МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Продолжение.
Начало см. №42, 43, 44, 45, 47,
2001 г.
ЗАНЯТИЕ 19. КОНФЛИКТ В ДЕТСКОМ САДУ (Продолжение)
Цель
Научить детей выражать эмоциональное отношение
к конфликту.
Материал
Рисунки, которые были сделаны детьми на прошлом
занятии.
Ход занятия
Ведущий. Сейчас мы покатаемся на
любимом поезде. У него сегодня новые колеса — не
круглые, не треугольные, а квадратные. Хлопать
будем четыре раза подряд и делать паузу. Это
довольно трудно, поэтому будем только
разгоняться, набирать скорость, а останавливать
его не будем. Поехали (40—60 секунд).
Дети вместе с ведущим выполняют упражнение.
Ведущий. Вот ваши рисунки, которые вы делали
на прошлом занятии. Как назвать одним словом
ситуации, изображенные на рисунках?
Ответы детей: Ссора, конфликт.
Ведущий. А из-за чего поссорились девочки?
Ответы детей: У них разные характеры. Маша
быстрая, нетерпеливая, а Таня медлительная,
спокойная.
Ведущий. Правильно, конфликты бывают из-за
различий в характерах. А из-за чего еще бывают
конфликты?
Ответы детей: Из-за различных желаний или
мнений (если дети не вспоминают этого, ведущий
напоминает сам).
Ведущий. Все дети нарисовали конфликт
по-разному, и конфликты бывают разные. Но как
прекратить конфликт или как избежать его?
Сейчас мы с вами проиграем конфликт или
какую-нибудь ссору, возникшую, например, из-за
несовпадения желаний. Объединитесь по два
человека и сядьте вдвоем за один стол. (Дети
рассаживаются.) Каждая пара сейчас изобразит
ссору, и самое главное — придумает из нее выход.
Например, в случае с Машей и Таней самый простой
выход — разойтись и играть по одному. Таня
привыкла играть одна, и ей нескучно. А Маше
хочется играть вместе с кем-нибудь. И тогда ей
надо измениться. Маша не должна торопить свою
дочку, а терпеливо ждать. Или обеим можно
поиграть в двух взрослых «мам», которые идут
делать покупки для детей. Еще можно поиграть в
настольную игру. Англичане говорят, что из двух
поссорившихся виноват тот, кто умнее. Поэтому
чаще всего мириться предлагает самый...? (Умный.)
Детям дается 5 минут для подготовки этюдов,
затем идет их представление. Если дети
самостоятельно не смогли придумать выход из
ссоры, то нужно подсказать им, как это можно
сделать, или обратиться за помощью к группе.
ЗАНЯТИЕ 20–21. ЭТО ИНТЕРЕСНО
(Энциклопедиягруппы)
Цель
Учить детей делиться с другими тем, что им
приятно и интересно.
Материал
Работы детей, подготовленные заранее дома с
родителями. (Задание подготовить дома рассказ
вместе с родителями о чем-либо интересном и
проиллюстрировать его было дано детям на одном
из предыдущих занятий.)
Ход занятия
Ведущий. Посмотрите, сколько
разных работ принесли ребята. Из этих сообщений
можно составить целую энциклопедию. Что означает
это слово?
Энциклопедия — это книга, сборник сведений обо
всем на свете или по каким-либо темам. Например,
есть медицинская энциклопедия, энциклопедия
«Юный техник» и др.
Наша энциклопедия складывается из разных
рассказов, поэтому она называется «Это
интересно».
Дети по очереди рассказывают. Остальные молча
слушают, вопросы можно задавать лишь в конце
выступления. Если ребенок затрудняется
рассказать свою историю, то ведущий может помочь
ему, задавая вспомогательные вопросы или
зачитывая текст. Ведущий может дать свою
интерпретацию рисунков, обращаясь к ребенку: «Я
правильно понимаю?»
Все материалы подшиваются в один сборник. Его
можно оформить в свободное от занятий время. В
течение 2–3 недель энциклопедия «Это интересно»
должна находиться в доступном для детей и
родителей месте.
С этими же рассказами дети могут выступить в
соседней группе или в первом классе. Часть этих
материалов можно продемонстрировать на открытых
уроках для родителей.
ЗАНЯТИЕ 22. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
Цель
Дать возможность детям пережить чувство
общности между мальчиками и девочками.
Материал
Кусочки бумаги двух цветов — розового и синего
(на бумаге одного цвета номера от 1 до 7, на бумаге
другого цвета те же номера).
Ход занятия
Мальчики тянут синие билетики с
номерами, а девочки — розовые и соответственно
объединяются в пары.
Ведущий. Сейчас поиграем в «Море волнуется
раз». Задания будут для пары. Один из вас будет
сосулькой, другой — солнцем. Решите, кто какую
роль будет исполнять. Обсудите, как вы это будете
изображать.
Детям дается для обсуждения 1–2 минуты.
Ведущий. Начали. Море волнуется раз, море
волнуется два, море волнуется три — сосулька и
солнце на месте замри.
Затем ведущий подходит к каждой паре, и дети
показывают свой сюжет в движении, остальные по
возможности сохраняют позу и смотрят этюд.
