Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12/2004

ЧАСТЬ 4

СВОБОДА ВЫБОРА

ЗАНЯТИЕ 11

ПОЯВЛЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Рис. С. Пахомова– Сегодня у нас в клубе будет гость, – сказал психолог. – Надеюсь, он вам понравится.

– Что за гость? – поинтересовались мы.

– Один инопланетянин из окрестностей Альдебарана.

Мы, конечно, обрадовались – начинается новая игра, но вида не подали, старались сохранять спокойствие. С Альдебарана – так с Альдебарана, нас, мол, ничем не удивишь.

– А почему он вдруг решил к нам зайти? – спросила Ксюша.

– Я его пригласил, – ответил психолог. – У него какие-то проблемы и нужна психологическая помощь.

– Отчего же вы ему не помогли? – удивились мы.

– Эти инопланетяне могут устанавливать телепатическую связь только с детьми не старше четырнадцати лет, – объяснил психолог. – А со взрослыми землянами контакт односторонний. Я его слышу – он меня нет.

– Если он вас не слышит, то как же вы могли его пригласить? – спросил Миша.

– А я ему приглашение на бумажке нарисовал, – ответил психолог.

Больше он ничего рассказать не успел, потому что дверь вдруг открылась и в класс заглянуло какое-то чучело. На голове у него была коробка из-под торта, а само оно было замотано во что-то вроде занавески. Из-под занавески виднелись джинсы и кроссовки внушительного размера, к коробке были приделаны проволочные рожки. Я подумал: это или переодетый старшеклассник, или приятель психолога.

Все застыли от удивления, а психолог сказал:

– А вот и наш гость.

Чучело покрутило головой и спросило:

– Это психологический клуб?

Голос его звучал глухо – то ли коробка из-под торта мешала говорить, то ли телепатическая связь барахлила.

Психолог молчал. Мы вспомнили, что инопланетянин его не слышит, и поняли, что инициативу придется брать в свои руки.

Первой среагировала Ксюша:

– Да, это клуб. Проходите, садитесь.

Инопланетянин сделал несколько неуверенных шагов – хотя в коробке из-под торта и были проделаны дырочки для глаз, но смотреть в них, наверное, не очень удобно. Он повернулся, и стало видно, что на спине у него какая-то выпуклость. Как будто под занавеской надет рюкзак. Алик пододвинул свободный стул и помог гостю сесть.

– Мы слышали, что у вас проблемы, – сказала Ксюша. – Не стесняйтесь, рассказывайте. Рады будем вам помочь, если это в наших силах.

– Это длинная история, – сказал инопланетянин.

– Ничего, у нас есть время. И он начал рассказывать.

Рассказ инопланетянина

– На планете, с которой я прилетел, живут только роботы.

– Так вы – робот?! – удивились мы.

– Да, я – робот, – подтвердил гость. – Точнее говоря, я – биоробот.

– А что такое биоробот? – спросили мы.

Инопланетянин объяснил, что обитатели его планеты появляются на свет так же, как и все другие живые существа, и тоже нуждаются в пище и воздухе. Но в отличие от нас сами они ничего не решают, а строго следуют указаниям своей Программы.

– Как же вы узнаете про эти указания? – заинтересовался Сеня.

– Мы их просто слышим, – сказал гость.

Биороботы жили-поживали по своей Программе, и все у них было хорошо. Но недавно на их планету прилетела космическая экспедиция людей.

– Это были земляне? – спросил Алик.

– По-моему, нет, – ответил инопланетянин. – Очень похожи на вас, только волосы зеленые. Странные люди с зелеными волосами стали разговаривать с роботами. И они говорили странные вещи. Будто никакие мы не роботы, и нам не обязательно слушаться Программу. И мы сами можем решать, что нам нужно, а что не нужно. Еще они говорили, что душа – самое ценное, что есть во Вселенной, а у нас тоже есть душа, только она пока не проснулась. Согласно нашей Программе, за такие слова мы должны были уничтожить их немедленно. Сделать это выпало мне.

– И вы убили людей с зелеными волосами? – дрожащим голосом спросила Оленька.

– Нет, – сказал инопланетянин, – я этого не сделал, они улетели домой. на прощанье люди научили меня путешествовать в космосе, чтобы я мог проверить их слова. И вот я здесь. Вы возьметесь определить – робот я или нет?

– Не знаем, – говорим, – но попробовать можно.

