Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Продолжение. Начало см. №42, 43, 44, 45, 47, 48,  2001 г.

ЗАНЯТИЕ 24. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Цель

Научить детей осознавать позитивный эмоциональный опыт.

Материал

Рисунки детей, выполненные на прошлом занятии.

Ход занятия

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на свои рисунки.
Ответы детей: Говорили о настроении, чувствах, эмоциях. Здесь плохие чувства. А здесь нарисовано хорошее настроение.
Если дети не разделяют в ответах положительные и отрицательные эмоции, то ведущий может задать вопрос: «Почему у вас на одном листе два рисунка?»
Ведущий. Правильно, эмоции и чувства бывают положительные и отрицательные. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Знаете ли вы значение этого слова?
Если дети затрудняются с ответом, то ведущий может сделать комплимент любому ребенку. И сделать паузу.
Ведущий. Маша, тебе очень идет это платье, оно подчеркивает цвет твоих глаз. Петя, ты так хорошо помогал няне убирать со стола посуду после завтрака. Что я сейчас сделала, ребята?
Ответы детей: Сказали приятные слова.
Ведущий. Таким образом, комплимент — это приятные слова, сказанные человеку, похвала. Сейчас я объясню правила игры «Комплимент». Один из вас выходит за дверь и не подслушивает. Оставшиеся говорят про ушедшего только хорошие слова. Даже если вы знаете что-то не очень хорошее об этом человеке, то все равно говорите только хорошее. Все комплименты я запишу на доске (записи можно делать и на бумаге). Потом мы позовем водящего, и я прочитаю ему все комплименты. Но не будем говорить, кто что сказал. Понятно? Кто первый?
Ребенок выходит.
Ведущий. Ребятки, давайте вспомним, что хорошего мы можем сказать о Коле? Какие черты характера, внешности, одежды, поведения вам нравятся? Может быть, вы знаете какие-нибудь его хорошие дела?
Дети отвечают.
Ведущий помогает детям обнаружить хорошие стороны вышедшего ребенка: он предлагает детям вспомнить, как ребенок бегает, прыгает, умывается, спит, ест, вешает одежду, здоровается, играет с другими, какие у него волосы, глаза, ресницы, одежда и т.д.
Все сказанное записывается на доске. Ведущий настойчиво подчеркивает, что по правилам игры нужно говорить только хорошее. Иногда бывает, что то, за что хвалит один, не нравится другому. Но говорящий комплимент выделяет то, что именно ему нравится в водящем. Все люди разные, и у них разное мнение.
Тот, о ком только что говорили, входит в комнату.
Ведущий. Вот какие слова о тебе сказали ребята, вот какие сильные стороны они видят в тебе.
Ведущий зачитывает комплименты. В тот момент, когда ведущий читает приятные вещи, он может обнять ребенка или слегка прижать к себе, чтобы уменьшить у него ощущение неловкости или страха.
Возможно, не все дети успеют побывать в роли водящего, поэтому на следующем занятии нужно обязательно вернуться к этой игре: это сознательный эмоциональный опыт, к которому ребенку не раз придется обращаться в жизни.

ЗАНЯТИЕ 25. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (Продолжение)

Цель

Научить детей осознавать позитивный эмоциональный опыт.

Материал

Бумага, фломастеры, карандаши, пластилин, полоски бумаги для названия скульптурок.

Ход занятия

Если есть дети, которые не успели побывать в роли водящих в игре «Комплимент», то необходимо начать новое занятие с этой игры.
Ведущий. Вспомните, какое настроение у вас возникло после того, как вы прослушали комплименты. Чтобы удобнее было вспоминать, прислонитесь к спинке стула, руки положите на колени или на стол, закройте глаза, расслабьтесь и вспомните слова, которые вам говорили, послушайте себя. Какие чувства у вас возникли? (Ведущий говорит медленно, делая паузы.)
Детям дается 1 минута.
Ответы детей:
— Радость.
— Удовольствие.
— Было приятно.
— Было неудобно.

