Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 16/2005

ЧАСТЬ 4

СВОБОДА ВЫБОРА

ЗАНЯТИЕ 12

АТА-ТА НЕТ! ЭТО – АВА

К началу занятия инопланетянин не пришел. Психолог сказал, что космическая связь – дело тонкое. И неведомые нам катаклизмы в глубинах Вселенной вполне могли привести к тому, что инопланетянин опоздает на занятие. Пока решили начинать без него.

Пока психолог рассуждал о катаклизмах, дверь открылась, и в классе появился инопланетянин. Представьте себе, он был на роликах!

– О-о, – говорим, – вы даром времени не теряли. Уже катаетесь на роликах?

– Да, – отвечает, – в прошлый раз я видел такие у одного из вас (у Алика), теперь сам решил попробовать.

– Ну и как, нравится вам кататься?

– Помогает лучше выполнить Программу, – сухо ответил инопланетянин.

Он извинился за опоздание и объяснил, что когда настраивал аппаратуру, то немножко ошибся и сначала попал не туда.

Рис. С. ПахомоваМы поинтересовались, как там, куда он попал, реагировали на его появление. Ведь мы-то в своем клубе к нему уже привыкли, но если такое существо вваливается к вам без предупреждения, то запросто может испугать.

– Никак не реагировали, – сказал инопланетянин, – потому что они меня не видели. Я понял, что попал не туда, и не стал визуализироваться. Но зато я их видел, и теперь у меня есть вопрос.

Мы сказали, что пусть он не стесняется, спрашивает. Если что непонятно, мы объясним.

Оказывается, инопланетянин по-настоящему заблудился: попал совсем в другой дом и даже на другую улицу. На этой улице он заглянул в окно и увидел в комнате двух маленьких детей – мальчика и девочку.

Поведение детей поразило и озадачило инопланетянина. А было вот что. Мальчик надел на голову кастрюлю, забрался с ногами на стул и принялся гудеть. Девочка в это время взяла за провод электрический утюг и стала ходить по комнате, волоча утюг за собой.

Инопланетянин пытался понять смысл их действий, но не понял. В комнату вошла женщина в переднике.

– Я – космонавт, – сказал мальчик, – я улетел и еще не прилетел!

– Мама, ата-та нет! – сказала девочка. – Это ава.

– И что я после этого должен думать про людей? – спросил инопланетянин. – Что они глупые – не могут отличить кастрюлю от скафандра, а собаку от утюга? Или что они лгуны?

«Чья бы корова мычала, – подумал я, – а твоя бы молчала. У самого на голове коробка из-под торта, а туда же, критикует кастрюлю. Лично мне, например, кастрюли больше нравятся...»

– Если же у вас даже маленькие дети готовы вводить путешественников в заблуждение, – продолжал инопланетянин, – то это доказывает, что земляне коварны и лживы, и тогда информации, полученной от вас, нельзя доверять.

Тут ему пришлось замолчать – весь психологический клуб во главе с психологом дружно хохотал.

– Что с вами? Что вы делаете? – испуганно спрашивал он. Но его вопросы оставались без ответа, говорить мы в тот момент не могли.

Первой перестала смеяться гимнастка Галя. Привыкнув в спорте контролировать свои эмоции, она и теперь сумела взять себя в руки.

– Дети просто играли, – сказала Галя, – в этом нет ничего плохого. Дети всегда играют.

Разумеется, инопланетянин ничего не понял из Галиного объяснения, ведь роботы не играют. И все-таки он немного успокоился.

– А сейчас чем вы занимались? – спросил он с подозрением. – Почему вы так тряслись и издавали невнятные звуки?

– Мы просто смеялись, – объяснила Галя. – Просто нам было смешно.

– У вас, у людей, очень много непонятного, – проворчал инопланетянин. – Не могли бы вы рассказать мне об игре? Ведь у вас даже маленькие дети знают, что это такое. И вообще расскажите о себе побольше. А тогда я еще подумаю, стоит ли мне быть человеком?

СВЕТА РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ИГРЕ

Рассказать про игру вызвалась Светка. У них в семье есть малыши-двойняшки, и она здорово разбирается в детской психологии.

– Мы пришли из поликлиники, – рассказывала она. – Павлуше и Верочке там понравилось, и они тоже захотели кого-нибудь полечить.

Павлуша сразу надел мой белый берет, а Верочка приносила ему своих кукол. Павлуша-доктор давал куклам пуговицы вместо таблеток и протирал их ваткой, смоченной в воде. Когда все куклы выздоровели, берет надела Верочка, она стала тереть ваткой Павлушку. При этом оба понимали, что все это понарошку, что это только игра. Но им было весело.

