Ольга ПАХОМОВА
ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ
Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12/2004
ЧАСТЬ 4
СВОБОДА ВЫБОРА
ЗАНЯТИЕ 11
ПОЯВЛЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНИНА
– Сегодня у нас в клубе будет
гость, – сказал психолог. – Надеюсь, он вам
понравится.
– Что за гость? – поинтересовались мы.
– Один инопланетянин из окрестностей
Альдебарана.
Мы, конечно, обрадовались – начинается новая
игра, но вида не подали, старались сохранять
спокойствие. С Альдебарана – так с Альдебарана,
нас, мол, ничем не удивишь.
– А почему он вдруг решил к нам зайти? –
спросила Ксюша.
– Я его пригласил, – ответил психолог. – У него
какие-то проблемы и нужна психологическая
помощь.
– Отчего же вы ему не помогли? – удивились мы.
– Эти инопланетяне могут устанавливать
телепатическую связь только с детьми не старше
четырнадцати лет, – объяснил психолог. – А со
взрослыми землянами контакт односторонний. Я его
слышу – он меня нет.
– Если он вас не слышит, то как же вы могли его
пригласить? – спросил Миша.
– А я ему приглашение на бумажке нарисовал, –
ответил психолог.
Больше он ничего рассказать не успел, потому
что дверь вдруг открылась и в класс заглянуло
какое-то чучело. На голове у него была коробка
из-под торта, а само оно было замотано во что-то
вроде занавески. Из-под занавески виднелись
джинсы и кроссовки внушительного размера, к
коробке были приделаны проволочные рожки. Я
подумал: это или переодетый старшеклассник, или
приятель психолога.
Все застыли от удивления, а психолог сказал:
– А вот и наш гость.
Чучело покрутило головой и спросило:
– Это психологический клуб?
Голос его звучал глухо – то ли коробка из-под
торта мешала говорить, то ли телепатическая
связь барахлила.
Психолог молчал. Мы вспомнили, что
инопланетянин его не слышит, и поняли, что
инициативу придется брать в свои руки.
Первой среагировала Ксюша:
– Да, это клуб. Проходите, садитесь.
Инопланетянин сделал несколько неуверенных
шагов – хотя в коробке из-под торта и были
проделаны дырочки для глаз, но смотреть в них,
наверное, не очень удобно. Он повернулся, и стало
видно, что на спине у него какая-то выпуклость.
Как будто под занавеской надет рюкзак. Алик
пододвинул свободный стул и помог гостю сесть.
– Мы слышали, что у вас проблемы, – сказала
Ксюша. – Не стесняйтесь, рассказывайте. Рады
будем вам помочь, если это в наших силах.
– Это длинная история, – сказал инопланетянин.
– Ничего, у нас есть время. И он начал
рассказывать.
Рассказ инопланетянина
– На планете, с которой я прилетел, живут только
роботы.
– Так вы – робот?! – удивились мы.
– Да, я – робот, – подтвердил гость. – Точнее
говоря, я – биоробот.
– А что такое биоробот? – спросили мы.
Инопланетянин объяснил, что обитатели его
планеты появляются на свет так же, как и все
другие живые существа, и тоже нуждаются в пище и
воздухе. Но в отличие от нас сами они ничего не
решают, а строго следуют указаниям своей
Программы.
– Как же вы узнаете про эти указания? –
заинтересовался Сеня.
– Мы их просто слышим, – сказал гость.
Биороботы жили-поживали по своей Программе, и
все у них было хорошо. Но недавно на их планету
прилетела космическая экспедиция людей.
– Это были земляне? – спросил Алик.
– По-моему, нет, – ответил инопланетянин. –
Очень похожи на вас, только волосы зеленые.
Странные люди с зелеными волосами стали
разговаривать с роботами. И они говорили
странные вещи. Будто никакие мы не роботы, и нам
не обязательно слушаться Программу. И мы сами
можем решать, что нам нужно, а что не нужно. Еще
они говорили, что душа – самое ценное, что есть во
Вселенной, а у нас тоже есть душа, только она пока
не проснулась. Согласно нашей Программе, за такие
слова мы должны были уничтожить их немедленно.
Сделать это выпало мне.
– И вы убили людей с зелеными волосами? –
дрожащим голосом спросила Оленька.
– Нет, – сказал инопланетянин, – я этого не
сделал, они улетели домой. на прощанье люди
научили меня путешествовать в космосе, чтобы я
мог проверить их слова. И вот я здесь. Вы
возьметесь определить – робот я или нет?
– Не знаем, – говорим, – но попробовать можно.
