
Телеведущий. Сейчас, дорогие телезрители, вы увидите рекламу «Педигри-Пал».
Режиссер. Актеры, приготовились!
Актеры. Мы готовы.
Режиссер. Начали. Дубль первый.
Актеры произносят текст, операторы двигаются по площадке, присаживаются, приближаются
и т.д. Если происходит ошибка в тексте, в мизансцене, то режиссер повторяет съемку и говорит: «Второй дубль». Сцена «снимается» снова.
Режиссер. Снято. Всем спасибо.
Затем снимается следующая пара «актеров». Можно для каждой пары выбрать свою съемочную группу.
В конце занятия ведущий предлагает детям дома придумать свою рекламу или подготовить уже виденную, для того чтобы на следующем занятии провести конкурс рекламных роликов.

ЗАНЯТИЕ 14. КОНКУРС РЕКЛАМЫ

Цель: помочь детям научиться выражать свои эмоциональные предпочтения и действовать сообща.

Материалы: картинка с изображением кинокамеры.

Ход занятия

Ведущий. Приступаем к съемкам собственных рекламных роликов, то есть тех, которые вы выбрали дома. Кто первый будет показывать?
Выбирается ведущий, оператор, режиссер. Идет съемка рекламы. Необходимо, чтобы все дети предложили свои или виденные ими рекламные ролики.
По окончании съемок дети садятся в кружок. Ведущий говорит о том, что все ролики были по-своему интересными, поэтому ему трудно выбрать лучший. На следующем конкурсе будет жюри из детей и они сами выберут лучших.
Ведущий. Что такое реклама, ребята?
Ответы детей: Это маленькое кино про товар, где всем предлагают его купить.
Ведущий. А всегда ли рекламируют хорошие товары?
Ответы детей:
— Мама купила рекламируемое лекарство, а у меня сыпь появилась.
— Мама купила стиральный порошок, а он из машины вылез.

Ведущий. Всегда ли товары, которые рекламируют, нужны и полезны людям?
Ответы детей:
— Рекламируют пиво «Клинское» и другое, а пиво пить нельзя. Вредно.
— В метро рекламируют сигареты «Мальборо», а курить вредно.

Ведущий. Представьте, что вы пришли в магазин. Там продаются два вида жевательной резинки. Один из них рекламируется, а другой — нет. Какую жевательную резинку вы купите?
Ответы детей: Ту, которую рекламировали.
Ведущий. Какой сок вы купите: который рекламировали или незнакомый?
Ответы детей: Который рекламировали.
Ведущий. Реклама оказывает очень большое воздействие на человека, на его вкусы и желания. Очень важно самому уметь разбираться в товарах и вещах. Ведь рекламируются не всегда качественные и полезные товары.

ЗАНЯТИЕ 15. ПРАЗДНИЧНАЯ РАДИОГАЗЕТА

Цель: дать детям возможность услышать себя со стороны.

Материалы: магнитофон, чистая пленка, микрофон.

Ход занятия

Дети сидят полукругом перед столом с магнитофоном. Если занятие совпадает с каким-либо праздником, то оно посвящается этому празднику. Если в ближайшем будущем никакого праздника не намечается, то можно произвольно объявить любой праздник.
Ведущий. Скоро праздник
8 марта, и мы необычным образом поздравим родных и знакомых женщин. Мы сделаем праздничную радиогазету. Перед вами магнитофон. Я включаю его в сеть — загорается красная лампочка — магнитофон готов к записи. Вот это кассета с пленкой. Я ее вставляю в магнитофон, а здесь встроенный микрофон, сюда будем говорить. Начну я: «В эфире — праздничная радиогазета третьей группы. Дети хотят поздравить мам, бабушек, сестер, воспитателей, нянь и всех знакомых женщин с праздником 8 марта».

