Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

РАЗВИВАЮЩИЕ УРОКИ

Продолжение.
См. №№ 41, 42, 43, 2000 г.,
3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 2001 г.,
1, 3, 8, 12, 40, 41, 2002 г.

ЗАНЯТИЕ 26

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ

ЗАДАЧИ

Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира.
Наполнить содержанием понятие «эмоции».
Способствовать осознанию детьми собственных эмоций.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомы, набор карточек «Азбука настроения» на каждого ученика или хотя бы на двоих (см. приложение).

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Упражнение «От улыбки станет всем теплей»
Психолог
. Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.
Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов поделиться им с остальными. А теперь все, кто поднимал палец, образуйте круг. В центр этого круга станут те, у кого сейчас не очень хорошее настроение. Игроки с хорошим настроением будут посылать свои улыбки в центр круга. Итак, от улыбки станет всем теплей. Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение.
Если детей с плохим настроением не окажется, то стоящие в кругу дети посылают улыбки друг другу.
После этого упражнения дети садятся в общий круг.

Игра «Передача предмета по кругу»
Психолог. Водящий задумывает какой-нибудь предмет. Он показывает, как выглядит этот предмет, с помощью жестов соседу слева, который принимает этот воображаемый предмет и передает его дальше по кругу. Так происходит до тех пор, пока воображаемый предмет не вернется к водящему. В этой игре необходимо придерживаться двух правил: не разговаривать и стараться понять, какой предмет вам передают.
Первым водящим может быть сам психолог. После каждого раунда игры психолог организует обсуждение того, какой предмет передавался по кругу. Обсуждение идет в обратной последовательности, начиная от того, кто последним получил «предмет».

2. Работа по теме

Игра «Превращения в животных»
Психолог. В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
печального и грустного козленочка-Иванушку из сказки про Аленушку;
любопытного енота;
страдающего Гадкого утенка;
сердитого льва — царя зверей;
радостную, неунывающую мартышку из мультфильма «48 попугаев».

Дети выполняют задание.
Психолог. Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть эмоции.

Беседа по теме «Что такое эмоции»
Психолог. Тема нашего занятия «Что такое эмоции». Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, когда в последний раз вы сильно удивились.
Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы.
Психолог.
А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно у вас вызывает обиду?
Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы.
Психолог. Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы.
Психолог. В каких ситуациях вы сердитесь, сильно злитесь?
Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы.
Психолог. Итак, не только животные — герои любимых сказок и мультфильмов могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции. Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции — радость, счастье, удивление, удовольствие. Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывают у нас отрицательные эмоции — грусть, обиду, страх, злость.

Задание «Угадай эмоции!»
Психолог раздает учащимся наборы «Азбука настроения» (серия «Мышка» из приложения).
Психолог. Рассмотрите рисунки, на которых мышки находятся в разном настроении. Угадайте, что переживает, что чувствует мышка под номером один (два, три и т.д.)? Что они делают — боятся, радуются, удивляются, обижаются, сердятся, чувствуют вину и т.д.?
Психолог проверяет правильность ответов детей и продолжает подобную работу с другими сериями («Дама», «Попугай») из набора «Азбука настроения». Это задание можно провести письменно — в альбоме дети указывают названия угаданных эмоций героев рисунков. Тогда после этого организуется проверка.

3. Подведение итогов

Задание «Какие эмоции я знаю?»
Психолог. В альбоме напишите, какие вы знаете слова, передающие то, что мы чувствуем, переживаем. Некоторые из этих слов вы узнали сегодня на занятии, а некоторые знали и раньше. Необходимо написать как можно больше слов, отвечающих за наши эмоции.

4. Домашнее задание

Нужно выбрать из трех наборов «Азбуки настроений» по одной карточке таким образом, чтобы изображенные на них персонажи были в разном настроении. Дома нужно придумать историю, которая могла с ними случиться. В альбоме надо записать имена трех выбранных персонажей с указанием их настроения (допустим, обиженная дама, грустный попугай и довольная мышка). Карточки «Азбуки настроений» возвращаются психологу.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33
541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ

АЗБУКА НАСТРОЕНИЙ

(Использованы материалы из книги Битяновой М.Р., Азаровой Т.В., Афанасьевой Е.И., Васильевой Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998)

Набор «Мышка»

Набор «Мышка»

Набор «Дама»

Набор «Дама»

Набор «Попугай»

Набор «Попугай»