Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

РАЗВИВАЮЩИЕ УРОКИ

См. №№ 41, 42, 43, 2000 г.,
3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 2001 г.,
1, 3, 8, 12, 40, 2002 г.

ЗАНЯТИЕ 25

ЧТО Я ЗНАЮ О МЫШЛЕНИИ?

ЗАДАЧИ

Обобщение пройденного материала.
Закрепление умений: обобщать, мыслить логично.
Содействие в развитии у детей рефлексии собственных умственных возможностей.
Стимулирование креативных возможностей.

МАТЕРИАЛЫ

Рабочие тетради, карточки с названиями умственных умений (см. приложение 1), плакат «Советы Пси-Мага: как развивать свое мышление?» (см. приложение 2), для каждого ученика — набор картинок (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001, или можно взять любые картинки, изображающие предметы и персонажи), набор из 24 спичек (предварительно отрезать серу) или деревянных палочек.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Упражнение «Ранжирование умений»
Психолог. Что значит уметь мыслить, думать?
Дети называют различные умения. Психолог раздает отвечающим ученикам карточки с названиями указанных умений (см. приложение 1).
Психолог. А теперь водящий (психолог называет кого-либо из учеников) располагает названные умения в порядке их значимости. Для этого он выстраивает учеников с карточками в ряд, в котором первыми оказываются представители самых важных умений.
Процедуру ранжирования можно повторить еще 1—2 раза с другими водящими.

Игра «Пусть пересядут те, кто...»
Психолог
. Давайте встанем из-за парт и пересядем на стулья, образующие круг. (Количество стульев должно быть на один меньше количества участников игры. Психолог пока не занимает стула.) А теперь на счет «три-четыре» пусть пересядут те, кто считает, что они замечательно, лучше всех умеют делать выводы. Три-четыре. (Стоящий психолог пытается занять освободившееся место.) Выходит, что большинство из вас умеют лучше всех остальных делать выводы. Тогда кто же эти остальные? Кто хуже всех умеет делать выводы?
В следующем раунде игры постараемся быть более самокритичными и честными с самими собой. Тот, кто остался без стула, будет водящим. Он, как и я, должен вспомнить одно из умственных умений и сказать: «Пусть пересядут те, кто считает, что они замечательно, лучше всех умеют... (нужно назвать это умение)». Не забудьте про команду «три-четыре».

Психолог помогает водящим и следит за соблюдением правил игры.

2. Работа по теме

Беседа-опрос по пройденному материалу
Психолог. Сегодня на занятии мы повторим все пройденное за последнее время. Если вы сумеете правильно ответить на мои вопросы, то снова встретитесь с Юлей и ее друзьями. Итак, ответьте, какую особенность Королевства Внутреннего Мира мы с вами изучали и развивали? Без нее очень трудно человеку принимать верные решения.
Дети отвечают. Психолог при необходимости с помощью дополнительных вопросов подводит их к правильному ответу — мышление, ум.
Психолог. Вот уже более двух месяцев мы с вами на наших занятиях играем, выполняем трудные задания, разгадываем сложные загадки и шифровки. Как вы думаете, для чего мы это делаем? Имеет ли это отношение к мышлению?
Психолог ориентирует детей на аргументированные ответы и подводит их к выводу: мы это делаем для того, чтобы развить свое мышление, чтобы стать умными.
Психолог. Я познакомлю вас с советами, которые дает Пси-Маг при ответе на вопрос: «Как развивать свое мышление?» (см. приложение 2).

Упражнение «Общее-конкретное»
(из методического пособия Вачкова И.В., Поповой А.Х. Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса. М., Видное, 1998, с. 50)
Психолог. Сейчас мы поиграем в слова. Любое слово может быть частью чего-то более общего. Но любое слово также можно конкретизировать, назвав его свойства. Например, рассмотрим слово «чайник». Если я подымаю руку вверх (психолог показывает), то нужно назвать к слову «чайник» более общее слово. Таким общим словом будет «посуда». Если я опускаю руку вниз (психолог показывает), то нужно назвать какое-нибудь конкретное свойство предмета, обозначаемого словом «чайник». Допустим, для слова «чайник» это будет слово «металлический». Мы потренировались на слове «чайник» — теперь можно играть по-настоящему. Следите внимательно, куда направлена моя рука: если вверх — называете общее слово к заданному, а если вниз — то конкретное. Задаю вам слово «медведь».
Психолог может задавать следующие слова: скрипка, шкаф, шапка, уроки.