А сами смотрим на психолога. Психолог говорит:

– К вам обратились, вы и расхлебывайте. Если будут вопросы по человеческой психологии, то я, конечно, помогу. А про роботов я сам ничего не знаю, мы их в институте не проходили.

– Ладно, разберемся, – решительно сказал Игорь. И добавил по-взрослому: – Приступаем к обсуждению вопроса.

ОБСУЖДЕНИЕ: ЛЮДИ И РОБОТЫ

– Для начала нужно определить, – предложил Миша, – чем люди отличаются от роботов.

Это было не сложно.

– Люди могут чувствовать, а роботы – нет.

– Роботом управляет программа, а люди сами решают, что им делать.

– Хорошо, – подвел итог Миша, – с этим вопросом мы разобрались. Остается выяснить, может ли наш гость чувствовать и умеет ли он принимать самостоятельные решения. Но как нам это узнать?

– Давайте спросим у него, – предложила Галя. Мы послушались Галю и спросили у инопланетянина, что он любит.

– Я не знаю, что такое «любовь», – ответил инопланетянин.

– Робот... – вздохнул Алик. На него зашикали.

– А я знаю, он не робот! – с чувством сказала Оленька. – Программа приказала ему убить людей с зелеными волосами, а он их пожалел.

– Скажите, почему вы сохранили им жизнь? – обратилась она к инопланетянину.

История, рассказанная
инопланетянином

– Я не могу ответить на ваш вопрос, – ответил инопланетянин, – но я могу воспроизвести разговор, который состоялся у меня с теми людьми.

Я сказал им: «Согласно требованиям Программы я должен вас уничтожить».

А они говорят: «В твоей Программе ошибка».

Я возражаю: «В Программе не может быть ошибок».

Они говорят: «Твоя Программа плохая».

Я им объясняю: «Не бывает плохих Программ, бывают бракованные роботы».

Они отвечают: «Может быть, именно ты и есть такой бракованный робот, который неправильно понимает Программу. Откуда ты знаешь, что это не так? Тогда, если ты нас убьешь, то совершишь ужасную ошибку.

Я не знал, что им возразить, но на уничтожении уже не настаивал».

Мы с интересом выслушали историю, но ясности от этого не прибавилось. Вывод можно было сделать только один: люди с зелеными волосами отнюдь не дураки. А робот перед нами или не робот, мы по-прежнему сказать не могли. И о чем его спрашивать дальше, тоже не знали.

ВОПРОС ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Но инопланетянин сам пришел нам на помощь и задал вопрос:

– А как вы, люди, узнаете о том, чего вы хотите? Как вы об этом догадываетесь?

Можно было бы ответить: «Чувствуем», но это было бы глупо, потому что он тогда спросит: «А как вы чувствуете?», а мы не сможем объяснить.

Тут Светка говорит:

– Помните Тигру из «Винни-Пуха», который уверял, что тигры любят желуди, а потом попробовал их и сказал, что желудей они не любят? Вот какой ответ ему нужен.

– Можно было бы поставить сценку про Тигру, – предложил Сеня. – Жаль, что у нас нет на это времени.

Неожиданно в разговор вмешался психолог и сказал, что времени у нас достаточно. Потому что вопрос у инопланетянина серьезный, от его решения зависит судьба целого народа. И в спешке такие дела не делаются. Следовательно, инопланетянин будет ходить вместе с нами на занятия до тех пор, пока мы не узнаем его получше и не сможем с определенностью сказать: робот перед нами или человек.

Мы закричали: «Ура!» – и со спокойной совестью занялись Тигрой и его друзьями.

Тигра завтракает

По сравнению с тем, что нам уже приходилось разыгрывать, сценка была совсем простой. Зато исполнение оказалось прямо-таки выдающимся. Актеры играли так, будто от их игры действительно зависела судьба какой-то цивилизации. Тигрой был, конечно, Алик.

Для тех, кто подзабыл «Винни-Пуха», напоминаю содержание сценки.

Тигра сначала пришел к Винни-Пуху и сказал, что он очень голодный, ужасно голодный. Винни-Пух угостил его медом. Тигра попробовал мед и сказал, что тигры это не едят. Потом Пятачок дал ему желудей, но Тигра выплюнул их и заявил, что тигры не любят желудей. То же самое повторилось и с чертополохом, только Тигра еще прыгал и кричал: «Ой-ой-ой», потому что уколол чертополохом язык.

Наконец все пришли в гости к Кенге, Тигра выпил рыбий жир и закричал: «Вот что тигры действительно любят!»