А сами смотрим на психолога. Психолог говорит:
– К вам обратились, вы и расхлебывайте. Если
будут вопросы по человеческой психологии, то я,
конечно, помогу. А про роботов я сам ничего не
знаю, мы их в институте не проходили.
– Ладно, разберемся, – решительно сказал Игорь.
И добавил по-взрослому: – Приступаем к
обсуждению вопроса.
ОБСУЖДЕНИЕ: ЛЮДИ И РОБОТЫ
– Для начала нужно определить, – предложил
Миша, – чем люди отличаются от роботов.
Это было не сложно.
– Люди могут чувствовать, а роботы – нет.
– Роботом управляет программа, а люди сами
решают, что им делать.
– Хорошо, – подвел итог Миша, – с этим вопросом
мы разобрались. Остается выяснить, может ли наш
гость чувствовать и умеет ли он принимать
самостоятельные решения. Но как нам это узнать?
– Давайте спросим у него, – предложила Галя. Мы
послушались Галю и спросили у инопланетянина,
что он любит.
– Я не знаю, что такое «любовь», – ответил
инопланетянин.
– Робот... – вздохнул Алик. На него зашикали.
– А я знаю, он не робот! – с чувством сказала
Оленька. – Программа приказала ему убить людей с
зелеными волосами, а он их пожалел.
– Скажите, почему вы сохранили им жизнь? –
обратилась она к инопланетянину.
История, рассказанная
инопланетянином
– Я не могу ответить на ваш вопрос, – ответил
инопланетянин, – но я могу воспроизвести
разговор, который состоялся у меня с теми людьми.
Я сказал им: «Согласно требованиям Программы я
должен вас уничтожить».
А они говорят: «В твоей Программе ошибка».
Я возражаю: «В Программе не может быть ошибок».
Они говорят: «Твоя Программа плохая».
Я им объясняю: «Не бывает плохих Программ,
бывают бракованные роботы».
Они отвечают: «Может быть, именно ты и есть
такой бракованный робот, который неправильно
понимает Программу. Откуда ты знаешь, что это не
так? Тогда, если ты нас убьешь, то совершишь
ужасную ошибку.
Я не знал, что им возразить, но на уничтожении
уже не настаивал».
Мы с интересом выслушали историю, но ясности от
этого не прибавилось. Вывод можно было сделать
только один: люди с зелеными волосами отнюдь не
дураки. А робот перед нами или не робот, мы
по-прежнему сказать не могли. И о чем его
спрашивать дальше, тоже не знали.
ВОПРОС ИНОПЛАНЕТЯНИНА
Но инопланетянин сам пришел нам на помощь и
задал вопрос:
– А как вы, люди, узнаете о том, чего вы хотите?
Как вы об этом догадываетесь?
Можно было бы ответить: «Чувствуем», но это было
бы глупо, потому что он тогда спросит: «А как вы
чувствуете?», а мы не сможем объяснить.
Тут Светка говорит:
– Помните Тигру из «Винни-Пуха», который
уверял, что тигры любят желуди, а потом
попробовал их и сказал, что желудей они не любят?
Вот какой ответ ему нужен.
– Можно было бы поставить сценку про Тигру, –
предложил Сеня. – Жаль, что у нас нет на это
времени.
Неожиданно в разговор вмешался психолог и
сказал, что времени у нас достаточно. Потому что
вопрос у инопланетянина серьезный, от его
решения зависит судьба целого народа. И в спешке
такие дела не делаются. Следовательно,
инопланетянин будет ходить вместе с нами на
занятия до тех пор, пока мы не узнаем его получше
и не сможем с определенностью сказать: робот
перед нами или человек.
Мы закричали: «Ура!» – и со спокойной совестью
занялись Тигрой и его друзьями.
Тигра завтракает
По сравнению с тем, что нам уже приходилось
разыгрывать, сценка была совсем простой. Зато
исполнение оказалось прямо-таки выдающимся.
Актеры играли так, будто от их игры действительно
зависела судьба какой-то цивилизации. Тигрой был,
конечно, Алик.
Для тех, кто подзабыл «Винни-Пуха», напоминаю
содержание сценки.
Тигра сначала пришел к Винни-Пуху и сказал, что
он очень голодный, ужасно голодный. Винни-Пух
угостил его медом. Тигра попробовал мед и сказал,
что тигры это не едят. Потом Пятачок дал ему
желудей, но Тигра выплюнул их и заявил, что тигры
не любят желудей. То же самое повторилось и с
чертополохом, только Тигра еще прыгал и кричал:
«Ой-ой-ой», потому что уколол чертополохом язык.
Наконец все пришли в гости к Кенге, Тигра выпил
рыбий жир и закричал: «Вот что тигры
действительно любят!»