Ведущий дает прослушать запись: это будет началом радиогазеты.
Ведущий. Сейчас каждый из вас решит, что он будет говорить в микрофон: можно сказать какое-либо поздравление, прочитать стишок, спеть песенку, рассказать анекдот. Тот из вас, кто уже придумал, что он будет говорить, пусть поднимет руку. (Если дети затрудняются, можно помочь им вспомнить какой-нибудь стишок и др.) Когда будет вестись запись, должна быть абсолютная тишина, иначе все посторонние звуки запишутся на пленку. Начнем запись со слов: «Тихо! Идет запись». Ведущий будет объявлять, кто выступает. Ведущие будут все время меняться.
Первый ребенок — ведущий — объявляет своего соседа: «Сейчас Саша поздравит маму». Саша начинает читать стихи (или то, что ему хочется). После выступления Саши ребенок, сидящий рядом с ним, объявляет своего соседа. Затем те, кто читал, объявляют по очереди тех, кто были ведущими.
По окончании записи все слушают, что получилось. Вечером запись слушают желающие родители.

ЗАНЯТИЕ 16. ИССЛЕДУЕМ СЕБЯ

Цель: развить у детей внутреннюю сосредоточенность.

Материалы: листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия

Ведущий. Как вы думаете, есть ли что-нибудь такое, что знаете только вы. Подумайте, о чем бы вы хотели рассказать всей группе. Может быть, вы вместе с мамой, бабушкой или папой посмотрите энциклопедию и найдете там что-нибудь интересное. Кто-нибудь, возможно, захочет рассказать о тех местах, где он был или хотел бы побывать. Нарисуйте содержание рассказа, а мама пусть запишет текст.
Ведущий должен попросить воспитателя передать родителям это задание. На его выполнение детям дается две недели.
Ведущий. Помните, мы играли в паровоз? Мы хлопали в ладоши с закрытыми глазами, притопывали ногами. Сегодня же наш поезд будет не только набирать скорость, но и тормозить. Начали. Поезд набирает скорость... Поезд замедляет ход. Вот и перрон, выходите, разомнитесь, отдохните.
На отдых дается 1 минута. Дети возвращаются за столы. Перед ними лежат листы бумаги, расположенные вертикально.
Ведущий. На листах все вместе мы будем рисовать человечка. Я буду рисовать на доске, а вы — за мной повторять. Возьмите простой карандаш. Нарисовать человека нужно во весь лист. В верхней части листа рисуем круг (это голова), теперь шею, плечи, растопыренные руки (пальчики как в варежке), туловище, ступни ног (как в ботинке). Какой замечательный человечек! Это получился наш портрет в полный рост. Ну, как будто бы портрет.
Сейчас будем исследовать себя. Для этого удобно сядьте на стул. Руки положите на колени. Закройте глаза и определите, где у вас самое горячее место. Определили? Возьмите красный фломастер и на рисунке поставьте красную точку.

Ведущий проходит по рядам и поощряет: «Как интересно!», «Прекрасно!». Некоторые дети отмечают область гениталий. И в этом случае ведущий спокойно говорит: «Хорошо. У некоторых людей низ живота самое горячее место».
Ведущий. Теперь приготовьте синий карандаш. Как вы думаете, какое место сейчас мы будем искать на своем листе?
Ответы детей: Холодное.
Ведущий. Закроем глаза и поищем самое холодное место. Потом его нужно отметить на рисунке.
Дети выполняют задание.
Далее дети таким же образом рисуют самое неприятное место (черным цветом), самое приятное место (любимым цветом), самое легкое место (крупная штриховка), самое тяжелое место (закрашенное полностью).
Ведущий заполняет свой рисунок на доске.
Ведущий. У разных людей разные части тела вызывают разные ощущения. У некоторых — теплые руки и холодные ноги. Тяжелая голова и легкий живот. И это правильно. Разные люди чувствуют себя по-разному.
Если осталось время, то можно попросить детей нарисовать любимым цветом что-нибудь приятное и рассказать группе, где у них внутри располагается приятное ощущение.
Ведущий. Сегодня мы занимались необычным делом: мы исследовали свое тело внутри. Нашли места, где располагаются приятные ощущения. Вспомните это чувство.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

Продолжение в №47

TopList