Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002


ПСИХОЛОГ  У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. См. №№ 41, 42, 43, 2000 г., 3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 /2001 г.; 1, 3, 2002 г.

ЗАНЯТИЕ 22. УЧИМСЯ ДУМАТЬ ЛОГИЧНО

Задачи

Развивать логическое мышление учащихся.
Актуализировать самооценочную деятельность детей.
Стимулировать осознание ими собственных умственных возможностей.

Материалы

Рабочие тетради, кукла или цветное изображение профессора Мышление, для каждой пары детей — набор из 16—20 картинок с изображениями предметов, растений и животных, плакаты «Найди важные слова» (см. приложение 1) и «Найди слово по аналогии» (см. приложение 2).

1. Организационный момент

Упражнение «Прочисти мозги»

(описание этого упражнения см. в занятии 19, «Школьный психолог», № 47, 2001)

2. Работа по теме

Проверка домашнего задания

С детьми проводится игра «Антипод» (описание этой игры см. в занятии 21, «Школьный психолог», № 3, 2002).

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Как вы думаете, для чего мы с вами на уроках психологии в этой четверти выполняем трудные задания, играем, разгадываем сложные загадки, придумываем интересные вопросы? Скажите, зачем мы это делаем?
Дети отвечают.
Психолог. Мы много раз говорили: чтобы быть умными, как профессор Мышление, надо многое уметь. Что же именно нужно уметь, чтобы быть умными?
Психолог фиксирует на доске ответы детей, напоминает им об умениях, которыми они овладели на предыдущем занятии, — находить противоположности и оценивать себя, а также об умении думать вместе.
Психолог. Расскажите, какие из этих умений у каждого из вас развиты лучше всего.
Дети отвечают.
Психолог. Сегодня мы с вами будем учиться думать логично.

Задание «Найди важные слова»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса. Москва, Видное, 1998, с. 47)

Психолог. Перед вами на плакате (см. приложение 1) несколько рядов слов. В каждом ряду пять слов даются в скобках, а одно слово находится перед скобками. Из тех слов, что находятся в скобках, нужно выбрать только два — самых важных для первого слова, стоящего перед скобками. Важными эти слова являются потому, что без них подчеркнутое слово никак не обойдется. В своей рабочей тетради запишите два важных слова. Сделайте это для каждого ряда слов.
Вместе с психологом на примере первого ряда слов дети разбирают содержание данного задания, а после этого выполняют его индивидуально.
Правильные ответы: поселок — улица, дом; квадрат — углы, стороны; телевизор — электричество, прибор; война — бои, солдаты; море — берег, вода; футбол — игроки, мяч.

Игра «Слова-мостики»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». Москва, Видное, 1998, с. 55)
Психолог. Предлагаемая игра потребует от вас умения устанавливать смысловые связи между разными явлениями. Играть будем в парах.
Психолог поясняет, по какому принципу дети объединяются в пары.
Психолог. Один игрок выбирает из набора картинок две любые. А другой придумывает такое слово-мостик, которое как бы связывает между собой две эти картинки и поясняет, в чем состоит эта связь.
Психолог на примерах показывает, как следует подбирать слова-мостики.

Игра «Психологическое домино»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». Москва, Видное, 1998, с. 55)

Психолог. Вы, наверное, знаете, что такое домино и как в него играть.
Психолог выслушивает ответы детей и дает свои пояснения.
Психолог. В нашей игре вы в парах будете составлять необычное домино — к каждой картинке присоединять наиболее подходящую к ней другую картинку. Сначала все картинки нужно разместить на столе. После этого выбирается любая картинка и кладется в центр стола. Она будет основой для нашего домино.
Затем игроки должны по очереди подбирать наиболее подходящую для домино картинку. При присоединении нужно обязательно объяснить, почему же именно эта картинка подходит к домино. Это можно сделать примерно так: «Эта картинка присоединяется к... (называется предмет, изображенный на той картинке, к которой происходит присоединение) потому что...»
Таким образом игрок показывает, как связаны между собой две картинки, расположенные рядом. Присоединять картинки можно с обоих краев домино.
Психолог объясняет на примере, как нужно играть. Игру можно превратить в соревнование команд. При этом ставится задача — как можно быстрее составить самое большое домино. В команде может быть 3—4 человека.

Игра «Найди слово по аналогии»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». Москва, Видное, 1998, с. 49)

Психолог. Посмотрите на плакат «Найди слово по аналогии» (см приложение 2). Здесь представлено пять заданий. Между первой парой слов (психолог указывает каких) существует определенная связь. Между первым словом (психолог указывает) и одним из четырех слов в скобках существует точно такая же связь. Нужно найти это слово и записать его в рабочей тетради.
Сначала дети выполняют первое задание вместе с психологом в устной форме. Правильные ответы: птица — животное; мокрый — сухой; рисунок — рассматривать; игла — стальная; сомнение — неуверенность.

3. Подведение итогов

Психолог. Скажите, какому умению мы учились сегодня на занятии? Какие игры и задания вам понравились больше всего?

Задание «Оцени свои умения»

(описание этого задания см. в занятии 21, «Школьный психолог», № 3, 2002)

При выполнении этого задания оцениваются умения детей находить противоположности, думать логично, использовать помощь одноклассников.

4. Домашнее задание

Придумать с помощью родителей один ряд слов для задания «Найди важные слова».

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33 541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НАЙДИ ВАЖНЫЕ СЛОВА

  • Поселок (дом, река, лес, улица, корова)

  • Квадрат (чертеж, бумага, углы, линейка, стороны)

  • Телевизор (экран, электричество, прибор, квартира, зритель)

  • Война (танки, солдаты, бои, сабли, пленные)

  • Море (рыба, моряк, берег, вода, шторм)

  • Футбол (победа, штрафы, игроки, стадион, мяч)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАЙДИ СЛОВО ПО АНАЛОГИИ

1. Цветок — растение
Птица — (чайка, животное, гнездо, клюв)

2. Темный — светлый
Мокрый — (солнечный, скользкий, сухой, холодный)

3. Рассказ — слушать
Рисунок — (играть, рассматривать, решать, читать)

4. Стул — деревянный
Игла — (стальная, блестящая, острая, тонкая)

5. Враг — неприятель
Сомнение — (скука, враждебность, спокойствие, неуверенность)

TopList