На протяжении всего времени, пока
разыгрывалось это немудреное представление,
инопланетянин сидел не шелохнувшись, обратив
прорези для глаз в сторону «сцены». Зато у
психолога наша постановка вызвала почему-то
бурный восторг.
ПОТРЕБНОСТЬ НАХОДИТ СВОЙ ПРЕДМЕТ
– Вы даже не представляете, друзья, насколько
все психологично, – говорил нам потом психолог.
– Ведь это же классическая модель
опредмечивания потребности!
Он объяснил, что когда Тигра пробует мед и
чертополох, потребность в еде у него уже есть, но
она еще смутная, неопределенная. Но будучи
неопределенной, она побуждает поисковую
активность. В результате Тигра находит то, что
его устраивает, в данном случае – рыбий жир.
Психологи говорят про такую ситуацию, что
потребность «узнала себя», «опредметилась».
При этом предмет потребности стал мотивом
деятельности.
Еще психолог сказал, что «Винни-Пух» – это
настоящий учебник психологии. Надо же... Кто бы
мог подумать! Я решил, что перечитаю «Винни-Пуха»
и сам проверю, так ли это.
Тут мы вдруг вспомнили, что инопланетянин не
слышит психолога, и быстренько пересказали ему
суть дела. Потом спросили, понравилось ли ему
наше представление, все ли было понятно.
– Да, спасибо, – сказал инопланетянин, – но
если я вас правильно понял, речь шла о еде?
Мы подтвердили, что рыбий жир и чертополох –
действительно еда. Хотя и не каждому она придется
по вкусу.
Психолог порывался было объяснить, что там
говорится не только о еде, но
инопланетянин его не слышал. Он встал со стула,
скрестил руки на груди и так стоял, молчаливый и
закутанный в занавеску. Прямо как памятник. Все
ждали, чего же он скажет.
– Благодаря вашему Тигре, – изрек
инопланетянин, – я сделал важное открытие,
которое может в корне изменить жизнь моих
сородичей.
ИНОПЛАНЕТЯНИН ДЕЛАЕТ ОТКРЫТИЕ
Мы все, конечно,
подумали, что он догадался, робот он или нет. А
сценка из «Винни-Пуха» (раз уж это такая
замечательная книжка) ему помогла.
– В чем же состоит ваше открытие? – закричали
мы.
– Вы поняли, наконец, что вы не робот?
– Нет, – сказал инопланетянин, – этого я пока
еще не понял. А важное открытие состоит в том, что
еда, оказывается, может быть разной.
– В чем же тут открытие? – удивились мы. – Еда
всегда разная.
– Но мы-то этого не знали. Мы всегда едим одно и
то же и думали, что так и надо.
– А что вы едите?
– Пищевые брикеты из травы – на завтрак, на
обед и на ужин.
Тут сердобольная Светлана отыскала у себя в
сумке шоколадку и угостила инопланетянина.
Инопланетянин, несмотря на свою дурацкую
коробку, сумел откусить кусочек и тут же завопил:
– Эврика!!! Я сделал второе важное открытие –
еда может быть вкусной! Я давно подозревал, что
брикеты – просто гадость, теперь же я в этом
убедился. Это открытие переворачивает все наши
представления о жизни...
В общем, дальнейшая часть разговора оказалась
скомканной: Светка продиктовала инопланетянину
несколько кулинарных рецептов, он прихватил
имевшиеся в наличии продукты – булочку с
повидлом и три карамельки – и в спешном порядке
отправился сообщать об открытии века своим
соплеменникам. Правда, перед уходом он пообещал
нам, что на следующее занятие клуба прилетит
обязательно.
НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Инопланетянин ушел, а мы остались.
– Если ему понравилась шоколадка, – убежденно
сказала Оленька, – значит, он человек.
– Совсем не обязательно, – возразил ей Сеня. –
Я вот, например, человек, а шоколада не люблю.
– Нужно провести расследование, – проявил
бдительность Тошка. – Может быть, это
инопланетный шпион.
– Какой же он шпион, если он – робот? – удивился
Игорь.
– Так это и называется – «робот-шпион».
– Давайте не отвлекаться, – предложил Миша. –
Мы сейчас расследуем, что он не робот, а не то, что
он не шпион. относительно этого могу сказать
одно: если бы я сделал такого робота, то
обязательно ввел бы в его программу вкусовые
ощущения. Так что шоколад ничего не доказывает.
– Ты можешь сделать такого робота??! Врешь!!! –
не выдержал Алик.
– Я не говорил, что могу, – с достоинством
парировал Миша. – Я сказал только: «если бы я его
сделал...»
Расследование временно зашло в тупик, и мы
стали расходиться по домам. |