Задание «Спички»
(см. занятие 24, «Школьный психолог», № 40, 2002 г.)
Психолог. В этом задании с помощью спичек вы будете составлять, как и на прошлом занятии, разные знаки и фигуры. (Психолог раздает каждому ребенку по набору спичек или палочек.) Первое задание называется «сто». Отберите из набора девять спичек (палочек). Расположите на своем столе четыре спички (палочки) вот так:

К этим четырем спичкам (палочкам) нужно приложить пять спичек (палочек) так, чтобы получилось сто.
Психолог ориентирует уже решивших задание «сто» на поиск второго варианта ответа. По истечении 7—8 минут он организует проверку этого задания на доске.
Психолог. Второе задание называется «треугольники». Отберите из набора шесть спичек (палочек). Расположите на своем столе три спички (палочки) так, чтобы получился треугольник. У него три одинаковые по длине стороны. Теперь оставшиеся три спички надо разместить так, чтобы получилось четыре треугольника с равными сторонами.
Если это, достаточно трудное, задание дети не решают, психолог показывает им правильное решение.

Игра «Психологическое домино»
(см. занятие 22, «Школьный психолог», № 8, 2002 г.)

3. Проверка домашнего задания

Психолог спрашивает у детей, какие они придумали продолжения истории про Юлю и ее друзей.

4. Время книги

Психолог. Узнаем, что же в действительности произошло с героями нашей истории. Если вам сейчас не хочется рисовать, то положите голову на парту, закройте глазки и просто слушайте историю.
Психолог читает отрывок из книги Вачкова И.В. «Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке». М., 1996 (см. приложение 4).

5. Подведение итогов

Задание «Что я знаю о своем мышлении?»
Психолог
. Необходимо придумать продолжение фразы «Я могу мыслить. Это значит я умею... (что делать?)»
Дети по очереди дают ответы.
Психолог. А теперь напишите в своей рабочей тетради, какие умственные умения у каждого из вас замечательно развиты, лучше, чем у других.

6. Домашнее задание

(из методического пособия Вачкова И.В., Поповой А.Х. Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса. М., Видное, 1998, с. 54)
Нужно придумать как можно больше слов, состоящих из букв, входящих в слово «экскаватор». Слова могут состоять из любого количества букв, главное, чтобы в них входили только те буквы, которые есть в слове «экскаватор».

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33
541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УМСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ

Умение разбираться в свойствах предметов
Умение сравнивать предметы и находить в них сходства и различия
Умение задавать интересные вопросы и придумывать загадки
Умение отвечать на сложные вопросы и разгадывать загадки
Умение думать вместе
Умение обобщать
Умение делать выводы
Умение находить закономерности
Умение находить противоположности
Умение думать логично
Умение мыслить творчески

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЕ МЫШЛЕНИЕ?
СОВЕТЫ ПСИ-МАГА

Мозг «ржавеет» от безделья, поэтому нужно чаще его нагружать работой.
Мышление начинается с внимания: чтобы хорошо думать, нужно быть внимательным!
Когда думаешь, старайся все известное проанализировать и «разложить по полочкам».
Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к уму других.
Прежде чем дать ответ, сначала его обдумай: не позволяй своему языку опережать свою мысль!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ «СПИЧКИ»

Задание "Сто":
сто или 100
Задание"Треугольники":
необходимо построить пирамиду
Задание "Сто": сто или 100 Задание"Треугольники": необходимо построить треугольники