На протяжении всего времени, пока разыгрывалось это немудреное представление, инопланетянин сидел не шелохнувшись, обратив прорези для глаз в сторону «сцены». Зато у психолога наша постановка вызвала почему-то бурный восторг.

ПОТРЕБНОСТЬ НАХОДИТ СВОЙ ПРЕДМЕТ

– Вы даже не представляете, друзья, насколько все психологично, – говорил нам потом психолог. – Ведь это же классическая модель опредмечивания потребности!

Он объяснил, что когда Тигра пробует мед и чертополох, потребность в еде у него уже есть, но она еще смутная, неопределенная. Но будучи неопределенной, она побуждает поисковую активность. В результате Тигра находит то, что его устраивает, в данном случае – рыбий жир. Психологи говорят про такую ситуацию, что потребность «узнала себя», «опредметилась». При этом предмет потребности стал мотивом деятельности.

Еще психолог сказал, что «Винни-Пух» – это настоящий учебник психологии. Надо же... Кто бы мог подумать! Я решил, что перечитаю «Винни-Пуха» и сам проверю, так ли это.

Тут мы вдруг вспомнили, что инопланетянин не слышит психолога, и быстренько пересказали ему суть дела. Потом спросили, понравилось ли ему наше представление, все ли было понятно.

– Да, спасибо, – сказал инопланетянин, – но если я вас правильно понял, речь шла о еде?

Мы подтвердили, что рыбий жир и чертополох – действительно еда. Хотя и не каждому она придется по вкусу.

Психолог порывался было объяснить, что там говорится не только о еде, но инопланетянин его не слышал. Он встал со стула, скрестил руки на груди и так стоял, молчаливый и закутанный в занавеску. Прямо как памятник. Все ждали, чего же он скажет.

– Благодаря вашему Тигре, – изрек инопланетянин, – я сделал важное открытие, которое может в корне изменить жизнь моих сородичей.

ИНОПЛАНЕТЯНИН ДЕЛАЕТ ОТКРЫТИЕ

Рис. С. ПахомоваМы все, конечно, подумали, что он догадался, робот он или нет. А сценка из «Винни-Пуха» (раз уж это такая замечательная книжка) ему помогла.

– В чем же состоит ваше открытие? – закричали мы.

– Вы поняли, наконец, что вы не робот?

– Нет, – сказал инопланетянин, – этого я пока еще не понял. А важное открытие состоит в том, что еда, оказывается, может быть разной.

– В чем же тут открытие? – удивились мы. – Еда всегда разная.

– Но мы-то этого не знали. Мы всегда едим одно и то же и думали, что так и надо.

– А что вы едите?

– Пищевые брикеты из травы – на завтрак, на обед и на ужин.

Тут сердобольная Светлана отыскала у себя в сумке шоколадку и угостила инопланетянина.

Инопланетянин, несмотря на свою дурацкую коробку, сумел откусить кусочек и тут же завопил:

– Эврика!!! Я сделал второе важное открытие – еда может быть вкусной! Я давно подозревал, что брикеты – просто гадость, теперь же я в этом убедился. Это открытие переворачивает все наши представления о жизни...

В общем, дальнейшая часть разговора оказалась скомканной: Светка продиктовала инопланетянину несколько кулинарных рецептов, он прихватил имевшиеся в наличии продукты – булочку с повидлом и три карамельки – и в спешном порядке отправился сообщать об открытии века своим соплеменникам. Правда, перед уходом он пообещал нам, что на следующее занятие клуба прилетит обязательно.

НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Инопланетянин ушел, а мы остались.

– Если ему понравилась шоколадка, – убежденно сказала Оленька, – значит, он человек.

– Совсем не обязательно, – возразил ей Сеня. – Я вот, например, человек, а шоколада не люблю.

– Нужно провести расследование, – проявил бдительность Тошка. – Может быть, это инопланетный шпион.

– Какой же он шпион, если он – робот? – удивился Игорь.

– Так это и называется – «робот-шпион».

– Давайте не отвлекаться, – предложил Миша. – Мы сейчас расследуем, что он не робот, а не то, что он не шпион. относительно этого могу сказать одно: если бы я сделал такого робота, то обязательно ввел бы в его программу вкусовые ощущения. Так что шоколад ничего не доказывает.

– Ты можешь сделать такого робота??! Врешь!!! – не выдержал Алик.

– Я не говорил, что могу, – с достоинством парировал Миша. – Я сказал только: «если бы я его сделал...»

Расследование временно зашло в тупик, и мы стали расходиться по домам.