Тема второго этюда «Цветок и ветер», третьего —
«Сладкая парочка» (печенье «Твикс» — две палочки
песочного печенья).
Ведущий. Теперь составим новые пары.
Опять дети вытягивают билетики с номерами. Если
кто-нибудь возражает против партнера, то ведущий
должен твердо сказать, что на эти несколько минут
это будет твоя пара: так распорядился жребий, это
всего лишь на несколько минут. Далее для каждого
этюда составляются новые пары.
Ведущий. Теперь поиграем в ручеек. Но надо
будет соблюдать новые правила. Неважно,
понравятся вам эти правила или нет — это правила
игры. «Ручеек» выбирает себе партнера только из
первой пары и только противоположного пола.
После двукратного повторения ручеек можно
развернуть в обратную сторону, а потом пары
переставить местами, чтобы все побывали в паре
друг с другом.
Ведущий. Хороший был ручеек, все камешки
обмыл, увлек с собой. Очень хорошо. А знаете ли вы
игру «Бояре, а мы к вам пришли»?
Дети вновь выбирают себе пару с помощью жребия и
начинают игру «Бояре, а мы к вам пришли». Пары
разбиваются на две команды и встают в два ряда
напротив друг друга. Ряды стоят, переплетая руки
впереди, то есть руки смыкаются через одного
ребенка.
Первая команда идет навстречу второй и
поет-приговаривает: «Бояре, а мы к вам пришли».
Все участники первой команды топают одной ногой
и со словами: «Молодые, а мы к вам пришли»
уходят на прежнее место.
Вторая команда, двигаясь навстречу первой, поет: «Бояре,
а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?»
Первая команда: Бояре, нам невеста нужна,
молодые, нам невеста нужна.
Вторая команда: Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды, не размыкая рук,
совещаются и идут со словами: «Бояре, нам вот
эта мила, молодые — вот эта мила» и
дотрагиваются до выбранного игрока. И отступают,
взяв друг друга за руки и повторяя эти же слова,
на место.
Вторая команда наступает и поет: «Бояре, она
дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас».
Первая команда: Бояре, а мы к доктору свезем.
Молодые, а мы к доктору свезем.
Вторая команда: Бояре, она доктора боится,
молодые, она доктора боится.
Первая команда: Бояре, а мы плеточкой ее,
молодые, а мы плеточкой ее.
Вторая команда: Бояре, она плеточки боится,
молодые, она плеточки боится.
Первая команда: Бояре, не валяйте дурака,
отдавайте нам невесту навсегда.
Игроки растягиваются по всей длине, взявшись за
руки. Тот, кого выбрали, пытается с разбегу
разорвать цепь. Если удается — забирает одного в
плен, если не разрывает цепь — остается в плену
сам. Игра начинается снова.
Ведущий. Спасибо всем.
ЗАНЯТИЕ 23. НАСТРОЕНИЕ
Цель
Помочь детям научиться осознавать эмоциональные
состояния.
Материал
Бумага, фломастеры.
Ход занятия
Ведущий. Поиграем в «Море
волнуется раз». На этот раз вы будете курочками.
Курица живет, радуется, клюет зернышки. Она может
быть любого возраста, она может быть в яйце,
цыпленком, взрослой, с выводком цыплят, старой, на
сковородке с жареной картошкой и т.д. Выберите,
какой курицей вы будете. Начали: «Море волнуется
раз, море волнуется два, море волнуется три —
куриная фигура замри».
Ведущий подходит к каждому и пытается
догадаться, какую фигуру изобразил ребенок. Если
непонятно, то ребенок дает пояснения и может
использовать движения (например, показать, как
курица защищает цыплят).
Ведущий проводит игру еще раз. Затем дети
возвращаются за столы и рисуют свои эмоции. При
рисовании возможен любой способ: можно либо
изобразить сюжет, либо создать абстрактный
рисунок и др. После окончания работы каждый
ребенок показывает рисунок и говорит, какое
настроение у него изображено.
В зависимости от того, какое настроение будет
преобладать в группе, ведущий может сказать
следующее.
Ведущий. Какое хорошее настроение почти у
всех ребят. Вы говорили такие слова: «хорошее»,
«веселое», «радостное», «обычное», «как всегда».
Иногда, если что-то не получилось, вы говорили:
«тревожное», «плохое», «никакое». Какое вообще
бывает у вас настроение?
Ответы детей: Сердитое, радостное,
жалостливое, грустное, спокойное, веселое.
При затруднении ведущий может задать такие
вопросы:
Что вы испытываете, когда видите бездомного
котенка?
Какое настроение вызывает веселая играющая
собака?
Когда вы едите вкусное мороженое, какое чувство
возникает?
Какое чувство возникает, когда вы спать ложитесь
и мама поцелует?
Ведущий. Какие эмоции и чувства вы знаете?
Ответы детей: Грусть, страх, гнев, жалость,
раздражение, злость.
Ведущий. Какие положительные, приятные
эмоции можете назвать?
Ответы детей: Радость, смех, удовольствие,
покой, любовь.
Ведущий: Листочек бумаги разделите пополам,
на одной половине нарисуйте плохое настроение,
на другой — хорошее.
Если есть время, дети могут показать в движении
свое настроение.
Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор
Продолжение следует