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЭЛЬЧИК АТАКУЕТ

Все присутствовавшие в лаборатории Барденбука явственно услышали выстрелы, доносившиеся снаружи. Волшебник, психолог, Бум-Дирбом и Юля бросились к окнам. Равнодушные ко всему трики не двинулись с места.
Поскольку лаборатория Барденбука находилась на третьем этаже дворца, а дворец Повелителя располагался на вершине холма, господствовавшего над местностью, то из окон были отлично видны леса, подступавшие к домам города. Оттуда и раздавались громкие выстрелы. По окраинной улице, направляясь к центру столицы, двигалась огромная человеческая фигура. На лице великана было смешанное выражение озабоченности, добродушия и досады. Он явно торопился и шел быстрыми широкими шагами, одной рукой прикрывая глаза, как от солнца, и энергично размахивая второй рукой.
— Эльчик! Милый Эльчик! — закричала Юля что есть силы. — Мы здесь! Скорее сюда!
Барденбук резко повернулся к ней и ее папе.
— Это что еще за чудище?! — испуганной взвизгнул он. — Откуда он взялся?
— Он прилетел с планеты Собакилия, чтобы выручить нас из беды, — доверительно сообщила ему Юля. — Это Электронный Человек. Его сделали разумные собаки и мой папа.
— Я думаю, вам лучше сразу прекратить всякое сопротивление и приказать своим слугам сдаться, — мягко предложил папа.
— Что?! — тоненький голос Великого Волшебника едва не сорвался от возмущения. — Трики! Связать землянина!
В несколько секунд приказание было исполнено. Психологу скрутили веревками руки за спиной. Юля в страхе прижалась к папе. Бум-Дирбом, который в суматохе попытался было выскользнуть из лаборатории, тоже был схвачен и связан.
— Вот так! А теперь посмотрим, сумеет ли ваш электронный приятель добраться до вас целым и невредимым, — насмешливо сказал Барденбук и снова повернулся к широкому окну.
Эльчик находился уже недалеко от дворца. Теперь хорошо было видно, как в панике разбегались от него беспамятные трумы. Шлямы, которые не умели думать и поэтому не очень разобрались в ситуации, стояли вдоль улицы, как фонарные столбы, и глазели на невиданное зрелище. Лишь трики, не имевшие эмоций и поэтому не испытывавшие ни страха, ни удивления, считали продвижение великана ко дворцу нападением. Следуя полученным от Повелителя приказам хватать или уничтожать всех, не обработанных Психоочистителем, трики пытались остановить Эльчика, выстраиваясь в ряд поперек улицы. Но Идеальный Хозяин Собак осторожно перешагивал через них, как через игрушечных солдатиков, стараясь ни на кого не наступить, и продолжал двигаться дальше. Тогда трики выхватили свои пистолеты и начали пальбу по этой огромной мишени. Но пули не могли причинить никакого вреда Эльчику — ведь его кожа была сделана из особо прочных материалов. Он только прикрывал рукой глаза, которые были более уязвимы. Через некоторое время новый отряд триков преградил дорогу великану, и история повторилась.
— Глупцы! — закричал Барденбук, увидев все это. — Скорее несите пулеметы!
Несколько триков, находившихся в лаборатории, кинулись в двери и спустя какое-то время вернулись с парой тяжелых пулеметов, которые установили на подоконник и, разбив оконное стекло, выставили тупые рыльца пулеметов наружу.
К этому моменту Эльчика отделяло от стен дворца не более двухсот метров. Когда Юля увидела, какое оружие приготовили против ее большого друга, она забеспокоилась, но папа оставался спокойным. Он ободряюще подмигнул девочке: ничего, мол, Эльчику эти игрушки не страшны. И действительно: пули отскакивали от великана, как горох от стены.
Барденбук понял, что обычное оружие против Электронного Человека бессильно. Тут его взгляд упал на Психоочиститель. Барденбук отогнал трика в сторону, направил луч Психоочистителя прямо в лицо Эльчику, настроил прибор на разрушение всех психических функций и стал опускать рычажок, увеличивая мощность излучения. Обеспокоенный психолог рванулся вперед, но трики крепко держали его.
Сначала ничего не происходило. Эльчик все так же стремительно двигался вперед. И вот он уже подошел вплотную к стене дворца и заглянул в окно лаборатории. Увидев Юлю и ее папу, он радостно улыбнулся и протянул руку, не обращая внимания на черного тщедушного человечка, суетившегося у какого-то аппарата. Но в этот момент Барденбук дал самую большую мощность излучения. Улыбка замерла на губах Эльчика, он вздрогнул, пошатнулся и со страшным грохотом рухнул на землю.