Ведущий. Возьмите пластилин, который перед вами. Вы можете выбрать любой цвет. Закройте глазки и вылепите свое чувство. Совсем не обязательно, чтобы это был какой-нибудь предмет: что руки сделают, то и правильно. Главное, чтобы это было ваше чувство. По мере готовности работы подписываются (название и автор).
Детям дается 5 минут.
По окончании работы надо показать скульптурки и попросить автора сказать, что изображено (впоследствии можно сделать выставку работ).
Ведущий. Сейчас нужно будет вдвоем нарисовать на одном листе бумаги какую-нибудь сценку из жизни, где будут изображены какие-либо чувства. Это могут быть люди, животные, растения. Потом надо будет рассказать о том, какие чувства были нарисованы и какие чувства вы сами испытывали во время работы.
Детям дается 10 минут.
Сначала все пары рассказывают о том, что они изобразили. Затем ведущий расспрашивает детей о том, как строилась их работа в паре: сразу ли они нашли общее решение? Какие чувства они испытывали? Может быть, это были недовольство, раздражение, злость? Почувствовали ли они приятное, когда удалось договориться? Какие это были чувства: удовольствие, приятное чувство, радость, удовлетворение?
Ведущий. Какие эмоции вы сегодня испытали? Вы сумели их выразить. Иногда это было трудно. Спасибо за работу.

ЗАНЯТИЕ 26. ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

Цель

Учить детей эмоциональному самоконтролю.

Материал

Бумага, фломастеры, карандаши.

Ход занятия

Ведущий. Сядьте удобно. Почувствуйте стул, на котором сидите, прислонитесь к его спинке. Руки положите удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы лежите на берегу какого-нибудь водоема. Это может быть пруд, река, море, озеро. Вы лежите или на траве, или на подстилке, или на песке. А по синему небу плывут облака. Облака похожи на мыльную пену или вату. В лицо светит солнышко. Вы чувствуете, как луч скользит по щеке, как от него исходит тепло. А вверх по ноге с большого пальца ползет муравей. Все выше и выше. Вам стало очень щекотно, захотелось стряхнуть его... Стряхивайте.
Дети начинают шевелиться, открывают глаза.
Ведущий. Что вам удалось представить лучше всего?
Ответы детей: Солнышко, муравья, тепло чувствовали и др.
Обычно дети хорошо себе представляют, где лежат, на берегу какого водоема.
Ведущий. Хорошо... Муравей — не страшно, ну, щекотно и все, может быть, неприятно. А что будет, если укусит слепень, оса или пчела?
Ответы детей:
— Больно, обидно, очень неприятно.
— Хочется убить обидчика, заплакать.

Ведущий. Да. Иногда и плачем. Маме жалуемся. Мамочка пожалеет, поцелует, может быть, компресс сделает и скажет: «Все заживет, все пройдет». И становится лучше, легче, как будто бы все прошло. Но очень часто бывает так, что мы чувствуем обиду, а мамочки рядом нет. Что делать? Как вы находите выход из такого положения?
Ответы детей:
— Плачу.
— Сдачи дам тому, кто обидел.
— Обидные слова говорю.

Ведущий. Сейчас поучимся, как можно по-другому выходить из этой ситуации.
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать — не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они становились все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», — подумал мальчик и пошел дальше.
Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Вспомните, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, старший брат или сестра отнимали игрушку, воспитатель делал замечание.

Детям дается время на воспоминание.
Ведущий. Эти отрицательные эмоции можно надуть, как шарик (или вдуть в шарик), и отпустить, чтобы этот шарик улетел. Вспомните свою обидную ситуацию. Посмотрите, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. У всех получилось? Не получилось?
Давайте представим по-другому. Кому-то проще представить, что он берет шарик и надувает его своей злостью или грустью и отпускает. Надуваем вместе со мной.
Нарисуйте пожалуйста то, что мы сейчас делали.
(Не комментировать, не пояснять.) Я тоже попробую нарисовать.
В конце занятия все вместе выдувают плохие эмоции и отпускают их в небо.

ЗАНЯТИЕ 27. ПОКА НЕ ЗНАЮ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ

Цель

Создать целостный рисунок на основе фрагмента и изобразить его пантомимически.

Материал

6—7 листов бумаги формата А2 (можно взять 2 альбомных листа, скрепленных вместе) с нарисованными заранее кругами с различными деталями, круг должен занимать большую часть листа; фломастеры.

Ход занятия

Ведущий. Перед вами листы бумаги: один лист на двоих. На них нарисованы круги. В каждом круге есть дополнительная деталь. Ваша задача — вдвоем использовать этот круг вместе с деталью для составления рисунка на любую тему. Рисунок должен быть один. Вы должны договориться, что вы будете рисовать. Когда нарисуете, придумайте название для вашей картины.
Детям дается 7—10 минут.
Дети показывают свои рисунки и представляют их: говорят название и рассказывают, что нарисовано. Если остальные дети задают вопросы, то отвечают на них. На это представление и обсуждение дается 10 минут.
Из готовых картин нужно выбрать 2—3 сюжета, подходящих для этюдов, и предложить всем (по парам или по одному) изобразить это. Затем нужно пересесть в полукруг и всем вместе посмотреть этюды.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

Продолжение следует

TopList