Инопланетянин выслушал Свету очень внимательно, а потом спросил:

– Значит, та девочка с утюгом хотела, чтобы у нее была собачка?

Мы подтвердили:

– Вот именно!

ПСИХОЛОГ РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ИГРЕ

Потом психолог тоже стал рассказывать об игре. Он объяснил, что играя ребенок принимает на себя роль, представляет себя на месте другого человека, и это очень важно, так как учит его понимать людей. Именно в игре перед ним открываются мотивы и смыслы человеческой деятельности.

Но и это еще не все. То, что многое в игре происходит понарошку, а вместо настоящих предметов выступают их заменители, развивает у детей воображение и фантазию.

– Все это хорошо, – сказал Игорь, – но ведь игра – для маленьких детей. Серьезные люди не играют.

Психолог с ним не согласился:

– Взрослые люди тоже часто играют, хотя сами могут об этом и не догадываться. А вот американский психотерапевт Эрик Берн это заметил и даже написал такую книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Подрастете – обязательно прочитайте.

– Но еще больше вас удивит мнение нидерландского историка Йохана Хейзинги, – продолжил психолог. – Ученый выдвинул и обосновал гипотезу, согласно которой игра – источник человеческой культуры, а сам человек предстает перед нами как homo ludens, то есть «человек играющий». Люди во всем мире были потрясены его выводами.

Я тоже, конечно, удивился. Мне уже приходилось раньше слышать, что «игра – дело серьезное», но я не думал, что это на самом деле так.

ДУША, ИГРА, СМЫСЛ

Тут Оленька сказала, что у нее тоже есть один вопрос. Все примолкли, и в классе сразу стало тихо. Знаем мы ее вопросы.

– Вот вы в прошлый раз говорили, – обратилась Оленька к психологу, – что «потребность узнает свой предмет». Это очень красиво сказано. А можем мы сказать, что душа узнает свой смысл?

– Ты хочешь сказать, «душа узнает свой смысл в игре»? Правильно я тебя понял?

Оленька кивнула.

Психолог помолчал немного, а потом говорит:

– Не знаю.

Потом он сказал, что раньше об этом не задумывался. Но ему кажется, что можно сказать: «В игре душа узнает смыслы», имея в виду разные смыслы, которые нас окружают. А когда говорят: «Душа узнает свой смысл», то ведь речь идет не просто о смысле, а о смысле жизни. Никто не может точно сказать, где и когда человек найдет смысл своей жизни. И уж конечно, не всегда это случается в игре. Для того чтобы обрести смысл жизни, человеку порой приходится пройти через страдание, познать муки творчества и любовь.

– Но в главном ты, Оля, права, – закончил свою речь психолог. – Душа способна узнавать свой смысл. И если она его где-нибудь найдет, то обязательно узнает.

Затем к психологу обратился Сеня:

– А вы не могли бы привести пример, как человеку удалось найти свой смысл жизни?

Психолог говорит:

– Пример привести я могу. К тому же, вам повезло – у меня как раз сегодня есть с собой одна замечательная книжка...

И он принялся рыться в своем портфеле.

«НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ»

Я думал, он будет читать нам про полярника, покоряющего Арктику, или про ученого, мечтающего сделать выдающееся открытие. Ну, в общем, что-нибудь героическое. Но это оказалось не так.

Психолог сказал, что он прочитает нам отрывок из книги американского писателя Джерома Д. Сэлинджера. Главный герой повести на несколько лет старше нас. Педагоги назвали бы его «трудным» подростком – он плохо учится, его даже выгнали из школы, он конфликтует, лжет, попадает в неприятные истории... Тем не менее ему удалось увидеть и выразить очень важный жизненный смысл.

Психолог нашел нужное место в книге и начал читать отрывок из разговора Холдена Колфилда и его младшей сестры Фиби.

«– Знаешь, кем бы я хотел быть? – говорю. – Знаешь, кем? Если б я мог выбрать то, что хочу, черт подери!

– Перестань чертыхаться! Ну кем?

– Знаешь такую песенку – «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»

– Не так! Надо «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи». Это стихи Роберта Бернса!

– Знаю, что это стихи Бернса.

Она была права. Там действительно «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи». По правде говоря, я забыл.

– Мне казалось, что там «ловил кого-то вечером во ржи», – говорю. – Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак».

РАЗГОВОР О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Все помолчали.

Игорь первым нарушил молчание:

– Этот мальчик нашел себе смысл. Хорошо. Но ведь мы все теперь узнали про его смысл. Можно ли считать, что мы тоже его нашли и он теперь – наш?