ПОСЛЕДНЯЯ СХВАТКА

Юля подбежала к окну и выглянула наружу. Электронный Человек лежал на траве дворцового парка, раскинув руки, как боец, сраженный наповал во время атаки. Его огромная голова покоилась на цветочной клумбе. Веки богатыря были сомкнуты. Юля всхлипнула.
— Он не убит, Юлечка, — раздался за ее спиной ободряющий голос папы. — Просто остановлены все его психические процессы — мышление, память, воображение, ощущение, восприятие. Ведь его мозг подобен человеческому! Он тоже содержит пятнадцать миллиардов нервных клеток, которые работают так же, как живые клетки. Поэтому, к сожалению, Психоочиститель воздействует и на него.
Папа хотел утешить ее и погладить по голове, но вспомнил, что его руки связаны.
А Космический Маг Барденбук торжествовал.
— Никто не в силах бороться со мной! — выпятив тощую грудь, провозгласил он. — Никто не может противостоять мне! Я Повелитель планеты Хухромухр, сделавший ее людей счастливейшими во Вселенной, покорю и осчастливлю все миры, которые встречу на своем пути!
— У вас мания величия в острой форме, — сделал профессиональное замечание папа. — Тяжелое психическое заболевание.
Но Барденбук не слушал его. В эту минуту он никого не видел и не слышал, потому что был погружен в свои бредовые фантазии, и все говорил о своей силе и будущей вселенской славе, и глаза его горели нездоровым блеском.
А Юле внезапно пришла в голову замечательная мысль — простая и... очень интересная. Она отстранилась от папы и, подняв голову, улыбнулась ему. После этого уверенно направилась к Психоочистителю. С большим трудом Юля развернула прибор, направив центральный излучатель на четырех триков, бесстрастно взиравших на нее. Девочка хорошо запомнила действия папы, когда он настраивал прибор на восстановление психических процессов, и быстро повторила их. Ее маленькие пальчики легли на рычажок усиления мощности...
Барденбук спохватился слишком поздно. Когда он сообразил, что маленькая девочка с Земли управляет Психоочистителем, действие прибора уже давало результат: трики-охранники как будто стряхнули оцепенение и их лица отразили явные человеческие чувства — облегчение, радость, удовольствие.
— Схватить девчонку! — завизжал Повелитель Хухромухра, но трики вопреки обыкновению не спешили стремительно выполнять его приказание.
— С какой стати мы должны обижать ребенка? — приятным, бархатистым голосом спросил один из триков.
— Да, это был какой-то кошмарный сон, — добавил второй трик.
— Ребята, почему же мы подчинялись этому коротышке? — озадаченно спросил третий.
— У меня такое чувство, что я был машиной, которая работала по заданной программе, — с горечью произнес четвертый.
Увидев, какой оборот приняло дело, Барденбук рванулся к Психоочистителю, чтобы снова с его помощью подчинить своих слуг, но крепкая рука ближайшего из триков ухватила его за шиворот.
— Не стоит спешить, Повелитель. Мы больше не желаем быть твоими рабами, — сказал он.
— Как вы смеете! Я же Великий Волшебник и Космический Маг! — завопил Барденбук, болтаясь в воздухе.
— Злодей и обманщик! — жестко ответил трик, не выпуская Повелителя Хухромухра.
Остальные охранники быстро освободили Бум-Дирбома и психолога от веревок. Юля бросилась в объятия папы.
— Ты поступила очень храбро, Юленок! — ласково сказал ей папа.
— Удивительная девочка с далекой планеты Земля, с твоей отвагой могут соперничать только твой ум и твое обаяние, — с поклоном произнес Бум-Дирбом. — Ты спасла нас от ужасной участи.
— Папочка, надо ведь помочь и другим жителям Хухромухра, — напомнила Юля и отвернулась, чтобы скрыть краску смущения на лице.
Папа выпрямился, и лицо его стало серьезным.
— Вы сможете помочь нам? — спросил он триков.
— Приказывай, землянин! — ответил главный из охранников. — Мы сделаем все, чтобы помочь нашим товарищам освободиться от страшного колдовства Барденбука.
— Во-первых, свяжите бывшего Повелителя Хухромухра, — распорядился психолог. — Пусть кто-нибудь из вас останется охранять его. Остальные... помогите мне поднять Психоочиститель на крышу дворца. Я присоединил к прибору усилитель мощности, и теперь его действие может распространяться на многие километры вокруг.
Его приказы были мгновенно исполнены. Не прошло и пяти минут, как Юля, ее папа, Бум-Дирбом и трое триков уже оказались на крыше дворца. Длинные провода тянулись от прибора через лестничные пролеты к блокам питания в лаборатории.
— Ну что же, Юля, — весело произнес папа. — Мне кажется, будет правильно, если именно ты включишь Психоочиститель. Мы уже убедились, что ты умеешь с ним обращаться.
Юля с готовностью откликнулась на это предложение. Она подошла к прибору и нажала на рычажок. Излучение не имело ни цвета, ни звука, ни запаха. Стоявшие на крыше люди не могли его почувствовать, если не считать приходившего к ним ощущения бодрости, свежести, усиливавшейся остроты и ясности мыслей и веры в свои силы.
Вдруг Юля увидела, как через площадь ко дворцу бегут какие-то люди. По их маленькому росту и сходству с Бум-Дирбомом она догадалась, что это бумы. Впереди большими скачками мчалась крупная собака. «Так это же Гаф Гафыч! — догадалась Юля. — Он и бумы считают, что мы в опасности, и спешат к нам на выручку».
— Здравствуйте, Друг Всех Собак! Здравствуй, Юля! С вами все в порядке? — громкий и веселый голос раздался откуда-то снизу.
Все опустили глаза. На них смотрело добродушное, улыбающееся лицо Эльчика. Макушка великана едва не достигала уровня крыши. Он протянул руки, бережно взял Юлю и прижал ее к своей огромной груди. А у его ног с радостным лаем носился, виляя хвостом, как обычная дворняжка, пилот космофлота планеты Собакилия Гаф Гафыч Псовый.