Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2002

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дополнение для учащихся 1-го класса

Окончание. Начало см. №42, 43, 44, 45, 47, 48 /2001; № 1, 2 /2002

ЗАНЯТИЕ «ПРАВИЛА ВНУТРИ И ВОКРУГ НАС» (2 ЧАСА)

Цель

Помочь детям осознать требования, регламентирующие школьную жизнь.

Материал

Бумага для рисования, фломастеры или цветные карандаши.

Ход занятия

Ведущий. Представьте себе, что мы с вами сидим в лесу на поляне и перед нами горит костер. Интересно смотреть на языки пламени, они завораживают, хочется смотреть на их игру. Протяните руку, а теперь «суньте ее в огонь». Кто из вас это сделал? (Несколько человек поднимают руки.) А теперь поднимите руку те, кто так не сделал. Почему?
Ответы детей: Потому, что нельзя совать руку в огонь, обожжет.
Ведущий. Да, огонь обжигает. Это больно. Теперь представьте другую ситуацию. Вы должны подняться домой в лифте, вместе с вами собирается ехать посторонний мужчина. Как вы себя поведете?
Ответы детей: Выйду из дома, покричу маме, она спустится вниз.
Ведущий. Представьте себя на уроке, учитель объясняет новую тему, а ученик встал, начал разговаривать и ходить по классу. Что сделает учитель?
Ответы детей. Учитель сделает мальчику замечание, посадит его на место.
Ведущий. А теперь мы обобщим все три ситуации. В жизни есть определенные правила: если эти правила нарушать, то обязательно будут неприятные последствия. Человек, который нарушает правила, будет наказан или нанесет себе вред своими действиями.
К дальнейшей работе можно привлечь старшеклассников. Дети разбиваются на группы по 4–6 человек. Каждой группе дается 1–2 консультанта. Консультанты помогают заполнить следующую таблицу.

НАШИ ПРАВИЛА

 

В природе

В обществе

В школе

Можно
Нельзя

     

Можно ориентироваться на приведенные ниже правила.

В природе

Нельзя разжигать костры, ломать деревья, выливать бензин, вредные вещества.
Можно сажать деревья, делать очистные сооружения, создавать заповедники.

В обществе

Нельзя ездить в лифте с незнакомыми людьми, ругаться, драться, пить, курить.
Можно дружить, помогать, уступать место и т.д.

В школе

Нельзя шуметь на уроках, перебивать учителя, подсказывать, ходить во время урока, списывать, брать чужие вещи без разрешения.
Можно старательно учиться, стирать с доски, убираться в классе и столовой, играть на перемене.

От каждой группы по каждой теме выступает ребенок. Старшеклассники объединяют все предложенные детьми правила в одну общую таблицу. Вырабатываются санкции за нарушения и тоже оформляются в виде таблицы. Можно использовать рисунки детей. Можно придумать какие-либо обозначения.
Ведущий. Люди живут по правилам, нарушение правил приводит к различным неприятностям. Обо всех правилах люди договариваются друг с другом.
Выработанные правила вывешиваются в классе до конца года.

ЗАНЯТИЕ «РАДИОГАЗЕТА» (2 ЧАСА)

Цель

Дать детям возможность участвовать в игровом конкурсе.

Материал

Магнитофон, пленка, бумажки с номерами, листы для жюри.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы будем выпускать радиогазету. Представьте, что нам поручили провести конкурс анекдотов. Каждый из вас сейчас решит, будет ли он участником конкурса, ведущим или членом жюри. Жюри состоит из пяти человек.
Выбирается жюри и два ведущих, в обязанности последних входит объявление номера конкурсанта и его имени. Ведущие-дети ведут конкурс по очереди.
Оставшиеся дети вспоминают свой любимый анекдот и про себя его пересказывают, чтобы потом без остановок рассказать его перед микрофоном. Потом тянут номера для выступления.
Учитель работает с членами жюри. Выясняет вместе с ними, как они будут оценивать выступления детей. Можно предложить им обращать внимание на артистизм, на то, смешной анекдот или нет, есть в нем бранные слова или нет, новый анекдот или старый. Перед членами жюри лежат листочки с таблицей (см. внизу).
Участники тихо сидят на местах. Все выступления записываются на магнитофон.

Первый ведущий-ребенок (в микрофон). Начинаем наш конкурс анекдотов, выступает номер 1. Это — Маша Смехова.
Маша подходит к микрофону, рассказывает свой анекдот.
Второй ведущий-ребенок (в микрофон). А сейчас Петя, у него номер 2, расскажет свой анекдот.
Жюри работает. Ведущий-взрослый периодически спрашивает, успели ли члены жюри сделать пометки в таблице. В заключение конкурса жюри собирается и обсуждает результаты. Те, кто набрал наибольшее количество очков, либо рассказывают еще один анекдот, либо повторяют прежний. Запись можно прослушать в конце занятия или на следующем занятии.

Поставьте оценку от 0 до 5

ТАБЛИЦА

№ п/п

Фамилия, имя

Критерии

Смешной

Бранный

Новый

Артистизм

ЗАНЯТИЕ «ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ» (2–3 ЧАСА)

Цель

Развить у детей навыки групповой работы.

Материал

Большие листы бумаги, картинки для коллажей, старые журналы, клей, ножницы, цветные карандаши.

Ход занятия

Ведущий. Мы сегодня будем готовить макет журнала для печати. Для начала журнал нужно как-то назвать. Сейчас я буду записывать ваши предложения на доске. Нужны новые названия, те, что уже известны, записывать не будем. Выберите одно название, которое нравится вам лично: поднимите руку, когда я назову то, которое вам понравилось.
Затем выбирается группа из 3 человек для оформления обложки. На ней должно быть написано название, класс, школа. Следующая страничка называется «содержание». Эта группа идет работать.
С оставшимися детьми ведущий обсуждает содержание журнала. Предлагаются темы: спорт, юмор, новости, в мире животных, развлечения и реклама, из школьной жизни, мода и др.
Дети делятся на группы по 4–5 человек на основе жребия. Тема тоже достается группе по жеребьевке. Каждая группа получает много старых журналов. Участники просматривают журналы и подбирают картинки по своей теме. Подобранные и вырезанные картинки наклеиваются на листы бумаги. На листе должно быть название раздела и небольшой текст, объясняющий или объединяющий картинки.
Ведущий постоянно следит за тем, чтобы все дети работали. Если замечает, что кто-то ничего не делает, то спрашивает:
— А что делает Петя?
— Ничего.
— Пусть Петя вырезает или наклеивает
и т.д.
По окончании работы можно сброшюровать все страницы и обложку. Затем группы представляют свои творения. Дети в группе сами решают, кто будет представлять их «страничку»: все вместе, по очереди или кто-то один. Можно сначала представить работу, а брошюровку сделать позже.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

TopList