– И – «да», и – «нет», – сказал психолог. – У Холдена за этим образом стоят его мечты, чувства, отношение к миру. То есть его личность. Поэтому для него этот смысл – личностный.

Личностных смыслов у человека может быть много, но смыслом жизни мы называем только один – самый главный. Откуда он берется? Давайте посмотрим, как это было у Холдена.

Мы видим, что чувства, мечты и желания Холдена собрались вместе и нашли свое выражение в одном образе. Том самом, про рожь.

Как получилось, что они так собрались? Из отрывка этого не видно. Мы можем только догадываться, что это связано с событиями, которые произошли в его жизни.

Зато мы увидели, как происходит самовыражение в образе и как много иногда могут значить слова полузабытой песенки.

Когда мы читаем про Холдена, то понимаем, что стоит у него за образом, мы видим здесь смысл. При этом наши собственные чувства и желания могут собираться совсем в других «местах», выражаться в других образах. Поэтому для Холдена рожь – символ смысла жизни, а для нас – просто смысла, одного из многих.

– Но когда вы читали, мы ведь тоже что-то чувствовали, – сказал Сеня. – Мне, может, тоже захотелось ловить над пропастью малышей.

– Значит, – ответил психолог, – одно из твоих чувств узнало в этом образе свой смысл и выразилось в нем. Теперь этот смысл – уже твой. Его нельзя назвать смыслом жизни, но он вполне личностный.

Сеня был доволен.

Пока шел разговор с психологом, мы совсем забыли об инопланетянине и тут вдруг вспомнили. А он сидел себе тихонечко в уголке и молчал. Пришлось срочно им заняться.

РОБОТЫ НЕ ИГРАЮТ

Мы как могли перевели слова психолога инопланетянину. Про смысл и душу он совсем ничего не понял. Но, кажется, кое-что понял про игру.

Он сказал, что у них на планете никто не играет. Даже маленькие роботы. У них там, как только маленький робот научится ходить, так он сразу же начинает выполнять Программу. Конечно, у маленьких и тачки поменьше, но играть им все равно некогда.

– Подождите, – говорим, – при чем здесь тачки?

– А чем же еще нам Программу выполнять? Не в руках же землю носить.

Тут, наконец, до нас дошло, что нужно поподробней расспросить инопланетянина об их программе.

И вот что мы узнали. Эти роботы (или не роботы) целыми днями возят в тачках песок и сбрасывают его в Священную Яму. Дна у Ямы не видно, куда девается песок – непонятно.

– Зачем вы это делаете? – спрашиваем.

– Такая уж у нас Программа.

– А зачем вы выполняете такую Программу?

– Мы же роботы, нам без Программы нельзя.

ИГРАЮТ ВСЕ!

Тут встает Светка и очень сердито говорит:

– Вы уже взрослый человек, ну или там робот, неважно. Если вам нравится глупостями заниматься, то занимайтесь. А маленьких-то зачем мучить? Дети должны играть, а не тачки возить!

И, представьте себе, на него это подействовало. Инопланетянин пообещал, что пойдет на своей планете в заведение, где воспитываются маленькие роботы, и будет с ними играть. Только сам он пока что знает мало игр. Что еще можно делать малышам, кроме как таскать утюг за веревочку?

Все начали рассказывать ему о разных играх, а потом, для наглядности, решили немножко поиграть. Мы играли в «Колечко, колечко – выйди на крылечко», и в «жмурки», и во всякое другое. Было обидно, что занятие так быстро кончилось.

Ответить на вопрос, робот наш гость или не робот, мы пока еще не могли. Но в жмурки он играет не хуже нас. Натренировался в своей коробке.

НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
(разговор между занятиями)

Как-то на перемене подходит ко мне Тоша и озабоченно говорит:

– Время идет, а расследование не двигается.

Я спрашиваю:

– Какое расследование?

Тошка вдруг как заорет:

– Какое, какое! Про инопланетного шпиона!!

Я ему говорю:

– Ну что ты так расстраиваешься? Все идет нормально. Наблюдаем, накапливаем факты.

Тоша опять свое:

– Некогда нам наблюдать! А если он действительно шпион? Остальные пусть как хотят, но мы с тобой должны действовать.

– И как же мы будем действовать? – спрашиваю.

– А вот как, – говорит. И дает мне какую-то мятую бумажку. А на ней перечень вопросов, на которые мы должны получить ответ.

Он, бедный, оказывается, всю ночь не спал – вопросы сочинял. Ох уж этот Тоша, он просто жить не может без своих «расследований». Зато с ним всегда интересно.